/img/tv1.svg
RU KZ
Казахстану необходима единая стратегия развития экспорта

Казахстану необходима единая стратегия развития экспорта

Депутаты и глава внешнеполитического ведомства нашли взаимопонимание в подходах по продвижению казахстанских товаров на зарубежные рынки и привлечению в страну иностранных инвестиций.

23:49 10 Октябрь 2016 3496

Казахстану необходима единая стратегия развития экспорта

Автор:

Ирина Севостьянова

Правительственный час в мажилисе с министром иностранных дел Ерланом Идрисовым был посвящен экономической дипломатии. Глава внешнеполитического ведомства рассказывал депутатам, что отечественные дипломаты делают для экономики страны, и как они работают над привлечением в республику инвесторов. Работа, разумеется, ведется, и даже активно, но представленным цифрам выходило, что самый эффективный дипломат страны - это президент. Только в 2015-2016 годах визиты главы государства в такие страны как Италия, КНР, Великобритания, Турция, Иран принесли республике обязательства на 42,8 млрд долларов. За I полугодие 2016 года наблюдается значительный рост темпов привлечения инвестиций. Так, их чистый приток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился почти в 5 раз (470%) и составил 5,7 млрд. долларов.
 По состоянию на 1 сентября 2016 года, в Казахстане действует 19 685 юридических лиц, филиалов и представительств с иностранным участием. Наибольшее число совместных предприятий действует с Россией, далее - Турция, Нидерланды, Германия и Китай. В целом, количество СП, по сравнению с показателями 2014 года, увеличилось на 24,5%.
Однако, несмотря на весьма неплохие показатели, работа идет не так гладко как хотелось бы. Глава МИД прямо заявил: "Хочу откровенно сказать, что слаженной системной целенаправленной работы по выстраиванию нашей экспортной политики... проводилась недостаточно, будем говорить мягко. Здесь и недостаточное понимание этой работы и нашими государственными структурами, ну и, наверное, слабая организованность нашего частного сектора".
Именно частный сектор, уверен господин Идрисов, должен первым проявлять интерес к определенным рынкам, изучать их, проводить маркетинговые исследования и - обращаться к государству за поддержкой. "Я думаю, что успех этой работы заключается в том, чтобы наладить четкое понимание, диалог, в первую очередь, с нашим бизнес-сообществом через Национальную палату предпринимателей, и выстроить алгоритм работы. Нужно знать, что мы производим, какого качества мы производим, нужно очень сильное информационное сопровождение этой продукции, нашими производителями. Это комплексная работа, опыт мировой нам всем хорошо известен, нужно к этому подойти с особым рвением. Понимание на уровне государства и на уровне частного сектора есть, я думаю, что пришло время, когда это будет сдвигаться с мертвой точки", - считает министр.
В предпринимательской среде понимание есть. Председатель Правления АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST» Борисбий Жангуразов рассказал депутатам, что по рекомендации ОЭСР было открыто пять представительств агентства за рубежом - в США, Германии, Турции, Китае, ОАЭ. "Сейчас назначены советники, они отработали по 2-3 месяца, и есть определенные результаты. Мы устанавливаем нашим представителям ключевые показатели эффективности, они должны идентифицировать не менее 20 новых инвесторов в месяц, проводить не менее 10 встреч с инвесторами в месяц и приглашать в Казахстан не менее 6 делегаций инвесторов в квартал", - отметил он. Кстати, глава МИД, отвечая на вопросы депутатов, достаточно категорично высказался против установления неких нормативов для посольств: "Нельзя все посольства под одну гребенку ранжировать и, допустим, сказать: "Вы должны в первом квартале за один год привлечь, допустим, 50 тысяч инвестиций на одного работника посольства". Я думаю, такой подход будет контр-продуктивным".
Возможно, для дипломатов такой подход и окажется нерабочим, но для "KAZNEX INVEST" он вполне действенный. По информации господина Жангуразова, по первым результатам работы зарубежных представительств "на конец августа 2016 года идентифицирована 241 новая компания, которая может быть заинтересована инвестировать в Казахстан, проведено 96 встреч, 32 визита в республику, подписано меморандумов с 14 компаниями". "Подписание меморандумов является первым шагом для того, чтобы инвестор начал смотреть на Казахстан. Несмотря на ту критику, которая раздается по отношению к меморандумам, это неотъемлемая часть инвестиционного процесса. Инвестиционные решения принимаются, срок их принятия - от 6 месяцев до 2 лет. Поэтому необходимо встречаться, давать информацию по отраслям, по возможностям, и проанализировав все эти факторы, инвесторы будут принимать решение", - объяснил он депутатам.
Депутаты, впрочем, критический настрой особо не демонстрировали. Председатель комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев подчеркнул, что экономическая дипломатия за рубежом должна подкрепляться очень серьезной и системной работой внутри страны, поскольку экономическая дипломатия не может быть результативной без стабильной экономической ситуации. Поэтому "в предстоящий период должна быть проведена большая системная работа правительством, парламентом и акиматами по стабилизации макроэкономической ситуации, контролированию инфляции, возвращению доверия к национальной валюте, реальному улучшению инвестиционного климата, уменьшению налоговой нагрузки на бизнес, обеспечению доступа к финансированию для бизнеса".
Также важным, по мнению депутатов, является усиление работы с правительствами стран-партнеров по снижению различных барьеров для казахстанских экспортеров. "На уровне глав наших государств есть полное понимание взаимных интересов. Все необходимые договоренности по расширению торгово-экономических отношений имеются. Но нередко возникают проблемы на исполнительном уровне", - констатировал господин Ашимбаев.
В качестве примера он привел ситуацию с Евразийским Экономическим Союзом, где все еще "имеются определенные сложности с продвижением интересов отечественных товаропроизводителей". "В рамках Таможенного союза были упразднены таможенные посты. Но при этом, по информации НПП «Атамекен», на территории Российской Федерации созданы пункты предварительного уведомления, которые должны проходить казахстанские предприниматели при экспорте сельхозпродукции. Наши товаропроизводители не имеют четких регламентов работы этих пунктов, сроков проведения проверок, перечня требуемой сопроводительной документации и т.д. Сами пункты находятся на большом расстоянии друг от друга, что также ведет к большим затратам, и изначально ставит наших товаропроизводителей в неравное положение", - пояснил депутат, подчеркнув при этом, что "реализация огромного потенциала Евразийского Экономического Союза требует от МИДа и других государственных органов предметной работы по решению ряда конкретных проблем, возникающих у казахстанских экспортёров".
Господин Ашимбаев констатировал: сегодня в стране отсутствует единая стратегия развития экспорта. А различные государственные институты дублируют функции друг друга в этой области. В этой связи "было бы целесообразно разработать единую согласованную стратегию развития экспортной политики". "Представляется также целесообразным повысить эффективность работы по продвижению экспорта отечественной продукции на внешние рынки с консолидацией всех имеющихся мер поддержки экспорта в едином центре, например, в едином экспортном агентстве", - отметил он.
 При этом глава международного комитета мажилиса считает правильным активней использовать и парламентскую дипломатию для продвижения экономических интересов страны.
"Во всем мире растет роль парламентской дипломатии. Законодательные органы оказывают все большее влияние на формирование внешнеполитической повестки. В этой связи было бы важным на системной основе использовать официальные и неофициальные контакты между депутатами, использовать ресурсы групп сотрудничества, а также возможности межпарламентских организаций для продвижения казахстанских экономических интересов", - заключил господин Ашимбаев.
Ирина Севостьянова 

«В кризис выживает тот, кто проявляет гибкость»

В период ЧП 26 казахстанских экспортеров несырьевого сектора получили поддержку более чем на 6 млрд тенге.

26 Сентябрь 2020 08:45 7633

Как работали экспортно ориентированные предприятия Актюбинской области в период карантина, какую поддержку получили от АО «ЭСК «KazakhExport»? На эти и другие вопросы в интервью inbusiness.kz ответил директор департамента акционерного общества Куаныш Мукажанов.

Сколько экспортно ориентированных производств (предприятий) находится на территории Актюбинской области, и как осуществлялась их работа в экспортном направлении в период ЧП и в настоящее время?

В области действуют более 50 экспортно ориентированных предприятий, из них 25 из несырьевого сектора. 90% несырьевого экспорта региона формируют три компании: АЗФ АО «ТНК «Казхром», АО «АЗХС», ТОО «АРБЗ».

Одни переживают этот кризис легко, другие – очень тяжело. Это зависит не только от продукции, которую производит экспортер, но и от его подходов к бизнесу, быстроты принятия решений и готовности меняться. В кризис выживает тот, кто проявляет гибкость.

Несмотря на возникшие обстоятельства, не планируем уменьшать объемы поддержки экспортеров. В этом году планируем оказать поддержку на сумму 125 млрд тенге.

Какая продукция экспортируется из региона? Каков ее объем?

По данным комитета статистики МНЭ РК, в январе-июле 2020 года объем экспорта Актюбинской области составил $1 млрд, при этом несырьевого экспорта – $595,2 млн.

Значительную часть в экспорте региона занимают металлы, минеральные продукты, продукция химической промышленности, готовые продовольственные товары. Если говорить предметно, то предприятия обрабатывающего сектора региона поставляют на внешние рынки феррохром, рельсы, рентгеновские аппараты, насосные штанги, блоки из ячеистого бетона, различные металлоконструкции, мясо, муку, макаронные, мясные и молочные изделия, овощи и др.

Какую поддержку региональным экспортерам оказывала в период ЧП и оказывает сейчас ЭСК? Сколько компаний воспользовалось поддержкой, и в чем она заключалась? Снизился ли уровень поддержки?

На сегодняшний день поддержкой нашей компании воспользовались восемь экспортеров Актюбинской области, им оказана помощь в решении проблем нехватки залогов, закрытия риска неоплаты и др. В их числе компания, предоставляющая готовую продукцию АПК, – тепличный комплекс ТОО «Green Capital Kazakhstan». В период с 16 марта по 11 мая этого года она получила от нас поддержку на сумму более 480 млн тенге. Экспорт свежих томатов и огурцов компания осуществляет в крупные торговые сети России.

Также в числе тех, кого мы поддержали, - предприятия пищевой промышленности ТОО «АкТеп», ТОО «АКМЭЗ», ТОО «Оптоград», производитель оборудования для нефтедобычи АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» и производитель рентгенодиагностических аппаратов АО «Актюбрентген». В этом году поддержкой нашей компании начал пользоваться новый экспортер – ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат», осуществляющий поставки муки на рынок Узбекистана. Также осуществлено страхование экспортных кредитов и займов крупному поставщику услуг по буровым растворам и ремонту скважин для нефтегазовой отрасли – ТОО «Омас Интегрейтед».

В целом с начала года объем финансовой поддержки экспортерам Актюбинской области составил порядка 724,7 млн тенге.

Какие зарубежные рынки привлекательны для наших экспортеров? Какие страны или регионы заинтересованы в сотрудничестве с нашей областью?

Мы готовы поддержать любое экспортное направление, при этом рынками сбыта текущих и реализованных проектов являются Россия, Узбекистан, Китай, страны Персидского залива, Азербайджан, Монголия и другие.

Есть ли специфическая продукция региона, интересная для потенциальных и существующих импортеров?

Актюбинская область очень развита в промышленном плане, благоприятна для тепличного бизнеса. Помимо производства продуктов питания, здесь расположен крупнейший в Казахстане мясной кластер. В регионе находятся уникальные предприятия по производству рентгенологического, нефтяного оборудования, крепежных изделий для нефтяной и горнорудной отраслей.

Насколько эффективна была работа АО в период принятых чрезвычайных мер? Какие с этим были сопряжены трудности?

Для нас этот период стал временем активной работы: с переходом на дистанционную организацию труда удалось не только сохранить все бизнес-процессы компаний, но и повысить оперативность взаимодействия с клиентами. Решение многих вопросов перешло в онлайн-поле, наши сотрудники вели разъяснения по инструментам поддержки, проводилось дистанционное обучение представителей БВУ Казахстана. Наши клиенты-экспортеры не ощутили на себе проблем с оформлением сделок и документов.

В период ЧП мы поддержали 26 казахстанских экспортеров несырьевого сектора более чем на 6 млрд тенге.

Спасибо за интервью!

Семён Данилов

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Рынки, которые теряет Казахстан

В 2019 году Казахстан сократил товарооборот с 96 странами мира.

26 Февраль 2020 09:49 5296

В 2019 году республика вела торговлю со 187 странами мира. И с 96 из них товарооборот сократился. Снижение сделок по этим направлениям составило $9,3 млрд, которые не удалось компенсировать за счет роста торговли по другим направлениям. Ниже – восемь стран, товарооборот с которыми сократился значительнее всего. Учитывались только те, показатель где снизился не менее чем на 27% и минимум на $100 млн. Интересно, что:

  • Во всех случаях главной причиной снижения оказалось сокращение казахстанского экспорта. В семи из них – нефти.
  • Пять стран находятся в Европе, остальные представляют Азию.

Иран

Важность Ирана как торгового партнера Казахстана снижается уже не первый год – товарооборот между странами сокращается уже пятый год подряд. За это время торговля снизилась в 2,6 раза. И это несмотря на то, что Иран и страны ЕАЭС подписали договор о взаимной торговле, призванный расширить объемы.

Одна из причин происходящего – это введенные против этой страны санкции. Крупные международные компании всегда считают нужным обходить их, так как меры могут быть применены и против них. По этой причине от экспорта в Иран своей продукции еще в 2018 году отказался «АрселорМиттал Темиртау», хотя это направление и было одним из ключевых для сбыта. Например, в 2014 году из почти миллиарда долларов товарооборота $499,1 млн пришлись на экспорт казахстанского плоского проката. Но теперь этого нет…

Впрочем, санкции не пугают отечественных сельхозпроизводителей. Иран остается ключевым покупателем казахстанского ячменя – сюда уходит почти 90% экспорта. Но и тут динамика не лучшая: по сравнению с 2018 годом отгрузка сократилась на 9,2% (до 1,45 млн тонн), а доход – на 2,3% (до 266,1 млн).

Нидерланды

В 2013 году на Нидерланды приходилось 7,7% всей внешней торговли Казахстана. По итогам 2019 года показатель сократился до 4,8%. Европейское государство по-прежнему входит в число главных торговых партнеров республики, но объемы торговли с ним далеки от максимума. В 2019 году товарооборот сократился на 29%, показав трехлетний минимум – немногим более $4,6 млрд, из которых лишь $234,7 млн составляет импорт. Практически все остальное – это продажа казахстанской нефти и мазута.

Португалия

Еще одна страна с устойчивой негативной динамикой. По сравнению с 2012 годом товарооборот между Казахстаном и Португалией упал почти в четыре раза, в том числе за последний год – на 34%. При этом лишь раз за семь лет год закончился в плюсе относительно предыдущего (торговля в 2017-м была выше, чем годом ранее). Нынешний показатель – $261,6 –худший за последние как минимум восемь лет.

Причина этого заключается в зависимости от одного товара. И им вновь выступает нефть. Как только экспорт черного золота падает, снижается и показатель торговли. Помимо него, странам торговать нечем – без учета нефти годовой объем сделок составляет лишь $16,5 млн, причем все они приходятся на импорт. Ключевая позиция тут – это одежда ($5,1 млн).

Швеция

Падение товарооборота со Швецией также связано с сокращением казахстанского экспорта нефти, однако ситуация тут несколько отличается от португальской. Объем торговли между странами традиционно находится вблизи отметки в $300 млн, и лишь в 2018 году произошел всплеск (за счет той же нефти) до $450 млн. Сейчас товарооборот, упав на 26%, вернулся на свой привычный уровень.

Кроме того, Швеция больше продает Казахстану, чем покупает ($145,6 млн против $141 млн). И поставки в Казахстан пусть слабо (на 1,9%), но растут. Среди главных позиций – техника для работы с грунтом и выемки полезных ископаемых ($19,2 млн), лекарства ($13,2 млн), тракторы ($13,1 млн) и грузовики ($10,6 млн).

Литва

В ситуации с Литвой мало оригинального – чем выше экспорт нефти, тем выше товарооборот. Снижение поставок приводит к его снижению, так как компенсировать его просто нечем. В 2019 году экспорт упал более чем вдвое, недотянув и до $300 млн (годом ранее – $616 млн). Общий же товарооборот упал на 43%, показав худший показатель за последние три года.

Впрочем, между странами существует хороший потенциал для торговли. Литва на фоне нестабильных отношений с Россией и Беларусью ищет партнеров для своих портов, обеспечивающих выход в океан. В качестве вероятных клиентов называются и казахстанские экспортные компании.

Сингапур

Вдвое упал и экспорт нефти в Сингапур – страну, которая в 2018 году была одним из главных азиатских покупателей. А кроме нефти, Казахстан ничего в эту страну и не продает. В результате товарооборот упал на 45%, составив $289,6 млн. но при этом нынешний показатель все равно остается одним из лучших за последнее время: более активной торговля за последние восемь лет была только в 2013-м и 2018-м.

Что касается импорта, то его объем вырос примерно на $5 млн, но все равно остается небольшим – менее $44,6 млн. Сингапур торгует много чем (175 разновидностей товаров), но в небольших объемах. Самые большие сделки приходятся на растительные масла и жиры – $5,8 млн. Больше Сингапура в Казахстан их поставляют только Россия, Индонезия и Малайзия.

Хорватия

За последние восемь лет лишь однажды (в 2016-м) объем торговли с Хорватией был ниже, чем сейчас, по итогам 2019-го он составил $119,5 млн. Нетрудно догадаться, что главной причиной стало снижение поставок нефти, на которую приходится более 90% всех сделок. Кроме того, Казахстан перестал продавать алюминий, хотя в 2018 году хорваты были третьим по величине его европейским покупателем ($20,1 млн), уступая только Италии и Греции.

Рассчитывать на то, что торговые отношения поддержит импорт, не приходится (по крайней мере, пока). Стоимость ввезенных за год из Хорватии товаров составила в 2019 году всего $9,1 млн. Это меньше, чем из таких экзотических для экономики Казахстана стран, как Сьерра-Леоне, Гана или Чили. В 2018-м с импортом дело обстояло чуть лучше – $11,5 млн.

Филиппины

Еще одна страна, вся торговля с которой практически полностью завязана на одном (том самом) товаре. В 2018 году Казахстан нефть на Филиппины продавал, в 2019-м – нет. Отсюда и более чем восьмикратное снижение товарооборота. Сейчас он полностью состоит из одного только импорта. А он в большей мере состоит из промышленных товаров, таких как трансформаторы и машины для печати.

Алексей Никоноров