Председатель правления Евразийского банка развития Дмитрий Панкин считает, что одной из основных проблем такого инфраструктурного направления, как налаживание перевалки грузов контейнерными составами из Китая транзитом через Казахстан является отсутствие возможности, как в Казахстане, так и на большей части России, обрабатывать часть этих грузов. Причем возможности как физической, вследствие отсутствия соответствующих мощностей, так и юридической, связанной с таможенным оформлением содержимого контейнеров.
"Традиционно банки развития занимаются проектами в сфере инфраструктуры, транспорта, энергетики – это наш хлеб, – говорит Дмитрий Панкин. – Начнем с транспортных проектов, это наиболее очевидная сфера: очень много говорится о Шелковом пути, я бы хотел остановиться на одной проблеме, которая, на мой взгляд, является одной из наиболее важных. Это проект в сфере контейнеризации перевозок и вообще уровень контейнеризации перевозок на маршруте Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа. Сейчас уровень контейнеризации по нашим железнодорожным перевозкам где-то два процента, это в три раза меньше, чем уровень контейнеризации в Китае. Что сейчас происходит? Поезда "летят" почти как самолеты по нашим пространствам, и вот контейнерный поезд из Китая пролетает Казахстан, пролетает Россию, доходит до Москвы, в Москве осуществляется разгрузка, обработка, таможенная очистка контейнеров, дальше эти контейнеры перегружаются на автомобили и развозятся по России, и даже везутся обратно в Казахстан. То есть вот такая неэффективная получается система, хотя даже сейчас в Казахстане имеется около 10 станций, где можно более или менее предоставить полный спектр услуг по перегрузке, по обработке контейнеров".
Выражение "даже сейчас" спикер употребляет, потому что, по его оценке, существующие в Казахстане мощности просто не покрывают очевидный потенциальный рост контейнерных перевозок из Китая.
"Общая мощность сейчас в Казахстане по обработке контейнеров – порядка 400 тысяч контейнеров в год, но проводятся уже сейчас 180 тысяч контейнеров, причем каждый год объем контейнеров удваивается, то есть мы видим, что через год-два – всё, мощности по обработке контейнеров будут исчерпаны, – говорит глава правления Банка развития. – Поэтому, на наш взгляд, крайне актуальная тема и очень интересные проекты – это проекты, связанные с обработкой контейнеров, строительством новых терминалов. Мы видим достаточно острую необходимость в Казахстане строительства трех-четырех таких терминалов, которые бы могли довести потенциальный объем до примерно 1200000-1400000 контейнеров в год при обработке контейнерных грузов".
Необходимость такого строительства он мотивирует еще и тем, что потенциально, по расчетам аналитиков Евразийского банка развития, примерно 4% грузооборота направления Китай – Западная Европа могут быть переведены на транзитный поток через контейнерные железнодорожные перевозки по евразийскому пространству.
"Вторая интересная сфера – энергетика, очень много разговоров у нас уже было по созданию азиатского большого энергокольца, здесь можно достичь большой экономии при организации перетока электроэнергии между Китаем, Японией, Кореей, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Кыргызстаном, – продолжает Дмитрий Панкин. – Все эти страны при грамотном осуществлении перетока электроэнергии, создании проводящих сетей, по оценкам специалистов, могут достичь экономии порядка 67 гигаватт установленных мощностей электростанций. И примерная потребность в инвестициях в мощности снижается на 65 миллиардов долларов".
По его словам, в этой "очень интересной для Банка развития сфере" много интересных проектов, связанных с сетями переброски электроэнергии и с кольцеванием мощностей.
"Но традиционно основная проблема – это координация усилий между странами. Опять же традиционная водно-энергетическая проблема Центральной Азии – интересы Кыргызстана и Таджикистана, горных республик противоположны интересам Казахстана и Узбекистана, республик равнинной территории. И здесь решение проблемы можно найти только в рамках договоренностей замыкания, кольцевания этой системы, переброски электроэнергии из различных энергосистем", – замечает эксперт.
По его словам, необходимость координации усилий между странами – вообще ключевой вопрос реализации трансграничных проектов, а ее отсутствие уже ставит под сомнение эффективность ряда из них, уже, к слову, реализуемых в одностороннем порядке.
"Что получается сейчас? Сделали дорогу Казахстан и Китай, проходит дорога из западных районов Китая через весь Казахстан, доходит до границы с Россией – дальше начинается российское бездорожье: Россия до сих пор решает, какой из двух проектов – проект с выходом на Санкт-Петербург или альтернативный следует реализовывать, – говорит глава правления банка. – Но пока окончательного решения нет, пока только планируется принять окончательное решение и начать строительство. Аналогичная ситуация в Казахстане: опять принято решение о строительстве дороги Актау – граница с Российской Федерацией в районе Астрахани, взят кредит в 400 миллионов долларов в Исламском банке развития, опять дорога на территории Казахстана будет, с Россией это не согласовано, с планами развития автодорог через границу опять нет согласования", – констатирует он.
Еще один проект, которому, по мнению Дмитрия Панкина, грозит стать жертвой недоговоренности сторон – это проект модернизации Экибастузской ГРЭС-2.
"В проекте участвуют "Интер РАО", фонд "Самрук-Казына", наш банк, Внешэкономбанк России участвует, – напоминает он. – Производились большие затраты на модернизацию станции, на увеличение мощностей в расчете на экспорт электроэнергии в Россию Но ситуация получилась такой, что это опять было плохо скоординировано с планами развития мощностей и с ситуацией в электроэнергетике в Российской Федерации. В итоге сейчас мы имеем переизбыток мощностей в восточных районах России, переизбыток мощностей в северо-восточных районах Казахстана, и надежды на перетоки электроэнергии с ЭГРЭС в Россию оказались нереализованными", – утверждает глава правления ЕБР.
Вывод с его стороны прост: при реализации таких проектов их инициаторы должны убедиться вначале, что существует координация работы по дальнейшему их функционированию на межстрановом уровне.
"И здесь я как раз вижу большую роль нашего банка, как и других многосторонних банков, как институтов, которые могли бы выступить катализаторами, организаторами, координаторами работы по многосторонним инфраструктурным проектам", – заключает Дмитрий Панкин.
Игорь Воротной