Тонны канцелярской бумаги, включая истории болезней и отчетные формы, канут в Лету. На смену им придут умные технологии и медицинские информационные системы. В Министерстве здравоохранения пообещали уже до конца этого года перевести отечественные медучреждения на безбумажный формат. Карагандинская, Акмолинская, Костанайская и Западно-Казахстанская области перейдут на цифровую медицину уже с 1 апреля. Ежеквартально к ним будет присоединяться по четыре региона.
По мнению вице-министра здравоохранения Алексея Цоя, казахстанское здравоохранение готово к цифровизации. Если на начало 2017 года из 68,1 тысячи рабочих мест врачей и среднего медперсонала компьютерной техникой были обеспечены всего 34,2%, то на февраль 2018 года оснащенность составила 83,9% из 97,7 тысячи рабочих мест по стране. Из 6,2 тысячи объектов сети здравоохранения в среднем по Республике 60,9% на сегодня подключены к сети Интернет и 40,1% имеют локально-вычислительные сети. Все эти медорганизации, по данным министерства, обеспечивают 93,2 тысячи, или 95,3%, рабочих мест, с учетом сменности и дежурств.
"Можно сказать, что сто процентов организаций здравоохранения, вплоть до уровня районных больниц и поликлиник, сегодня имеют доступ к широкополосному Интернету. Все регионы приняли обязательства до конца этого года обеспечить стопроцентное оснащение своих медучреждений медицинскими информационными системами. В дальнейшем в течение трех-четырех лет мы планируем покрыть информатизацией все медицинские объекты здравоохранения", – поделился планами министерства с abctv.kz чиновник.
К середине февраля 2018 года, по данным профильного ведомства, из 757 организаций, оказывающих лечебно-профилактические услуги, в 578 (78,6%) были внедрены 88 видов информационных систем, представленных 80 отечественными и зарубежными разработчиками. В процессе внедрения находятся еще 26 медорганизаций. По прогнозам министерства, уже в I квартале 2018 года данный показатель составит 82%.
По словам директора департамента информатизации здравоохранения "Республиканский центр электронного здравоохранения" Бейбута Есенбаева, единого шаблона информационной системы нет, благодаря чему каждый регион может самостоятельно выбирать себе разработчиков и внедрять наиболее оптимальную для своих медучреждений модель. Покупать или арендовать систему – это тоже право заказчика. К слову, стоимость аренды за рабочее место сегодня составляет от двух до пяти тысяч тенге в месяц. В среднем, по примерным расчетам представителя Минздрава, одна поликлиника или стационар ежемесячно будут тратить на эти цели до 300 тысяч тенге.
Несмотря на предоставленную свободу, Минздравом все же были выставлены минимальные, но обязательные требования к функционалу всех информационных систем. Как заметил Бейбут Есенбаев: внедрить ради внедрения, как это было раньше, уже не получится. Все медицинские системы, по его словам, должны обеспечить полную автоматизацию бизнес-процессов организации здравоохранения, а также иметь возможность постоянно прогрессировать, дополняться инновационными инструментами.
Кроме того, одним из главных требований к системам стало наличие мобильного приложения, с помощью которого пациенты могли бы записываться на прием, получать анализы и рецепты, не выходя из дома, а также консультироваться с врачами посредством видеосвязи или чата. В ведомстве также рассматривают возможность создания центров компетенций, которые смогли бы решить проблему нехватки профильных специалистов в отдаленных сельских регионах при помощи виртуальных кабинетов с возможностью проводить удаленную теледиагностику и давать свои заключения в электронном формате.
В министерстве готовы пойти дальше и внедрить в отечественную медицину виртуальных ботов, которые бы давали первичную информацию пациентам, а в будущем могли бы стать достойной альтернативой узким специалистам и решить остро стоящую перед министерством проблему дефицита кадров. Или стать незаменимыми помощниками врачам, помогая в постановке диагноза, определении метода лечения и уберегая от ошибок.
"Если врач научится полноценно пользоваться такой системой, он сможет более эффективно работать и оказывать качественнее помощь. Помимо того, что ему будет доступна вся информация о пациенте – где он ранее лечился, какую медпомощь или лекарства получал, на что у него есть аллергия, машины будут перепроверять его на предмет ошибок, а также напоминать о забытых записях или назначениях и контрольных проверках пациента. Дополнительные системы искусственного интеллекта позволят анализировать те же рентген-снимки и выдавать врачу свой диагноз, возможно, совсем другой, что называется, анализ накопленных данных для продуктивной диагностики. Это позволит повысить качество услуг и дополнительно контролировать того же врача на выполнение качественных процедур. В далеком будущем мы, возможно, дойдем и до имплантированных чипов", – прокомментировал abctv.kz Алексей Цой.
Обучать медиков работе с информационными системами будут разработчики. А вот обучать работе с приложениями конечных пользователей, то есть пациентов, могут обязать медсестер, работа которых будет полностью автоматизирована. То есть, если раньше они передавали активы на пациентов в стационар по телефону и вызывали их на прием или скрининг, теперь за них все будет делать система, рассылая паациентам СМС и push-уведомления.
"Необходимо сконцентрироваться на популяризации среди населения. Люди должны знать, что некоторые услуги можно получить в электронном формате, через мобильные приложения или сайт. Лояльность населения важна, так как Фонд социального медстрахования при финансировании медорганизаций будет учитывать показатель удовлетворенности населения", – напомнил Бейбут Есенбаев.
И добавил: все данные, полученные с помощью информационных систем, будут использованы также для экспертизы качества медпомощи.
По прогнозам министерства, к 2021 году накопленные данные вырастут чуть ли не в 20 раз и будут использованы параллельно для искусственного интеллекта, то есть прогнозирования генетических заболеваний, предупреждения каких-либо вспышек, а также для общего анализа состояния системы здравоохранения в стране.
Пока регионы разрабатывают собственные информационные системы, в Минздраве работают над формированием централизованной платформы интероперабельности, где будут аккумулировать все данные по казахстанским пациентам, когда-либо обращавшимся в государственные или частные медорганизации, и сводить в электронные паспорта здоровья (ЭПЗ), которые заработают уже к июню этого года.
По словам вице-министра, казахстанская медицина сейчас переживает переломный момент. Если раньше все информационные системы были направлены на обеспечение функционирования государственных органов, медорганизаций, облегчение работы медработникам, учет и статистику, то теперь в центр ставят самого пациента. И если вся предыдущая работа министерства была не видимой конечному потребителю, с переходом на цифровизацию здравоохранения все изменится и пациенты почувствуют облегчение при получении медуслуг.
А государство получит улучшение здоровья населения и значительную экономию бюджетных средств за счет эффективного использования лекарственных средств, прозрачности лечебных процессов, предотвращения возможных хищений и оптимизации непродуктивного труда.
"Мы хотим пилотировать в нескольких направлениях систему блокчейн. Это довольно дорогие технологии, но зато они гарантируют нам прослеживаемость каждого процесса и полную безопасность процесса", – поделился Алексей Цой.
В Республиканском центре электронного здравоохранения заметили, что на данный момент ни электронные паспорта здоровья, ни электронное здравоохранение никак не отражены в нынешнем казахстанском законодательстве. Однако работа по нормативному регулированию уже ведется, и в новой версии Кодекса о здоровье населения, который сейчас разрабатывается, все эти понятия будут прописаны отдельным разделом, нормы которого будут регламентировать записи телемедицинских консультаций, ответственность врачей и регионов за информацию, которую они вводят в систему и которую подписывают своей электронной цифровой подписью, за утечку персональных данных пациента.
Алина Альбекова