DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 315,29 Brent 36,55
Казахстанские бронешлемы защитят турецких военных

Казахстанские бронешлемы защитят турецких военных

Соответствующую продукцию планируется поставлять в Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Иран.

10 Март 2017 17:55 11887

Казахстанские бронешлемы защитят турецких военных

Автор:

Жанболат Мамышев

ТОО «KAZ ARMS», которое производит бронешлемы, ранее специализировалось на поставке своей продукции на внутренний рынок. Основным потребителем выступали силовые структуры, но гособоронзаказ ввиду своей волатильности не позволяет планировать производство. Поэтому компания решила обратить свой взор на иностранные рынки. Об этом abctv.kz сообщил заместитель генерального директора ТОО «KAZ ARMS» Илья Пивоваров.

«Мы сейчас осуществляем модернизацию производства с целью удешевления себестоимости нашей продукции, увеличения объемов производства для обеспечения конкурентоспособности наших шлемов. В настоящее время у нас ведутся переговоры на первую экспортную поставку наших бронешлемов, которая планируется к концу 2017 года, в Турцию. Мы сейчас также участвуем в аукционе, который проводится в Узбекистане, то есть готовим конкурсную документацию. Будем пробовать свои силы и конкурировать с другими поставщиками не только в Казахстане, но и в Узбекистане, то есть организаторы нас пригласили на аукцион», - сказал он.

Компания планирует начать поставки бронешлемов в Кыргызстан, Таджикистан и Иран.

«В России и Украине пока потребности нет, потому что там очень много производителей. Также и в Украине есть свои довольно мощные производители», - сказал г-н Пивоваров.

Выход на новые рынки с одновременным ростом объемов производства позволит снизить себестоимость одного бронешлема.

«Планируем снизить стоимость на 40%. Сейчас стоимость в районе 300-350 долларов. Наша цель – 150 долларов. Это продажная стоимость», - сказал он.

В результате модернизации производства планируется снизить время на производство одной единицы.

«Объем производства, который может осуществлять наше предприятие, 40 тыс. бронешлемов в год. После модернизации мы планируем выйти на 100 тыс. бронешлемов в год», - сказал Илья Пивоваров.

На модернизацию производства в 2017 году потребуется более 200 млн тенге. В настоящее время подана заявка на финансирование от АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» через банк второго уровня.

Компания поставляет свою продукцию в рамках государственного оборонного заказа, но республика не нуждается в таком большом количестве бронешлемов, поэтому производитель направляет свои взоры на зарубежные рынки.

«Гособоронзаказ мы с легкостью закрываем досрочно», - отметил он.

На выполнение гособоронзаказа приходится порядка 40% от текущей проектной мощности предприятия. То есть 60% заказов для полной загрузки производства необходимо будет найти за рубежом.

При этом гособоронзаказ не является регулярным, поэтому предприятие решило не зависеть только от него, нарабатывая иностранные рынки сбыта.

«Гособоронзаказа в прошлом году толком не было, в этом году он есть, поэтому мы решили производство более ориентировать на экспорт», - сказал Илья Пивоваров.

Компания производит бронешлемы по технологии, полученной от российской компании «Армоком».

«Сейчас мы уже начинаем свои разработки. Был разработан сверхлегкий шлем, который весит до 1 кг. Обычный шлем весит в районе 1 кг – 1 кг 200-250 граммов. Это намного легче мировых аналогов, которые в среднем идут 1,5-1,7 кг. Для солдата это очень важно», - сказал он, отметив, что казахстанские силовые структуры предъявляют технические требования к весу шлема при такой же площади защиты и защитных свойствах не более 1,7 кг.

«Мы еще с 2014 года предлагаем бронешлем, который весит 1 кг 250 г. Сейчас мы уже разработали, поставили на производство, провели испытания и сертификацию шлема, который весит менее 1 кг, то есть это очень важно для солдата. Когда солдат идет в боевой экипировке, каждый грамм на счету, то есть это увеличивает его боеспособность», - добавил он.

Для того чтобы расширить производство, компания также перенесла его в новый комплекс, в районный центр Ерейментау в 130 км от Астаны на северо-восток. Переезд позволил увеличить производственные площади с 500 квадратных метров в столице до почти 9 тыс. квадратных метров в пригороде. Затраты на строительно-монтажные работы нового комплекса составили 112 млн тенге.

«До сих пор еще ведутся ремонтные работы, и мы весь 2016 год почти не работали. Были небольшие заказы для «Халык Инкассации» Народного банка, национальной гвардии и министерства обороны», - сказал он.

Благодаря расширению площадей компания планирует освоить производство и другой продукции: бронежилетов, противоударных щитов, шлемов и костюмов.

«То есть расширяем производственную линейку для силовых структур», - сообщил Илья Пивоваров.

В настоящее время ведется испытание опытной партии бронежилетов на соответствие баллистическим требованиям. Запуск производства бронежилетов планируется осуществить во втором квартале 2017 года, в третьем квартале – остальной продукции. После этого продукция может поставляться в рамках гособоронзаказа.

Компания ведет работу по созданию собственной испытательной лаборатории средств индивидуальной защиты.

Жанболат Мамышев 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Рынки, которые теряет Казахстан

В 2019 году Казахстан сократил товарооборот с 96 странами мира.

26 Февраль 2020 09:49 4194

Рынки, которые теряет Казахстан

В 2019 году республика вела торговлю со 187 странами мира. И с 96 из них товарооборот сократился. Снижение сделок по этим направлениям составило $9,3 млрд, которые не удалось компенсировать за счет роста торговли по другим направлениям. Ниже – восемь стран, товарооборот с которыми сократился значительнее всего. Учитывались только те, показатель где снизился не менее чем на 27% и минимум на $100 млн. Интересно, что:

  • Во всех случаях главной причиной снижения оказалось сокращение казахстанского экспорта. В семи из них – нефти.
  • Пять стран находятся в Европе, остальные представляют Азию.

Иран

Важность Ирана как торгового партнера Казахстана снижается уже не первый год – товарооборот между странами сокращается уже пятый год подряд. За это время торговля снизилась в 2,6 раза. И это несмотря на то, что Иран и страны ЕАЭС подписали договор о взаимной торговле, призванный расширить объемы.

Одна из причин происходящего – это введенные против этой страны санкции. Крупные международные компании всегда считают нужным обходить их, так как меры могут быть применены и против них. По этой причине от экспорта в Иран своей продукции еще в 2018 году отказался «АрселорМиттал Темиртау», хотя это направление и было одним из ключевых для сбыта. Например, в 2014 году из почти миллиарда долларов товарооборота $499,1 млн пришлись на экспорт казахстанского плоского проката. Но теперь этого нет…

Впрочем, санкции не пугают отечественных сельхозпроизводителей. Иран остается ключевым покупателем казахстанского ячменя – сюда уходит почти 90% экспорта. Но и тут динамика не лучшая: по сравнению с 2018 годом отгрузка сократилась на 9,2% (до 1,45 млн тонн), а доход – на 2,3% (до 266,1 млн).

Нидерланды

В 2013 году на Нидерланды приходилось 7,7% всей внешней торговли Казахстана. По итогам 2019 года показатель сократился до 4,8%. Европейское государство по-прежнему входит в число главных торговых партнеров республики, но объемы торговли с ним далеки от максимума. В 2019 году товарооборот сократился на 29%, показав трехлетний минимум – немногим более $4,6 млрд, из которых лишь $234,7 млн составляет импорт. Практически все остальное – это продажа казахстанской нефти и мазута.

Португалия

Еще одна страна с устойчивой негативной динамикой. По сравнению с 2012 годом товарооборот между Казахстаном и Португалией упал почти в четыре раза, в том числе за последний год – на 34%. При этом лишь раз за семь лет год закончился в плюсе относительно предыдущего (торговля в 2017-м была выше, чем годом ранее). Нынешний показатель – $261,6 –худший за последние как минимум восемь лет.

Причина этого заключается в зависимости от одного товара. И им вновь выступает нефть. Как только экспорт черного золота падает, снижается и показатель торговли. Помимо него, странам торговать нечем – без учета нефти годовой объем сделок составляет лишь $16,5 млн, причем все они приходятся на импорт. Ключевая позиция тут – это одежда ($5,1 млн).

Швеция

Падение товарооборота со Швецией также связано с сокращением казахстанского экспорта нефти, однако ситуация тут несколько отличается от португальской. Объем торговли между странами традиционно находится вблизи отметки в $300 млн, и лишь в 2018 году произошел всплеск (за счет той же нефти) до $450 млн. Сейчас товарооборот, упав на 26%, вернулся на свой привычный уровень.

Кроме того, Швеция больше продает Казахстану, чем покупает ($145,6 млн против $141 млн). И поставки в Казахстан пусть слабо (на 1,9%), но растут. Среди главных позиций – техника для работы с грунтом и выемки полезных ископаемых ($19,2 млн), лекарства ($13,2 млн), тракторы ($13,1 млн) и грузовики ($10,6 млн).

Литва

В ситуации с Литвой мало оригинального – чем выше экспорт нефти, тем выше товарооборот. Снижение поставок приводит к его снижению, так как компенсировать его просто нечем. В 2019 году экспорт упал более чем вдвое, недотянув и до $300 млн (годом ранее – $616 млн). Общий же товарооборот упал на 43%, показав худший показатель за последние три года.

Впрочем, между странами существует хороший потенциал для торговли. Литва на фоне нестабильных отношений с Россией и Беларусью ищет партнеров для своих портов, обеспечивающих выход в океан. В качестве вероятных клиентов называются и казахстанские экспортные компании.

Сингапур

Вдвое упал и экспорт нефти в Сингапур – страну, которая в 2018 году была одним из главных азиатских покупателей. А кроме нефти, Казахстан ничего в эту страну и не продает. В результате товарооборот упал на 45%, составив $289,6 млн. но при этом нынешний показатель все равно остается одним из лучших за последнее время: более активной торговля за последние восемь лет была только в 2013-м и 2018-м.

Что касается импорта, то его объем вырос примерно на $5 млн, но все равно остается небольшим – менее $44,6 млн. Сингапур торгует много чем (175 разновидностей товаров), но в небольших объемах. Самые большие сделки приходятся на растительные масла и жиры – $5,8 млн. Больше Сингапура в Казахстан их поставляют только Россия, Индонезия и Малайзия.

Хорватия

За последние восемь лет лишь однажды (в 2016-м) объем торговли с Хорватией был ниже, чем сейчас, по итогам 2019-го он составил $119,5 млн. Нетрудно догадаться, что главной причиной стало снижение поставок нефти, на которую приходится более 90% всех сделок. Кроме того, Казахстан перестал продавать алюминий, хотя в 2018 году хорваты были третьим по величине его европейским покупателем ($20,1 млн), уступая только Италии и Греции.

Рассчитывать на то, что торговые отношения поддержит импорт, не приходится (по крайней мере, пока). Стоимость ввезенных за год из Хорватии товаров составила в 2019 году всего $9,1 млн. Это меньше, чем из таких экзотических для экономики Казахстана стран, как Сьерра-Леоне, Гана или Чили. В 2018-м с импортом дело обстояло чуть лучше – $11,5 млн.

Филиппины

Еще одна страна, вся торговля с которой практически полностью завязана на одном (том самом) товаре. В 2018 году Казахстан нефть на Филиппины продавал, в 2019-м – нет. Отсюда и более чем восьмикратное снижение товарооборота. Сейчас он полностью состоит из одного только импорта. А он в большей мере состоит из промышленных товаров, таких как трансформаторы и машины для печати.

Алексей Никоноров

Чем богаты, тем и торгуем: топ-10 главных экспортных товаров

Нефть продолжает обеспечивать более половины всего казахстанского экспорта. Один из главных трендов последних лет – это плавный разворот на азиатский рынок.

19 Февраль 2020 15:56 3713

Чем богаты, тем и торгуем: топ-10 главных экспортных товаров

В 2019 году экспорт Казахстана в страны мира составил $57,7 млрд, снизившись по сравнению с 2018-м на 5,5%. Одна из главных причин – это снижение стоимости нефти, повлиявшее на снижение объемов торгов. Заменить черное золото во внешней торговле республике нечем, хотя товаров, объемы продаж которых исчисляются сотнями миллионов долларов, достаточно. Ниже – 10 главных товаров, принесших Казахстану в 2019 году наибольшую экспортную выручку.

10. Транспорт

Казахстан является относительно крупным экспортером средств наземного транспорта, летательных аппаратов и плавучих средств. В 2019 году за границу было продано товаров (сюда относятся, например, локомотивы, вагоны и их части, самолеты, спутники, суда, легковые автомобили и спецтехника) на $575,1 млн – это в 3,6 раза больше, чем годом ранее.

Отечественный транспорт продается в 59 стран мира, включая такие экзотические для отечественного бизнеса, как Эфиопия, Руанда и Джибути. Виргинские острова и вовсе являются пятым по объему покупателем – $46,8 млн. В четверку основных импортеров входят Россия (продажи выросли с $44,3 млн до $145,4 млн), США (с $1,3 млн до $85,8 млн), Великобритания (с $1,3 млн до $62,9 млн) и Испания (с $1 до $50,9 млн).

9. Железные руды и концентраты

2019 год выдался для экспортеров этого сырья лучшим за последние пять лет. Во-первых, им удалось продать за рубеж максимальное за это время количество руды и концентратов – около 10,2 млн тонн. Во-вторых, выручка от продаж по сравнению с 2018 годом выросла на 37,6%, составив $664,5 млн. И это также лучший показатель с 2014 года.

Практически всю экспортную руду скупают две страны: Россия и Китай. Поэтому состояние дел в отрасли в немалой степени зависит от конъюнктуры на этих рынках. 2019 год был успешным: спрос со стороны России вырос в денежном выражении на 39,6%, Китая – на 23,1%. Помимо этих стран, небольшой экспорт шел в Кыргызстан ($1,3 млн). Кроме того, в официальных списках числятся Канада и Грузия, но суммарный объем продаж за год по этим направлениям не составил и $2 тыс.

8. Мазут

Мазут в последние годы остается одним из главных экспортных товаров Казахстана. В 2017 и 2018 годах объем сделок превышал $1 млрд, а в 2014 году и вовсе был на уровне $2,8 млрд.  Прошедший год выдался не таким успешным: продажи составили $918,1 млн. Произошло это на фоне падения физического объема продаж – менее 2,6 млн тонн, что является худшим показателем за последние как минимум шесть лет. По сравнению с 2018-м отгрузка упала на 14,1%

Общую динамику формирует товарооборот с одной страной – Нидерландами. Они обеспечивают более 70% экспорта мазута. И именно снижение спроса с их стороны на 23% повлияло на итоговое сокращение продаж. Стал меньше закупать и Кыргызстан: экспорт упал с $84,1 млн до $26,9 млн. Кроме того, отказалась от отечественного мазута и Грузия, которая в 2018-м принесла 17,9 млн долларов экспорта. Впрочем, казахстанским предприятиям удалось частично перекрыть эти снижения за счет других стран постсоветского пространства:

  • Продажи в Азербайджан выросли втрое (до $36 млн).
  • В Узбекистан – в 12,5 раза (до $60,4 млн).
  • Начались продажи в Россию, составившие по итогам года $24,8 млн.

Кроме того, вырос спрос на казахстанский мазут на Кипре – продажи выросли с $6,1 млн до $21,4 млн.

7. Плоский прокат

Производственные проблемы, с которыми с 2018 года сталкивается флагман черной металлургии «АрселорМиттал Темиртау», привели к тому, что зарубежные продажи плоского проката оказались на минимальном уровне за последние четыре года – $963,7 млн, что на 30,3% меньше, чем годом ранее. Отгрузка вообще стала худшей за последние как минимум шесть лет, сократившись за год сразу на 26% (до $1,65 млн тонн).

Отказ от экспорта в Иран, заявленный в 2018 году (причина – санкции в отношении этой страны, наложенные США), привел к тому, что теперь на продукцию отечественной металлургии есть, по большому счету, только один крупный покупатель – Россия. Экспорт в эту страну по итогам 2019 года составил $728,8 млн, или более трех четвертей от общего объема зарубежных продаж проката.

Наладить сбыт с другими странами пока не удается: совокупные продажи в Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Украину в 2019 году составили $78,2 млн против $122,7 млн годом ранее. Даже на рынке Узбекистана (который вносит хоть какое-то разнообразие в логистику) продукция отечественных металлургов стала менее востребованной: отгрузка упала на 8,8% (до 199,5 тыс. тонн), доход – на 15% (до $129,6 млн).

6. Пшеница

Рост мировых цен привел к тому, что Казахстан смог нарастить экспорт, сократив отгрузку на 13,3%. В 2019 году за рубеж было отправлено около 5,4 млн тонн пшеницы, на чем было заработано более $1 млрд (это произошло впервые как минимум за шесть лет). Получателями стали 26 стран мира, но в 2019 году ставка была сделана на рынки ближайших стран:

  • Экспорт в Узбекистан вырос с $286,2 млн до $372,7 млн.
  • В Таджикистан – со $159,9 млн до $197,8 млн.
  • В Кыргызстан – с $2,5 млн до $27,7 млн.
  • Начались поставки в Азербайджан, которые принесли $45,6 млн.
  • Одновременно с этим снизился экспорт в Италию (с $66,3 млн до $29,9 млн) и Турцию (с $58,9 млн до $43,6 млн) – эти страны остаются крупными покупателями казахстанской пшеницы, но их доля и влияние на экспорт заметно снизились.

5. Ферросплавы

Отгрузка ферросплава из Казахстана растет четвертый год подряд, практически достигнув по итогам 2019 года 1,7 млн тонн. Это происходит на фоне собственного производства: по данным комитета по статистике, в 2019 году в республике было произведено более 2,2 млн тонн продукции, что на 6,2% больше показателей предыдущего года.

Однако падение цен на товар не позволило нарастить выручку: если в 2017-2018 гг. экспорт в денежном выражении составлял $2,2 млрд, то в 2019-м – менее $1,9 млрд. Основные изменения в экспорте затронули страны дальнего зарубежья. Продажи в Японию снизились на 22% (до $445,1 млн), в США – на 43% (до $107,5 млн), в Китай – на 7,5% (до $732,6 млн), в Германию – на 58% (до $62,7 млн). При этом начались продажи в Индонезию, что принесло $88,9 млн экспорта.

4. Продукция неорганической химии

Уран и прочая продукция неорганической химии, а также различные соединения металлов и элементов всегда были одной из главных статей отечественного экспорта. Но в последние годы физический объем продаж неуклонно снижается – по итогам 2019 года отгрузка оказалась на минимуме за последние шесть лет, а само сокращение началось еще в 2017-м. Тем не менее отчасти из-за снижения предложения удается поддержать цены. В 2019 году доход от зарубежных продаж составил 2,2 млрд долларов, показав трехлетний максимум.

В прошедшем году значительно увеличились продажи в Таджикистан (с $3,6 млн до $48,5 млн), Канаду (с $140,4 млн до $277,2 млн), США (с $69,2 млн по $110,9 млн) и Францию (сo $125,8 до $166,8 млн). Значительное снижение произошло только в китайском направлении – продажи сократились более чем на 20%, но, даже несмотря на это, Поднебесная остается вторым по величине покупателем казахстанской продукции.

3. Медь

Тройку главных казахстанских экспортных товаров открывает медь, доход от продажи которой растет третий год подряд. По итогам 2019-го объем зарубежных сделок превысил $2,5 млрд. При этом около 60% от этого объема пришлось на одну страну – Китай. Физический объем поставок в этом направлении за год увеличился более чем на четверть, а выручка – более чем на 15%. Хорошую динамику показывают и рынки Объединенных Арабских Эмиратов (+10%, до 433,7 млн долларов) и Турции (+20%, до $329,1 млн), зато втрое упали продажи в Великобританию (до $125,5 млн).

Вообще, в Казахстане в 2019 году было произведено 472,8 тыс. тонн меди, что на 7,9% больше показателей 2018 года. Экспорт за это же время составил 443 тысячи тонн. Это значит, что за рубеж уходит более 93% всей продукции.

2. Газ

Начало в 2018 году масштабного экспорта газа в Китай привело к тому, что этот вид товара уже через год обогнал медь и ферросплавы, выйдя на второе место по важности для внешней торговли республики. За прошедший год объем зарубежных сделок составил $2,8 млрд. Большую часть этих средств (около $1,6 млрд) принесли контракты с Китаем, доход от сделок с которым за год вырос на 60%. Еще более $1 млрд дали продажи в Украину, Швейцарию и Россию. Общий объем проданного за рубеж газа составил 28,5 млрд кубометров – этот показатель растет уже как минимум пять лет подряд.

1. Нефть

Тут никакой интриги быть и не могло – главным экспортным товаром Казахстана была, остается и (по крайней мере, в ближайшее время) будет нефть. По итогам 2019 года нефть обеспечила более 58% казахстанских зарубежных продаж. Если посчитать доход от продаж всех товаров во все страны мира, то окажется, что нефть все равно принесла на $9,3 млрд долларов больше.

Один из главных трендов последних лет – это плавный разворот на азиатский рынок. В 2018 году в страны региона было продано нефти на $7 млрд, что составило 18,6% от общего объема. Год спустя продажи выросли до $8,8 млрд, а доля – до 26,2%. «Урезанными» оказываются страны Европы, продажи в которые за год упали на 20% (до $24,2 млрд), а доля снизилась с 79,4% до 72%.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: