«Казатомпром» не получил вовремя оплату за долю в степногорском проекте «Кызылту». Об этом говорится в интегрированном отчете урановой компании за 2018 год.
«В сентябре 2018 года компания подписала договор о реализации 76%-ной доли участия в уставном капитале ТОО «Кызылту» второму участнику – ТОО «Степногорский горно-химический комбинат» (СГХК) – за 3,8 млрд тенге. В настоящее время компания ожидает оплаты. В соответствии с условиями договора купли-продажи начиная с 7 декабря 2018 года компания начисляет СГХК штраф в размере 0,01% от общей суммы в день до момента завершения платежа. Имущественные права будут переданы после того, как компания получит полную сумму цены покупки», – указывается в отчетности.
В апреле прошлого года «Курсивъ» писал о том, что СГХК аффилирован с российским бизнесменом Василием Анисимовым и Яковом Клебановым, сыном казахстанского предпринимателя Александра Клебанова. В интервью газете «Престиж», размещенном на сайте СГХК, его прежний гендиректор Игорь Татаров говорил о намерениях развивать диверсификацию комбината с упором на переработку медьсодержащего, золотосодержащего и урансодержащего сырья разного вида в условиях сырьевого дефицита. По урановому направлению у предприятия были планы выйти на свою сырьевую базу, так как сырье было давальческим от «Казатомпрома», а ранее использовавшийся рудник «Шантобе» стоит на консервации.
До СГХК Татаров возглавлял «Павлодарэнерго», актив Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации, где акционером выступает Александр Клебанов. В октябре прошлого года его назначили главой другого предприятия ЦАЭК – «Севказэнерго». Татарова сменил Бахыт Чирчикбаев, который в разные годы занимал должности начальника управления внутреннего аудита АО «НАК «Казатомпром», директора рудоуправления № 6, генерального директора ТОО «Казатомпром-Демеу», заместителя генерального директора СП «Инкай», коммерческого директора СГХК, указывается на сайте комбината.
В феврале 2016 года «Эксперт-Казахстан» писал, что производство СГХК было загружено на 60% мощностей при доверительном управлении «Казатомпрома», часть сотрудников была переведена на сокращенный график работы. Его проект по золоту не пошел дальше пробной партии, а медно-молибденовый «Кызылту» забуксовал из-за спада цен, малого размера месторождения и содержания, долю «Казатомпрома» в 76% в одноименном ТОО выставили на приватизацию, сообщал журнал.
Между тем, по данным годового отчета, общее количество зависимых и дочерних компаний «Казатомпрома» сократилось за год с 50 до 44 единиц.
«В 2019 году компания планирует реализовать все доли участия в ТОО Astana Solar, ТОО Kazakhstan Solar Silicon и ТОО «МК KazSilicon», а также в ТОО «Шиели-Энергосервис», ТОО «Таукент – Энергосервис», ТОО «Уранэнерго-Пул». В 2020 году компания планирует реализовать свой пакет акций в АО «Каустик», – говорится в документе.
В прошлом году группа «Казатомпром» досрочно погасила займы Astana Solar, MK Kazsilicon, Kazakhstan Solar Silicon, следует из отчетных данных. Сделки по ТОО Astana Solar, ТОО Kazakhstan Solar Silicon и ТОО МК Kaz Silicon находятся на стадии завершения, подтверждается на сайте «Самрук-Казына».
В июле прошлого года «Казатомпром» передал «Самрук-Казына» «МАЭК-Казатомпром», чьи проблемы по тарифам и затратам на вывод из эксплуатации ядерного реактора сейчас пытаются решить в Мангистау. Кроме того, в июне 2018 году урановая госкомпания передала фонду национального благосостояния весь свой пакет акций – в АО «Казахстанские атомные электрические станции».
«В декабре 2018 года компания заключила договор об оказании сервисных услуг с фондом «Самрук-Казына» в отношении ТОО «МАЭК-Казатомпром» и АО «Казахстанские атомные электрические станции». В соответствии с условиями договора компания будет оказывать консультационные услуги по всем вопросам, переданным на рассмотрение фонда «Самрук-Казына» в качестве единственного участника ТОО «МАЭК-Казатомпром», включая занесение плана в систему управленческого учета ТОО «МАЭК-Казатомпром» и формирование материалов наблюдательного совета и руководства. Договор об оказании сервисных услуг будет действовать до декабря 2021 года или до тех пор, пока фонд «Самрук-Казына» не передаст ТОО «МАЭК-Казатомпром» Правительству Республики Казахстан, в зависимости от того, что наступит ранее… Договор в отношении АО «Казахстанские атомные электрические станции» включает в себя тот же объем услуг компании и, как ожидается, будет действовать до декабря 2021 года или до тех пор, пока не будет завершено и утверждено компетентными государственными органами Республики Казахстан технико-экономическое обоснование строительства АЭС, в зависимости от того, что наступит ранее», – отмечается в отчетном документе.
Кроме передачи этих объектов, «Казатомпром» поделился активом с горнорудной нацкомпанией «Тау-Кен Самрук», которая намерена консолидировать госактивы в горно-металлургической сфере. Сделка была оформлена договором купли-продажи в октябре.
«В октябре 2018 года компания полностью передала свою долю участия в ТОО SARECO, компании, занимающейся производством незначительных объемов редкоземельных металлов, в пользу АО «Национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук» – портфельная компания фонда «Самрук-Казына», – сообщается в отчетности.
Напомним, завод SARECO (Summit Atom Rare Earth Company) был открыт «Казатомпромом» совместно с японским партнером Sumitomo в Степногорске в 2012 году с ориентиром на рынок Японии. В него было вложено 30 млн долларов, доля атомной нацкомпании составляла 51%. Работа предприятия остановилась в 2015 году, качество продукции не удовлетворило японцев, писал «Эксперт-Казахстан». В 2017 году его перезапустили, а «Казатомпром» выкупил японскую долю, сообщал bnews.kz. В итоге завод собирались выставить на продажу в рамках программы приватизации непрофильных активов.
Вместе с тем в прошлом году урановая госкомпания начала ликвидацию своей «дочки», ТОО «Казатомпром-Даму», и в этом году собирается ликвидировать к концу 2019 года ТОО «Ульба-Конверсия», излагается в отчетности. Возможно, именно благодаря оптимизации активов среднесписочная численность персонала по группе «Казатомпром» в 2018 году составила 20,5 тыс. человек, что меньше на 18% в годовом выражении этого показателя в 2017 году в 25 тыс. сотрудников.
Среди других корпоративных событий «Казатомпрома» в прошлом году можно отметить заключение договора c канадской Cameco Corporation, согласно которому казахстанская атомная компания получит к 2020 году при наличии необходимых разрешений госорганов права пользования технологиями аффинажа и конверсии урана. Это дает возможность «Казатомпрому» при необходимости и благоприятной конъюнктуре приступить к оценке экономической целесообразности использования этих технологий в Казахстане, отмечается в отчете. Ранее в «Казатомпроме» сообщали, что в текущей экономической ситуации конверсия урана невыгодна, а строительство завода по аффинажу совместно с канадцами было отложено.
«В настоящее время группа занимается строительством завода по производству ядерного топлива (ТВС) для АЭС КНР, ввод в эксплуатацию которого намечен на конец 2019 года. В последующем до конца 2020 года планируется завершить процедуру сертификации завода ТВС поставщиком технологии (Framatome) с выпуском первой партии ТВС. Коммерческие поставки ТВС в КНР планируется начать в 2021 году. Группа имеет потенциал и для развития конверсионного передела, если конверсия станет экономически привлекательной в будущем, при этом группа планирует обеспечить себе доступ к необходимым конверсионным технологиям», – излагается в документации.
Говоря о запасах, в урановой компании сообщают, что их прирост в прошлом году составил 96057 тонн урана: по категории С1 (запасы разведанных месторождений сложного геологического строения и слабо разведанные запасы полезных ископаемых. – Ред.) – 50747 тонн, С2 (перспективные запасы. – Ред.) – 45310 тонн. В конце 2018 года доказанные и вероятные запасы группы достигали 305,6 тыс. тонн урана, в то время как выявленные минеральные ресурсы составляли 476,7 тыс. тонн урана в соответствии с кодексом JORC, подсчитано в отчете. Вместе с тем минеральные запасы всех добычных предприятий на момент завершения отчетного периода были зафиксированы на уровне в 520,6 тыс. тонн урана, а суммарные минеральные ресурсы с учетом запасов рассчитывались на уровне 740 тыс. тонн. В прошлом году «Казатомпром» получил контракты на разведку урана на участках № 2 и 3 месторождения Инкай на четыре года, в этом году планируется начало разведки на втором участке.
Создание собственного трейдера «Казакатом» (Trade House KazakAtom AG (THK), судя по всему, помогло «Казатомпрому» добиться некоторых преимуществ на глобальном рынке.
«THK достиг объемов дополнительных продаж на спот-рынке выше $80 млн за год, закончившийся 31 декабря 2018 года. THK также приобрел новых клиентов для rомпании за этот период, и группа заключила ряд долгосрочных контрактов на поставку урана (причем некоторые заключенные контракты действуют до 2029 года)», – констатируется в отчетности.
Анализируя финансовую отчетность «Казатомпрома», нельзя не отметить, что себестоимость реализации у группы основательно выросла в годовом выражении, составив 313,8 млрд тенге в 2018 году, увеличившись на 49% по сравнению с 2017 годом. В целом расходы по реализации составили 10,5 млрд тенге в 2018 году, увеличившись по году на 144%.
Такое значительное увеличение затрат на реализацию в отчете объясняют ростом объемов реализации закиси-окиси урана и изменениями в структуре группы, где у компании в некоторых СП увеличивались доли участия, к примеру в проекте Инкай – с 40% до 60%, в ТОО «Байкен-U» – с 5% до 52,5%, в ТОО «Кызылкум» – с 30% до 50% и в ТОО «СП «Хорасан-U» – с 33,98% до 50%. При оформлении долевых изменений в трех последних ТОО приобретались 40,05% акций Energy Asia Limited и 16,02%-ная доля в уставном капитале ТОО «СП «Хорасан-U» у Energy Asia Holdings (BVI) Limited, где сделка сопровождалась выплатой в размере 34,1 млрд тенге, уточняется в отчете.
Данияр Сериков