/img/tv1.svg
RU KZ
Как представители ивент-индустрии пережили карантин

Как представители ивент-индустрии пережили карантин

Что будет после пандемии?

09:30 12 Май 2020 4212

Как представители ивент-индустрии пережили карантин

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Ивент-индустрия предоставляет широкий спектр услуг, это не только развлечения и частные мероприятия, как принято думать, но и организация качественного отдыха, выставочной деятельности, производственных форумов и так далее. Многие ивент-агентства в Казахстане уже давно переросли в экспертные площадки. Представители этой сферы первыми приняли на себя финансовый удар пандемии.

Как выжить бизнесу и не уйти с рынка, что нужно менять в нынешних условиях – об этом мы спросили у руководителей компаний.

Сауле Самидин, руководитель Евразийской ивент-ассоциации:

– На самом деле карантин в первую очередь затронул нашу индустрию. Отмена мероприятий лишила работы агентств, артистов, всех, кто связан с проведением концертов, форумов и частных мероприятий. У кого-то сорвались контракты, кто-то перенес празднования на более поздние сроки. Но на сегодня ситуация такова, что мы находится в неизвестности относительно возобновления сроков нашей работы. И эта неопределенность пугает. Скорее всего, мы получим разрешение в последнюю очередь.

Самое прискорбное, что наше правительство в лице министерства национальной экономики не внесло нашу отрасль ни в один реестр, хотя мы обращались и просили льготы по тому же ФОТ, налогам. Нас не воспринимают как индустрию, хотя в нашей сфере только зарегистрированных ИП и ТОО по республике около 27 тысяч с общей численностью работников более 175 тысяч человек!

Помимо официальных юрлиц, на рынке очень много самозанятого населения – это те же танцоры, певцы, фотографы, флористы, сценаристы, композиторы и другие. На самом деле индустрия развивалась на протяжении последних 15 лет, и если посмотреть статистику, то пик открытия ивент-агентств приходится на 2007-2008 годы. Нашу отрасль не «замеряли» экономисты, не изучали ее, хотя есть необходимость в этом, ведь рынок обеспечивает многих рабочими местами.

Что будет после пандемии? Учитывая, что прогнозируют вторую волну, мы сейчас пересматриваем нашу деятельность, тестируем онлайн-платформы. Какие-то мероприятия будем переводить в онлайн-формат, понимая, что в ближайший год мало кто решится куда-то выезжать/приезжать. Даже если разрешат, потому что это риски.

Я думаю, именно наша индустрия очень сильно будет подвержена изменениям. Жаль, что творческие профессии сейчас не будут востребованы, и мы можем потерять квалифицированные кадры, взращенные за годы независимости.

Маленькие компании уйдут с рынка, кто-то выживет, перестроится. Но все же пострадают многие. Особенно фрилансеры, их много в нашей сфере. Аниматоры, студенты, которые работали по выходным и зарабатывали себе на жизнь, певцы, музыканты, танцевальные группы... Впереди сокращение штата, ведь у нас ни субсидий, ни льгот, ни программы по кредитованию.

Убытки в нашей сфере сложно оценить. Мы сейчас провели анкетирование 57 компаний. 20% из них закрываются, 40% увольняют или сокращают зарплату, 70% потеряли доходы – не менее 3 млн тенге каждая за эти два месяца карантина.

Что касается прогноза на цены по услугам, то их снижение началось еще с 2015 года, когда был кризис. С того года они пошли на убыль. Хочу сказать, что и сейчас будет снижение. Я думаю, артисты начнут демпинговать, начнется борьба за выживание. Люди будут сокращать свои расходы, и в первую очередь на развлечения. И это вполне закономерный процесс.

Я призываю представителей нашей индустрии объединяться, чтобы мы вместе, сообща решали общие проблемы и предлагали правительству меры – регуляторные, законодательные. Еще до пандемии мы создали ассоциацию, в нашей ассоциации 30 членов – крупных игроков рынка. Это компании, занимающиеся гастрольной деятельностью, прокатчики, организаторы бизнес-форумов, конференций, продюсерские центры, компании-декораторы, рекламно-производственные фирмы – все те, кто связан с организацией ивентов.

Юрий Бородихин, директор казахстанской выставочной компании Iteca:

Режим введения ЧП, конечно, был неожиданным как для всех, так и для нас. Запрет на проведение массовых мероприятий был озвучен за пять дней до открытия нашей первой выставки в сезоне. К тому моменту подготовительные работы были выполнены на 90%: практически полностью застроили павильоны, активно шла рекламная кампания, и мы уже ждали участников выставки. Понимая, что запрет затянется на месяцы, мы перенесли все весенние события на осень. Наши клиенты с пониманием отнеслись к данной ситуации, большинство из них согласились отменить поездки и перенести свое участие на более поздний период. Процесс перехода на удаленный формат работы прошел безболезненно. Ввиду переноса событий и отсутствия фактической работы в апреле и мае мы предложили ряду сотрудников, не вовлеченных в текущие бизнес-процессы, уйти в неоплачиваемый отпуск. Все они получили 42 500 тенге от государства.

«Мир после карантина уже не будет прежним» – эту фразу можно часто услышать сегодня, и мы с этим согласны. Для себя мы приняли решение быть больше в онлайн. Мы почувствовали необходимость организации профильных онлайн-мероприятий до проведения самой выставки или конференции. Рассматриваем проведение гибридных мероприятий с целью охвата большей аудитории и географии, а также с целью расширения каналов продвижения наших клиентов. Однозначно произойдет дальнейшее совершенствование наших сервисов. Особым пунктом у нас стоит обеспечение безопасности и соблюдение всех санитарных норм. Выставочные залы будут обеспечены инфракрасными измерителями температуры, способными в режиме реального времени даже в большом потоке людей отслеживать тех, у кого температура выше нормы. В наиболее оживленных местах будут установлены стационарные санитайзеры. Также мы закупили карманные санитайзеры для участников выставки, предполагаем раздавать макси и перчатки, установить в залах системы обеззараживания воздуха. Карантин для многих как в личном плане, так и в бизнесе заставил задуматься, что первостепенно и важно для вас, а от чего можно отказаться. Наша компания работает только с B2B, считаем, что именно коммерческие мероприятия, без участия многомиллионных госсредств, являются эффективными для бизнеса и действительно отражают состояние экономики в стране. Выставки требуют от организатора максимального профессионализма и самоотдачи. Бизнес всегда очень требователен – клиенты платят нам за результат. И если бы мы не обеспечивали им хороший результат в виде новых клиентов, контрактов, проектов, то у нас не было бы такой длительной истории развития компании.

Придется ли сократить число мероприятий? Многое зависит от дальнейших мер правительства, от понимания важности бизнес-мероприятий для развития экономики. Хорошие сигналы поступают из Германии, где уже ведутся разговоры о важности выставок для экономического развития и снятии на них запрета с конца мая 2020 года. Еще одной предпосылкой к скорому восстановлению конгрессно-выставочной деятельности стало проведение первых выставок в Китае. Мы сохраняем веру, что, используя наши повышенные санитарные меры, мы сможем провести все запланированные на 2020 год события. Понимаем, что в текущей ситуации в трудном положении оказались все отрасли экономики, и ввиду этого рассчитываем поддержать казахстанский бизнес и не повышать цены в ближайшей перспективе.

Алия Серикпаева, директор Kazakhstan Networking Partners:

– С момента введения ЧП в первую очередь пострадали ивенты. Все крупные мероприятия, в том числе наш в городе Ташкенте – Центрально-Азиатский форум по девелопменту и управлению недвижимости, который был запланирован на 27 мая. Мы уже подписали контракты, продали часть билетов, надеялись, что режим ЧП введен кратковременно. Сейчас уже, понимая, что границы еще будут закрыты, перенесли на сентябрь.

Работаем на рынке семь лет. Наше ивент-агентство организует мероприятия и проекты в сфере коммерческой недвижимости. Ежегодно на своей площадке мы собираем всех игроков рынка – это владельцы торговых и бизнес-центров, складской, гостиничной недвижимости, управляющие компании, строительные и другие. Параллельно в этом году запустили Школу по повышению квалификации в недвижимости CRE School, где преподают эксперты-практики из стран Европы, США и России.

С января по март мы провели бизнес-завтраки в двух городах – Нур-Султане и Алматы, основная тема была – отраслевые итоги 2019 года и прогнозы на 2020-й. Формат живых встреч интересен нашим клиентам – они заняты текущей, операционной деятельностью, и раз в месяц собираться, обсуждать тенденции рынка, новые «фишки», технологии, ставки крайне важно для развития. Поэтому буквально через две недели затишья с момента начала карантина мы поняли, что люди в условиях самоизоляции стремятся к общению, встречам, профессиональным разговорам. И мы продолжили проводить встречи на нашей площадке в онлайн-формате. Провели три конференции на тему: «Рынок недвижимости – новые реалии».

Сейчас работаем над усилением образовательных программ и форматом онлайн-конференций. В нашей школе приглашенные преподаватели будут выступать дистанционно. В июне начнет обучение первая группа. Для нас это первый опыт. Мы старались привозить спикеров в Казахстан, ведь живое общение, консультации с профессорами всегда эффективнее для слушателей, плюс нетворкинг внутри группы. Оплачивали им перелет и проживание, проводили семинары на площадках пятизвездочных отелей. С другой стороны, такой онлайн-формат работы снизит наши расходы на 50%.

Изменится и стоимость обучения, и гонорары преподавателей, поскольку у них будет меньше затрат по времени для работы, делают скидки на гонорары. Если раньше курс по техэксплуатации здания стоил 450 тысяч тенге, то сейчас мы его снижаем на 50%.

Сотрудников мы удержали, поскольку в нашей сфере кадры решают все. И мы готовим их, обучаем, много инвестируем ресурсов в свою команду.

Поскольку рынок коммерческой недвижимости и ритейла информационно закрытый и нет системы прозрачности, единого классификатора объектов офисной, торговой недвижимости, много пробелов в устаревших документах на законодательном уровне, то в период карантина возникла в какой-то момент проблема по подсчету средней арендной ставки по рынку, количеству арендаторов в бизнес- и торговых центрах, расходах на эксплуатацию объекта, общего объема действующих объектов в квадратных метрах и т. д. Оперативно сработала ассоциация QazProperty, которая в 2014 году была создана активными компаниями рынка на нашем форуме CREW. Секретариат QazProperty и мы, как площадка, продолжаем вести непрерывную системную работу над тем, чтобы рынок стал более открытым, прозрачным и с понятными регламентами. С этой целью мы создаем онлайн и офлайн-проекты, ивенты в сфере коммерческой недвижимости и ритейле, школу по подготовке кадров, чтобы решать вопросы комплексно, через диалог и образование. И надеемся что наш следующий форум, который теперь пройдет в сентябре в Ташкенте, поможет в очередной раз найти ответы на ключевой вопрос – как создавать качественные инфраструктурные объекты в кризис.

Айгуль Тулекбаева

Аблай Мырзахметов – о состоянии бизнеса и антикризисных мерах

Глава НПП «Атамекен» выступил на брифинге СЦК.  

25 Сентябрь 2020 11:19 5800

По данным спикера, в 80% случаев бизнес соблюдает санитарные нормы, предписанные врачами. На сегодня важно не допустить повторного локдауна, иначе потери экономики будут куда более серьезными.

«Мы будем настаивать, что на 100%-ную остановку нельзя уходить, это приведет к банкротству. Уже запаса прочности ни у кого нет», – говорит он.

Однако в случае еще одного жесткого карантина бизнес прежними мерами поддержки уже не обойдется.

«Простая отсрочка (кредитов) уже не поможет. Считаю, что действенным будет применить опыт США, а также России, где под 0%, максимум 2% выдают кредит бизнесу на год-полтора», – говорит он. В случае если бизнес сохранит 80% штата, ему списываются долги. Но это опять-таки зависит от возможностей бюджета страны, как и повышение социальной выплаты в 42 500 тенге, выплачиваемой казахстанцам, потерявшим доход. По мнению главы НПП, это разовое пособие можно было увеличить с учетом девальвации до 55-60 тысяч тенге.

По данным НПП, более 800 тыс. предпринимателей в первую очередь из сферы услуг пострадали. Пока сказать точно, сколько из них закрылись, нельзя.

«Я уже пример приводил, ресторанам разрешили работать с 17 августа, но при этом с ограничением численности посетителей. Любой хозяин бизнеса понимает, можно ли при такой численности и проходимости окупить свои затраты. Тем не менее он отапливает помещение, держит официантов и поваров, закупает продукты. Понятно, что это накладно, и уже 15% или 20% бизнеса до сих пор не начали  свою деятельность, хотя разрешение уже есть. Поэтому статистику по закрытию бизнеса, я думаю, мы увидим в октябре», – говорит спикер.

По его словам, больше всего доходы упали у кинотеатров.

«Буквально вчера сообщили, что руководство Kinopark рассматривает полную приостановку работы. Сильно пострадали аттракционы и фуд-корты, в целом это 15-20% общепита, которые не в состоянии окупить себя», – говорит  он.

В НПП также обеспокоены ситуацией вокруг частных школ и детсадов.

«Мы  обратились к премьер-министру, чтобы было подушевое финансирование, потому что они сейчас не могут платно оказывать свои услуги из-за ограничений и дежурных классов. Госзаказ там тоже пересчитан. Очень не хотелось бы, чтобы эта сфера перестала существовать», – отметил Аблай Мырзахметов.

Также он ответил и на вопросы по цифровой платформе Qoldau. По словам спикера, она преследовала благую цель – сделать процесс сельхозсубсидирования  прозрачным и легким. Но, к сожалению, реформа была проведена быстро и некачественно. С 2019 года фермеры стали жаловаться на отсутствие Интернета, внедрение платности и несовершенство системы. В НПП предложили сделать эту госуслугу за счет бюджета, освободив мелких фермеров от платы, а также снизить расходы за счет перехода на другие информационные системы госорганов. Поскольку тарифы «Транстелекома», чьими провайдерскими услугами пользуется система, недешевы. Решение по этому вопросу будет найдено до 15 октября.

Также председатель правления Нацпалаты проинформировал, что в период пандемии НПП сократила свои расходы на 20% и после предстоящего съезда 29 октября планирует продолжить оптимизацию затрат.

В настоящее время НПП совместно с бизнес-сообществом участвует в  рабочих группах правительства по реализации поручений президента по следующим среднесрочным мерам: внедрение в 2021 году регулирования «с чистого листа» в наиболее коррупциогенных сферах, ревизия  Налогового кодекса, снижение доли государства в экономике, создание единого реестра ОТП для всех площадок, регулируемых закупок с применением единой системы сертификации, увеличение местного содержания, подготовка до конца 2021 года госпрограммы АПК на пять лет и др.

Айгуль Тулекбаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Тимур Кулибаев: меры господдержки нужно направить на восстановление пострадавших секторов бизнеса

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.  

22 Сентябрь 2020 14:14 2538

В рамках встреч председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Кулибаева Т. А. с обновленными составами региональных советов предпринимателей (в период с июля по август т. г. путем выборов сформированы регсоветы в 15 регионах республики) были поставлены многие вопросы.

Во встречах приняли участие 463 предпринимателя из всех уголков Казахстана. Диапазон вопросов был самым широким, но при этом наиболее часто поднимались вопросы по следующим темам: меры поддержки и восстановление бизнеса после пандемии, проблемы сферы АПК, закупки недропользователей и АО «Самрук-Казына», развитие местного содержания, вопросы утилизационного сбора, вопросы налогообложения и защиты собственного рынка и др.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом пакет вопросов был озвучен на уровне премьер-министра. Как итог 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО. Формат онлайн-встреч с бизнесом будет постоянным», – подчеркнул председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Предприниматели из разных регионов Казахстана озвучили проблемные вопросы, которые препятствуют восстановлению бизнеса.

Директор ТЦ CITY Shopping Center Николай Чабаненко из Актюбинской области:

«На сегодняшний день растет напряженность среди арендаторов торговых домов, так как на 40% сократилось время работы. Растет недовольство, потому как проходит сезон торговли товарами, закупленными и не реализованными весенними товарами. На закуп зимних товаров нет оборотных средств у арендаторов. На сегодняшний день в 135 торговых объектах заняты 8,5 тыс. торгующих. Просим рассмотреть вопрос разрешения работы для объектов торговли».

Также алматинские бизнесмены пожаловались, что отдельные виды бизнеса все еще остаются под запретом, при этом в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики в период режима ЧП и карантина не включены столовые в школах, боулинги, компьютерные клубы и др.

ОКЭД указанных видов деятельности не включены в число наиболее пострадавших отраслей экономики (Постановление правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224 «О дальнейших мерах по реализации Указа президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» по вопросам налогообложения»).

Следовательно, данные отрасли экономики не получили льготы от государства в виде освобождения от налогов и социальных платежей в фонд оплаты труда.

«Предприниматели не могут работать, а значит, выплачивать заработную плату и оплачивать обязательные платежи, в том числе и отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования. В связи с чем заболевшие сотрудники, которые были отправлены в неоплачиваемый отпуск, не могут получить медицинскую помощь из-за отсутствия платежей в данный фонд во время приостановления деятельности предприятия. Им предлагают оплачивать все медицинские услуги самостоятельно, но у неработающих людей нет на это средств», – отметил генеральный директор ТОО Izo-Market KМ Константин Босиков (Алматы).

С существенными проблемами сталкиваются предприниматели, специализирующиеся на пассажирских перевозках. 

«Перевозчики сегодня испытывают финансовые затруднения. Это связано с тем, что деятельность общественного транспорта тоже была приостановлена актами государственных органов, доходов нет. Предлагаем поддержать возможные меры: внести изменения и дополнения в Налоговый кодекс для предоставления налоговых льгот в виде освобождения по налогу на транспортные средства», – отметила директор ТОО «Дана-Дель» Бахыткуль Токтыбаева (Жамбылская область).

Предприниматели подчеркивают, что ограничение по количеству посетителей практически остановило деятельность таких объектов общественного питания, как банкетные залы.

«Знаем, что общественное мнение разделилось по вопросу широкого развития услуг по проведению банкетов. Но дело в том, что данная категория предпринимателей на самом деле оказалась в безвыходном финансовом положении. Есть коллективы, обязательства по кредитам. Работать по своему направлению нельзя уже на протяжении полугода, дополнительный кредит на изменение вида деятельности уже не выдадут. Следует ожидать ареста имущества и выставления на продажу. Действующие антикризисные меры для данной категории предпринимателей недостаточны», – отметила руководитель Ассоциации предприятий общественного питания Ляна Турсынова.

Представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» участвуют в разработке и дополнении плана дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях. В данный план включена отсрочка по налогам и социальным платежам для субъектов МСП до конца текущего года, норма по неначислению процентов по отсроченным кредитам субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства за период отсрочки, по освобождению до конца 2020 года субъектов МСП от платы за аренду объектов госимущества и имущества субъектов квазигоссектора.

Вопрос компенсации оплаты коммунальных услуг предприятий, деятельность которых ограничена в период карантина, будет вынесен на очередное заседание госкомиссии по восстановлению экономического роста. Также эксперты НПП «Атамекен» активно участвуют в рабочей группе по разработке условий по субсидированию процентной ставки, озвученной президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в рамках послания от 1 сентября 2020 г.

«По итогам первой в текущем году встречи с региональным бизнесом в мае 41 из 84 системных вопросов решены, остальные на стадии решения совместно с госорганами, нацкомпаниями и МИО.  Вопросы, которые озвучил бизнес сегодня, будут решаться в таком же формате. Часть ваших предложений была включена коллегами в план дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших отраслях, часть после анализа будет включена в ближайшее время», – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев.

Подпишитесь на наш канал Telegram!