RU KZ
Как разыгрывался конкурс на медиабюджет столицы?

Как разыгрывался конкурс на медиабюджет столицы?

15:26 26 Май 2020 4334

Как разыгрывался конкурс на медиабюджет столицы?

Автор:

Султан Биманов

Фото: rbc.ru

Inbusiness.kz попытался разобраться в объективности победы малоизвестного ТОО, а также других бенефициаров этого решения.

На минувшей неделе в публичное поле вырвалась критика результатов конкурса на закупку услуг по медиаосвещению деятельности акимата столицы Казахстана. Победителем неожиданно стала темная лошадка в лице ТОО New Vision LTD, учредителем и руководителем которой стала малоизвестная 23-летняя Азиза Абильбек. Inbusiness.kz не мог пройти мимо этой истории, попытавшись на основе фактов восстановить все детали спорного конкурса на медиабюджет города Нур-Султана.

Начать, пожалуй, стоит с небольшой сухой хроники. Речь идет об оказании информационно-коммуникационных услуг и организации работы медиацентра акимата столицы. В деталях, речь идет о всестороннем освещении деятельности акима и его подчиненных по развитию мегаполиса посредством публикаций на интернет-сайтах, в соцсетях и через блогеров, на телевидении, организации конференций и многое другое.

Примечательно, что, помимо требований по материально-техническому оснащению и кадровыми ресурсами, потенциальному участнику требовался договор намерения сотрудничества с республиканским каналом на показ передачи Astana life, а также соответствующий договор намерения о ротации видеороликов на республиканских каналах.

В результате из шести участников только двое смогли соответствовать квалификационным требованиям конкурса – ТОО New Media Marketing и ТОО New Vision LTD. Уже в самом конкурсе последнее предложило более низкую цену – 200 млн тенге (без учета НДС) против 214,12 млн со стороны ТОО New Media Marketing. Так и победили.

Сам жалобу написал, сам ее и отменю

Примечательно, что сразу после оглашения результатов конкурса один из участников, выбывших еще на этапе предквалификационного отбора (ИП Копбай), написал жалобу (скачать документ) на действия конкурсной комиссии, якобы прозевавшей несоответствие конкурсной документации ТОО New Vision LTD квалификационным требованиям.

Во-первых, потенциальный поставщик, исходя из жалобы ИП Копбая, предоставил договор намерения о сотрудничестве с ТОО «Телевидение г. Астаны», тогда как необходимо было иметь договор с АО «Агентство «Хабар», как подлинным правообладателем передачи Astana Life; во-вторых, несоответствие трудовых ресурсов заявленным требованиям акимата (в самой жалобе идет перечисление); в-третьих, несоответствия в части материально-технических ресурсов с требованиями заказчика (также перечисляется).

Еще большее удивление вызывает ответ на жалобу со стороны РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита по городу Нур-Султану комитета внутреннего государственного аудита министерства финансов РК». В нем госорган отмечает, что после пяти поданных 26 марта 2020 года жалоб уже 30 марта ИП Копбай обращается в госорган с просьбой о прекращении рассмотрения поданных ранее жалоб (вх. № ФЛ-717 от 30 марта 2020 года на основании пп. 7 ст. 14 Закона РК № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц»).

Собственно, на этом основании госорган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы, не предоставив по существу ответы на перечисленные пункты нарушения, указанные в жалобе.

Связаться с Дауреном Копбаевым, на которого зарегистрировано ИП Копбай, чтобы выяснить причины его решения отменить рассмотрение жалобы, inbusiness.kz не удалось. Указанный на сайте госзакупок контактный телефон якобы принадлежит не ему – так ответил человек, снявший трубку; письма на электронную почту остались без ответа. Однако, будь у inbusiness.kz документы, можно было бы продолжить разбор полетов уже с министерством финансов РК.

Кого подвинули?

Исходя из жалобы Даурена Копбая, имеющейся в открытом доступе, видно, что победитель конкурса – ТОО New Vision LTD не имело договора намерения на показ передачи с АО «Агентство «Хабар». Так это в действительно или нет, мы не утверждаем в отсутствие документов, но допустим, что это так.

На сайте телеканала «Хабар» и его дочерней структуры «24.kz», inbusiness.kz обнаружил пятиминутные сюжеты передачи Astana Life, отснятые в 2018-2019 годы. Просмотрев целый ряд сюжетов, редакция inbusiness.kz не смогла обнаружить на них обозначения, отражающего наличие авторских прав на контент как у канала, так и исполнителя. Не исключено, что такие права принадлежат заказчику, однако утверждать что-то на этот счет без фактов однозначно невозможно.

В 2019 году тендер акимата на услуги по изготовлению и размещению передачи выиграло ТОО New Media Marketing, о чем говорят как сайт госзакупок, так и счета на оплату по акту выполненных работ. Всего у данного ТОО было три договора с ГУ «Управление по делам общественного развития г. Нур-Султана» на общую итоговую сумму около 75 млн тенге, хотя изначально договорная сумма была вдвое меньше.

К 2020 году у ТОО New Media Marketing накопился пятилетний опыт в этой сфере, что и отражено в итоговом протоколе конкурсной комиссии. И, судя по практике работы в последние два года, бенефициаром такого сотрудничества становился телеканал «Хабар», собственником которого значится профильное министерство.

Однако в текущем году победителем неожиданно стало ТОО New Vision LTD, у которого, как опять же указано в протоколе, такой опыт отсутствовал вовсе. К слову, учредителем и первым руководителем ТОО New Media Marketing значатся Муслим Макажанов и Марат Аубакиров.

Кто стоит за победителем? Ищи, кому выгодно

ТОО New Vision LTD в лице 23-летней Азизы Абильбек в текущем году выиграло сразу три открытых конкурса: от акимата г. Нур-Султана (224 млн тенге), АО «Агентство «Хабар» (13,44 млн тенге) и министерство труда и соцзащиты населения (13,44 млн тенге). Если контракт с акиматом ранее мы разобрали, то с телеканалом «Хабар» речь идет о продвижении в Интернете; с министерством речь идет об изготовлении трех видеороликов про госпрограмму «Енбек» и их прокрутке в эфире республиканского телеканала не менее 114 раз в прайм-тайм на казахском и русском языках. О самой г-же Абильбек информации мало, а отсутствие опыта не позволяет увидеть все ее бизнес-связи.

Однако что можно обнаружить, просматривая реестр договоров ГУ «Управление внутренней политики г. Нур-Султана» за текущий год? Inbusiness.kz обратил внимание, что из четырех упоминаний телеканалов в качестве поставщиков трижды фигурирует ТОО «Телевидение г. Астаны» и лишь однажды АО «Агентство «Хабар».

Суммарный госбюджет, полученный телеканалом «Астана» от акимата столицы, по данным сайта госзакупок, составляет свыше 286 млн тенге, которые пойдут на: 1) изготовление и показ 14 социальных и информационно-аналитических передач; 2) производство и ротацию спецрепортажей, видеороликов и документальных фильмов по предотвращению коронавируса властями столицы; 3) производство и показ информационно-аналитической передачи «Елорда Live». И это без учета средств, которые телеканал получит от ТОО New Vision LTD за показ телепередачи Astana Life в эфире.

Для сравнения, телеканал «Хабар» выиграл лишь один конкурс на 50 млн тенге от акимата на создание и ротацию на республиканских каналах тематических видеосюжетов о мерах по предупреждению распространения коронавируса.

Как видим, история с победой малоизвестного ТОО New Vision LTD еще полна открытых вопросов, в том числе и того аспекта, насколько объективно конкурсная комиссия подходила к оценке квалификации данной компании. Сама Азиза Абильбек не ответила на вопросы, которые редакция направила на почту.

Стоят ли 200 млн тенге (без учета НДС) освещение деятельности акима и его подчиненных по развитию мегаполиса посредством публикаций в интернет-сайтах, соцсетях и через блогеров, на телевидении, организации конференций таких денег при полном информационном поводе. В условиях дефицита бюджета разумно ли тратить столь огромные деньги на освещение работы акима? Возможно, местные власти боятся, что их работа на безвозмездной основе будет освещаться не так позитивно, как хотелось бы.

Султан Биманов