Правительственный час в мажилисе с министром иностранных дел Ерланом Идрисовым был посвящен экономической дипломатии. Глава внешнеполитического ведомства рассказывал депутатам, что отечественные дипломаты делают для экономики страны, и как они работают над привлечением в республику инвесторов. Работа, разумеется, ведется, и даже активно, но представленным цифрам выходило, что самый эффективный дипломат страны - это президент. Только в 2015-2016 годах визиты главы государства в такие страны как Италия, КНР, Великобритания, Турция, Иран принесли республике обязательства на 42,8 млрд долларов. За I полугодие 2016 года наблюдается значительный рост темпов привлечения инвестиций. Так, их чистый приток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился почти в 5 раз (470%) и составил 5,7 млрд. долларов.
По состоянию на 1 сентября 2016 года, в Казахстане действует 19 685 юридических лиц, филиалов и представительств с иностранным участием. Наибольшее число совместных предприятий действует с Россией, далее - Турция, Нидерланды, Германия и Китай. В целом, количество СП, по сравнению с показателями 2014 года, увеличилось на 24,5%.
Однако, несмотря на весьма неплохие показатели, работа идет не так гладко как хотелось бы. Глава МИД прямо заявил: "Хочу откровенно сказать, что слаженной системной целенаправленной работы по выстраиванию нашей экспортной политики... проводилась недостаточно, будем говорить мягко. Здесь и недостаточное понимание этой работы и нашими государственными структурами, ну и, наверное, слабая организованность нашего частного сектора".
Именно частный сектор, уверен господин Идрисов, должен первым проявлять интерес к определенным рынкам, изучать их, проводить маркетинговые исследования и - обращаться к государству за поддержкой. "Я думаю, что успех этой работы заключается в том, чтобы наладить четкое понимание, диалог, в первую очередь, с нашим бизнес-сообществом через Национальную палату предпринимателей, и выстроить алгоритм работы. Нужно знать, что мы производим, какого качества мы производим, нужно очень сильное информационное сопровождение этой продукции, нашими производителями. Это комплексная работа, опыт мировой нам всем хорошо известен, нужно к этому подойти с особым рвением. Понимание на уровне государства и на уровне частного сектора есть, я думаю, что пришло время, когда это будет сдвигаться с мертвой точки", - считает министр.
В предпринимательской среде понимание есть. Председатель Правления АО "Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST" Борисбий Жангуразов рассказал депутатам, что по рекомендации ОЭСР было открыто пять представительств агентства за рубежом - в США, Германии, Турции, Китае, ОАЭ. "Сейчас назначены советники, они отработали по 2-3 месяца, и есть определенные результаты. Мы устанавливаем нашим представителям ключевые показатели эффективности, они должны идентифицировать не менее 20 новых инвесторов в месяц, проводить не менее 10 встреч с инвесторами в месяц и приглашать в Казахстан не менее 6 делегаций инвесторов в квартал", - отметил он. Кстати, глава МИД, отвечая на вопросы депутатов, достаточно категорично высказался против установления неких нормативов для посольств: "Нельзя все посольства под одну гребенку ранжировать и, допустим, сказать: "Вы должны в первом квартале за один год привлечь, допустим, 50 тысяч инвестиций на одного работника посольства". Я думаю, такой подход будет контр-продуктивным".
Возможно, для дипломатов такой подход и окажется нерабочим, но для "KAZNEX INVEST" он вполне действенный. По информации господина Жангуразова, по первым результатам работы зарубежных представительств "на конец августа 2016 года идентифицирована 241 новая компания, которая может быть заинтересована инвестировать в Казахстан, проведено 96 встреч, 32 визита в республику, подписано меморандумов с 14 компаниями". "Подписание меморандумов является первым шагом для того, чтобы инвестор начал смотреть на Казахстан. Несмотря на ту критику, которая раздается по отношению к меморандумам, это неотъемлемая часть инвестиционного процесса. Инвестиционные решения принимаются, срок их принятия - от 6 месяцев до 2 лет. Поэтому необходимо встречаться, давать информацию по отраслям, по возможностям, и проанализировав все эти факторы, инвесторы будут принимать решение", - объяснил он депутатам.
Депутаты, впрочем, критический настрой особо не демонстрировали. Председатель комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев подчеркнул, что экономическая дипломатия за рубежом должна подкрепляться очень серьезной и системной работой внутри страны, поскольку экономическая дипломатия не может быть результативной без стабильной экономической ситуации. Поэтому "в предстоящий период должна быть проведена большая системная работа правительством, парламентом и акиматами по стабилизации макроэкономической ситуации, контролированию инфляции, возвращению доверия к национальной валюте, реальному улучшению инвестиционного климата, уменьшению налоговой нагрузки на бизнес, обеспечению доступа к финансированию для бизнеса".
Также важным, по мнению депутатов, является усиление работы с правительствами стран-партнеров по снижению различных барьеров для казахстанских экспортеров. "На уровне глав наших государств есть полное понимание взаимных интересов. Все необходимые договоренности по расширению торгово-экономических отношений имеются. Но нередко возникают проблемы на исполнительном уровне", - констатировал господин Ашимбаев.
В качестве примера он привел ситуацию с Евразийским Экономическим Союзом, где все еще "имеются определенные сложности с продвижением интересов отечественных товаропроизводителей". "В рамках Таможенного союза были упразднены таможенные посты. Но при этом, по информации НПП "Атамекен", на территории Российской Федерации созданы пункты предварительного уведомления, которые должны проходить казахстанские предприниматели при экспорте сельхозпродукции. Наши товаропроизводители не имеют четких регламентов работы этих пунктов, сроков проведения проверок, перечня требуемой сопроводительной документации и т.д. Сами пункты находятся на большом расстоянии друг от друга, что также ведет к большим затратам, и изначально ставит наших товаропроизводителей в неравное положение", - пояснил депутат, подчеркнув при этом, что "реализация огромного потенциала Евразийского Экономического Союза требует от МИДа и других государственных органов предметной работы по решению ряда конкретных проблем, возникающих у казахстанских экспортёров".
Господин Ашимбаев констатировал: сегодня в стране отсутствует единая стратегия развития экспорта. А различные государственные институты дублируют функции друг друга в этой области. В этой связи "было бы целесообразно разработать единую согласованную стратегию развития экспортной политики". "Представляется также целесообразным повысить эффективность работы по продвижению экспорта отечественной продукции на внешние рынки с консолидацией всех имеющихся мер поддержки экспорта в едином центре, например, в едином экспортном агентстве", - отметил он.
При этом глава международного комитета мажилиса считает правильным активней использовать и парламентскую дипломатию для продвижения экономических интересов страны.
"Во всем мире растет роль парламентской дипломатии. Законодательные органы оказывают все большее влияние на формирование внешнеполитической повестки. В этой связи было бы важным на системной основе использовать официальные и неофициальные контакты между депутатами, использовать ресурсы групп сотрудничества, а также возможности межпарламентских организаций для продвижения казахстанских экономических интересов", - заключил господин Ашимбаев.
Ирина Севостьянова