Закончен двухлетний проект Европейского союза "Продвижение диалога для предотвращения разногласий по вопросам, связанным с охраной окружающей среды и управлением водным НЕКСУС в Центральной Азии" – CAWECOOP.
Благодаря участию в нем Казахстан может получить гранты от международного сообщества на реализацию водных проектов.
Об этом abctv.kz сообщил член комитета по вопросам экологии и природопользования мажилиса парламента РК Серик Сейдуманов в кулуарах конференции по вопросам водных ресурсов в Центральной Азии в Алматы. По его словам, раньше система не была ориентирована на получение грантов и использование международных финансов. Теперь, когда страны ЦА повысили уровень политического и транснационального участия в водных вопросах, страна может получить необходимые финансовые ресурсы. Это произошло по завершении проекта Европейского союза "Продвижение диалога для предотвращения разногласий по вопросам, связанным с охраной окружающей среды и управлением водным НЕКСУС в Центральной Азии" – CAWECOOP. Проект выполнялся региональным экологическим центром Центральной Азии (РЭЦЦА) с декабря 2015 года в течение двух лет.
В рамках проекта CAWECOOP проводились регулярные встречи дипломатов и парламентариев стран региона для обсуждения водных вопросов и изучения международного опыта. И теперь, когда Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан договорились о создании единой "Дорожной карты по сотрудничеству представителей МИД и парламента по водным и энергетическим вопросам", международное сообщество может выделить гранты. По словам г-на Сейдуманова, объемы безвозвратных грантов ограничены – от одного до десяти миллионов долларов. Если Казахстан сможет внедрить мировые практики в рамках одного проекта, то международные организации профинансируют и другие намерения в водно-энергетической сфере.
"Нам необходимо обсуждать варианты полноценного регионального взаимодействия. И для этого нужно содействие международного сообщества по многим вопросам. Это адаптация к изменению климата, вопросы качества воды, налаживание единой транспарантной системы обмена данными, управлением водными ресурсами, снятие противоречий между энергетическим и ирригационным использованием трансграничных вод, укрепление сотрудничества на разных уровнях. Противоречия возникают не только между странами, но и внутри одной страны между водниками, энергетиками и экологами", – сообщил в ходе конференции представитель исполнительного комитета Международного фонда спасения Арала Серик Бекмаганбетов.
По его словам, сегодня страны Центральной Азии через 25 лет независимости признают, что изолированное решение водных и экологических проблем – неэффективный путь. Г-н Бекмаганбетов сообщил, что, по расчетам Всемирного банка, региональное партнерство несет большие выгоды от сокращения торговых издержек и более рационального использования природных ресурсов. При этом цена отсутствия сотрудничества высока – потери составляют до 25% от регионального валового дохода.
Возможные потери при недостаточном сотрудничестве также показал в своей презентации исполнительный директор РЭЦЦА Искандер Абдуллаев. По его словам, прямые экономические потери, которые могут понести страны ЦА от отсутствия сотрудничества – это снижение эффективности сельского хозяйства, энергетики, потери от засухи и затоплений, непрямые индикаторы – это высокая цена электроэнергии, отсутствие региональной торговли, отсутствие доступа к международным финансам, деградация экосистем. Все эти факторы, в свою очередь, влияют на привлечение инвестиций.
"Даже предварительный расчет показывает, что потери составляют около 4,5 миллиарда долларов. Наши страны в целом имеют ежегодный рост ВВП до 3,5 миллиарда долларов. То есть мы в два раза больше могли бы расти в случае нахождения общего языка по воде и энергетике. У нас не осталось бы нерешенных проблем. Нам нужно улучшить информационный обмен по вопросам энергетики, воды и окружающей среды, совместно наблюдать за нашими ресурсами, а также разработать соглашение по водным бассейнам", – сказал г-н Абдуллаев.
Специальный представитель Европейского союза по вопросам Центральной Азии посол Петер Буриан отметил: "Однако я хотел бы подчеркнуть одну важную вещь: мы можем и готовы помочь, но в то же время мы твердо убеждены в том, что национальная ответственность и региональное лидерство всех действий, направленных на решение этих важных вопросов в Центральной Азии, является важнейшим элементом успеха и устойчивости принятых решений".
Напомним, что использование водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии – ключевая проблема стран региона. За 25-летний период, который прошел после распада СССР, страны ЦА так и не преодолели противоречия в сфере вододеления. В постсоветский период важнейшим политическим шагом в этом направлении стала инициатива первых лиц национальных водохозяйственных ведомств государств Центральной Азии, принявших в октябре 1991 года Ташкентское заявление. Оно стало отправной точкой переговорного процесса между центральноазиатскими государствами в сфере использования водных ресурсов трансграничных рек. Речь шла о совместном использовании водных ресурсов с учетом интересов всех республик. Однако очень скоро оказалось, что каждая из них преследует национальные интересы, мало заботясь о том, как они соотносятся с интересами соседей и влияют на ситуацию в регионе в целом.
Принятые в последующие годы странами Центральной Азии документы не решили проблему распределения водных ресурсов трансграничных рек. Стремление увеличить производство гидроэнергии странами верхнего течения противоречило интересам стран нижнего течения, чья ирригационная политика требует иного подхода к использованию водных ресурсов. В свою очередь, страны нижнего течения не готовы были компенсировать потери от изменения режима работы водохранилищ странам верхнего течения. Подобные нестыковки и расхождения интересов в использовании водноэнергетических ресурсов периодически обостряли ситуацию, негативно сказываясь на межгосударственных отношениях.
В 2007 году совет Европейского союза принял документ "ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства", предусматривающий развитие отношений в сфере энергетики, образования, безопасности, развития законодательства. Однако главный недостаток стратегии заключался в ее всеобъемлющем характере при низкой заинтересованности центральноазиатских стран, что отразилось на степени ее реализации, отмечают участники.
На встрече в Люксембурге 19 июня в этом году министры иностранных дел стран Европейского союза договорились о формировании новой внешнеполитической стратегии ЕС для Центральной Азии к 2019 году, которая заменит вариант 2007 года.
Римма Гахова