/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
Карантинный транспортный коллапс

Карантинный транспортный коллапс

Проблемы авиа-, авто- и ж/д транспорта в Казахстане из-за введения ЧП.

16:15 10 Апрель 2020 4774

Карантинный транспортный коллапс

Автор:

Майра Медеубаева

Фото: zakon.kz

Какие проблемы испытывает авиа-, авто- и железнодорожный транспорт в Казахстане. Сегодня на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» под председательством зампреда НПП Евгения Больгерта состоялось обсуждение ситуации в транспорте в период режима ЧП и мер по поддержке рынка.

Пассажиропоток на автотранспорте упал в 10 раз

Автомобильный транспорт в части пассажирских перевозок выполняет задачи по передвижению граждан. Как рассказал гендиректор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев, из-за ограничивающих мер пассажиропоток по всем регионам в среднем упал в 10 раз. Перевозчики жалуются на сложившуюся тяжелую ситуацию, и особенно в регионах, в которых перевозки не субсидируются.

«Финансовое состояние предприятий неудовлетворительное. Мы не сможем покупать топливо, обеспечивать ремонт техники. Начнутся срывы маршрутов. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости распоряжения правительства, чтобы местные исполнительные органы возмещали расходы предприятий по топливу и заработной плате водителей. Затем мы хотели попросить, чтобы на этот год предприятия автотранспорта освободили от налога на транспорт и фонд оплаты труда», – сообщил Сабит Аманбаев.

По его данным, несмотря за запрет применения штрафных санкций, банки звонят и требуют оплачивать займы. В этой связи перевозчики просят о введении официального запрета на штрафные санкции по всем видам займов.

«По вопросам возмещения прямых расходов на топливо и заработную плату каждый акимат должен сам просчитать, потому что ситуация ежедневно меняется. То мы добавляем технику по заданиям акимата, то уменьшаем количество графика», – отметил глава Союза автотранспортников.

По его словам, в Алматы с 16 марта по 31 марта затраты перевозчиков составили 1 млрд тенге, а доходность от реализации билетов составила 500 млн. Таким образом, убытки оцениваются в сумме полмиллиарда тенге. Идет взаимодействие с акиматом Алматы, который планирует возместить стоимость топлива.

«Так же должны взаимодействовать и во всех других регионах. Расчеты мы представим в скором времени», – резюмировал Аманбаев.

Доходы авиакомпаний и аэропортов рухнули на 95-97%

С 29 марта 2020 года практически приостановлены все пассажирские рейсы среди аэропортов Казахстана, как внутренние, так и международные. Осуществляются только транзитные, грузовые и ряд гуманитарных рейсов, которые выполняются по особым разрешениям. Доходы авиакомпаний и аэропортов снизились практически на 95-97%. Об этом в ходе обсуждений рассказал исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев», председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП «Атамекен» Даулет Хамзин.

По его данным, некоторые региональные аэропорты практически остались без доходов. Доходы, связанные с не авиационной деятельностью, также в связи с закрытием терминалов аэропортов практически были сведены к нулю.

«В такой ситуации ясно, что авиапредприятия республики не смогут самостоятельно преодолеть кризис и необходимы меры господдержки, чтобы восстановить отрасль после снятия карантинных мероприятий», – сообщил Даулет Хамзин.

Он напомнил, что 26 марта было направлено совместное обращение от аэропортов Казахстана в канцелярию премьер-министра. Они касаются как освобождения, так и предоставления отсрочки уплаты налогов по разным видам налогов, начиная с налога на имущество, налога на транспорт, налога на землю, платы за использование гособъектов. Второй пункт – это предоставление налоговых каникул на налоги, начисляемые по фонду оплаты труда, социальные отчисления и выплаты в Фонд медицинского страхования. Также были просьбы от аэропортов, по крайней мере, тех, которые активно обслуживают международные рейсы и рейсы иностранных перевозчиков, произвести полный возврат невозмещенного НДС за 2019-2020 годы, который с трудом получают практически все аэропорты.

«Учитывая, что аэропорты – это субъекты естественной монополии и постоянно сдают отчеты в КРЕМ, естественно, необходимо предусмотреть отсрочку по исполнению всех инвестиционных программ, которые вкладываются в регулируемые тарифы, и освободить от штрафов и других видов наказаний за неисполнение этих инвестиционных программ в 2020 году. Так как все инвестиционные проекты практически во всех аэропортах были приостановлены», – отметил Даулет Хамзин.

Также, по его словам, есть проблемы, связанные с приобретением ГСМ и их стоимостью в условиях резкого падения цен на нефть. Тренд по снижению стоимости авиакеросина в Казахстане наметился, но, тем не менее, средняя оптовая стоимость поставок процентов на 30 выше, чем среднерыночная стоимость в Европе и других частях мира.

«То есть наши ресурсодержатели и давальцы не такими темпами снижают стоимость керосина, как идет во всем мире. И опять возникает ситуация, когда в Казахстане авиакеросин становится самым дорогим в мире. Чтобы как-то поддержать авиаперевозчиков, которые, надеюсь, возобновят работу после снятия карантинных мероприятий, мы вышли с предложением рассмотреть покрытие части затрат авиакомпаний на аэропортовые услуги за счет государства. Таким образом, аэропорты смогут предоставить скидки для авиаперевозчиков, чтобы те могли возобновить авиаперевозки», – подчеркивает Д. Хамзин.

По мнению и. о. директора столичного аэропорта, данный пункт является одним из самых важных, потому что позволит максимально быстро восстановить авиаперевозки, стимулировать авиаперевозчиков восстановить рейсовую инфраструктуру. Также авиаперевозчики вышли с предложениями субсидировать и компенсировать потери, которые они понесли в связи с выполнением гуманитарных рейсов, рейсов по репатриации казахстанцев из зарубежных стран, а также с вынужденным возвратом билетов в большом объеме. Для многих авиакомпаний этот денежный отток является существенным ударом. Как одно из предложений от наших авиакомпаний – ввести нулевой НДС на внутренние перевозки и обеспечить освобождение от таможенных пошлин и уплаты НДС при ввозе запасных частей для обслуживания воздушных судов.

Также Даулет Хамзин отметил проблему утечки квалифицированных кадров. По его словам, многие авиакомпании привлекают иностранных граждан.

«В связи с этим выходит с предложением упростить для иностранных граждан процедуру получения рабочих виз без выезда с территории Казахстана, так как многие из них оказались невыездными во время карантина», – озвучил проблему и. о. директора столичного аэропорта.

Также он отметил, что в части по «Казаэронавигации» предприятие просит предоставить понижающие коэффициенты до 50% на выполнение внутренних рейсов. Со стороны государства предлагается освободить от дивидендов за 2020 и 2019 год компании с госучастием. Такие как «Казаэронавигация», государственные аэропорты и так далее.

Стоимость авиакеросина мешает конкурировать с аэропортами России

В свою очередь директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Кусаев Абдул отметил, что на сегодняшний день стоимость керосина в Казахстане не отражает реальную стоимость, которая сейчас идет на рынках.

«Нам очень мешает конкурировать с аэропортами России, у которых стоимость существенно ниже, на 10-15% дешевле, чем у нас. Соответственно, многие авиакомпании выбирают в качестве транзита аэропорты России. Наши ресурсодержатели, по идее, тоже заинтересованы в продаже керосина в больших объемах. Сейчас идет затоваривание складов. Поэтому мы бы хотели, чтобы они были более гибкими и быстрее реагировали на то, что происходит сейчас на рынке. Особенно на рынке России, и что бы цены держали на том же уровне», – подчеркнул Кусаев Абдул.

Также Даулет Хамзин отметил, что ресурсодержатели обратились в министерство энергетики и получили квоты на экспорт авиакеросина из Казахстана.

«Вместо того чтобы привести цены на авиакеросин в соответствие с мировыми трендами и дать возможность увеличить заправки в аэропортах, они пытаются вывести авиакеросин в те страны, у которых нет таких ресурсов – Таджикистан, Узбекистан, и тем самым заработать максимальную маржу. В то время как мы не можем привлечь транзитный потенциал и в достаточной степени предложить конкурентные цены для компании, которые летят через аэропорты Казахстана», – констатировал Даулет Хамзин.

По его словам, в среднем все аэропорты и авиакомпании Казахстана, по статистике, потребляют от 650 тысяч тонн за год. Учитывая огромный рост, который начался с прошлого лета в связи с вводом FlyArystan и активностью грузовых перевозок и транзитных перевозок, предполагалось, что на текущий год, если бы не карантин, потребность в керосине выросла бы до 850 тысяч тонн в год.

Прогнозное падение на 10-30% в железнодорожном транспорте

По словам председателя наблюдательных советов АНЭК и КазАПО Ильи Сегала, ситуацию анализировали в январе, когда пошла проблема от коллег по перевозкам с Китаем. По его словам, какие проблемы сегодня появились у компании: на 14% вырос курс швейцарского франка – это валюта ж/д тарифа, на 15% – валюта расчета между экспедитором и иностранным партнером. После введения 16 марта ЧП ассоциация на основании опроса и обсуждения с компаниями определила основные проблемы и сформировала основные причины их возникновения и предложения по поддержке. 8 апреля письмо направлено на имя премьер-министра Казахстана.

По данным ассоциации, до 10% вагонов стоят без работы или не могут быть отремонтированы в связи с тем, что проблемы с закупом и поставками колесных пар.

«Компания прогнозирует, что к уровню девяти месяцев прошлого года падение составит 10-30%, причем убытки на 55% связаны с введением режима ЧП и его последствиями, а остальные – от роста курса доллара и швейцарского франка. У компаний стоят проблемы по сохранению подготовленного высококвалифицированного персонала, оплате труда и возможности продолжения своей деятельности, к сожалению», – рассказал Илья Сегал.

По его словам, без господдержки национальные ж/д компании и предприятия МСБ, которые работают в сфере ж/д перевозок, не устоят в этой ситуации. По оценкам, это может ухудшить качество жизни с учетом коэффициента семейственности – более 100 тысяч человек. В качестве мер поддержки Илья Сегал озвучил налоговые каникулы, отсрочки платежей других видов налогов без начисления штрафов и пени, освобождение от налога на имущество, транспорт, землю, отсрочки выплат по банковским займам до 1 октября, рефинансирование текущих кредитов. А также введение запрета на начисление банками, кредитными и лизинговыми организациями штрафов и пени, отмена сбора на хранение порожних вагонов на эксплуатационных путях, представление скидок АО «НК «КТЖ», если будет господдержка, она тоже сможет это сделать, резюмировал председатель наблюдательного совета.

Майра Медеубаева

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

Каршеринг Anytime и «Яндекс.Такси» сообщили о работе в условиях ограничений.

02 Август 2020 08:12 5522

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

На время карантина работу общественного транспорта Алматы полностью приостанавливают либо ограничивают по времени. Работа сервиса каршеринга и служб такси не была ограничена в связи с пандемией коронавируса. При этом большинство офисных сотрудников перешли в режим удаленной работы. О том, как изменился спрос на услуги заказа такси и каршеринг в период карантина и как ограничения отразились на компаниях, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Генеральный директор компании Anytime в Алматы Алмаз Ахпаров:

На рынке каршеринга пандемия отразилась достаточно сильно. В начале марта у нас была хорошая выручка, но после объявления режима ЧП в стране она начала резко падать. Наибольший спад за все время работы компании наблюдался 1 апреля. Апрель выдался самым тяжелым месяцем, и были мысли приостановить сервис, как делали наши клиенты в России. Мы думали об этом, но понимали, что людям нужно на чем-то передвигаться, когда общественный транспорт не ездил, а количество машин такси в городе сократили в три раза.

Выручка и количество аренд в этот период упали на 70-75%. Весь заработок уходил на закрытие операционных расходов: заправку бензина, ТОО, осмотр, дезинфекцию автомобилей, которую мы проводили на ежедневной основе. Основная причина падения спроса на услугу – карантин. Люди ушли на удаленную работу, ставили блокпосты. Доля наших клиентов живет за пределами Алматы. Безусловно, страх и запрет выходить из дома также повлияли на спрос.

Во время карантина на одну машину приходилось четыре-шесть аренд в сутки. Это низкий показатель. В обычное время на один автомобиль в сутки приходилось порядка 9-11 аренд. К тому же из-за отсутствия пробок среднее время поездки сократилось с 25 до 12 минут. Основными клиентами во время пандемии были врачи, которые ездили на работу и с работы. Также мы наблюдали скопление машин около крупных продуктовых магазинов.

Поэтапное восстановление спроса началось с 11 мая. Плюс во время режима ЧП мы много времени посвятили написанию статей о выходе из карантина. Это был стратегический ход, который должен был нас скорее восстановить на прежнюю выручку. По нашему мнению, эта стратегия сработала эффективно – и с 1 июня мы восстановились на уровень выручки, которая была в прошлом году в этом же месяце. Весь июль мы наблюдали резкий рост аренд автомобилей до 9-11 машин. И, если бы не очередные ограничительные меры, которые ввели в июле, динамика роста продолжала бы повышаться. Вновь введенные ограничительные меры бьют по бизнесу, и наблюдается спад, но уже не такой большой, как в апреле.

Тарифы во время карантина не менялись. Они сохранились, 19 тенге – утром, 44 – в остальное время. После карантина сохранили утренний тариф – 19 тенге в минуту, с 10 утра до шести вечера установили тариф 39 тенге в минуту, тем самым дали возможность клиентам восстановиться. В час пик тариф составляет 44 тенге, и только в ночное время мы увеличили тариф до 49 тенге в минуту. Ночью нет машин и нет пробок, поэтому мы посчитали правильным немного поднять тариф. Сейчас снова думаем над пересмотром тарифов, так как в городе нет пробок и скопления машин. Мы не покрываем операционных расходов, поэтому в силу вступает правило, когда нужно поднимать тариф, а когда можно его спустить. Но пока ничего не меняли. Мы также разработали абонементы для аренды машины на три-четыре дня. Учитывая некоторые нововведения, мы не зарабатываем больше, потому что на ночь у нас приходится минимальное количество поездок.

Чему нас научил карантин? Мы оперативно оптимизировали все расходы компании в каждом отделе: клиентском, где оставили одну линию операторов, в маркетинге, где посчитали правильным направлять деньги в онлайн-каналы вместо офлайн, оптимизировали расходы в операционном отделе и т. д. Это был очень важный шаг. При этом не увольняли никого из работников.

Ко второй волне ограничительных мер были уже готовы и легко перешли на удаленный формат работы. В офисе от всей команды сейчас находится только 15% работников, остальные работают из дома.

Автопарк остался в количестве 400 машин. Признаться, мы планировали расширить его этой весной и уже готовы были запуститься в Нур-Султане в мае. На момент запуска в столицу у нас было 200 новых машин. Нам пришлось его приостановить из-за эпидемии и перенести на следующий год. Что касается Алматы, мы также приостановили расширение автопарка. Для нас добавление 50-100 машин – это дополнительная финансовая нагрузка, хотя в июне был высокий спрос и в какой-то момент машин не хватало.

Пресс-служба «Яндекс.Такси»

Когда по всей стране были введены строгие ограничения на движение транспорта, то количество машин на линии резко упало. При этом спрос оставался на достаточно высоком уровне и тариф не менялся. Мы с партнерами находились на связи с государственными органами, чтобы больше водителей получали разрешения, выполняли свою работу и приложением могли воспользоваться все, кому важно уехать. Кроме того, таксопарки-партнеры отмечают, что во время пандемии они стали получать больше заявок на работу водителем.

Мы заметили изменение поведения пользователей. Спрос на доставку вещей увеличился в несколько раз относительно февраля этого года. Рост заказов сохранился и тогда, когда часть ограничений была ослаблена. В условиях пандемии актуален бесконтактный способ доставки, его указывают в комментариях.

Услуга появилась в Казахстане в конце прошлого года, а со временем стала доступна не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам. Каждый день количество заявок от организаций на подключение растет. Услуга доставки интересна компаниям совершенно из разных сфер: продуктовый ритейл, аптеки, магазины электроники и бытовой техники, строительные гипермаркеты, операторы сотовой связи и другие. Важно отметить, что подключаются как представители крупных корпораций, так и средние и небольшие компании. Планируем инвестировать в развитие и продвижение направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Автобусные пассажирские перевозки в безвыходном положении

Ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний.

29 Июль 2020 11:23 7195

Автобусные пассажирские перевозки в безвыходном положении

Фото: Максим Морозов

В условиях постчрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены. Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и другого персонала, численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек. Этот вопрос в своем посте на странице в Facebook поднял уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

«Сфера автобусных пассажирских перевозок в стране оказалась в безысходном положении. Перевозчики утверждают, что ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний. Автомобильный конвент Казахстана организовал Zoom-конференцию, где приняли участие представители НПП «Атамекен», КТ МИИР, МИО и перевозчиков. О текущей ситуации в сфере пассажирского транспорта и мерах по оздоровлению отрасли рассказал Марат Беркалиев, президент АЮЛ «Автомобильный конвент Казахстана». Он просил принять все меры, зависящие от меня, как бизнес-омбудсмена, для решения проблем отрасли и от имени перевозчиков донести их проблемы до президента страны. Я согласен с ними в том, что субсидирование неравномерно распределяется по регионам, а в некоторых регионах субсидии вовсе не предусмотрены», – отметил бизнес-омбудсмен.

По информации отраслевого министерства, начиная с 2017 года объем субсидий в отрасли увеличился с 1,7 млрд тенге до 36,9 млрд тенге в 2019 году. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Туркестанской областей субсидии с 2017 по 2019 год не были предусмотрены.

«Хочу отметить, что данные существенные сдвиги связаны с принятием в 2018 году Комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы. Вместе с тем раскрывается проблема, когда МИО в основном поддерживают восемь автобусных парков с государственным участием, в том числе проекты ГЧП, для которых из местного бюджета приобретаются новые автобусы, выделяются субсидии, предоставляются выгодные маршруты и так далее, что приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка частных перевозчиков», – констатировал уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

Он напомнил, что 24 января текущего года на расширенном заседании правительства главой государства было поручено в течение двух месяцев навести порядок в данной сфере, системно решить проблемы городских пассажирских перевозок субсидирования. В рамках поручения был проведен ряд совещаний с участием государственных органов, НПП и бизнеса. МИИР РК разработан новый комплекс мер по развитию автомобильных перевозок, который предусматривает системные меры поддержки бизнеса. Утверждение данного документа планируется в августе текущего года.

«Вместе с тем до сегодняшнего дня в условиях постчрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены.Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и других, численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек.

Учитывая, что государством принимаются меры по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, для сферы автобусных перевозок необходимы целевые трансферты из республиканского бюджета для субсидирования убытков перевозчиков. По предварительной оценке отраслевого министерства, к планируемым в 2020 году субсидиям из бюджета МИО (53,2 млрд тенге) требуется порядка 70 млрд тенге, что также позволит обновить подвижной состав, тем самым повысится качество перевозок», – написал Рустам Журсунов.

Он отметил, что в некоторых регионах из-за отсутствия необходимого объема субсидирования убытков перевозчиков наблюдается износ парка, что в конечном итоге может привести к остановке перевозок пассажиров и потери рабочих мест.

«Но акиматы в некоторых регионах продолжают поддерживать коммунальные предприятия под видом проектов ГЧП. Нужно признать, акиматы фактически финансируют и укрепляют субъекты квазигосударственного сектора. И это ограничивает конкуренцию в целом на указанных товарных рынках. Указом президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, что означает введение реальных правил «желтых страниц», ограничивающих создание компаний с участием государства. Но акиматы обходят указ президента и создают в регионах автобусные предприятия с госучастием, хоть и с меньшей долей (49%)», – сделал вывод бизнес-омбудсмен.

Отрицательным примером этому служит проект ГЧП в Восточно-Казахстанской области. В 2019 году при поддержке акимата создан автобусный парк Semey bus, который вытеснил других частных перевозчиков. Автопарк через лизинг АО «БРК-Лизинг» приобрел 170 новых автобусов и ввел электронное билетирование пассажиров, перевозит пассажиров, однако субсидии со стороны акимата до сих пор не получил.

«Сейчас нужно понять, как распоряжаться оставшимися коммунальными парками и в целом обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Нужно вопросы отработать на уровне комплексного плана. Это будет первый шаг для решения проблем», – считает Рустам Журсунов.

В целях снижения налоговой нагрузки с 1 января 2020 года пассажирские перевозки, осуществляющие социально значимые перевозки, будут освобождены от уплаты НДС. Законопроект находится на рассмотрении в мажилисе парламента.

НПП совместно с министерством здравоохранения РК прорабатывает алгоритм по запуску работы организаций, осуществляющих регулярные городские, пригородные, междугородные, межобластные и международные пассажирские автомобильные перевозки, а также автостанций и автовокзалов с учетом соблюдений санитарно-эпидемиологических требований, заключил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!