/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 304,15 Пшеница 465,40
Погода:
-3Нур-Султан
0Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 304,15 Пшеница 465,40
Как работает институт саморегулирования в Казахстане, рассказал Улан Байжанов

Как работает институт саморегулирования в Казахстане, рассказал Улан Байжанов

Как работает институт саморегулирования в Казахстане и что необходимо сделать, чтобы механизм СРО заработал в полную силу? 

06 Август 2019 20:10 2566

Как работает институт саморегулирования в Казахстане, рассказал Улан Байжанов

Автор: Фото: atameken.kz

На эти вопросы порталу inbusiness.kz ответил председатель комитета по вопросам развития саморегулирования президиума НПП РК «Атамекен» Улан Байжанов.

 Улан Сапарович, что такое институт саморегулирования и какие задачи стоят перед возглавляемым Вами комитетом?

– Воспользуюсь Вашей терминологией. Институт саморегулирования создан для эффективного взаимодействия бизнес-сообщества с органами государственной власти. В Законе «О саморегулировании», введенном в действие в 2016 году, нашли свое отражение базовые принципы этого непростого процесса. Что такое саморегулирование? Прежде всего, это самостоятельное внедрение бизнесом отраслевых правил и стандартов ведения бизнеса, которые неминуемо обеспечат повышение качества товаров, работ и услуг. А институт гарантирования имущественной ответственности членов СРО будет защищать конечных потребителей. Иными словами, это отказ от подчас неэффективного и обременительного госрегулирования, административного давления на бизнес и незаконного вмешательства государственных структур в деятельность предпринимателей. Наш комитет начал свою работу в сентябре 2018 года. Следует подчеркнуть, что члены комитета работают на общественных началах. Перед нами поставлены задачи по формированию концептуальных подходов в вопросах развития саморегулированиям и по возможности разрешения проблем в этой сфере. 

 Разумеется, еще рано говорить о каких-то масштабных результатах работы. Что удалось сделать за это время?  

– За это время на площадке НПП мы провели порядка 20 рабочих встреч и заседаний комитета с представителями бизнеса в самых разных сферах. По их результатам составили точечную карту проблем, над преодолением которых начали усердно работать. Постарались определить сферы, готовые к переходу в СРО. Это, например, банкротство, экологический и энергетический аудиты. Также выявили направления деятельности, которым пока рано переходить на самостоятельное регулирование. Это промышленная безопасность, пассажирские перевозки, букмекерская деятельность, продажа ж.-д. билетов, продажа черного лома и т. д. По рекомендации комитета консолидировано бизнес-сообщество в сферах оценки, финансового и экологического аудита, банкротства, о чем достигнуты соответствующие соглашения. В прошлом году совместно со столичным акиматом, Министерством по инвестициям и развитию, Союзом лифтовиков запущен важный пилотный проект по развитию добровольного саморегулирования в сфере обслуживания лифтового хозяйства. В итоге удалось актуализировать реестр существующих на рынке субъектов, создана добровольная саморегулируемая организация, проведено освидетельствование 2400 лифтов, разработаны предложения по их модернизации и замене. По информации акимата, с момента реализации проекта на 40% сократилось количество жалоб и аварий. Положительный опыт столицы предлагается распространить на всей территории страны.

 В каких сферах сегодня введено саморегулирование? И сколько из них аккредитовано при комитете? 

– Поясню. Саморегулирование бывает двух видов: обязательное и добровольное. Чем они отличаются? Обязательное вводится исключительно законами после анализа всех выгод и издержек, как правило, взамен государственного регулирования. В Казахстане обязательное саморегулирование введено в сфере оценочной деятельности и деятельности юридических консультантов. Соответствующие законы приняты в прошлом году. С момента введения в действие Закона «О саморегулировании» статус добровольных СРО получили порядка 30 организаций. Добровольное саморегулирование действует наряду с государственным, сюда госфункции не передаются. При этом в добровольном должны быть стандарты и правила выше государственных требований, и, как я уже отмечал, у членов добровольных СРО повышенная имущественная ответственность.

К слову, введение СРО является невозможным для сфер, в которых государством установлены требования к продукции (товарам), процессам производства и реализации, а также в сферах, связанных с безопасностью жизни и здоровья населения. Это однозначно прерогатива государства. В стране нет единого реестра СРО, каждый госорган ведет свой. По сведениям госорганов, на добровольное саморегулирование уже перешли такие сферы, как здравоохранение, пожарная безопасность, экологический аудит, промышленная безопасность и техническое регулирование, реабилитация и банкротство. Все эти организации аккредитованы в нашем комитете.   

 Вы сказали, что Закон «О саморегулировании» введен в 2016 году. Однако количество саморегулируемых организаций в стране не так уж много. Что препятствует этому?

– Существуют системные проблемы, которые мешают развитию этого института. В первую очередь следует сказать, что не всегда обнаруживается заинтересованность госорганов в передаче своих функций, возможно, из боязни потерять контроль над деятельностью организаций. Да и сам рынок не всегда готов осуществлять государственные функции, порой из-за непонимания преимуществ такой самостоятельности. Да и сдерживающим фактором является отсутствие стимулирующих мер к переходу на саморегулирование. Создавшуюся ситуацию усугубляет и формальность законодательно установленных признаков, предъявляемых к СРО.

Потенциальным профильным организациям сложно соответствовать им ввиду их неструктурированности, а отраслевым государственным органам – контролировать их соблюдение. Одним из главных признаков СРО является наличие предмета стандартизации, выставление требований и «правил игры».

Однако мы наблюдаем, что стали формироваться организации с претензией на саморегулирование в сферах, где отсутствуют правила и стандарты деятельности. Например, объединяются в общественные институты субъекты бизнеса, осуществляющие продажу железнодорожных билетов. Практически не работают требования по обеспечению имущественной ответственности перед третьими лицами, которые соблюдаются в ряде ассоциаций формально либо по остаточному принципу.

 Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы СРО в Казахстане реально заработали?

– Мы можем порассуждать на эту тему, поскольку наша общественная деятельность носит рекомендательный характер. Как нам кажется, переходить на саморегулирование надо поэтапно. Сначала требуется консолидировать субъекты рынка, провести многогранную подготовительную работу к более ответственному этапу – обязательному саморегулированию.

Важно установить четкие критерии соответствия объединений субъектов рынка признакам СРО. При этом проведение предварительной оценки соответствия отраслевых некоммерческих объединений признакам СРО полагаем целесообразным закрепить за НПП, что позволит исключить путаницу в формировании качественного состава саморегулируемых организаций. Также необходимы понятные стимулирующие меры для саморегулирования. Кроме того, учитывая, что положения Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года    практически реализованы, полагаем целесообразным разработать новый программный документ – концепцию развития саморегулирования в Казахстане. Нами уже начата работа в данном направлении, изучен международный опыт стран Восточной Европы, Грузии и России.  

 Каковы его результаты, есть ли положительные моменты, которые можно перенять?

– В отличие от стран бывшего Советского Союза, в европейских странах отсутствует базовый закон о саморегулировании. Вопросы саморегулирования рассматриваются отдельно в каждой сфере самостоятельным нормативным актом. В большинстве европейских стран саморегулирование присутствует в профессиональных сферах. Так, в Польше, Чехии, Словакии, Молдове существуют саморегулируемые организации в сфере бухгалтерского учета и аудита (Польская палата обязательных аудиторов, Палата аудиторов Чешской Республики, Словацкая палата аудиторов, Ассоциация профессиональных бухгалтеров и аудиторов Республики Молдова.). Несмотря на то, что саморегулируемые организации продолжают успешно развиваться на европейском континенте, имеется проблема персональной и общественной ответственности их участников. Отличительной чертой большинства саморегулируемых организаций стран Восточной Европы является наличие правил профессионального поведения, Кодекса этики и установления квалификационных требований к самой профессии. В России, как и в Казахстане, есть базовый закон о саморегулировании. Такие организации были созданы на рынках ценных бумаг и инвестиционных фондов, в сферах жилищных накопительных кооперативов, оценочной деятельности и негосударственных пенсионных фондов, а также в среде арбитражных управляющих и кадастровых инженеров. По состоянию на декабрь прошлого года в России зарегистрировано 505 добровольных СРО, из них 80 организаций лишились статуса СРО, остальные 425 действующих объединений включают 19 729 членов.

Законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций, членство в которых является добровольным, в сферах рекламы, регистрации патентов, медиации. В целом во многих сферах пока не достигнут «здоровый баланс» саморегулирования и регулирования со стороны государства. Учитывая международный опыт, полагаем необходимым в Казахстане вводить саморегулирование по профессиональному признаку с обязательным установлением квалификационных требований к профессии и правилам поведения и этики их членов. При этом, как показывает международный опыт, саморегулирование должно вводиться по принципу «одна сфера – одна СРО»

 Каковы планы комитета на текущий год?

– В этом году будем работать по ряду приоритетных направлений. Во-первых, развитие добровольного саморегулирования. Надо учитывать интерес бизнеса к переходу на добровольное саморегулирование в различных сферах. Будет уделено внимание следующим отраслям: лифтовое хозяйство, здравоохранение, управление отходами, техрегулирование и т. д. После добровольного планируем поэтапный переход на обязательное саморегулирование. К примеру, работа по введению обязательного саморегулирования в деятельности экологических и энергетических аудиторов, а также в сфере комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства, деятельности администраторов в процедурах банкротства и реабилитации

 Что еще сделано для эффективной передачи государственных функций в конкурентную среду?

– В целях реализации 97-го шага Плана нации в текущем году принят закон, который закрепляет базовые подходы по передаче госфункций в конкурентную среду. В его рамках расширяется компетенция НПП по координации работы субъектов предпринимательства и их объединений по вопросам передачи госфункций. Ожидается, что после принятия закона процесс передачи функций госорганов в конкурентную среду будет происходить активнее. Надо отметить, что ранее этот процесс не всегда носил системный характер. В течение 2000-2014 годов в конкурентную среду были переданы только функции государственных органов по сертификации товаров и услуг, по организации технического осмотра. Передали также право проводить конкурсы «Алтын сапа» и «Лучший товар Казахстана». В то же время общее количество функций, закрепленных за государственными органами, составляет еще порядка 15 тысяч, из которых сформированы три группы, планируемые к передаче. К примеру, в первую группу входят функции, регулирующие нотариальную, адвокатскую, аудиторскую деятельности. По ним составлены ведомственные дорожные карты. По второй группе планируется передать регулирование деятельности энергоаудиторов, банкротных и реабилитационных управляющих. После завершения работ по этим двум группам в следующем году приступим к рассмотрению третьей группы.

 Таким образом, главная цель саморегулирования  достижение баланса интересов государства, бизнеса и потребителей. Но это и большая ответственность?

– Да, при ослаблении государственного контроля институты СРО должны взять на себя ответственность за повышение качества товаров, работ и услуг. В случае обязательного саморегулирования госфункции передаются СРО, в которую должны входить все участники рынка, которые должны следовать выработанным стандартам и нести имущественную ответственность, гарантированно отвечать за качество продукции. Работа предстоит серьезная и масштабная.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: