Снижение порога на учет по НДС, исключение из вычетов товаров без ЭСФ и другие проблемы налогообложения МСБ, которые поднимались в рамках первого заседания регионального совета Палаты предпринимателей, председатель регионального совета НПП "Атамекен" Алматы Максим Барышев обсудил с корреспондентом inbusiness.kz.
Первый важный вопрос, который затронул Максим Барышев, – сокращение суммы оборота бизнеса при постановке на учет по НДС. Согласно законодательной инициативе, предусмотрено снижение порога для постановки на учет по НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП (то есть с 79,5 млн тенге до 53 млн тенге). Председатель регионального совета отметил, что у малого бизнеса нет зачетного НДС, и после освобождения от налогов в размере 3% (подоходного и социального) они обязаны будут платить 12% НДС, что значительно увеличит их налоговую нагрузку.
"В эту разницу попадает около 20 тысяч действующих субъектов малого бизнеса, не имеющих зачетной стороны НДС. Платить 12% с продаж – это колоссальная сумма. Этот процент может быть всей прибылью бизнесмена. Вдобавок к этому предпринимателям придется брать в штат бухгалтеров для ведения учета, выписки ЭСФ и составления налоговой отчетности. Поэтому мы против этой нормы", – сказал собеседник.
Второй вопрос – истечение срока исковой давности по налоговым спорам. В связи с чем в Налоговом кодексе от 25 декабря 2017 года предусмотрели срок исковой давности три года с введением с 1 января 2020 года. Но у комитета государственных доходов иное мнение о сроках.
"КГД считает, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности будет составлять пять лет. Мы отправили письмо в министерство национальной экономики, чтобы устранить неточность, и добились того, что срок исковой давности следует считать три года, а именно 2017, 2018, 2019 годы", – отмечает Максим Барышев.
Третий важный вопрос, который отметил председатель регионального совета, – обсуждение законодательной инициативы по исключению из вычетов с 1 января 2018 года расходов, не подтвержденных электронными счетами-фактурами.
"Приведу пример. Электронные счета-фактуры (ЭСФ) – это не первичная документация. Когда совершается сделка, она документируется первичной документацией. На основе нее выписывается ЭСФ, подтверждающий создание сделки. ЭСФ непосредственно помещается в систему комитета государственных доходов. КГД видит все сделки плательщиков НДС. Это сделано для того, чтобы некоторые плательщики возвращали НДС за товар, который они продают за границу, и по цепочке ЭСФ отслеживаются полностью все товары, работы и услуги, которые это крупное предприятие купило. Для того чтобы вернуть из бюджета НДС, оно должно подтвердить не только первую линию своих продавцов (у кого купило), но и продавшая сторона также должна подтвердить у своих контрагентов, что услуги были куплены с НДС", – объясняет собеседник.
То есть из вычетов предлагается исключить все приобретенные товары и услуги, на которые не был выставлен ЭСФ: приобретения у малого и среднего бизнеса – неплательщиков НДС; приобретения у нерезидентов; расходы на иные товары, работы и услуги, по которым либо законодательно не предусматривается выписка ЭСФ по НДС в электронном виде, либо ЭСФ по НДС выписан с ошибкой.
"Как это будет выглядеть на практике: ТОО покупает товар за 1000 тенге (без ЭСФ) и продает его за 1200 тенге (20% торговая наценка) при этом согласно действующему законодательству ТОО оплачивает налог КПН 20% от разницы 1200-1000 = 200 тенге. КПН 200*20% = 40 тенге. Предлагаемые изменения гласят, что, если товар приобретен без ЭСФ, надо обложить всю сумму 1200 тенге налогом КПН 1200*20% = 240 тенге. Получится, что налог будет больше, чем торговая наценка. Это однозначно может привести к банкротству", – сказал он.
Новые правила могут привести к тому, что бизнес будет работать в убыток. Бизнесмены, работающие по упрощенной системе, не смогут работать с крупными или средними предпринимателями, плательщиками НДС. Предполагаемая норма ухудшит положение малого бизнеса, у которого нет обязательств выписывать ЭСФ, так как компании, работающие на общеустановленном режиме, будут вынуждены игнорировать их в своей предпринимательской деятельности. Кроме того, отсутствие возможности отнесения на вычеты по договорам с нерезидентами (так как нерезиденты не смогут выписать ЭСФ) также отрицательно скажется на бизнесе. По мнению Максима Барышева, компаниям, привозящим товар из-за границы, остается работать с розницей. А те, кто не выписывает ЭСФ, останутся за бортом.
"Еще одна категория затрат – это работа с частными лицами. Например, фрилансеры получают доход с нескольких изданий по договору гражданско-правового характера. Естественно, такие люди ЭСФ никак не будут выписывать. Это сложно, и частные лица даже не смогут в структуре ЭСФ зарегистрироваться. А по нашему законодательству сейчас издательство платит за этих людей пенсионку и индивидуальный подоходный налог (ИПН) по договору гражданско-правового характера (ГПХ). В итоге оно платит 20% налогов на них, но не может взять на вычет эти расходы. Этих сумм как будто и не было. Это толкает платить зарплаты в черную. Итого государство сразу недополучит пенсионные и ИПН от фрилансеров", – пояснил Максим Барышев.
НПП "Атамекен" направила письма в акимат города, министерство национальной экономики РК и министерство финансов РК о мнении бизнеса Алматы по данным вопросам.
Мария Галушко