В Казахстане было презентовано масштабное исследование Европейского банка реконструкции и развития о переходном процессе в постсоветских экономиках, в рамках которого ведущие эксперты ЕБРР рассказали о том, с какими рисками в настоящий момент сталкивается Казахстан и насколько эффективно Нацбанк и правительство противодействуют кризису.
Главный региональный экономист ЕБРР Агрис Прейманис сообщил, что со стороны банка был снижен прогноз роста казахстанской экономики в 2016 году с 1,1% до 0,7%. Он отметил, что в целом Казахстан справляется с кризисом, монетарные условия в республике после первых шоков перехода к инфляционному таргетированию улучшились. Тем не менее, остаются значительные риски для роста, среди них г-н Прейманис назвал инциденты безопасности на глобальном и региональном уровне, а также накопившиеся проблемы в соседних государствах Центральной Азии. Также давление на Казахстан оказывает изменение ситуации в социальной сфере, считает эксперт. Еще один риск связан с тем, что в Таджикистане растет вероятность развития банковского кризиса. Хотя, это не имеет прямого влияния на Казахстан, но будет сказываться на общем восприятии центральноазиатского региона инвесторами. При негативных сценариях они будут испытывать обеспокоенность и большую напряженность при принятии решений, считает представитель банка.
Экономика на дне
Он отметил, что по оценкам ЕБРР к концу года инфляция в Казахстане сложится на уровне 14,8%, при этом Национальный банк поставил себе задачу до конца года ввести инфляцию в коридор 6-8%, что вероятнее всего, недостижимо. Эксперт считает, что сейчас возвращается определенное доверие к тенге, хотя долларизация депозитов к концу сентября оставалась крайне высокой – на уровне 66,9%. Правда, если сравнивать с тем, что было еще год назад, когда межбанковские ставки на пике доходили до 100%, то перелом негативного тренда произошел, убежден аналитик.
"Казахстанская экономика достигла дна. В 2017 году мы ожидаем рост на уровне 2,4%, а снижение инфляции до 7,5%. Текущий уровень цен на нефть в 40-50 долларов за баррель остается релевантным при нынешней ситуации в мировой экономике. 45-50 долларов за баррель это достаточно комфортная цена для Казахстана, которая будет поддерживать стабильность в экономике, хотя и не приведет к ее росту. Нужно понимать, что рост на уровне 2-4%, который запланирован министерством национальной экономики - это не тот показатель, который выведет Казахстан в число развитых стран. Нужно иметь стабильный ежегодный рост в 6%. На Казахстан все еще основное влияние оказывает внешняя среда. Это не только цены на нефть, но и ситуация в России. В следующем году, вероятно, будет наблюдаться более четкий выход России из рецессии. В 2016 году у них будет спад экономики в 0,6%, а в 2017 году рост на уровне 1,2%. Россия вряд ли будет негативным фактором для Казахстана, но и не станет якорем роста. Также важно, как будет развиваться ситуация в Китае. В ближайшие 4-5 лет мы ожидаем заметного замедления темпов роста экономики КНР, это будет иметь последствия для Казахстана и других стран Центральной Азии. Между тем, Астана строит хорошие планы на участие в проекте Великого шелкового пути с Пекином. Но здесь важно, чтобы Казахстан развивал свою индустрию, а не только воспринимать свое участие в проекте как страны-транзитера. Для этого нужно строительство нескольких хабов, таких как МФЦА, которые бы сосредоточились на выпуске бондов, внутренних инвестициях", - отметил Агрис Прейманис.
По его словам ЕБРР рекомендовал бы Казахстану активизировать реформы в таких областях как повышение эффективности роли государства в экономике, улучшение инвестиционной привлекательности, улучшение системы связи в рамках имплементации программы шелкового пути и работать над зеленой экономикой.
"Конечно, есть определенные программы, которые используются для развития экономики. Используются средства Национального фонда. Постепенно они должны привести к 6% экономическому росту страны, как это происходит в развитых странах. Казахстан сделал немало и принял на себя большие обязательства по продолжению реформ. Но вопрос остается в эффективности государства, эффективности предприятий, повышении инвестиционной привлекательности и улучшении интеграции с другими странами", - сказал экономист ЕБРР.
Нацбанк ощутил новую нормальность
Представитель отдела валютной политики Национального банка РК Алия Молдабекова отметила, что Казахстан начал приспосабливаться к текущим условиям, и экономика функционирует в режиме "новой нормальности". По ее словам, несмотря на кризис, определен вектор на проведение долгосрочных реформ, в рамках которого особое место занимает вторая волна приватизации. Государство будет все отдавать в конкурентную среду, чтобы была максимальная эффективность от управления активами, подчеркнула она. Г-жа Молдабекова отметила, что перед Нацбанком стоит задача свести к минимуму инфляцию к 2020 году, а также привести общую ситуацию на монетарном поле к тому, чтобы была безусловная связь между базовой и рыночной ставкой. Также регулятор будет работать над восстановлением кривой доходности и качественным улучшением банковского сектора, усовершенствованием монетарной политики, сказала она.
Также в рамках пресс-конференции был представлен уже наделавший немало шума в мире доклад о переходных процессах в постсоциалистических странах, в частности именно для презентации этого доклада впервые за долгое время в Россию приехал главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев.
В Казахстане доклад презентовал исследователь ЕБРР Александр Плеханов. Он отметил, что по сравнению с другими постсоветскими странами в Казахстане более сбалансированный профиль роста доходов с момента развала СССР, однако республика наряду с Молдовой является двумя постсоветскими странами, где до сих пор крайне большое значение для самореализации человека имеет место его рождения. Проблема разрыва в возможностях у жителей села и городского населения одна из ключевых для экономического роста Казахстана в будущем, приходят к выводу авторы исследования.
Разрыв в образовательных возможностях, наличии необходимой инфраструктуры и уровне жизни между селом и городом в Казахстане более заметный, чем, например, в других бывших советских республиках и странах Центральной Азии, показывают данные исследования. Также существует большое расслоение в обществе, разрыв между доходами богатых и бедных слоев населения значительно выше, чем в странах ОЭСР. Источником богатства в регионе остаются сырьевые сектора, а не инновации или конкурентоспособная промышленность. Неравенство выросло, в результате чего только 44% населения лично испытали сближение доходов со странами "большой семерки".
Неравенство возможностей зашкаливает
В ЕБРР считают, что перераспределение доходов может играть важную роль, но особое внимание необходимо уделить снижению неравенства возможностей, расширять доступ к образованию и финансовым услугам, улучшать инфраструктурную связанность регионов.
Согласно докладу ЕБРР за последние 25 лет средний реальный доход в группе посткоммунистических стран вырос в 1,5 раза, тогда как в среднем в мире за то же время – в 1,25, в развитых странах – в 1,39. В результате переходным экономикам удалось сократить разрыв с развитыми странами на 17%, так если в 1989 году средний доход в регионе составлял лишь четверть от уровня "большой семерки", то уже к 2011 году - 38%.
Вместе с тем, лишь 44% граждан посткоммунистических стран за время перехода к рыночной экономике сократили разрыв в доходах с развитыми экономиками, а у 23% населения уровень доходов сейчас даже ниже, чем был в 1989 году. Для 33% разрыв увеличился: их доходы росли медленнее, чем в развитых странах.
Медианный реальный располагаемый доход на душу населения в посткоммунистических странах находится на уровне $7000, но не везде. В Таджикистане, Узбекистане и Кыргызстане до этого уровня не дотягивают доходы даже 10% самых обеспеченных, а в России и Сербии это доход ниже медианного по стране. Ниже этого уровня доходы у 50% населения Турции, 90% - Грузии, 30% - Казахстана. Доходом от $10 000 и выше в Азербайджане располагают только 20% самых обеспеченных, в Молдавии - 10%, в России - 50% населения, в Польше и Эстонии – 70%.
На долю миллиардеров из более чем 30 стран, входящим в зону ЕБРР, приходится 7% совокупного состояния списка Forbes. Это граждане 11 стран: России, Казахстана, Украины, Грузии, Польши, Румынии, Греции, Кипра, Турции, Египта и Марокко. Их совокупная доля в мировом ВВП - 6% - это меньше, чем доля местных миллиардеров в мировом богатстве.
В развитых странах 17% совокупного благосостояния миллиардеров приходится на инновации, 36% - на обрабатывающую промышленность, в посткоммунистических странах на инновациях и производстве было заработано только 1 и 7% благосостояния миллиардеров соответственно, а 60% богатства приходится на сырьевой сектор.
Аскар Муминов