Казахстан станет сырьевым придатком для Средней Азии

6341

Экспортная политика страны добьет переработку сельхозпродукции.

Казахстан станет сырьевым придатком для Средней Азии

По прогнозам аналитиков из разных стран, в связи с военными действиями между Россией и Украиной произойдет снижение производимого зерна, мировой рынок станет еще более напряженным, и есть все предпосылки для того, чтобы ценник на зерно не падал, а дальше рос. Но Казахстан такая перспектива не радует, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

В шоке от мер, принятых правительством на заседании оперативного штаба, о введении ограничения на экспорт пшеницы и муки с 15 апреля по 15 июня мукомолы Казахстана. Минсельхоз планирует ввести общую квоту, без разделения на месяцы и индивидуального распределения объемов: 1 млн тонн зерна пшеницы и 300 тыс. тонн муки. Отечественные мукомолы говорят, что на сегодняшний день они абсолютно не могут выдержать конкуренцию, и вынуждены заявить, что в ближайшее время передадут свои объемы переработки узбекским мельницам, которые будут работать на казахстанском зерне.

Убиваем себя своими же руками

Такое мнение высказал председатель Союза переработчиков Казахстана Евгений Ган. Этот процесс начался еще в 2008 году и сегодня ввиду последних событий в мире будет прогрессировать быстрее.

"Объемы производства зерна в Казахстане становятся все меньше: четвертый год в стране является неурожайным. Если говорить о данных по экспорту зерна и муки, то у нас наблюдается картина, когда общий объем экспорта из года в год падает и в зерне, и в муке. За последние 4 года Казахстан просел по экспорту муки почти на 1 млн тонн. Мы потеряли порядка 40% объемов экспорта. В том, что сейчас происходит, мы виноваты сами: с 2008 года Казахстан на одни и те же рынки активно продавал и зерно, и муку на условиях равного доступа. Что не могло не вложить в умы наших соседей мысль о том, что можно покупать зерно и развивать собственную переработку. И по этому пути пошел Узбекистан, а вслед за ним Таджикистан и Кыргызстан. И начиная с 2008-2010 года объемы экспорта муки в эти страны падают, а объемы зерна растут. Поставка зерна в Узбекистан и в Кыргызстан возросла в 3 раза. Последние пять лет спасает нас только Афганистан", – заявил Евгений Ган.

О каких же объемах идет речь. Так, по данным союза, в 2019 году Казахстан отправил на экспорт 5 млн 375 тыс. тонн пшеницы и основной объем продаж пришелся на Узбекистан, который закупил 41% от всего объема. 19% от объема направили в Таджикистан, 6% отправили в Россию, 5% – в Афганистан и еще по 4% – в Азербайджан и Туркменистан. В 2020 году общий объем экспорта зерна упал и составил 5 млн 198 тыс. тонн. Покупатели остались практически теми же, но Узбекистан уже приобрел 56%, или более 2,9 млн тонн, сохранил позиции на уровне 19% Таджикистан, выросли поставки в Афганистан до 10%. Уже в 2021 году экспорт зерна достиг 5 млн 786 тыс. тонн.

Что касается экспорта муки, то начиная с 2019 года объемы постепенно снижаются: в 2019-м было продано 1 млн 562 тыс. тонн, а в 2021 году уже 1 млн 443 тыс. тонн. Основными покупателями казахстанской муки как были, так и остаются Афганистан и Узбекистан, но объемы поставок сокращаются.

"Здесь нужно учесть еще один момент, что с 2012 года произошло сокращение и посевных площадей по пшенице, мотивируя это тем, что рынок уменьшился и продавать зерно в больших объемах стали только в Среднюю Азию. Но не был проведен средний и долгосрочный анализ этих товарных рынков. И никто не думал о том, что рынки Азии будут развиваться такими активными темпами. Первое, в Узбекистане сменилась экономическая политика и резко выросла рождаемость. Во-вторых, Пакистан из нетто-экспортера превратился в нетто-импортера и наше присутствие на рынке Афганистана за счет этого увеличилось. По большому счету, Казахстан спасают вещи, которые от нас не зависят, так разложились мировые карты", – пояснил Евгений Ган.

По словам председателя союза, получается так, если еще 7-8 лет назад Казахстан поставлял зерно на Алтай, в Новосибирск и Омск и казахстанское зерно покупалось как улучшитель для помольных партий, то сегодня все происходит с точностью да наоборот. Из года в год Казахстан наращивает объемы ввоза зерна из России. Наша страна стала устойчивым нетто-импортером российского зерна, и только благодаря этому обеспечивались и собственная переработка, и наполнение стран Средней Азии. Сегодня эти рынки являются монорынками, туда могут поставить продукт Казахстан или Россия, другого третьего поставщика там нет.

Запретить экспорт зерна, а мука пусть торгуется

"Проблемы на рынке нам создает Узбекистан, который забрал свой внутренний рынок и афганский. Еще один вопрос в том, что наши трейдеры продают зерно узбекской стороне, можно сказать, без денег под консигнацию на 2-3 месяца. И только после переработки зерна и продажи муки они отправляют деньги", – пояснил директор ТОО "Бест Костанай" Видади Юсубов.

И если посмотреть динамику продаж, в 2005 году экспорт зерна в Узбекистан составлял всего 78 тыс. тонн, то уже через пять лет показатель вырос до 239 тыс. тонн, а еще через пять увеличился до 1 млн тонн, а в 2021 году – уже более 2,7 млн тонн. В эти же годы продажи муки с 406 тыс. тонн в 2005 году постепенно росли и, достигнув максимума в 2012 году в объеме более 1,2 млн тонн, начали постепенное снижение до 372 тыс. тонн в 2021 году. Аналогичная картина по продаже муки и зерна в Кыргызстан и Таджикистан. И только объемы поставки муки в Афганистан, стартовав в 2005 году с позиции в 80 тыс. тонн, достигли пика в размере свыше 1,5 млн тонн в 2017 году и на конец 2021 года спали до 895 тыс. тонн.

Переработчики заявляют, что сейчас пшеница – это не просто зерно, а стратегический продукт. И потребность в нем уже превышает предложение. На этом фоне появляется спекулятивный рост цен.

"Правительство России поняло это еще 2 года назад и стало регулировать свой экспорт зерна через плавающую пошлину. Мы считаем, что нашему правительству стоит обратить на это внимание и сделать нужные шаги. А просто разбазаривать стратегический продукт – это не государственный подход", – подчеркнул заместитель директора ТОО "Бест Костанай" Олег Куртвапов.

В свою очередь представитель ТОО "Костанайская мукомольная компания" Анатолий Маклаков считает, что сейчас Казахстану нужно ввести квоты и лимиты на пшеницу, чтобы ее не продавали. Россия закрыла экспорт зерна, но мука свободно продается, и это мировой опыт.

"Когда мы продаем муку, то не мы выставляем цену, а покупатель. К примеру, афганцы сейчас сравнивают казахстанскую, узбекскую и российскую цену. Сейчас россияне снизили стоимость муки, раньше был транзит, который помогал нам работать, а сегодня его нет. Сегодня ситуация складывается так, что мы будем вынуждены останавливать мельницы и станем сырьевым государством. Считаю, что нужно временно закрыть экспорт зерна, а мука пусть торгуется. И это даст нам возможность работать и крестьяне не пострадают", – заявил Анатолий Маклаков.

Евгений Ган делает неутешительные прогнозы и отмечает, что Казахстан – единственная страна, которая запрещает экспорт переработанной продукции. Сегодня российская мука активно уходит на рынок Узбекистана и Афганистана. Сегодня она казахстанскую муку не заменит, но страшно другое: там уже будет наработана клиентская база.

Таисия Колевид, Костанай

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться