/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 316,53 DOW J 28 998,32
FTSE 100 7 403,92 РТС 1 524,71
KASE 2 373,34 Золото 1 645,90
Какие отметки ставит рынок новому закону об оценке

Какие отметки ставит рынок новому закону об оценке

Профессиональное сообщество выражает различные мнения.

06 Март 2019 06:38 6408

Какие отметки ставит рынок новому закону об оценке

Автор:

Майра Медеубаева

Новости

Все новости

О том, как повлияли нормы нового Закона «Об оценочной деятельности» на работу оценщиков, в интервью inbusiness.kz ответил исполнительный директор СРО «Центральное объединение оценщиков Казахстана Bagalau Qazaqstan» Мырзабек Аманбаев.

В 2018 году вступил в силу новый закон об оценочной деятельности. По прошествии более полугода как профессиональное сообшество восприняло новые правила?

– Новый закон не отвечает ожиданиям многих оценщиков и потребителей услуг. В основном понятии оценка – это определение возможной рыночной или иной стоимости объекта. И видно, что оценщик определяет только возможную стоимость того или иного объекта оценки, а при дальнейшем исследовании норм закона понятие «возможная» не закрепляется.

Указанные пробелы в законе необходимо дополнить словом «возможная», так как это создает определенные проблемы применения закона на практике – будь то судами или иными лицами. Недопустимы разночтения в основном законе профессиональной деятельности оценщика.

По новым правилам субъектами оценочной деятельности являются оценщики и юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовой договор. Как это отразилось на работе?

– По принятому закону оценщик определяется как физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на основании свидетельства о присвоении квалификации «оценщик», выданного палатой оценщиков, и являющееся членом одной из палат. Рассматривая указанные определения, мы видим, что законодатель сужает круг субъектов оценочной деятельности по сравнению с законом от 2000 года, когда там было расширенное определение, куда включали и оценщиков, и заказчиков, и третьих лиц. В новом представленном определении закона отсутствуют заказчики и третьи лица, поэтому сложно представить, как будут складываться отношения между оценщиком и заказчиком или третьими лицами, если они не являются субъектами оценочной деятельности.

А если закон устанавливает, что оценочная деятельность является профессиональной, то почему не запрещается оценщикам заниматься иным видом деятельности, кроме как оценочной. Ведь деятельность нотариуса, адвоката является профессиональным видом, и законодательство им запрещает заниматься иными видами деятельности (предпринимательской), кроме как научной, педагогической.

Но, несмотря на это, законодатель пошел дальше, согласно закону, оценщик вправе осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом.

Учитывая, что оценщик не ограничен в своем профессиональном развитии, а именно работать как на себя, так и состоять в трудовых отношениях с юридическим лицом, которое занимается оценочной деятельностью, то возникает вопрос: зачем законодатель исключил из понятия «оценщик» юридических лиц и определил оценочную деятельность как профессиональную, если в любом случае предоставляет возможность осуществлять юридическому лицу оценочную деятельность опосредованно через физических лиц, при этом лишая государство возможности получения налоговых сборов от юридического лица за предпринимательскую деятельность в области оценочной деятельности и по иным видам налоговых платежей, создавая преграду для развития малого и среднего бизнеса.

В июле 2018 года оценочная деятельность перешла на саморегулирование. Между тем уже сейчас звучат мнения о том, что в данной области необходимо госрегулирование. Какую позицию занимают сами профессионалы?

– Государство, осуществляя перевод оценочной деятельности на саморегулирование, не дает каких-либо полномочий по регулированию деятельности оценщика палатами оценщиков. Все стандарты и правила в обязательном порядке разрабатываются, согласовываются и утверждаются уполномоченным органом в области оценочной деятельности (регулятор). Помимо этого, палаты оценщиков согласовывают их с НПП «Атамекен», Министерством национальной экономики и другими ведомствами.

То есть усложняется процесс принятия внутренних документов. Иногда бывает срочная необходимость согласовать документ в течение месяца, но, как правило, за это время не происходит согласование с госорганами, они рассматриваются дольше. Сейчас в стадии разработки находится стандарт по оценке произведений искусства (рабочее название), мы должны согласовать его с госорганами, который необходимо принять до 2020 года. Помимо принятия, необходима его апробация, а это время. Как вы знаете, с января 2020 года будет начат процесс объединения рынка стран ЕАЭС по аудиторской, оценочной и иным видам деятельности. К этому времени мы должны усовершенствовать свое национальное законодательство.

Саморегулирование предполагает комплекс мер, предусмотренных законодательством о саморегулировании, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, основанной на утверждении правил и стандартов саморегулируемой организации, осуществлении контроля за их соблюдением, а также обеспечении имущественной ответственности субъектов саморегулирования.

Эти комплексные меры закон не отражает, соответственно, законодатель ограничивает права оценщиков в профессиональном саморегулировании.

В Казахстане зарегистрированы четыре профессиональных объединений оценщиков, в России – больше. Какое количество СРО можно считать оптимальным для рынка?

– Согласно закону, Палата оценщиков создается в виде саморегулируемой организации, если в своем составе объединяет не менее трехсот оценщиков. Конкуренция – это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Но палаты оценщиков не являются коммерческими организациями и не занимаются соперничеством за условия на рынке. Соответственно, установление количественного показателя для образования палаты оценщиков в целях регулирования оценочной деятельности является барьером развития становления профессионального сообщества оценщиков. Для достижения более высоких целей по формированию сообщества профессионалов необходимо было создание единой саморегулируемой организации оценщиков.

Одним из аргументов, звучащих не в пользу СРО, заключается в том, что палаты сами проводят экзамены и присуждают квалификацию. Таким образом, налицо конфликт интересов.

– Свидетельство о присвоении квалификации «Оценщик» выдается палатой оценщиков физическому лицу, как лицу владеющему специальными теоретическими знаниями, практическими умениями, навыками и опытом работы и являющемуся членом одной из палат оценщиков.

Квалификационный экзамен проводится комиссией, состоящей из семи членов, и формируется из числа представителей уполномоченного органа в области оценочной деятельности, неправительственных организаций и членов палат оценщиков.

Также хотелось бы отметить, что законом предусмотрена положительная сторона этого новшества, что численность представителей палат оценщиков должна составлять большинство от общей численности состава квалификационной комиссии. Это, несомненно, положительно влияет на переход к саморегулированию профессиональной деятельности.

Вопрос по единому порядку проведения квалификационных экзаменов нами обсуждался с коллегами, но мы не достигли общего понимания. Таким образом, каждая палата оценщиков проводит свой экзамен по присвоению квалификации «Оценщик». В Казахстане образованы четыре палаты оценщиков: в Астане, Павлодаре и две в Алматы. Мы ориентируемся на проведение квалификационных экзаменов на базе Финансовой академии (подведомственная организация Министерства финансов РК).

Оценщики говорят о преемственности поколений в профессии. Какими доводами вы руководствуетесь?

– При оценке крупных проектов, имущественных комплексов в разных локациях нецелесообразно профессиональному оценщику находиться в разъездах – это снижает время для более тщательного проведения оценки. Идентифицировать объект оценки может и менее квалифицированный специалист – помощник оценщика при непосредственном руководстве самого оценщика. Необходимо введение института помощника оценщика.

Мы говорили о едином рынке услуг на территории ЕАЭС, который заработает с января 2020 года. Насколько наше профессиональное сообщество готово к конкуренции?

– В соответствии с Международными стандартами оценки (МСО) оценщиками признаются и физические, и юридические лица. Инвестор, который планирует вложить определенные инвестиции в развитие Казахстана, определяет интересующие направления экономики, и, соответственно, получения прибыли (или выгоды). Для определения размера необходимых инвестиций он будет обращаться к оценочным компаниям за инвестиционной и иной оценкой. Но, учитывая, что в Казахстане отсутствуют оценочные компании, он будет вынужден обращаться к международным организациям-оценщикам, таким как «большая четверка» и другие международные оценочные компании. Таким образом, мы создали ситуацию, когда даем возможность развиваться на нашем рынке и зарабатывать иностранным компаниям, и ухудшаем положение собственных предпринимателей, при этом желая поддержать их. Инвестор не будет обращаться к каждому физическому лицу! Любому инвестору выгодно и надежнее работать с юридическим лицом-оценщиком, у которого есть история, репутация и доверие общества.

Даже в системе государственных закупок имеются объявления о закупе услуг по оценке. То есть, согласно логике законодательства, предполагается подача заявок оценщиком, а не юридическом лицом, у которого в штате есть оценщик. Здесь можно предположить опосредованный обход законодательства о госзакупках. Поэтому необходимо законодательное закрепление понятия оценочной деятельности как профессионально-предпринимательской.

Нередко две разные оценочные компании выдают совершенно разную стоимость одного объекта. В этой связи возникает немало спорных аспектов.

– Это естественно. Потому что оценка – это не точная наука, а одно из направлений экономической науки, которое направлено на определение возможной рыночной стоимости объекта оценки. Это профессиональное мнение оценщика в отношении того или иного объекта оценки.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

В Казахстане обсуждают первый пакет политических инициатив.

14 Февраль 2020 12:33 934

Айдос Сарым: «Люди у нас превратно и узко воспринимают законодательство»

Фото: Серикжан Ковланбаев

«Детский сад» или спящие пенсионеры в парламенте? Одна из поправок, входящая в первый пакет политических инициатив президента, – предоставление 30%-ной квоты в избирательных партийных списках для женщин и молодежи – вызвала интересную дискуссию на заседании общественного совета в минюсте.

Неоднозначным оказался вопрос возраста. Прозвучало мнение, что возрастной порог, который установлен законодательством для определения молодежи, 29 лет, не подходит для «пропуска» в депутаты. В таком возрасте человек «жизни не видал еще» и потому не сможет работать с населением, отвечать на его вопросы, считает председатель общественного совета минюста Серик Акылбай.

«Не надо наш законодательный орган превращать в детский сад», – сказал он и предложил поднять возрастную планку до 35 лет.

Другая участница обсуждения – директор союза профессиональных медиаторов «Келiсу» Сара Идрисова, напротив, уверена в том, что «омоложение» парламенту необходимо.

«Мы работаем с парламентом, даже в Интернете есть… как спят наши депутаты, которые занимаются такой важной работой», – говорит она.

Более того, Сара Идрисова считает, что если депутаты будут получать более низкую, чем сейчас, заработную плату и будут лишены всех льгот, это повысит профессиональный уровень законодателей, поскольку в эту сферу придут те, кто хочет искренне работать во благо государства.

Льготы, зарплаты, возраст

«Заработная плата депутатов – это вопрос, который регламентируется внутри парламента. В мировой практике если к власти приходит «очень популистская» либо очень богатая партия, то зарплата снижается, как правило. В истории США есть опыт, когда миллиардеры, работая в правительстве, парламенте, назначали себе зарплату в один доллар и работали за свои деньги», – комментирует для inbusiness.kz политолог Айдос Сарым.

Ссылаясь на свои накопленные еще с 1990-х годов наблюдения за тем, как это происходит в Казахстане, он делится таким мнением:

«Парламентарии, даже приходя на популистских лозунгах, как правило, постепенно начинают требовать себе квартиры, льготы, проездные, командировочные, зарубежные поездки и т. д. Я более чем уверен: все, кто сегодня предлагает что-то (отменить льготы или снизить зарплаты для депутатов. – Ред.), попадя в парламент и не имея при этом сильной материальной базы, уже через полгода начнут эти темы поднимать», – говорит политолог.

По его мнению, каждый депутат, «если он честный человек и за эти лозунги всю жизнь бился», может персонально отказаться от льгот и высокой зарплаты.

«Но опять же законотворчество – это непростая работа, не митинговщина. Это на самом деле большая интеллектуальная деятельность. У нас тоже есть депутаты, которые сутками сидят на рабочих комиссиях, на конференциях, изучают мировой опыт. Если кто-то думает, что интеллектуальный труд менее трудоемок или более легок, чем труд шахтера или водителя, то он сильно ошибается. И если кто-то считает, что такой труд не должен оплачиваться, – тоже», – говорит собеседник.

По поводу возрастного порога: некоторый жизненный опыт, на взгляд эксперта, депутатам, безусловно, необходим.

«После окончания вуза и магистратуры надо еще успеть где-то поработать. Если вы знаете школьников и первокурсников, которые могут спасти страну сейчас, я скажу: давайте поменяем возрастной ценз. Думаю, 25-27 лет – более или менее оптимальный возраст, когда человек может становиться депутатом», – считает Айдос Сарым.

В пакете – четыре реформы

«Мы должны стимулировать активный приход женщин в политику, особенно в законотворческий процесс. Точно так же мы должны способствовать приходу в парламент и местных представительных органов молодежи. Для молодежи необходимо создавать не только социальные, но и общественно-политические лифты», – сказал президент Касым-Жомарт Токаев на втором заседании Национального совета общественного доверия в декабре прошлого года, когда представлял первый пакет политических инициатив.

В целом пакет включает четыре меры реформирования политической системы: внедрение уведомительного принципа организации митингов, снижение порога регистрации политической партии с 40 тыс. до 20 тыс. подписей, предоставление 30%-ной квоты для женщин и молодежи, создание института парламентской оппозиции.

«Прививать общественному сознанию культуру митингов и совершенствовать законодательство о мирных собраниях» – таким был посыл главы государства по поводу митингов.

Законопроект «Об организации и проведении мирных собраний в РК» представили в среду, 12 февраля, на заседании межведомственной комиссии по законопроектной работе в минюсте.

Уведомительный характер организации митингов, пикетов, собраний возможен при условии, что участвовать будет не более 250 человек. Если же количество участников демонстрации, митинга, шествия превышает эту цифру, то предлагается применять регламентированный порядок получения разрешения. Для мирных собраний определят специальные места. Кроме того, в проекте закона прописан механизм рассмотрения уведомлений и заявлений, указан перечень оснований для отказа, введен институт агитации.

Митинги: почему 250

«Норма в 250 человек связана с тем, что у нас в основном больше этого количества на митинги не ходит, – комментирует Айдос Сарым. – Пока идут разговоры по этой теме, я убедился, что люди очень сильно «упираются» в отдельные слова, не понимая сути. Основная дискуссия шла вокруг двух слов – «разрешительный» и «уведомительный». Что такое «уведомительный характер»? Представьте, вы сидите дома, к вам приходят 25-30 друзей и говорят: мы же позвонили. Иногда на таких примерах нужно объяснять. Что будет, если 20 тысяч человек выйдут на улицы или площадь? Ни одна площадь такого количества не выдержит, это большая нагрузка на инфраструктуру».

По словам эксперта, в результате долгих дискуссий было выработано решение – до определенного количества участников можно организовывать митинги в уведомительном порядке, свыше, если говорить о шествии и большом количестве людей, – согласовывать.

«Я в этом ничего страшного не вижу», – комментирует собеседник.

«Люди у нас, к сожалению, превратно и узко воспринимают законодательство, то, каким оно должно быть, – продолжает он. – Ни в одной стране мира, тем более в Европе, законов в том идеалистическом понимании, в каком их представляют, нет. Наоборот, все последнее десятилетие по всей Европе шло ужесточение законов и дальнейшее детальное регламентирование всех событий».

Айдос Сарым считает, что цифра 250 появилась на основе сложившейся в Казахстане практики.

«Повестка проходящих митингов интересна максимум 10-15 тыс. активных пользователей соцсетей. В противном случае мы бы видели другое – по 100 тыс. человек на площадях. Но этого нет. На площади выходят все те же 250 человек. Значит, это их норматив и, значит, у них права кому-то что-то диктовать. Есть закон аналогии и закон прецедента. Если бы у нас на улицах собиралось по 80 тыс. человек и при этом у нас нет подходящих для этого пространств, тогда можно было бы о чем-то другом говорить. Пока этого нет, исходим из всех тех норм и прецедентов, которые есть в нашей недавней истории», – заключает политолог.

Отметим, ранее эксперты обсуждали предложенный пакет реформ. Говорили, в частности, о формате реформ – революционный он или эволюционный, об ожиданиях и о том, что по экономической и социальной корзинам предстоит еще большая работа и «есть шанс более или менее концептуализированные программы или идеи двигать».

Елена Тумашова

В Казахстане упрощена процедура банкротства юрлиц

Основанием для обращения в суд является неисполнение должником обязательств свыше четырех месяцев.   

10 Январь 2020 16:12 1923

В Казахстане упрощена процедура банкротства юрлиц

27 декабря 2019 года внесены изменения в законодательные акты процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте. Об этом сегодня, 10 января, сообщила пресс-служба комитета госдоходов. 

Целью принятия закона является совершенствование законодательства о реабилитации и банкротстве, освобождение компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года и усиление контроля за исполнением республиканского бюджета. Закон упрощает условия для применения процедур реабилитации и банкротства путем установления четких и понятных критериев для инициаторов процедур. 

Так, для возбуждения дела о банкротстве субъекту бизнеса достаточно предоставить данные о стабильном превышении обязательств над активами, что свидетельствует о его устойчивой неплатежеспособности. 

В свою очередь, кредитор вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом при наличии неисполненного перед ним денежного обязательства на основании вступившего в законную силу судебного акта или исполнительного документа о взыскании с должника денег либо признании долга должником. 

При этом требования к размеру денежного обязательства и длительности его неисполнения закон не устанавливает. 
Решение о применении реабилитационной процедуры или о признании должника банкротом принимается судом с учетом заключения о финансовой устойчивости должника. 
Данный документ составляется временным администратором (в деле о реабилитации) или временным управляющим (в деле о банкротстве) на основе показателей деятельности должника. Заключение содержит выводы, согласно которым должник относится к определенному классу финансовой устойчивости. 
Таким образом, устраняется неопределенность при оценке финансового состояния субъекта, что будет способствовать формированию единой правоприменительной практики. 
Кроме того, индивидуальным предпринимателям предоставлено право применить реабилитацию для восстановления своей платежеспособности во избежание прекращения предпринимательской деятельности. 
Одним из основных направлений закона также является сокращение сроков проведения процедуры банкротства, что уменьшит затраты на ее проведение и повысит степень удовлетворения требований кредиторов. 
Для этого закон предусматривает передачу отдельных полномочий собрания кредиторов комитету кредиторов.

Такой подход обусловлен тем, что собрание кредиторов затратно по времени и финансам и предполагает участие всех кредиторов, тогда как комитет кредиторов является представительным органом собрания и процедура его созыва проще. 
Положениями закона обеспечен баланс между интересами залогового кредитора и кредиторов «социальной» направленности.

Залоговый кредитор вправе принять заложенное имущество в счет удовлетворения своих требований только после погашения требований по оплате труда в размере не более трех минимальных размеров заработной платы на одного работника. 
Одним из нововведений закона является предоставление возможности должникам, длительное время фактически не осуществлявшим предпринимательскую деятельность, ликвидироваться без возбуждения процедуры банкротства при условии отсутствия доходов и имущества.

Для усиления ответственности лиц, использующих банкротство как способ ухода от исполнения обязательств, конкретизирован состав преступления (правонарушения) «Преднамеренное банкротство». В частности, сделан акцент на неправомерные действия учредителей и должностных лиц банкрота, выраженные в отчуждении и сокрытии имущества в личных интересах с целью уклонения от исполнения обязательств перед кредиторами. 
В целях улучшения качества услуг по осуществлению процедур реабилитации и банкротства профессиональным бухгалтерам предоставлено право осуществлять деятельность администратора без прохождения квалификационного экзамена. 
Законом с 1 января 2020 года по 1 января 2023 года субъекты микро- и малого предпринимательства освобождены от уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), социального налога, единого земельного налога.

Также законом внесены поправки в Бюджетный кодекс, направленные на усиление ответственности за неэффективное использование и бюджетное планирование средств в государственном и квазигосударственном секторах.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: