DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 282,93 Brent 36,55
Казахстанский авторынок: новые лидеры и робкая надежда

Казахстанский авторынок: новые лидеры и робкая надежда

В 2017 году Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) ожидает структурных изменений рынка в пользу роста доли продукции отечественного автопрома.

18 Январь 2017 10:34 6894

Казахстанский авторынок: новые лидеры и робкая надежда

Автор:

Юлия Кузнецова

Позитивное влияние на продажи в лоукост-сегменте окажет новый этап реализации программы льготного кредитования под 4%. На вторичном рынке акцент сместится в сторону перепродаж внутри Казахстана, а лидерами потребительских предпочтений останутся SUV и доступные седаны. Такие прогнозы озвучил в Алматы президент АКАБ, председатель совета директоров AllurGroup Андрей Лаврентьев.

Напомним, что в 2016 году официальный рынок реализовал 46712 новых автомобилей, что на 52% меньше, чем в 2015 году, когда было продано 97469 авто. В денежном выражении объем рынка по итогам прошлого года составил 335 млрд тенге, тогда как в 2015 году данная цифра превысила 400 млрд тенге, таким образом, в денежном выражении рынок сократился на 20%.

Общее количество регистраций автомобилей в минувшем году снизилось на 4%, с 920835 до 882826 единиц.

"Это достаточно хороший показатель, даже столь незначительное снижение свидетельствует о том, что рынок приходит в норму. Большое количество регистраций в 2015 году было обусловлено масштабным ввозом автомобилей из России, когда за пять месяцев в страну ввезли двукратный объем максимального рынка. Но в это число входят и новые автомобили, и машины, которые перепродавали несколько раз, не один раз ставили на учет. Чем заметнее будет падать количество регистраций в сегменте секонд-хенда, тем активнее будет расти новый рынок. Хотя и незначительный, но явный рост продаж новых авто в ноябре и декабре позволяет надеяться, что рынок уже поймал дно и в нынешнем году покажет рост. Все-таки мы впервые с 2015 года увидели увеличение продаж", - прокомментировал Андрей Лаврентьев.

Одним из самых интересных итогов 2016 года участники рынка считают смену лидера. Бессменный многолетний флагман продаж Lada потерял 67% и с результатом продаж 8147 единиц оказался на втором месте. Безусловным лидером ("Геннадием Головкиным авторынка", по выражению исполнительного директора компании "Астана Моторс" Антона Афонина) в прошлом году стала Toyota, которая по сравнению с 2015 годом увеличила продажи с 7232 до 9059 единиц, а долю рынка - с 7,42 до 19,39%.

"Это эволюционный шаг, свидетельствующий о том, что даже в кризис покупатели ищут достойные предложения", - отмечает г-н Афонин.

По мнению участников рынка, смена лидера также подтверждает тот факт, что в непростой период более высоких результатов добиваются игроки, которым удалось сформировать предложения, способные привлечь потенциальных покупателей. Японский бренд традиционно пользуется симпатией казахстанских автолюбителей. Вкупе с предложенными Toyota собственными финансовыми продуктами, ценами в тенге, более привлекательными по сравнению с российскими, а также с новыми моделями это обеспечило марке лидерство. Показательно, что и в сегменте премиальных авто заслуживающие внимания результаты показал Lexus, обеспечивший около 50% продаж в своей ценовой категории. Впервые в тройке лидеров оказался Renault, несмотря на более чем двукратный спад продаж (с 8235 единиц в 2015-м до 3772 единиц в 2016 году).

Еще одним трендом, наметившимся в середине 2015 года и остававшимся актуальным в прошлом году, стало увеличение доли продаж казахстанских автомобилей до 26% (результат 2015 года - 17%). Участники рынка считают, что в перспективе продажи автомобилей казахстанского производства вырастут в результате внедрения утилизации по программе расширенных обязательств производителей. В разрезе регионов свыше 55% от общего объема продаж автомобилей обеспечили Алматы и Алматинская область (29,6%), Астана и столичный регион (18,2%), а также Атырау и область (7,6%). Примерно по 5% в общий объем автомобильных продаж внесли Шымкент, Костанай и Караганда.

Расклад продаж в разрезе сегментов в очередной раз проиллюстрировал тот факт, что кризис сильнее всего ударил по наименее обеспеченным слоям населения. Самыми пострадавшими оказались сегменты В и В+. Если в 2015 году доля автомобилей стоимостью до 3 млн тенге превалировала и составляла 52%, то в 2016 году продажи в данном ценовом сегмете сократились до 24% от общего объема. По мнению участников рынка, причины заключаются как в росте цен в тенге, так и в том, что акции и спецпредложения, на которые игроки не скупились сразу после девальвации, закончились.

На фоне того, что для наименее обеспеченной части казахстанцев автомобиль все чаще становится роскошью, произошел рост среднего чека. По словам Антона Афонина, если в начале прошлого года он составлял 5-6 млн тенге, то к концу вырос до 8 млн. Несмотря на кризисные веяния, на протяжении 2014-2016 годов новые позиции отвоевывал крайне популярный на казахстанских дорогах сегмент SUV, который вырос с 24 до 35%. Люксовый сегмент оказался подвержен влиянию кризиса менее остальных; показательно, что среди всего лишь шести брендов, показавших рост по итогам 2016 года (один из них, Datsun, сдал позиции так же быстро, как и набрал в начале года), три входят в премиальную категорию - Lexus, BMW и Jaguar.

На перемены к лучшему в будущем году рассчитывают и производители и дистрибьюторы коммерческой техники.

"Новые реалии заставляют нас пересмотреть бизнес-подход. Свою эффективность в реализации техники, производимой в Казахстане, показала программа льготного лизинга, партнеры внедряют финансовые инструменты, новые продукты, которые не использовали прежде, и мы надеемся на эти меры. Рынок коммерческой техники - это сегмент В2В, и влияние кризиса он чувствует сильнее и быстрее, чем рынок легковых автомобилей", - считает коммерческий директор холдинга "Вираж" Ермек Ескергенов.

Избежать роста цен на автомобили в результате отмены льгот по НДС, по мнению Андрея Лаврентьева, не удастся, но если днем ранее участники рынка говорили о возможном 10-12-процентном росте, то руководитель АКАБ считает, что рост удастся удержать в рамках 4-6%.

"Подписывая контракты о промышленной сборке в 2010 году, мы рассчитывали на освобождение от НДС и после 2017 года. Но в связи с вступлением в ВТО эта льгота оказалась под запретом. Тем не менее на автомобили, ввезенные в 2016 году, и на контракты, подписанные тогда же, льгота распространяется, так что не все производители поднимут цены буквально с первых дней января. Мы ожидаем, что увеличение стоимости произойдет во II-III квартале", - прокомментировал Андрей Лаврентьев.

В качестве альтернативы, способной смягчить негативный эффект от отмены освобождения от НДС, в руководстве АКАБ рассматривают прежде всего программу льготного кредитования. По состоянию на 12 января 2017 года Банк развития Казахстана профинансировал 8519 заявок на сумму 31 млрд 718 млн тенге, поступивших в БВУ от физических лиц на получение займа в рамках программы льготного кредитования. Шесть БВУ выдали 8379 кредитов на приобретение транспорта на общую сумму 31 млрд 355 млн тенге.

"Когда мы смотрим, что более важно для клиента - стоимость автомобиля или механизм его приобретения, мы видим, что в большинстве случаев приоритетен второй фактор. Во внедрении механизма льготного кредитования заинтересованы и производители", - пояснил Андрей Лаврентьев. 

Юлия Кузнецова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Каким был 2018 год для казахстанских автомобилистов?

В 2018 году казахстанцы приобрели 60 тысяч новых автомобилей, потратив на это 547 млрд тенге.

16 Январь 2019 13:39 26124

Каким был 2018 год для казахстанских автомобилистов?

В минувшем году в Казахстане официальными дилерами было реализовано 60928 новых легковых и коммерческих автомобилей на сумму 546,8 млрд тенге, на 24% больше, чем в 2017 году, сообщили abctv.kz в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ).

«В пятёрке самых популярных брендов – лидер двух прошлых лет Toyota – 12278. Наибольший рост у Hyundai (8715 ед.), продажи с началом производства всей линейки автомобилей в Костанае выросли в 2,4 раза. Из 45 марок, официально представленных на казахстанском авторынке, большая часть компаний закончили год с положительной динамикой продаж. Четыре из пяти самых продаваемых автомобилей производятся в Казахстане. Каждый второй проданный автомобиль сделан в Казахстане», – рассказали в АКАБ.

«По итогам 2018 года общие продажи «Астана Моторс» (легковые автомобили и коммерческая техника) достигли 14519 единиц. Прирост составил 69%. Рыночная доля компании в секторе легковых автомобилей составила 26,5%. Таким образом, продажи «Астана Моторс» в три раза опережают темпы роста авторынка РК», – отметил Бекнур Несипбаев, исполнительный директор КМК «Астана Моторс».

Что же касается иномарок, то, по сведениям ассоциации, в 2018 году впервые ежемесячная доля импорта спустилась ниже 50%:

«Спрос на автомобили «Сделано в Казахстане» вырос с 17% в 2015 году до 49% в прошлом году. В декабре 2018 года рыночная доля автомобилей отечественного производства впервые перешагнула планку в 55%, обновив исторический максимум продаж».

Также эксперты ассоциации отметили и тот факт, что в отрасли машиностроения РК доля автопрома на сегодняшний день составляет 19,2%, в то время как в 2017 году этот показатель достигал отметки 16,4%. Таким образом, прирост составил 2,8%, что является самым большим показателем роста доли в отрасли машиностроения по сравнению с прошлым годом.

«В 2018 году в Казахстане было произведено 32,3 тысячи единиц техники (включая легковые, грузовые автомобили, автобусы, специальную технику, трейлеры и полуприцепы) общей стоимостью 205,95 миллиарда тенге (+38%). Значительный прирост показал костанайский «СарыаркаАвтоПром», здесь было произведено 12009 единиц автомобилей против 5912 единиц в прошлом году (+103%)», – добавили в АКАБ.

Отметили в ассоциации и статистику регистраций автомобилей:

«Количество регистраций автомобилей выросло почти на 15%. Доля первичной регистрации на фоне общего числа регистраций в январе-декабре выросла с 6,8% до 7,1% – впервые на учёт в Казахстане встало 84352 транспортных средства, на 13443 авто больше, чем в 2017 году (+19%). Тем не менее, автопарк страны продолжает стареть – доля трёхлетних автомобилей уменьшилась, почти две трети от общего числа регистраций составила техника в возрасте старше 10 лет. По итогам года больше всего казахстанцы регистрируют автомобили Toyota, Mercedes-Benz (Daimler), Volkswagen и Audi всех годов выпуска».

Относительно планов на 2019 год у АКАБ весьма оптимистичные ожидания. В частности, планируется, что продажи новых автомобилей превысят планку в 70 тысяч единиц .

«Авторитейл в стране восстанавливается, демонстрируя позитивную динамику. Доля локально произведённых автомобилей продолжит увеличиваться и в 2019 году. При сохранении текущих экономических показателей АКАБ ожидает рост продаж в пределах 70 тысяч единиц новых легковых и коммерческих автомобилей», – резюмировали в Ассоциации казахстанского автобизнеса.

Сара Бухина

Автопром отчитался о налогах и производстве

В первом полугодии увеличились налоговые выплаты и выпуск легковых автомобилей, снизилось производство автобусов.

19 Июль 2018 23:53 27034

Автопром отчитался о налогах и производстве

Фото: kolesa.kz

В первом полугодии казахстанские автосборочные предприятия заплатили 3,9 млрд тенге налогов – это в 3,5 раза больше по сравнению с показателем того же периода прошлого года. Общий объем налоговых поступлений от предприятий автомобильной отрасли (включая розничную продажу и обслуживание техники) составил 25,8 млрд тенге – на 47% больше по сравнению с первым полугодием 2017-го, следует из данных, опубликованных отраслевой ассоциацией "КазАвтоПром".

Налоговые поступления от предприятия "Азия Авто" за шесть месяцев составили 1,9 млрд тенге, что в 5,2 раза превышает показатель прошлого года. Предприятие "КамАЗ-Инжиниринг" пополнило бюджет на 701,7 млн тенге – рост на 17,8% по сравнению с прошлым годом. Налоговые поступления от костанайского "СарыаркаАвтоПрома" в сравнении с первым полугодием 2017-го выросли на 15,6% – 614,9 млн тенге, по данным отраслевой ассоциации.

Платежи Daewoo Bus Kazakhstan и "СемАЗа" – 263,1 млн и 189,5 млн тенге, в сравнении с первым полугодием 2017-го рост налоговых поступлений на 6,7% и 4,8% соответственно. Предприятия "Уральскагрореммаш" и Hyundai Com Trans Kazakhstan внесли в бюджет 184,7 млн и 70,6 млн тенге налогов – на 4,7% и 1,8% больше по сравнению с показателем прошлого года, по данным "КазАвтоПрома".

По итогам полугодия автопроизводители зафиксировали также и рост производства. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, общая стоимость произведенной отечественными заводами техники составила 88,261 млрд тенге, рост производства легковых автомобилей по сравнению с прошлым годом составил 76,4% – было выпущено 13725 авто. В сравнении с первым полугодием 2017-го было выпущено больше прицепов и полуприцепов – 210 ед. и спецтехники – 86 ед., рост составил 60,3% в обеих категориях.

При этом за полугодие снизилось производство грузовиков: выпущено 486 ед. техники – на 0,2% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; и автобусов: их произведено 153, что на 51,1% меньше, чем было выпущено в первом полугодии 2017-го.

В общей сложности отечественным предприятиями было выпущено 14660 ед. техники, их доля на рынке, по данным АКАБ, составляет 47,04%. Меры государственной поддержки и отложенный спрос, полагают в отрасли, обуславливают текущую ситуацию на рынке.

Предприятием "АзияАвто" было выпущено 8573 авто (рост на 51,7%). На "СарыаркаАвтоПроме" за полугодие произвели 5297 ед. техники, что на 123,2% выше в сравнении с первым полугодием 2017-го, рост обусловлен локализацией автомобилей Hyundai. Кокшетауский "КамАЗ-Инжиниринг" выпустил 280 грузовиков, Hyundai Trans Auto произвел 94 единиц техники. "СемАЗ" и Daewoo Bus – 89 и 67 единиц техники.

"С одной стороны, работает отложенный спрос и локализация всей модельной линейки Hyundai и Lada представленной в Казахстане, с другой – помогают программы поддержки производителей программами льготного кредитования и утилизации в обмен на сертификаты. За последний год в стране было выдано почти 15 тысяч скидочных сертификатов, большая часть из которых была использована на покупку 7,5 тысячи автомобилей отечественного производства", – комментирует вице-президент АКАБ Анар Макашева.

Артур Мискарян

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: