Какой бизнес будет поддерживать государство

6789

Как Казахстан преодолевает кризис, кто душит бизнес, чем пополнять казну государства?

Какой бизнес будет поддерживать государство

На эти вопросы в прямом эфире VIII ежегодного Саммита лидеров финансового рынка отвечали представители банковского сектора, госорганов, бизнеса и экономики, передает inbusiness.kz.

По словам вице-министра национальной экономики Тимура Жаксылыкова, порядка 40% кредитного портфеля МСБ охвачено мерами господдержки.

"В этом году эта цифра еще больше увеличится. До 6% с учетом субсидирования доведена ставка для потребителя, для тех, кто воспользовался программами "Дорожная карта бизнеса" и "Экономика простых вещей". 6% – это, на секунду, отрицательная ставка. Поэтому говорить о том, что помощь незаметна, это будет преувеличением", – считает он.

Представитель миннацэкономики отметил, что в прошлом году программу изменили, убрали все отраслевые ограничения, расширили доступ ко льготному кредитованию. Бизнесу также помогли льготами по ФОТ, введением розничного налога. Вместе с тем не все могут воспользоваться помощью государства ввиду закредитованности, отсутствия залогов и по другим причинам. Возможно, некоторые не владеют информацией, нет компетенций, желания и так далее, предположил он. По информации вице-министра, из 1,3 млн субъектов предпринимательства только 30 тысяч получают господдержку.

"Остальные не выходят на рынок, и это проблема", – заметил он.

По программе продуктивной занятости и массового предпринимательства "Енбек" та же картина – деньги доводятся, возвратность есть, но круг участников узок.

Бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов обратил внимание на реализацию программы "Бастау Бизнес", где обучают основам предпринимательства, отбирают лучших, те защищают свои бизнес-проекты, но в итоге финансовые институты отказывают им в предоставлении кредитов.

"По цифрам 2020 года порядка 20 тысяч предпринимателей прошли обучение, но фондирование под эти проекты прошли не более 30%. И понятно, что у людей возникло разочарование. И здесь нестыковки, я думаю, при поддержке институтов развития, министерства нужно устранить", – говорит он.

Как показывает практика, лишь 3-4% микрокредитов по "Бастау" оказываются токсичными.

Также бизнес-омбудсмен обеспокоен данными социологов о том, что выросла доля тех, кто может позволить свои траты только на питание.

"Это показатель того, что население теряет доходы. И для бизнеса это очень важно знать. Я, конечно, могу ошибаться, но если посмотреть на кредитование физлиц, то там порядка 7,5 трлн тенге, из них порядка 58% – потребительские кредиты, и их доля растет", – сказал он, добавив, что такая ситуация не может не вызывать озабоченность, поскольку говорит об отложенном кризисе, который может наступить в ближайшие год-два.

В свою очередь экономист, член совета директоров Visor Kazakhstan Алмас Чукин выделил 2 предстоящие угрозы. Это несбалансированный бюджет и желание государства помогать слабым.

"В районе 14 трлн у нас бюджетные расходы, а налоги – 7 трлн. То есть у нас 50% бюджета обеспечены текущими деньгами. 50% – это Нацфонд. Плюс долговые (обязательства). На самом деле такими темпами, когда Нацфонд закончится, у нас возникнет колоссальный дисбаланс. Если нормальный дефицит – это 3% ВВП, то у нас он будет гораздо больше", – говорит он.

Второй проблемой ему видятся низкие налоги.

"Мы страна низких налогов. (Я говорю про) общие ставки, за исключением ФОТ и пенсионных, где мы наворотили слишком много. В остальном у нас низкие ставки по мировым меркам. После этого возвращаться к нормальной ситуации будет болезненно. Если сегодня государство объявит, что поднимет ИПН или КПН, никто счастлив от этого не будет. (…) Надо понимать, что всем помочь невозможно", – говорит экономист.

По мнению эксперта, государство – это не богодельня, и не стоит душить конкуренцию, оказывая госпомощь. Вместе с тем он поддержал тот момент, что в период кризиса нужно быть опорой, но пора уже менять эту политику.

На форуме у вице-министра Тимура Жаксылыкова поинтересовались, будут ли закрыты льготные госпрограммы в том виде, в каком они сейчас есть. На что он ответил, что программы будут переосмыслены в сторону конкурентного бизнеса, но произойдет это не ранее конца 2022 года.

"Я думаю, что еще год-полтора нам сохранить в том виде дизайн поддержки, который есть, без отраслевых ограничений, с отрицательной ставкой, чтобы обеспечить сохранение рабочих мест в экономике, особенно в тех секторах, которые пострадали. И редизайн поддержки нужно делать, начиная с конца следующего года", – сказал вице-министр.

В ведомстве также подтвердили свой ранний прогноз по росту отечественной экономики по итогам 2021 года – более чем 3%. И эти оценки совпадают с глобальными финансовыми институтами. При этом он уточнил, что это не значит, что все отрасли будут в плюсе.

"Если мы закрываем рестораны, боулинги, не даем им работать, откуда им брать доходы? Поэтому говорить, что во всех секторах у нас будет хорошая ситуация, – это будет лукавство. Отдельные сегменты будут в тяжелой ситуации в течение этого года", – ответил он на вопрос участников форума.

VIII ежегодный Саммит лидеров финансового рынка продолжает свою работу. Посмотреть прямой эфир с начала можно на аккаунте телеканала Atameken Business в Facebook. 

Айгуль Тулекбаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться