/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 404,07 Hang Seng 27 972,17
KASE 2 332,74 РТС 1 543,30
FTSE 100 7 431,22 Пшеница 544,40
Казахстанская медицина станет «умной»

Казахстанская медицина станет «умной»

Министерство здравоохранения намерено оптимизировать расходы на медицину за счет полного перехода на «безбумажный документооборот».

28 Март 2018 15:53 3766

Казахстанская медицина станет «умной»

Новости

Все новости

Тонны канцелярской бумаги, включая истории болезней и отчетные формы, канут в Лету. На смену им придут умные технологии и медицинские информационные системы. В Министерстве здравоохранения пообещали уже до конца этого года перевести отечественные медучреждения на безбумажный формат. Карагандинская, Акмолинская, Костанайская и Западно-Казахстанская области перейдут на цифровую медицину уже с 1 апреля. Ежеквартально к ним будет присоединяться по четыре региона.

По мнению вице-министра здравоохранения Алексея Цоя, казахстанское здравоохранение готово к цифровизации. Если на начало 2017 года из 68,1 тысячи рабочих мест врачей и среднего медперсонала компьютерной техникой были обеспечены всего 34,2%, то на февраль 2018 года оснащенность составила 83,9% из 97,7 тысячи рабочих мест по стране. Из 6,2 тысячи объектов сети здравоохранения в среднем по Республике 60,9% на сегодня подключены к сети Интернет и 40,1% имеют локально-вычислительные сети. Все эти медорганизации, по данным министерства, обеспечивают 93,2 тысячи, или 95,3%, рабочих мест, с учетом сменности и дежурств.

«Можно сказать, что сто процентов организаций здравоохранения, вплоть до уровня районных больниц и поликлиник, сегодня имеют доступ к широкополосному Интернету. Все регионы приняли обязательства до конца этого года обеспечить стопроцентное оснащение своих медучреждений медицинскими информационными системами. В дальнейшем в течение трех-четырех лет мы планируем покрыть информатизацией все медицинские объекты здравоохранения», – поделился планами министерства с abctv.kz чиновник.

К середине февраля 2018 года, по данным профильного ведомства, из 757 организаций, оказывающих лечебно-профилактические услуги, в 578 (78,6%) были внедрены 88 видов информационных систем, представленных 80 отечественными и зарубежными разработчиками. В процессе внедрения находятся еще 26 медорганизаций. По прогнозам министерства, уже в I квартале 2018 года данный показатель составит 82%.

По словам директора департамента информатизации здравоохранения «Республиканский центр электронного здравоохранения» Бейбута Есенбаева, единого шаблона информационной системы нет, благодаря чему каждый регион может самостоятельно выбирать себе разработчиков и внедрять наиболее оптимальную для своих медучреждений модель. Покупать или арендовать систему – это тоже право заказчика. К слову, стоимость аренды за рабочее место сегодня составляет от двух до пяти тысяч тенге в месяц. В среднем, по примерным расчетам представителя Минздрава, одна поликлиника или стационар ежемесячно будут тратить на эти цели до 300 тысяч тенге.

Несмотря на предоставленную свободу, Минздравом все же были выставлены минимальные, но обязательные требования к функционалу всех информационных систем. Как заметил Бейбут Есенбаев: внедрить ради внедрения, как это было раньше, уже не получится. Все медицинские системы, по его словам, должны обеспечить полную автоматизацию бизнес-процессов организации здравоохранения, а также иметь возможность постоянно прогрессировать, дополняться инновационными инструментами.

Кроме того, одним из главных требований к системам стало наличие мобильного приложения, с помощью которого пациенты могли бы записываться на прием, получать анализы и рецепты, не выходя из дома, а также консультироваться с врачами посредством видеосвязи или чата. В ведомстве также рассматривают возможность создания центров компетенций, которые смогли бы решить проблему нехватки профильных специалистов в отдаленных сельских регионах при помощи виртуальных кабинетов с возможностью проводить удаленную теледиагностику и давать свои заключения в электронном формате.

В министерстве готовы пойти дальше и внедрить в отечественную медицину виртуальных ботов, которые бы давали первичную информацию пациентам, а в будущем могли бы стать достойной альтернативой узким специалистам и решить остро стоящую перед министерством проблему дефицита кадров. Или стать незаменимыми помощниками врачам, помогая в постановке диагноза, определении метода лечения и уберегая от ошибок.

«Если врач научится полноценно пользоваться такой системой, он сможет более эффективно работать и оказывать качественнее помощь. Помимо того, что ему будет доступна вся информация о пациенте – где он ранее лечился, какую медпомощь или лекарства получал, на что у него есть аллергия, машины будут перепроверять его на предмет ошибок, а также напоминать о забытых записях или назначениях и контрольных проверках пациента. Дополнительные системы искусственного интеллекта позволят анализировать те же рентген-снимки и выдавать врачу свой диагноз, возможно, совсем другой, что называется, анализ накопленных данных для продуктивной диагностики. Это позволит повысить качество услуг и дополнительно контролировать того же врача на выполнение качественных процедур. В далеком будущем мы, возможно, дойдем и до имплантированных чипов», – прокомментировал abctv.kz Алексей Цой.

Обучать медиков работе с информационными системами будут разработчики. А вот обучать работе с приложениями конечных пользователей, то есть пациентов, могут обязать медсестер, работа которых будет полностью автоматизирована. То есть, если раньше они передавали активы на пациентов в стационар по телефону и вызывали их на прием или скрининг, теперь за них все будет делать система, рассылая паациентам СМС и push-уведомления.

«Необходимо сконцентрироваться на популяризации среди населения. Люди должны знать, что некоторые услуги можно получить в электронном формате, через мобильные приложения или сайт. Лояльность населения важна, так как Фонд социального медстрахования при финансировании медорганизаций будет учитывать показатель удовлетворенности населения», – напомнил Бейбут Есенбаев.

И добавил: все данные, полученные с помощью информационных систем, будут использованы также для экспертизы качества медпомощи.

По прогнозам министерства, к 2021 году накопленные данные вырастут чуть ли не в 20 раз и будут использованы параллельно для искусственного интеллекта, то есть прогнозирования генетических заболеваний, предупреждения каких-либо вспышек, а также для общего анализа состояния системы здравоохранения в стране.

Пока регионы разрабатывают собственные информационные системы, в Минздраве работают над формированием централизованной платформы интероперабельности, где будут аккумулировать все данные по казахстанским пациентам, когда-либо обращавшимся в государственные или частные медорганизации, и сводить в электронные паспорта здоровья (ЭПЗ), которые заработают уже к июню этого года.

По словам вице-министра, казахстанская медицина сейчас переживает переломный момент. Если раньше все информационные системы были направлены на обеспечение функционирования государственных органов, медорганизаций, облегчение работы медработникам, учет и статистику, то теперь в центр ставят самого пациента. И если вся предыдущая работа министерства была не видимой конечному потребителю, с переходом на цифровизацию здравоохранения все изменится и пациенты почувствуют облегчение при получении медуслуг.

А государство получит улучшение здоровья населения и значительную экономию бюджетных средств за счет эффективного использования лекарственных средств, прозрачности лечебных процессов, предотвращения возможных хищений и оптимизации непродуктивного труда.

«Мы хотим пилотировать в нескольких направлениях систему блокчейн. Это довольно дорогие технологии, но зато они гарантируют нам прослеживаемость каждого процесса и полную безопасность процесса», – поделился Алексей Цой.

В Республиканском центре электронного здравоохранения заметили, что на данный момент ни электронные паспорта здоровья, ни электронное здравоохранение никак не отражены в нынешнем казахстанском законодательстве. Однако работа по нормативному регулированию уже ведется, и в новой версии Кодекса о здоровье населения, который сейчас разрабатывается, все эти понятия будут прописаны отдельным разделом, нормы которого будут регламентировать записи телемедицинских консультаций, ответственность врачей и регионов за информацию, которую они вводят в систему и которую подписывают своей электронной цифровой подписью, за утечку персональных данных пациента.

Алина Альбекова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Миллиардные вложения не искоренили младенческую и материнскую смертность в ВКО

Даниал Ахметов указал на ошибки в сфере здравоохранения.

06 Февраль 2020 10:26 525

Миллиардные вложения не искоренили младенческую и материнскую смертность в ВКО

По данным руководителя управления экономики и бюджетного планирования Сауле Улаковой, которые она озвучила на заседании акимата, область завершила 2019 год в положительном ключе. Валовой региональный продукт достиг объема 4 трлн тенге с ростом 104%. Однако услуги для населения подорожали на 102% в связи с ростом цен на услуги здравоохранения, образования, связи, транспорта, электроснабжения. В сфере здравоохранения в 2019 году снизились показатели заболеваемости туберкулезом на 6%, смертности от туберкулеза – на 26%, от злокачественных образований – на 1,4%.

В то же время отмечается рост младенческой смертности на 3,9%. При этом, сколько младенцев умерло, в государственной структуре не озвучивают, отметив лишь, что зарегистрировано пять случаев материнской смертности. Между тем, по данным департамента статистики ВКО, только за первое полугодие 2018 года в области умерло 105 младенцев в возрасте до одного года.

Беременных направляют на роды за сотни километров

«Мы вас обеспечили всем необходимым, чтобы сократить детскую и материнскую смертность. Закупили беспрецедентное количество оборудования, обучаем врачей. В чем проблема? Как управленец, я могу сказать, в чем концептуальная ошибка. 80% матерей области рожают в медицинских учреждениях Усть-Каменогорска и Семея. То есть, чтобы приехать в областной центр, они, будучи беременными, вынуждены преодолеть путь в 700-800 км. И они ждут направления. Это и есть структурная системная ошибка», – подчеркнул аким области Даниал Ахметов.

В результате разнится и уровень заработной платы медицинских работников.

«Максимальное количество врачей имеет высокие доходы и зарплату. А в других районных центрах вы сделали другую картину», – пожурил глава региона руководителя управления здравоохранения.

В течение месяца ведомству он поручил разработать механизм и внести предложения по изменению структуры оказания помощи в пяти приграничных районах и в девяти населенных пунктах, которые в результате объединения потеряли статус районных центров, «немедленно организовать соответствующую работу», открыть в отдаленных селах медицинские учреждения второго уровня.

А ведь вливается немало

Между тем в области последние несколько лет акцентировано внимание на развитии здравоохранения. За три года, сообщают в акимате, на развитие здравоохранения направлено 22,3 млрд тенге. Так, закуплено 1086 единиц нового медицинского оборудования. Открыты центры роботохирургии, трансплантологии, политравмы, ортопедии, гибридные операционные отделения. Кроме того, в двух районах были запущены инсультные центры. Внедрено более 130 новых методов диагностики и лечения. Обучено за рубежом свыше 200 медицинских работников. С 2020 по 2023 год, по данным управления здравоохранения, планируется обучить 8700 медработников по трехуровневой системе. Сначала они пройдут переподготовку на базе медицинского университета Семея, а затем стажировку в ведущих медицинских клиниках Англии, Италии, Израиля, Литвы, Польши, России, Украины по направлениям: гинекология и акушерство, педиатрия, кардиология, нейрохирургия, травматология, онкология, неотложная медицина, реабилитология и первичная медицинская скорая помощь. Третий уровень предполагает обучение специалистов навыкам работы на современном оборудовании, менеджмента и в информационных системах. За три года на эти цели планируется направить свыше 3,5 млрд тенге.

Жанар Асылханова, ВКО

Как будет развиваться финтех в 2020 году?

Эксперты рассказали о трендах, которые продолжат менять финансовый сектор.

31 Январь 2020 09:55 2828

Как будет развиваться финтех в 2020 году?

68% респондентов, опрошенных EY в 2019 году, готовы рассмотреть финансовое предложение нефинансовой сервисной компании. 45% из них открыты для предложений от ритейла и 44% – для телеком-компаний. Это означает, что потребители все больше доверяют финтех-компаниям и небанковским организациям. Что ждет этот сектор в 2020-м и каковы у него перспективы в Казахстане?

Константин Аушев, директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии

Тренды финтеха в 2020-м: Основываясь на наблюдениях предыдущих шести лет, можно ожидать, что 2020 год станет проверкой для многих платформ, бурно появлявшихся на рынке во всех странах все эти годы. Эта проверка выльется в новые сделки слияния и поглощения, как в отдельных странах, так и на глобальном уровне, с общей суммой инвестиций на уровне 150-200 млрд долларов. Китай последние пару лет держит уверенные позиции по росту финтех-рынка и инвестиций в эту сферу, и в 2020-м Юго-Восточная Азия, а также, возможно, Индия сохранят привлекательность для инвесторов. Часть игроков вместо или помимо слияния будут расширять портфель своих предложений, охватывая новые рынки и индустрии. Это будет приводить к активному изменению регуляторных правил на финансовых рынках.

Перспективные направления: Глобально традиционный банковский финтех-рынок (кредитование, платежи, виртуальные карты) сегодня уже очень насыщен, и быстрее всего растут инвестиции в технологии в страховании, регулировании, управлении активами (InsurTech, RegTech, SupTech, WealthTech). Если проанализировать ежегодные отчеты KPMG Fintech 100 (самые перспективные финтех-игроки и финтех-стартапы), мы увидим, что число интересных для инвесторов InsurTech-компаний непрерывно растет – в 2019 году в топ-100 финтех-компаний 17 было из сегмента страхования. В этой области есть интересный потенциал и в B2B-, и в B2C-сегментах: инвестиционные продукты, P2P-страхование, киберстрахование и т. д.

Финтех в Казахстане: Определенно развитие технологий в финансах в Казахстане идет. У абсолютного большинства банков и страховых компаний сегодня реализована концепция обслуживания без отделений через мобильные банковские каналы, расширяется линейка партнерских продуктов, финансовые услуги предоставляют ИТ- и телеком-компании (в основном платежи и микрокредитование). В рамках деятельности KPMG Digital Village в Astana Hub и сотрудничества с НБ РК и МФЦА мы видим, что интерес бизнеса к финтеху есть, есть и интересные идеи. Однако по-настоящему крупных игроков мирового масштаба не появляется, и в целом первенство на финансовых рынках остается за крупными организациями. Не появилось интересных участников в открытой еще в 2018-м регуляторной «песочнице» Национального банка, несмотря на многие преимущества не привлекла большого количества участников инновационная система быстрых платежей НБ РК, по-прежнему существуют проблемы с системой удаленной идентификации, концепцией открытой архитектуры. Тормозят развитие финтеха и определенные несостыковки между положениями, действующими на территории МФЦА, и во всем Казахстане, а также несогласованность между действиями самих участников финансового рынка. На этот год в Казахстане намечен ряд действий по созданию и реализации концепции цифровизации финансового рынка, так что скорые изменения вполне вероятны.

Елжан Кошанов, управляющий директор DAR Global по финтех-направлению

Тренды финтеха в 2020-м: Цифровые технологии, очевидно, уже изменили многие сектора, в том числе и финансовый. Банки, страховые и инвесткомпании, чтобы выжить, либо вынуждены вкладывать средства в развитие инноваций и новые технологии, либо приобретать финтех-компании.

Если посмотреть на эволюцию финтеха, станет понятно, что активное развитие началось еще в 2006 году с первой волной стартапов, P2P-лендингов и платежных сервисов. В 2009 году появляется биткоин и начинается эпоха криптовалют. С этого периода и до 2010 года мы наблюдали, как финтех-компании стали бросать вызов большим финансовым институтам.

Так называемая вторая версия финтеха (Финтех 2.0, как она была названа в статье FinTech 2.0 Paper: Rebooting Financial Services) основана на облачных технологиях и стала результатом перехода к открытым данным. Чтобы реализовать возможности Финтеха 2.0, банки и финансово-технологические компании начали сотрудничать, дополняя друг друга и развивая совместимые экосистемы.

С 2014 года началась фаза Финтех 3.0, вся структура индустрии финансовых услуг находится на пороге перемен, стимулируя интеграцию услуг и систем.

Осенью прошлого года эксперты из McKinsey заявили, что 60% банков умрут, потому что их вытеснят ИТ- и финтех-компании. Среднегодовые темпы роста рынка цифровых платежей с 2017 по 2023 год составят 14%.

Как говорил Джек Ма: «Стоимость запуска финтех-компании значительно снизилась, что привело к увеличению числа финтех-стартапов. Не все из них выживут, но те, которые это сделают, окажут значительное и продолжительное влияние на индустрию финансовых услуг».

Конкуренция на рынке финансовых услуг будет только усиливаться. Мировые игроки инвестируют миллиарды долларов в новые разработки и технологии для того, чтобы соответствовать ожиданиям и привычкам клиентов. С другой стороны, финансовый рынок остается в поле интересов и IT-гигантов – как Apple и Google. Думаю, что в секторе в целом продолжатся сделки как по финансированию финтех-проектов, так и по их покупке более крупными игроками, потому что их технологии уже нельзя игнорировать.

Основные направления в финтехе: В мировом масштабе, вероятно, будут интенсивно развиваться проекты, связанные с искусственным интеллектом, машинным обучением и облачными технологиями, а также с Big Data. Появляется все больше полностью цифровых банков или необанков. Также будут актуальны различные робосоветники, технологии, связанные со страхованием и инвестированием. В мире начинает развиваться BaaS – bank- as- a- service – услуга сдачи банками в аренду своей инфраструктуры. Мы также ожидаем развитие цифровых экосистем, которые включают финансовые, лайфстайл-услуги и многое другое.

Антон Мусин, управляющий директор Accenture в​ Казахстане и Средней Азии​

Тренды финтеха в 2020-м: Мы в Accenture выделяем следующие основные тренды финансовых рынков и финтеха в 2020 году:

  • Цифровая зрелость, которой достигли все крупные игроки рынка, все чаще влечет за собой рост производительности, операционной рентабельности и эффективности использования собственного капитала. Теперь банкам предстоит доказать, что они способны увеличить и доходы, отбирая долю рынка у технологически отстающих игроков. Таким образом, мы ждем поглощений – успешно прошедшие цифровую трансформацию банки будут поглощать тех, кто не смог трансформироваться. Рынок ждет дальнейшая консолидация.
  • Борьба за клиента. Финтех-компаниям надо будет показывать инвесторам, что у них есть большие пулы «платящих» «хороших» клиентов. Дело в том, что большинство пользователей открывает на финтех-платформах вторичные счета и проводит там мало транзакций. Этот тренд финтех-компании будут вынуждены переламывать.
  • Развитие и внедрение технологий, помогающих сотрудникам финансового сектора в их работе: системы поддержки принятия решений, искусственный интеллект. Отдельное направление – искусственный интеллект при найме сотрудников, такие решения уже активно используются банками.
  • Вопрос сохранности пользовательских данных и прав пользователей на них. Банкам и финтех-компаниям придется доказывать регуляторам, что данные клиентов в безопасности и используются для улучшения их финансовых показателей.
  • Изменения корпоративных стратегий в связи с экологической повесткой и «осознанной моделью потребления». Банки и финтех-компании будут вынуждены подстраиваться под новые тренды и экономические модели, все больше инвестируя в мероприятия по корпоративной социальной и экологической ответственности.
  • Снижение заработков банков на комиссиях и штрафных платежах. Доля таких комиссий в общем доходе банков непрерывно падает, в том числе из-за новых финтех-платформ, которые помогают клиентам избегать неграмотных финансовых решений. Банкам придется искать, чем заменить эти падающие доходы.
  • Криптовалюты будут становиться официальным платежным средством. До сих пор их широкое распространение было почти невозможно из-за жесткой регуляции, но 2020 год может изменить ситуацию. Китай уже готов распространять цифровой юань через коммерческие банки и мобильные кошельки. Национальную токенизированную валюту будет выпускать ЦБ. Безусловно, это послужит триггером и для остальных регуляторов.

Перспективные направления: Сильно повлияет на рынок концепция Open Banking, которую внедряет все больше стран и которая позволит подключаться к банковским экосистемам и обмениваться данными сторонним игрокам. Это даст возможность банкам строить большие партнерские экосистемы и заниматься небанковскими продуктами, таким образом осуществляя трансформацию от классического банка к цифровому маркетплейсу.

Финтех в Казахстане: Финтех Казахстана развивается быстро, активно, гораздо быстрее, чем технологии на Западе. В принципе, по динамике развития финтеха Россия и Казахстан уверенно находятся на первых строчках мировых рейтингов. Это связано как с наличием сильных технических кадров и с высоким уровнем инженерно-технического образования, так и с тем, что в России и Казахстане нет наследия устаревших систем, которые очень сложно модернизировать и которые тормозят цифровую трансформацию, а это то, с чем постоянно сталкивается западный банковский сектор. Но можно назвать и проблемы казахстанского финтеха – несмотря на высокую квалификацию кадров, их мало, и за них идет напряженная борьба. И вторая проблема – размеры рынка самого по себе. Он небольшой, поэтому трудно реализовывать по-настоящему масштабные проекты.

Мадина Мамешова, специалист исследовательского центра «Делойт» в СНГ

Тренды финтеха в 2020-м:

  • Инвесттехкомпании, количество которых достигло пика в 2018-2019 годах, продолжают развиваться и делать инвестиционные продукты доступнее. Это удается с помощью применения технологий типа ИИ и блокчейн, поскольку позволяет защитить данные пользователей, снизить расходы на проведение транзакций, создать платформу для непосредственного мэтчинга инвесторов и компаний, ищущих финансирование. Инвесттехкомпании также интересуют крупных игроков инвестиционных рынков – банки и биржевые площадки. Приобретая инвесттехстартапы, им удается внедрять уже разработанные технологии на своих масштабах.
  • Зрелые и разросшиеся финтех-стартапы, рассчитанные на розничного потребителя, постепенно выходят на глобальный рынок из своих регионов (в основном, Европы, США и Китая), соревнуясь по масштабам с традиционными финансовыми институтами – банками и пр. Тем не менее, захватывать рыночную долю в новых регионах финтех-компаниям удается именно через партнерства с другими игроками.
  • Финансовый сектор продолжает перестраивать свою бизнес-модель вокруг интересов потребителя/digital-возможностей. В связи с этим высок интерес всех игроков к созданию экосистем, которые объединяют в себе доступ к различным услугам и продуктам внутри финансовой индустрии, или в случае с банками позволяют пользователям получать не только банковские услуги, но и дополнительные сервисы от партнеров.
  • Небольшое снижение темпов роста финтех-рынка – в виде снижения объемов новых сделок – проявилось еще в 2019-м и продолжится в 2020 году. Это тренд может быть продиктован зрелостью рынков и переходом на новый этап развития или глобальной экономической неопределенностью.

Перспективные направления:

  • Создание экосистем и запуск кобрендинговых платформ/маркетплейсов для предоставления доступа к большому спектру продуктов и услуг. Экосистемы также используют для создания кросс-индустриальных программ лояльности и кастомизации продуктов.
  • Использование блокчейн-технологий для осуществления транзакций – есть масштабные примеры в России в 2019-м. Например, сделки на сырьевых рынках и в авиатранспорте через смарт-контракты.
  • Отдельная тема – регулирование. Стоит обратить внимание на попытки регуляторов успеть за развитием рынка финтех-услуг. Так, в Казахстане предпринимаются попытки внести в законодательство понятия, связанные с блокчейном, например «смарт-контракт» или «токен», таким образом, предоставив возможность участникам рынка применять эти технологии.

Также регуляторы в России и в Казахстане поднимают вопрос о защите персональных данных (ПД) в финтех-секторе – к примеру, в России была приостановлена инициатива по сбору биометрических данных клиентов банков, поскольку участники рынка столкнулись с вероятностью утечки ПД вследствие несовершенств систем безопасности данных.

Ольга Фоминских

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: