Как представители ивент-индустрии пережили карантин

8391

Что будет после пандемии?

Как представители ивент-индустрии пережили карантин

Ивент-индустрия предоставляет широкий спектр услуг, это не только развлечения и частные мероприятия, как принято думать, но и организация качественного отдыха, выставочной деятельности, производственных форумов и так далее. Многие ивент-агентства в Казахстане уже давно переросли в экспертные площадки. Представители этой сферы первыми приняли на себя финансовый удар пандемии.

Как выжить бизнесу и не уйти с рынка, что нужно менять в нынешних условиях – об этом мы спросили у руководителей компаний.

Сауле Самидин, руководитель Евразийской ивент-ассоциации:

– На самом деле карантин в первую очередь затронул нашу индустрию. Отмена мероприятий лишила работы агентств, артистов, всех, кто связан с проведением концертов, форумов и частных мероприятий. У кого-то сорвались контракты, кто-то перенес празднования на более поздние сроки. Но на сегодня ситуация такова, что мы находится в неизвестности относительно возобновления сроков нашей работы. И эта неопределенность пугает. Скорее всего, мы получим разрешение в последнюю очередь.

Самое прискорбное, что наше правительство в лице министерства национальной экономики не внесло нашу отрасль ни в один реестр, хотя мы обращались и просили льготы по тому же ФОТ, налогам. Нас не воспринимают как индустрию, хотя в нашей сфере только зарегистрированных ИП и ТОО по республике около 27 тысяч с общей численностью работников более 175 тысяч человек!

Помимо официальных юрлиц, на рынке очень много самозанятого населения – это те же танцоры, певцы, фотографы, флористы, сценаристы, композиторы и другие. На самом деле индустрия развивалась на протяжении последних 15 лет, и если посмотреть статистику, то пик открытия ивент-агентств приходится на 2007-2008 годы. Нашу отрасль не "замеряли" экономисты, не изучали ее, хотя есть необходимость в этом, ведь рынок обеспечивает многих рабочими местами.

Что будет после пандемии? Учитывая, что прогнозируют вторую волну, мы сейчас пересматриваем нашу деятельность, тестируем онлайн-платформы. Какие-то мероприятия будем переводить в онлайн-формат, понимая, что в ближайший год мало кто решится куда-то выезжать/приезжать. Даже если разрешат, потому что это риски.

Я думаю, именно наша индустрия очень сильно будет подвержена изменениям. Жаль, что творческие профессии сейчас не будут востребованы, и мы можем потерять квалифицированные кадры, взращенные за годы независимости.

Маленькие компании уйдут с рынка, кто-то выживет, перестроится. Но все же пострадают многие. Особенно фрилансеры, их много в нашей сфере. Аниматоры, студенты, которые работали по выходным и зарабатывали себе на жизнь, певцы, музыканты, танцевальные группы... Впереди сокращение штата, ведь у нас ни субсидий, ни льгот, ни программы по кредитованию.

Убытки в нашей сфере сложно оценить. Мы сейчас провели анкетирование 57 компаний. 20% из них закрываются, 40% увольняют или сокращают зарплату, 70% потеряли доходы – не менее 3 млн тенге каждая за эти два месяца карантина.

Что касается прогноза на цены по услугам, то их снижение началось еще с 2015 года, когда был кризис. С того года они пошли на убыль. Хочу сказать, что и сейчас будет снижение. Я думаю, артисты начнут демпинговать, начнется борьба за выживание. Люди будут сокращать свои расходы, и в первую очередь на развлечения. И это вполне закономерный процесс.

Я призываю представителей нашей индустрии объединяться, чтобы мы вместе, сообща решали общие проблемы и предлагали правительству меры – регуляторные, законодательные. Еще до пандемии мы создали ассоциацию, в нашей ассоциации 30 членов – крупных игроков рынка. Это компании, занимающиеся гастрольной деятельностью, прокатчики, организаторы бизнес-форумов, конференций, продюсерские центры, компании-декораторы, рекламно-производственные фирмы – все те, кто связан с организацией ивентов.

Юрий Бородихин, директор казахстанской выставочной компании Iteca:

Режим введения ЧП, конечно, был неожиданным как для всех, так и для нас. Запрет на проведение массовых мероприятий был озвучен за пять дней до открытия нашей первой выставки в сезоне. К тому моменту подготовительные работы были выполнены на 90%: практически полностью застроили павильоны, активно шла рекламная кампания, и мы уже ждали участников выставки. Понимая, что запрет затянется на месяцы, мы перенесли все весенние события на осень. Наши клиенты с пониманием отнеслись к данной ситуации, большинство из них согласились отменить поездки и перенести свое участие на более поздний период. Процесс перехода на удаленный формат работы прошел безболезненно. Ввиду переноса событий и отсутствия фактической работы в апреле и мае мы предложили ряду сотрудников, не вовлеченных в текущие бизнес-процессы, уйти в неоплачиваемый отпуск. Все они получили 42 500 тенге от государства.

"Мир после карантина уже не будет прежним" – эту фразу можно часто услышать сегодня, и мы с этим согласны. Для себя мы приняли решение быть больше в онлайн. Мы почувствовали необходимость организации профильных онлайн-мероприятий до проведения самой выставки или конференции. Рассматриваем проведение гибридных мероприятий с целью охвата большей аудитории и географии, а также с целью расширения каналов продвижения наших клиентов. Однозначно произойдет дальнейшее совершенствование наших сервисов. Особым пунктом у нас стоит обеспечение безопасности и соблюдение всех санитарных норм. Выставочные залы будут обеспечены инфракрасными измерителями температуры, способными в режиме реального времени даже в большом потоке людей отслеживать тех, у кого температура выше нормы. В наиболее оживленных местах будут установлены стационарные санитайзеры. Также мы закупили карманные санитайзеры для участников выставки, предполагаем раздавать макси и перчатки, установить в залах системы обеззараживания воздуха. Карантин для многих как в личном плане, так и в бизнесе заставил задуматься, что первостепенно и важно для вас, а от чего можно отказаться. Наша компания работает только с B2B, считаем, что именно коммерческие мероприятия, без участия многомиллионных госсредств, являются эффективными для бизнеса и действительно отражают состояние экономики в стране. Выставки требуют от организатора максимального профессионализма и самоотдачи. Бизнес всегда очень требователен – клиенты платят нам за результат. И если бы мы не обеспечивали им хороший результат в виде новых клиентов, контрактов, проектов, то у нас не было бы такой длительной истории развития компании.

Придется ли сократить число мероприятий? Многое зависит от дальнейших мер правительства, от понимания важности бизнес-мероприятий для развития экономики. Хорошие сигналы поступают из Германии, где уже ведутся разговоры о важности выставок для экономического развития и снятии на них запрета с конца мая 2020 года. Еще одной предпосылкой к скорому восстановлению конгрессно-выставочной деятельности стало проведение первых выставок в Китае. Мы сохраняем веру, что, используя наши повышенные санитарные меры, мы сможем провести все запланированные на 2020 год события. Понимаем, что в текущей ситуации в трудном положении оказались все отрасли экономики, и ввиду этого рассчитываем поддержать казахстанский бизнес и не повышать цены в ближайшей перспективе.

Алия Серикпаева, директор Kazakhstan Networking Partners:

– С момента введения ЧП в первую очередь пострадали ивенты. Все крупные мероприятия, в том числе наш в городе Ташкенте – Центрально-Азиатский форум по девелопменту и управлению недвижимости, который был запланирован на 27 мая. Мы уже подписали контракты, продали часть билетов, надеялись, что режим ЧП введен кратковременно. Сейчас уже, понимая, что границы еще будут закрыты, перенесли на сентябрь.

Работаем на рынке семь лет. Наше ивент-агентство организует мероприятия и проекты в сфере коммерческой недвижимости. Ежегодно на своей площадке мы собираем всех игроков рынка – это владельцы торговых и бизнес-центров, складской, гостиничной недвижимости, управляющие компании, строительные и другие. Параллельно в этом году запустили Школу по повышению квалификации в недвижимости CRE School, где преподают эксперты-практики из стран Европы, США и России.

С января по март мы провели бизнес-завтраки в двух городах – Нур-Султане и Алматы, основная тема была – отраслевые итоги 2019 года и прогнозы на 2020-й. Формат живых встреч интересен нашим клиентам – они заняты текущей, операционной деятельностью, и раз в месяц собираться, обсуждать тенденции рынка, новые "фишки", технологии, ставки крайне важно для развития. Поэтому буквально через две недели затишья с момента начала карантина мы поняли, что люди в условиях самоизоляции стремятся к общению, встречам, профессиональным разговорам. И мы продолжили проводить встречи на нашей площадке в онлайн-формате. Провели три конференции на тему: "Рынок недвижимости – новые реалии".

Сейчас работаем над усилением образовательных программ и форматом онлайн-конференций. В нашей школе приглашенные преподаватели будут выступать дистанционно. В июне начнет обучение первая группа. Для нас это первый опыт. Мы старались привозить спикеров в Казахстан, ведь живое общение, консультации с профессорами всегда эффективнее для слушателей, плюс нетворкинг внутри группы. Оплачивали им перелет и проживание, проводили семинары на площадках пятизвездочных отелей. С другой стороны, такой онлайн-формат работы снизит наши расходы на 50%.

Изменится и стоимость обучения, и гонорары преподавателей, поскольку у них будет меньше затрат по времени для работы, делают скидки на гонорары. Если раньше курс по техэксплуатации здания стоил 450 тысяч тенге, то сейчас мы его снижаем на 50%.

Сотрудников мы удержали, поскольку в нашей сфере кадры решают все. И мы готовим их, обучаем, много инвестируем ресурсов в свою команду.

Поскольку рынок коммерческой недвижимости и ритейла информационно закрытый и нет системы прозрачности, единого классификатора объектов офисной, торговой недвижимости, много пробелов в устаревших документах на законодательном уровне, то в период карантина возникла в какой-то момент проблема по подсчету средней арендной ставки по рынку, количеству арендаторов в бизнес- и торговых центрах, расходах на эксплуатацию объекта, общего объема действующих объектов в квадратных метрах и т. д. Оперативно сработала ассоциация QazProperty, которая в 2014 году была создана активными компаниями рынка на нашем форуме CREW. Секретариат QazProperty и мы, как площадка, продолжаем вести непрерывную системную работу над тем, чтобы рынок стал более открытым, прозрачным и с понятными регламентами. С этой целью мы создаем онлайн и офлайн-проекты, ивенты в сфере коммерческой недвижимости и ритейле, школу по подготовке кадров, чтобы решать вопросы комплексно, через диалог и образование. И надеемся что наш следующий форум, который теперь пройдет в сентябре в Ташкенте, поможет в очередной раз найти ответы на ключевой вопрос – как создавать качественные инфраструктурные объекты в кризис.

Айгуль Тулекбаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться