Как выжить предпринимателю в сельской глубинке

6249

Для многих недоступны обучение по "Бастау Бизнес" и кредитные ресурсы по госпрограммам.

Как выжить предпринимателю в сельской глубинке Фото: Ольга Ушакова

Предприниматели в сельских районах Восточного Казахстана наряду с их "вечными" проблемами, связанными с невозможностью получить кредит из-за низкой оценки БВУ их залогового имущества, нехваткой земель сельхозназначения рядом с населенными пунктами, жалуются на то, что у многих ограничен доступ к обучению по "Бастау Бизнес". А без него нельзя стать участником госпрограмм и грантового финансирования, передает inbusiness.kz.

Также предприниматели просят расширения инструментов Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства. Об этом они рассказали представителям рабочей экспертной группы по поддержке предпринимательства при общественном совете ВКО.

Из 1,5 тысячи КХ работает десятая часть

70-летний владелец крестьянского хозяйства "Азат" из села Улкен-Нарын Катон-Карагайского района Мейркан Жаксыбаев рассказывает, что поднял его с нуля. Некоторое время он работал с устькаменогорским производителем подсолнечного масла "Май", засеивал для них подсолнечник. Это сотрудничество позволило КХ купить часть необходимой техники. Затем Жаксыбаев решил взять кредит по программе развития молочного животноводства "Ырыс", для того чтобы построить молочно-товарную ферму. Но получить кредит в этой программе не вышло, и он обратился в Аграрную кредитную корпорацию. Для покупки оборудования ему необходимо было 56 млн тенге.

"Получилось, за эти 56 млн нужно заложить все хозяйство, землю, технику, которая стоит 273 млн тенге. Все в залог заберут, – говорит Мейркан Жаксыбаев. – А у меня семья есть, пятеро детей, я отказался. После этого меня вызвали в отдел сельского хозяйства, помогли получить 25 млн тенге. Но на эти деньги я купил погрузчик за 14 млн и один трактор. Для хозяйства этого мало".

Молоко сельский предприниматель возил в соседний район Алтай. Часть своего скота отправил на жайляу, а часть – 50 голов – пришлось продать из-за отсутствия пастбищ.

"На жайляу пасутся коровы, туда доярок гонять буду, что ли? Попросил дать мне землю здесь, рядом была в 500 га, пришел в земельную комиссию. Там 10 человек сидит, 8 за меня проголосовали, двое – против. И землю дали хозяйству, которое хочет маслозавод построить", – говорит Мейркан Жаксыбаев.

По мнению директора филиала Палаты предпринимателей Катон-Карагайского района Бердыбека Ережепова, в Улкен-Нарыне, а это райцентр, числится около 50 крестьянских хозяйств, и они мелкие. Но из этого числа работают всего пять-шесть хозяйств. В каждом сельском округе Катон-Карагайского района такая же история, как у Мейркана Жаксыбаева.

"С земельными участками проблемы, субсидии не могут получить, хотя государство выделяет деньги для нашего района. Но они плохо доходят", – обрисовал ситуацию Бердыбек Ережепов.

Руководитель отдела сельского хозяйства района Алтай Айгуль Куттубаева, так же как и Бердыбек Ережепов, отмечает, что в крестьянских хозяйствах Катон-Карагайского района возникли проблемы с землей еще из-за того, что они мелкие, разрозненные.

"В Катон-Карагайском районе 1,5 тыс. крестьянских хозяйств, причем у многих по 3 га земли. У нас в районе 137 крестьянских хозяйств, причем земли у них минимум 20-50 га, а так 1000-2000 га. Есть два крупных хозяйства, по 7 тыс. и 11 тыс. га. Но все мелкие хозяйства, которые до 50 га, у нас скомпонованы, под одним управлением. Сейчас мелкому хозяйству тяжело, технику купить нереально. А почему они субсидии не могут получить? Это кадровый вопрос. Субсидиями занимаются бухгалтеры, а если у мелкого крестьянина числится в бухгалтерах он сам, то он ничего не успевает, зайти в программу Qoldau".

Много желающих

По словам руководителя отдела предпринимательства Катон-Карагайского района Жанар Сарсенбаевой, существуют две проблемы в получении кредитов: первая – низкая оценка залогового имущества, вторая – требование со стороны финансовых организаций большого пакета документов.

"Очень большой пакет документов в банках просят. По линии Аграрной кредитной корпорации проще, там есть льготный период, – отметила она. – И технику, и землю – все под залог берут, а в банках второго уровня только недвижимость, причем в Усть-Каменогорске, Нур-Султане. Это основная проблема".

По ее мнению, нужно организовать семинары с БВУ, чтобы они доступным языком рассказали о необходимых документах. Чиновница напомнила, что в начале 2021 года было беззалоговое кредитование бизнеса и предприниматели подали много заявок. Им их одобрили. Но на всех желающих не хватило. А потом финансирование закончилось. Как говорят местные общественники, у многих сельчан вообще нет доступа к информации о доступных госпрограммах, по которым можно получить средства на открытие или развитие бизнеса.

Предприниматели Улькен-Нарына предложили расширить перечень услуг Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства, например, на цели "первичной организации предпринимательства".

"Перенаправить предпринимателей от банков второго уровня, которые берут драконовские проценты, давать кредит. А залогом может быть земля, например, – говорят сельские бизнесмены. – Кроме этого, в ФФПСС отсутствует мобильное приложение, и это тоже неудобно".

Зачем ждать полгода?

У предпринимателей района Алтай возникли схожие с бизнесом соседнего района проблемы. Руководитель отдела предпринимательства района Алтай Галия Алпыспаева рассказала, что банки второго уровня неохотно кредитуют по государственным программам, предлагая свои инструменты под 16% годовых, хотя по дорожной карте бизнеса – 2025 можно прокредитоваться под 6%.

"По "Экономике простых вещей" через банки второго уровня кредиты выдаются под 6% на 10 лет, а через Аграрную кредитную корпорацию – под 5% на 10 лет. Многие предприниматели в том году воспользовались этой программой, прокредитовались через АКК", – отметила Галия Алпыспаева.

Она привела пример, что через Банк ЦентрКредит один из крупных предпринимателей Алтая сделал оценку недвижимости своего ТОО "Зырян –Кайнар" по выпуску напитков, для того чтобы взять кредит на увеличение мощности. Банк отказал в кредитовании, поскольку имущество предприятия находится в пригороде Алтая.

"Предприниматели ценят помощь государства. Но есть такая проблема: у банкиров свой внутренний регламент, – говорит Алия Алпыспаева. – Если предприниматель сдал вам пакет документов, будьте добры дать ему ответ через неделю, прокредитуете вы его или нет. Почему он полгода должен ждать ответ от банкиров?

По мнению Алии Алпыспаевой, это сдерживает развитие бизнеса, получение кредитов. Да и в выдаче грантов по ДКБ-2025 надо обращать внимание на сельские районы, считает она.

Как считает председатель рабочей экспертной группы по поддержке предпринимательства при общественном совете ВКО Елена Березинская-Абилова, у сельских предпринимателей низкие способности к быстрому реагированию и применению процедур риск-менеджмента.

"Как правило, у всех отсутствует свод-анализ текущего состояния бизнеса, – говорит она. – Следовательно, у них нет плана управления рисками и достаточно низкий потенциал участия в госпрограммах из-за слабого информационного сопровождения в сельских районах".

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться