Семь преимущественно арабских государств разорвали дипломатические отношения с Катаром, обвинив его в финансировании терроризма. Это такие страны, как Бахрейн, Египет, Йемен, Ливия, Мальдивы, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. В свою очередь, в Дохе все обвинения отрицают, считая их не подкрепленными фактами.
Власти Катара объяснили финансирование террористов необходимостью выкупить членов семьи эмира, которые попали в заложники во время поездки в Ирак. Так, в апреле они перечислили боевикам террористических группировок около миллиарда долларов, чтобы освободить 26 членов королевской семьи, которые отправились на соколиную охоту на юг Ирака и были там захвачены в плен террористами.
Бахрейн и Саудовская Аравия, которые выступили главными зачинщиками дипломатического скандала, назвали свои действия вынужденными, так как они стремятся таким образом защитить свою национальную безопасность от терроризма.
По данным саудитов, власти Катара поставляют деньги и оружие боевикам так называемого "Исламского государства", воюющим в Сирии.
Объединенные Арабские Эмираты считают, что Катар распространяет в подконтрольных властям СМИ идеи террористической группировки "Аль-Каида".
Саудовская Аравия закрыла морские, воздушные и наземные границы с Катаром. Это единственная страна, с которой у Катара есть наземные границы. Египет закрыл воздушные и морские границы. Страны Персидского залива дали гражданам Катара две недели, чтобы покинуть свою территорию, а Объединенные Арабские Эмираты лишь 48 часов.
Дохе перекрывают дыхание
Financial Times отмечает, что закрытие единственной сухопутной границы Катара с Саудовской Аравией может привести к дефициту продовольствия, сейчас в Катар его поставляет Иран.
По данным BBC, как раз теплые отношения Катара с Ираном стали одной из причин принятого арабскими странами во главе с Саудовской Аравией решения.
Эмир Катара Тамим бин Хамада аль-Тани недавно жестко раскритиковал власти Саудовской Аравии в эфире канала Al Jazeera, вещание которого в бойкотировавших Доху странах было прекращено.
Журналисты обращают внимание, что ситуация в арабском мире обострилась после визита в Эр-Рияд президента США Дональда Трампа, который предложил Саудовской Аравии возглавить коалицию суннитских стран совместно с Израилем против терроризма и шиитского Ирана.
Последствия дипломатического кризиса уже дают о себе знать. Так, накануне фондовый рынок Катара упал на 5,5%, а цена нефти марки Brent, наоборот, выросла на 1,6%, до 50,74 доллара за баррель на лондонской бирже ICE, но затем цена снова упала на 1,12% и составила 49,37 доллара за баррель.
Влияние Катара на рынок нефти опосредованное, поэтому события вокруг этой страны вызвали различные суждения, что речь может идти о намеренном сговоре в арабском мире с целью поддержать высокие цены на нефть. Правда, далеко не все эксперты поддерживают "теорию заговора".
Тем временем сегодня казахстанский МИД отреагировал на ситуацию вокруг Катара. Глава министерства иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов призвал арабские страны не разрывать отношения с Катаром.
"Мы призываем все стороны, которые вовлечены в эту ситуацию, проявить сдержанность и принять взаимоприемлемые решения, прежде всего во благо народов этих стран, которые в первую очередь будут страдать от разрыва дипломатических отношений и в целом отношений между этими странами. Я бы хотел сказать, что наша страна выражает надежду, что все стороны преодолеют разногласия и урегулируют данную ситуацию дипломатическими методами путем переговоров", – сказал г-н Абдрахманов в кулуарах правительства во вторник.
Опрошенные abctv.kz эксперты считают, что в целом ситуация вокруг Катара может действительно повлиять на рынок нефти, но это влияние будет кратковременным.
Согласованный ход партнеров
Политолог Султанбек Султангалиев заметил, что версия о том, что Катар материально поддерживал как ИГИЛ, так и часть отрядов вооруженной оппозиции в Сирии, тем самым способствуя углублению дестабилизации на Ближнем Востоке, озвучивалась уже давно, причем разными источниками. И вряд ли такая информация была секретом для других арабских государств, некоторые из которых, в частности Саудовская Аравия, также проявляет свою активность в регионе. Разрыв дипломатических отношений ряда арабских государств с Катаром больше напоминает согласованный с партнерами ход на шахматной политической доске, нежели принципиальное разногласие, предположил эксперт.
По его словам, неожиданный дипломатический конфликт с Катаром в своей основе имеет экономическую подоплеку, в первую очередь связанную с мировыми ценами на нефть. Политолог считает, что любая нефтяная держава заинтересована в высоких котировках на углеводороды. К тому же соглашение ОПЕК и нескольких других нефтедобывающих стран об ограничении добычи нефти стабилизировало ценообразование, но к существенному росту цен и, следовательно, к увеличению поступлений в бюджет не привело. Вследствие этого не исключено, что искусственно показное осложнение отношений между Катаром и другими арабскими странами имеет своей целью вызвать ажиотаж на нефтяном рынке и тем самым способствовать увеличению цен. Между тем он подчеркнул, что ситуация с Катаром имеет сугубо арабские корни и связывать ее напрямую с визитом Дональда Трампа было бы несколько опрометчиво.
"Ближневосточная политика США полна противоречий, главным из которых является понимание того, что с терроризмом необходимо реально бороться, и непонимание того, как это правильно делать, не поддаваясь искушению воспользоваться ситуацией в регионе как эффективным инструментом в геополитической борьбе для продвижения своих интересов. Несмотря на натянутые исторически сложившиеся отношения между катарской и саудовской элитой, тем не менее, блокирование Катара выглядит неуместным и опрометчивым политическим шагом, если не принимать во внимание возможную версию сговора с целью игры на повышение нефтяных цен, что выгодно всем странам Персидского залива. Однако сам скачок цен на нефть будет иметь кратковременный характер, так как военные действия между Катаром и саудитами в принципе невозможны. Даже если это и не сговор, все ограничится маловразумительной по-восточному подковерной холодной войной между сторонами конфликта и активизацией военных действий между подконтрольными группировками в Сирии", – прокомментировал г-н Султангалиев.
Рынок не заметит потери бойца
Эксперт в области энергетической безопасности Ровшан Ибрагимов заметил, что версия о том, что страны Персидского залива, и не только, ведь среди бойкотирующих и такие, которые энергоресурсы не производят, например Мальдивские острова, сговорились ввести санкции против Катара с целью добиться роста цен, весьма маловероятна. Дело в том, что Катар в основном производит не нефть, а газ, и реализует его в виде LNG. Таким образом, санкции против этой страны никоим образом не влияют на ценообразование прямым образом.
По словам аналитика, санкции по отношению к Катару, вполне вероятно, были согласованы с США. Эксперт считает, что, видимо, договорившись с Саудовской Аравией, США пытаются нейтрализовать источники финансирования ИГИЛ и других групп, которые не отвечают интересам Штатов, одновременно это демарш в отношении Ирана.
Советник генерального директора по макроэкономике компании "Открытие Брокер" Сергей Хестанов заметил, что, судя по ценам на нефть, рынок не верит в серьезность угрозы. Некие неформальные договоренности вполне вероятны, но среди арабских стран, без вмешательства США, так как высокие цены на нефть скорее помогают сланцевикам, чем мешают им. В любом случае к зиме ситуация прояснится – в странах с холодным климатом изменять уровень добычи удобнее в теплое время года, подчеркнул эксперт.
Многоходовочка не исключена
Региональный директор социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Павел Салас заметил, что, несмотря на то, что на минувшей неделе США рапортовали о внушительном сокращении запасов энергоносителей, участники рынка продолжили ликвидировать длинные позиции в сырьевом сегменте. Причин несколько, и все они сейчас гораздо важнее для рынка, чем состояние американских запасов.
Во-первых, продолжает расти добыча. Как и буровая активность. Согласно свежим данным Baker Hughes, на прошлой неделе число активных буровых выросло еще на 11 штук – до 733 единиц. И это указывает на дальнейшее наращивание объемов добычи на сланцевых месторождениях даже при еще более низких ценах благодаря повышению эффективности бурения.
Во-вторых, ударом для рынка стало заявление Трампа о выходе Америки из Парижского климатического пакта. Хотя американский лидер и раньше заявлял о таких планах, это послужило дополнительным катализатором продаж, поскольку этот шаг расценивается как предпосылка к еще более активному росту буровой активности в стране и, как следствие, обострению ситуации с перенасыщенностью мирового рынка.
Масла в огонь подлили разговоры о снижении дисциплины ОПЕК – добыча нефти странами картеля продемонстрировала рост в мае, что произошло из-за наращивания объемов производства в Ливии и Нигерии. Все это сформировало еще более мрачную картину на рынке, поэтому на этой неделе экспортеры ОПЕК могут выйти на рынок со словесными интервенциями, чтобы поддержать котировки и подтолкнуть нефть к восстановлению. Однако даже в этом случае перспективы роста цен будут ограниченными, пока не улучшится общий настрой нефтетрейдеров. В краткосрочной перспективе на низких привлекательных уровнях Brent способна привлечь покупателей и вернуться выше уровня 51. Поддержку активу способны оказать известия о намерении Трампа ввести санкции против нефтяного сектора Венесуэлы, но вряд ли ситуация вокруг Катара, заметил г-н Салас.
Главный аналитик GLOBAL FX Сергей Мельников, наоборот, считает, что если ситуация на Ближнем Востоке продолжит накаляться, то это может оказать неплохую поддержку рынку "черного золота". Кроме того, стало известно, что в минувшее воскресенье саудиты повысили официальные цены на свою нефть для стран Азии, Северо-Западной Европы и США. Тем не менее, текущие попытки восстановления Brent выглядят неустойчивыми, хотя цены пытаются удержаться выше отметки 50. Однако после истечения сделки ОПЕК+ цены могут упасть до 40 долларов, не исключил эксперт.
Нашли "козла отпущения"
Руководитель аналитической группы TeleTrade Central Asia Сергей Полыгалов считает, что Катар стал "козлом отпущения" в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном. По его словам, подоплека последних событий, скорее всего, лежит даже не в политическом аспекте, а в экономическом. Иран, недавно сбросивший с себя оковы санкций, пытается быстро восстановить свое экономическое влияние в регионе, в первую очередь увеличением объема добычи нефти. На фоне договоренности ОПЕК о сокращении добычи нефти Саудовская Аравия уже теряет часть нефтяного рынка. На этом фоне Иран, освобожденный от договоренностей ОПЕК, не только старается нарастить добычу, но и увеличить поставки нефти в регионы, где саудиты считались лидерами, в частности Китай. Повлиять на Иран напрямую достаточно сложно, не вызвав жесткой эскалации политической напряженности в регионе. И здесь на горизонте появился Катар, который излишне смело высказался о внешнем давлении со стороны стран Персидского залива на Иран, подчеркнул г-н Полагалов.
По его словам, разрыв дипломатических отношений с Катаром не сможет значительно повлиять на рынок нефти. Страна в картеле находится в конце списка по объемам добычи (1,5 – 1,7 млн барр./сутки). И даже если Катар на фоне конфликта захочет выйти из договора ОПЕК, то ухудшить ситуацию не сможет. На сегодня у Катара задействованы практически все нефтедобывающие мощности, а месторождения нефти в Катаре достаточно сильно выработаны. Влияние на нефтяные котировки будет возможно только в том случае, если ситуация разожжет военные действия между странами Персидского залива. Но общая политическая ситуация не является сиюминутной, поэтому, вероятнее всего, конфликт завершится мирным путем, сказал эксперт.
"То, что катализатором разрыва отношений с Катаром выступил Дональд Трамп, не является сверхъестественным. Причиной является в первую очередь Иран, который продолжает наращивать добычу нефти, что мешает Соединенным штатам в полной мере пользоваться договором ОПЕК о сокращении добычи. Давно зреет в голове мысль о том, что ОПЕК еще в декабре 2016 года договорились о сокращении добычи даже не из экономических соображений, не ради поддержания цены на нефть, а для возможности нарастить добычу в США. В конце 2016 года цены на нефть восстанавливаются после глобального падения. Американские сланцевики начинают размораживать нефтедобычу, так как цены на нефть снова начинают удовлетворять производителей. Но при тех уровнях добычи, которые существовали на тот момент времени, любой дополнительный объем сразу же начинал давить на нефтяные котировки. Что нужно сделать, для того чтобы США нарастили производство, но цены при этом оставались на приемлемых уровнях? Правильно, сократить объем добычи в картеле. "Взаимоотношения" между США и ОПЕК, касающиеся ценообразования на рынке нефти, не секрет для мирового сообщества. Исходя из этих соображений, вполне вероятно то, что конфликт, который разгорелся между Катаром и странами Персидского залива, является инструментом влияния Соединенных Штатов на Иран, который "очень резво" стал приходить в себя после снятия санкций", – заключил он.
Аскар Муминов