Какой будет регуляторная политика "с чистого листа"

7308

Ревизию регуляторных норм для бизнеса проведут в Казахстане.

Какой будет регуляторная политика "с чистого листа"

Поле предпринимательской деятельности в Казахстане сегодня зарегулировано настолько, что каждый третий субъект бизнеса привлекается к административной ответственности. При этом обоснованность и актуальность требований, предъявляемых к бизнесу, вызывает сомнения. Многие из них будут пересматриваться в рамках реформы системы госрегулирования. Подробнее о новых подходах, которые готовятся к внедрению в стране, рассказали на пресс-конференции, организованной аппаратом уполномоченного по защите прав предпринимателей РК.

Рост в арифметической прогрессии

Количество субъектов бизнеса, привлекаемых к административной ответственности в стране, растет в арифметической прогрессии. Так, за пятилетний период, с 2015 по 2019 год, увеличилось в два раза. Если в 2015 году меры адмвоздействия были применены к 235 тыс. предпринимателей, то по итогам 2019 года уже 502 тыс.. Также статистика показывает четырехкратный рост обращений с жалобами на действия должностных лиц и государственных органов.

"Это говорит о том, что проблемы в регулировании существуют. Мы изучали данный вопрос. Основная проблема в том, что у нас неограниченное количество требований. Мы в 2019 году попытались посчитать, но остановились на цифре в 30 500 требований. И это не исчерпывающий перечень Точное количество неизвестно, потому что есть сфера техрегулирования, отдельные строительные нормы. Госорганы необдуманно по разным причинам устанавливают кучу различных требований. Предприниматели этих требований не знают. Их несвоевременно уведомляют. Все это приводит к тому, что предприниматели привлекаются к административной ответственности, и, конечно, создаются проблемы для бизнеса", – отметил советник председателя правления НПП РК "Атамекен" Ербол Устемиров.

Обоснованность требований нужно доказать

В этой связи ревизию требований планируется проводить по схеме, когда госорган будет доказывать необходимость той или иной регулирующей нормы. Как уточнил бизнес-омбудсмен РК Рустам Журсунов, по всем требованиям работа будет вестись до конца 2023 года.

"Государственная машина постоянно плодит требования. Как следствие, идет увеличение привлекаемого к ответственности бизнеса. Смысл основной работы по реформированию регуляторной политики заключается в том, что, после того как будут установлены базовые принципы, фильтры на рациональность, разумность, исполнимость, работа будет построена от обратного. То есть будет установлена конечная дата – 1 января 2024 года, до которой все госорганы должны будут самостоятельно прийти и доказать каждое свое требование, которое выставляется бизнесу. Если по результатам проверки требование соответствует базовым подходам, оно рационально, разумно, технологично минимизирует риски жизни для здоровья людей, тогда оно действует дальше. Если госорган не доказывает это, то административная ответственность отменяется", – сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

При этом доказывать состоятельность каждого требования госорганы в дальнейшем будут каждые семь лет.

Базовые принципы

В рамках работы по созданию новой регуляторной политики будут формироваться базовые принципы и условия внедрения госрегулирования предпринимательской деятельности, которые будут основываться на понятиях рисков. Если они затрагивают жизнь и здоровье человека, экологию, правопорядок и нравственность, то их необходимость обусловлена. Также регуляторные меры не должны нести дополнительные издержки для бизнеса и государства.

"Регулирование должно быть разумным, отвечать здравому смыслу, современным технологиям. Например, по санитарным нормам, допустим, производители кондитерских изделий должны иметь несколько помещений для хранения яиц. Вместе с тем в настоящее время имеется специальное оборудование, которое занимает площадь всего лишь 1 кв. метр, которое может выполнять функции трех помещений – хранить, обрабатывать и делать яичный меланж. Такие требования должны пересматриваться. Предпринимателям должна предоставляться возможность использования новых технологий", – пояснил Ербол Устемиров.

Кроме того, требования должны обеспечивать равенство субъектов предпринимательства. На сегодня же имеются нормы, которые ставят в неравные условия субъекты предпринимательства и квазигосударственного сектора.

"Требования должны быть открытыми, предсказуемыми, исполнимыми. То есть ни один государственный орган не может устанавливать нормы, которые неисполнимы для предпринимателей. Они должны быть соразмерными. То есть принятие мер в отношении предпринимателей должно соответствовать уровню риска деятельности, которую предприниматель ведет", – пояснил советник председателя правления Национальной палаты предпринимателей.

"Регуляторная песочница"

Перезагрузка регуляторных норм коснется всех отраслей. На первоначальном этапе в экспериментальном режиме она охватит пять – строительство, транспорт, общественное питание, проживание, торговлю и сельское хозяйство. В этих сферах работают свыше 65% действующих предпринимателей.

"Таким образом, такая "регуляторная песочница" позволит апробировать эффективность нового регулирования. В случае если оно покажет эффективность, оно будет вводиться на все регионы и отрасли. Если покажет неэффективность, то такое регулирование вводиться не будет", – отметил Ербол Устемиров

Без реестра гильотина

Также планируется сформировать реестр обязательных требований, в который госорганы обязаны будут включать все требования, предъявляемые к субъектам бизнеса. Список будет доступен для предпринимателей.

"Если госорган какое-то требование утаил и решил не показывать, если это требование в реестре не состоит, то автоматически будет срабатывать регуляторная гильотина. То есть он не будет иметь права требовать по исполнению норм", – сказал Ербол Устемиров.

Проверки, разрешения, отчетность

Кроме того пересматриваться будут государственные проверки, разрешительная система, лицензирование, порядок отчетности.

"Нами предлагается разделить проверки на три вида. Первый – профилактические мероприятия. Мы изучали опыт других стран. Упор должен делаться на профилактике, то есть парадигма проверок госорганов должна измениться. Госорган должен приходить к предпринимателю не с палочной системой, когда проверяющий в текущем году привел 1000 человек, а в следующем году должен привести 1100 человек. А он должен приходить и консультировать предпринимателя, направлять, объяснять какие требования действуют, что нужно делать, чтобы деятельность предпринимателя соответствовала установленным требованиям", – рассказал советник предправления НПП.

Соответственно количество проверок должно сократиться. Также планируется ввести институт расследований в случаях нарушений прав потребителей или ситуаций, причинивших вред клиентам. "Например, сегодня при факте отравления госорган приходит и наказывает конечного предпринимателя, а возможно продукт был испорчен в ходе нарушений условий транспортировки или при производстве. В рамках расследований госорган сможет по цепочке проверить и найти источник отравления. Это отвечает интересам потребителей. Все госрегулирование должно проходить так, чтобы оно отвечало интересам трех сторон государства, предпринимателя и потребителя", – отметил Ербол Устемиров.

Также будет обновлена система разрешений. В данном направлении остаются вопросы по части разрешений квазигоспредприятий и субъектов естественных монополий. В законодательстве действует три вида: лицензии, разрешение II категории и уведомление. Однако перечень с информацией о разрешениях выдаваемых квазигоспредприятиями и монополистами отсутствует. "Мы хотим на законодательном уровне это закрепить. То есть в законе фундаментально прописать, что если в перечне сидит то или иное разрешение, значит оно легитимно, в противном случае – нет", – пояснил спикер.

Переформатировать намечено и систему отчетности. В Нацпалате отмечают, сведения с предпринимателей собираются для галочки и фактически госорганами не используется. Значительная часть информации принимается и хранится на бумажных носителях. В "Атамекене" предлагают автоматизировать систему отчетности и интегрировать ее с системой управления рисками.

"То есть из отчетов, из тех сведений, которые предприниматель сдает, система подскажет госоргану, где возможны риски нарушений и требуется проверка", – уточнил Ербол Устемиров.

"Формально мы сегодня перешли на систему управления рисками, но проверка генеральной прокуратуры показывает, что у нас за исключением, пожалуй, налоговых органов, система управления рисками полноценно не работает. По имеющимся фактам в 63% случаев экологические органы назначили проверки за несвоевременную сдачу отчетности, в 81% случаев органы инспекции труда проводят проверки после наступления несчастного случая на производстве. И в целом система управления рисками показывает, что цифры у нас из года в год падают. В 2017 году было более 50%, то в 2018-2019 годах уже 42%. Хотя во всех развитых мира 90% проверок формируется через систему управления рисками. Наша целевая задача сделать так, чтобы автоматом машина сама выделяла, кого нужно проверять, чтобы не было субъективного фактора. Это та целевая модель, к которой мы идем", – добавил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов.

Напомним, 15 января Президент РК Касым-Жомарт Токаев выступил на открытии первой сессии Парламента VII созыва, на котором заявил о необходимости сфокусироваться на поддержке МСБ и создать благоприятные условия для ведения бизнеса. В стране планируется провести ревизию Налогового кодекса РК в сторону упрощения, стимулирования деловой активности и конкуренции. Кроме того поручено также разработать новые механизмы поддержки бизнеса, а также внедрить регулирование "с чистого листа", которые позволят снизить издержки по открытию и ведению бизнеса.

Карина Алимова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться