Национальная палата предпринимателей "Атамекен" регулярно проводит независимый рейтинг "Деловой климат". В 2019 году методология проведения независимого рейтинга "Деловой климат" усовершенствована с учетом результатов обсуждения и анализа потребностей бизнес-сообщества, инвесторов и госорганов. Анализ и сравнение условий ведения бизнеса в регионах Казахстана проведено в разрезе семи факторов: состояние рынка и ресурсов, рыночная инфраструктура, перспективы развития и продажи, внутренние ресурсы, технология и производство, государственная поддержка, административное регулирование.
По данным экспертов НПП, сделаны изменения в методологии, в частности уход от "поиска виновных" и "наказания" к конструктивным целям создания условий для обеспечения инвестиционной привлекательности бизнеса в Казахстане и возможности принятия решений для лучшего бизнеса. Также изменена выборка целевых групп проекта. Теперь делается ставка на опрос лучших/успешных компаний, осуществляющих свою деятельность не менее трех лет, устойчивых в организационном отношении (ТОО), которые составят базу для бенчмарк-группы.
В целом в рамках проекта в период с сентября по ноябрь 2019 года был проведен опрос более трех тысяч малых и средних предприятий, 100 фокусированных интервью в разрезе 17 регионов. Достаточно высокий уровень реализации проекта обеспечен путем участия в опросе ТОО – 59% от общего числа опрошенных. Например, в исследовании делового климата 2016 года доля ТОО составила 45%. Также в опрос попали 2,7% представителей АО. Это в целом составляет более 60% от участников опроса.
Как предприниматели оценивают состояние рынка и ресурсов
Так, сравнение условий ведения бизнеса в регионах Казахстана в разрезе факторов показало следующее. Фактор "Состояние рынка и ресурсов" по результатам опроса предпринимателей был оценен выше всех.
Сравнительный анализ показателей оценки фактора по регионам позволяет выделить следующие особенности: ни в одном регионе оценка не превысила уровень три балла, состояние рынков и ресурсов, как условие для ведения бизнеса, во всех регионах оценивается на уровне "скорее допустимое состояние".
Наиболее высокие показатели оценки фактора "Состояние рынков и ресурсов" зафиксированы в Костанайской, Атырауской и Кызылординской областях.
Наиболее низкие показатели в Северо-Казахстанской, Карагандинской областях и в г. Нур-Султане.
Основные выводы анализа состояния рынка
Как показал анализ результатов по данному показателю, лучше оценена доступность подключения к сетям для юридического лица, хуже – доступность объектов инфраструктуры для приобретения в собственность, особенно в г. Алматы, Жамбылской и Атырауской областях. Опрос выявил слабость "взрослых" ТОО, которые не могут использовать свои организационные и финансовые возможности в полном объеме: например, по субфактору "Изменение доступности сырьевых и финансовых ресурсов" у ТОО индекс ниже ИП.
Так, субъективные оценки общего состояния экономики и рынка лучше в Атырауской, Кызылординской и Павлодарской областях, хуже – в ВКО, СКО и Жамбылской области. Семь регионов (Акмолинская, Кызылординская, Западно-Казахстанская, Мангистауская, Карагандинская, Северо-Казахстанская области и г. Нур-Султан) оценили доступность подключения к сетям для юридического лица ниже среднего. Хорошие оценки у представителей всех отраслей, за исключением научной и технической деятельности и сельского хозяйства. Лучше других доступность подключения к электроэнергетическим сетям и водоснабжению, ниже других – к газоснабжению.
Если говорить о доступности наемных трудовых ресурсов, то сравнительно хорошая ситуация (три балла и выше) в семи регионах; хуже всего ситуация в СКО. Хуже всего ситуация в административном и вспомогательном обслуживании и сельском хозяйстве, в СКО, кроме этого, плохая ситуация по доступности ресурсов образования и подготовки кадров.
Доля имеющих кредиты/заемные средства остается на одном и том же уровне (период 2016-19 гг.). В 2019 году займы используются на две основные статьи – пополнение оборотных средств (43%) и расширение бизнеса (42%). При этом у 15% организаций на погашение кредита уходят все средства.
Работа по открытию новых центров обслуживания, банковских филиалов лучше оценена в г. Нур-Султане, Атырауской и Актюбинской областях; в образовании, здравоохранении и финансах и страховании.
В целом фактор "Состояние рынка и ресурсов" (2,63) отражает общие условия экономической деятельности. Значителен разброс оценок субфакторов (1 балл). Хуже всего оценена доступность объектов инфраструктуры для приобретения в собственность.
Рекомендации по фактору "Состояние рынка и ресурсов"
В результате полученных сведений аналитики НПП предлагают ряд конкретных рекомендаций. В первую очередь адаптировать стратегии государственных программ развития к условиям региональной экономики и местных рынков. Во-вторых, привлечь в регионы профессиональных специалистов в сфере инвестиций, управления и сопровождения проектов. В числе предложений – разработка экономической политики по приграничному сотрудничеству для широких слоев бизнеса с учетом проявившегося риска значительного оттока населения (предпринимателей и потребителей) в соседние страны.
Также в НПП говорят о необходимости проведения работы над внедрением новых программ финансирования частных производств и бизнесов через банки второго уровня, с обеспечением контроля по выдаче средств и процентных ставок, с целью стабилизации продолжающегося спада на региональных рынках. Усиление контроля над монополистами в части самостоятельного введения новых нетарифных правил и условий, которые обременяют бизнес дополнительными затратами на оборудование и другие услуги, по данным аналитиков НПП, позволит улучшить состояние рынка. Также немаловажным условием называют ужесточение штрафов для монополистов за аварии и другие случаи перебоев в предоставлении коммунальных услуг. Проведение информационно-разъяснительной работы, снижение правовой неграмотности в среде предпринимателей является важнейшим условием развития бизнеса, подчеркивают в НПП.
Саян Абаев