Наверное, каждый начинающий в этой области хотел, чтобы его замысел превратился в преуспевающего гиганта, как Hewlett-Packard или McDonalds. Эти мировые бренды когда-то начинались со стартапа. Но не все, что рождается в головах молодых и делается на коленках в гаражах, является стартапом. А если рождается, то не значит, что обязательно станет бизнесом. О тонкостях процесса и почему проигрыш – это не значит неудача, разбирался inbusiness.kz.
Вузы: как вскормить птенца
Идея создания стартап-площадок в казахстанских вузах закономерна. Где, как не в альма-матер, выращивать будущих идейщиков? Такой фабрикой новых взглядов стал и Торайгыров Университет. За первую акселерацию 14 проектов получили инвестиции в объеме 15 млн тенге. Но это не значит, кто каждая идея выстрелила.
По мнению руководителя International Startup Academy Нарыма Рушанова, будет ли проект масштабирован, влияет несколько факторов. И прежде всего собственная мотивация.
"Уверен ли человек в своем проекте и готовности его продвигать. Часто возникают ситуации, что вдохновение, приходящее на этапе создания проекта, быстро улетучивается. Немаловажный вопрос – собственно сам продукт, готов ли кто-то его приобрести. И, конечно, немаловажен фактор опыта и знаний. Мы пытаемся компенсировать их отсутствие путем партнерства с экспертами или обучения", – отмечает руководитель стартап-академии.
Впрочем, если проект не сложится, не страшно, это опыт, и он дорогого стоит, уверены эксперты. Сложился или нет проект, в конечном счете, не так уж важно для начинающих, главное, он научит его инициатора чему-то новому.
"Вы сами ставите задачи, оцениваете свои старания, результаты и находите ошибки. Такие ситуации вводят в тупик многих учащихся в первое время, когда задачи надо придумывать и рассуждать, а не просто исполнить. Помимо этого, начинающие стартаперы сталкиваются с реальной ситуацией на рынке. К примеру, когда пытаетесь продать кому-то свой продукт или находитесь в поисках инвестиций для своего проекта. Несмотря на результат, это полезный опыт. Методом проб и ошибок нарабатывать полезные для себя знания", – уверен Нарым Рушанов.
Конечно, вуз не ставит во главу угла вырастить только предпринимателей, но подобный опыт дает много навыков в их дальнейшей жизни, чем бы молодые люди в дальнейшем не занимались.
А не замахнуться ли нам…
Тем же, кому тесно в рамках вуза, региона, прямая дорога в Astana Hub: возможности шире и выйти на новые рынки проще.
По информации директора офиса бизнес-программ Astana Hub Айгерим Жаркын, на сегодня в их портфеле имеются тысячи стартапов, которые прошли программы акселерации и инкубации. В основном это те, кто рассматривает стартап не только как возможность заработать, но и изменить мир с помощью новой идеи. Некоторые основатели периодически создают по несколько новых стартапов.
По мнению директора, это нормальная практика: те, кто не смог масштабировать идею, берется за новую. По мировой статистике, только 1 из 10 стартапов выживает. А это уже опыт.
"У нас также есть акселерационная программа по выводу стартапов на международные рынки – Scalerator, в которой в 2021 году участвовало 94 стартап-проекта, с ними мы выходили на разные рынки: США, Европа, Юго-Восточная Азия, ближнее зарубежье, и там они успешно находят партнеров и осуществляют продажи. По результатам программы в прошлом году участники заключили контракты и соглашения на $886 тыс. и привлекли инвестиции на более чем $300 тыс.", – говорит Айгерим Жаркын.
Кто же они, эти стартаперы?
Согласно международной практике, создание новых идей молодые люди начинают лет после тридцати. Это те, кто пробовал, обжигался и дошел до того момента, когда можно сделать что-то стоящее. В Казахстане есть ребята и гораздо моложе, которые создают крутые стартапы и успешно их масштабируют за рубеж. Например, отечественный стартап Cerebra включен в список десяти самых инновационных проектов мира в сфере медицинского искусственного интеллекта по версии мирового лидера в области технологий здравоохранения – компании Medtronic, капитализация которой достигает около $144 млрд.
Как пояснила Айгерим Жаркын, между бизнесом и стартапом очень тонкая грань. Стартап – это бизнес, но с условием, что он находится в поиске бизнес-модели и является быстро масштабируемым. Как только стартап находит бизнес-модель, то он переходит в другую фазу. Бизнеса. Astana Hub – самый большой технопарк в Центральной Азии, и сюда релоцируется много ребят из СНГ, особенно в нынешней ситуации. Их привлекают законодательство, налоговый режим, имеющиеся программы, возможности и прочее. А наличие конкуренции – хороший стимул, особенно для тех, кто хочет быть первым.
Марина Попова