Из-за вспышки коронавируса граница между Казахстаном и Китаем практически закрыта. Пересекать ее могут только грузы и чиновники в официальных делегациях. О том, как временно приостановленное авто- и авиасообщение между Китаем и Казахстаном отражается рынке, малом и крупном бизнесе и потребителях, корреспонденту inbusiness.kz рассказала директор филиала транспортной группы компаний AsstrA в Алматы Маргарита Дядяева.
– Маргарита, скажите, пожалуйста, какой эффект на экономику Казахстана могут оказать введенные ограничения авиаперевозок и автоперевозок?
– Сегодня закрыто авто- и авиасообщение между Китаем и Казахстаном. Ранее авиаперевозки грузов осуществлялись как грузовым, так и пассажирским авиатранспортом. С 3 февраля авиасообщение с Китаем приостановлено в качестве меры безопасности.
Авиатранспортом в РК доставляли высоколиквидные грузы: электронику, мобильные телефоны, брендовую одежду, обувь, оборудование и так далее. Сегодня еще происходят поставки грузовыми авиалиниями, но их емкость уменьшилась в несколько раз.
Если ранее из Китая ежедневно прибывали самолеты Air Astana с грузовыми местами, то сегодня уже нет. Из-за дефицита увеличиваются ставки на грузоперевозки, в результате чего растет итоговая стоимость товара – это отражается на конечном потребителе.
Ранее авиаперевозками из Китая доставляли и часть посылок из интернет-магазинов: AliExpress, TaoBao, Joom. Сегодня такие доставки в Казахстан приостановлены.
– Как реагирует рынок? Что будет с ценами?
– Сейчас импортеры вынуждены заниматься поиском новых поставщиков в других странах. Конечно же, это повлияет на рост затрат на логистику и таможенные процедуры. Из КНР в Казахстан и ЕАЭС поставлялась большая часть оборудования, запасных частей, ТНП, электробытовой техники, электроники. Когда торговые сети и производственные компании начнут искать альтернативных поставщиков в Турции, странах ЕС, Юго-Восточной Азии, то цены вырастут минимум на 10%.
– Как ограничения скажутся на бизнесе?
– При продлении закрытия границы компании будут искать новых поставщиков и пути доставки грузов. Если средний и крупный бизнес сможет подстроиться под новые реалии рынка, то малый бизнес может столкнуться с проблемами. У них нет такого количества оборотных средств, как у крупных игроков: по большей части они выживают за счет кредитов от государства, небольших банков и отсрочек платежей от поставщика. В случае вынужденной смены поставщика многие из них будут вынуждены приостановить или прекратить свою деятельность.
– Какие сложности уже сейчас испытывают рынок и предприниматели?
– Рынок постоянно сталкивается с теми или иными сложностями, поэтому его игроки и сейчас стараются работать на опережение. Например, мы сегодня активно сотрудничаем с грузовыми авиалиниями и стараемся сохранить ставки неизменными. Сейчас можно использовать альтернативные виды транспорта: грузы, которые ранее отправлялись автотранспортом, мы предлагаем перевозить в контейнерных поездах.
– Можно ли дать прогноз, сколько это продлится? Что может случиться, если границу закроют совсем?
– Границу насовсем не закроют. Да, будет ограничение на перемещение людей, но грузовое сообщение уже возобновляется – в первую очередь грузовыми и контейнерными поездами. Это связано с минимальным контактом груза с людьми во время пограничных переходов.
Сейчас ситуация стала меняться в лучшую сторону. Начали работать провинции Китая, не затронутые коронавирусом. С 13 февраля начали формироваться контейнерные поезда на экспорт из КНР. Китайские порты принимают транзитные грузы. Жизнь в Китае постепенно возвращается в привычное русло. Пройдет некоторое время, и огромная промышленная страна вернется в обычный рабочий режим. Некоторые казахстанские предприниматели уже чувствуют, что им не придется менять отработанные годами схемы и искать новых поставщиков.
Мария Галушко