Как помочь детям зарабатывать на простых вещах

4183

Четыре года назад в школах Казахстана появился факультатив, сегодня известный как "Основы предпринимательства и бизнеса".  

Как помочь детям зарабатывать на простых вещах

О том, как ведется новый предмет и как учащиеся его приняли, рассказала inbusiness.kz учитель школы-гимназии № 9 города Кызылорды Сауле Шайхсламова.

На самом деле "Основы предпринимательства и бизнеса" – это относительно новый факультативный курс, преемник других внеклассных занятий, посвященных экономике и финансовой грамотности. В 2017 году запущенный в качестве "пилота", сегодня проект представляет собой шестидневные занятия по 45 минут в 5-10-х классах. В 11-м классе выпускники готовятся к ЕНТ, поэтому занятия по ОПБ только один раз в неделю.

Сауле Шайхсламова рассказала корреспонденту inbusiness.kz, что "пилот" был инициирован НПП "Атамекен" и с 2019 года курс "Основы предпринимательства и бизнеса" стали вести во всех школах. По крайней мере, до тех пор, пока весной 2020 года не началась пандемия КВИ и школьников не отправили учиться онлайн. Чтобы не загружать детей излишне, внеклассные занятия приостановили. И если средние классы достаточно просто пережили потерю учебного года, то старшим классам приходится довольствоваться урезанной программой.

Стоит отметить, что Сауле Шайхсламова – одна из первых педагогов в стране, которая вела пилотный проект ОПБ. Она еще в 2015 году вела факультатив "Основы предпринимательства", помогая детям зарабатывать на простых вещах. И сегодня продолжает разъяснять детям, что такое предпринимательство, с чего начинается бизнес. Например, в изготовлении и продаже гобеленов/панно, старых вещей, которым подарили вторую жизнь и новый облик.

Своя компания у школьников

"Каждый год мы в школе создаем компанию, в которую входят ученики 5-7-х классов. Они учатся шить, вязать, например, гобелены, сумки из кусочков ткани и т. п., которые потом можно продавать", – отмечает преподаватель.

У компании даже есть свой директор из числа учеников. До пандемии дети активно вовлекались в дела компании. Например, шили/вязали сумки на продажу, соревнуясь между собой.

Шайхсламова отмечает что, когда ее ученикам исполнится 30 лет, многие профессии могут исчезнуть. Поэтому она рекомендует получить еще одну-две специальности.

"До пандемии я преподавала ОПБ нескольким классам, в общей сложности 125 ученикам. В этом году в несколько раз меньше. Теперь часть детей поступили в колледжи, родители других детей против изучения основ предпринимательства и бизнеса", – рассказывает она.

Чего не хватает педагогу для учебного процесса

"Детей становится все больше, растет количество классов. Раньше у меня был отдельный кабинет, где в любой момент дети собирались для занятий. Сегодня тоже есть кабинет, но там проходят занятия и по другим предметам. Был бы свой кабинет, с необходимым оборудованием, стало лучше. Неплохо было бы вручать детям сертификаты", – отмечает преподаватель.

Смеясь, она вспоминает, что раньше половина класса напоминала склад.

"Одним из первых проектов был сбор макулатуры. В стенах нашей школы мы собирали старые, испорченные тетради, книги, журналы и сдавали их. На заработанные деньги приобретали необходимые материалы для занятий. Еще собирали пластик. Потом батарейки. Но не знали, куда их можно сдавать", – рассказывает Сауле Шайхсламова.

Ученики – о новом предмете

Поговорили мы и с детьми, хотелось узнать их мнение о новом предмете.

"Основы предпринимательства и бизнеса нам преподают с 8-го класса. Сейчас я учусь в 11-м классе. Из-за пандемии в прошлом году пришлось немножко приостановить занятия. До пандемии мы активно занимались различными проектами. Например, ходили в младшие классы, и объясняли, как правильно сортировать мусор, как можно дать вторую жизнь старым, использованным вещам", – рассказала Алима Сагидуллаева, ученица 11-го класса.

Сейчас Алима вместе со своей одноклассницей Су-Ен Лигай разрабатывает другой проект, посвященный экологии и экономике.

Старшеклассница отмечает, что ей очень интересно изучать основы предпринимательства.

"Мне нравится развиваться, узнавать что-то новое. Благодаря Сауле-апай я узнала много нового об экологии и экономике", – делится девушка.

К слову, под влиянием предмета Алима планирует получить высшее образование, связанное с промышленностью.

По словам Су-Ен, ее родители не против занятий ОПБ. Ведь дети учатся создавать новые вещи. И они не видят в этом ничего плохого.

Также относятся к занятиям и родители Алимы.

"Мои родители не так сильно интересуются этим, но я стараюсь рассказывать им. В частности, от Сауле-апай я узнала, что в Норвегии практически нет мусора, они перерабатывают все отходы. И если нет мусора, то покупают у других стран. В целом родители положительно относятся к этому", – отмечает школьница.

Свое мнение о курсе рассказала еще одна ученица 11-го класса, Аян Орынбасар. Она с 5-го класса активно участвует во всех выставках и конкурсах. В частности, ее проект вошел в топ-30 Atameken Stars.

"Изучать бизнес с 10-го класса – это отличная идея для школьников. Например, мы завтра окончим школу, я получу медицинское образование, возможно, открою частную клинику, займусь развитием своих проектов", – отмечает школьница. Она уверена, что полученные базовые знания ей в этом помогут.

На сегодня единственный недостаток для занятий ОПБ Аян считает нехватку времени. У нее впереди ЕНТ, и выделить больше времени факультативу она не может. Однако признает, что на занятиях ОПБ, которые теперь проводятся по субботам, она узнает немало интересного.

К слову, обсуждая эти и другие вопросы, школьницы поделились мнением, что было бы неплохо после окончания школы один год посвятить выбору будущей профессии. Не спеша подумать, поговорить со специалистами в различных сферах и определиться с выбором.

Махмуд Байходжаев, Кызылорда


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться