Их санацией два года никто не занимается, а национальная компания – заказчик строительства, по всей видимости, предпочитает не вспоминать об этих проблемах.
На днях глава МИИР Каирбек Ускенбаев в своем телеграм-канале опубликовал пост, в котором сообщал об окончании работ на трассе Астана – Ерейментау – Павлодар.
Скриншот телеграм-канала
Можно только порадоваться за коллег, чья настойчивость помогла довести тему ремонта дороги до логического завершения.
Пользуясь моментом, автор также обращается к министру:
"Уважаемый Каирбек Айтбаевич! Когда завершится эпопея с многострадальной дорогой Темиртау – Караганда, чье строительство породило четырехгодичный цикл из 20 статей, объединенных заголовком "Бетон штопаный"? Последние два года на этой трассе никаких работ не производилось. И, несмотря на то, что трасса эксплуатируется, де-юре проект еще не завершен".
А между тем трещины сами "не заживут", их необходимо было "лечить", а тех, по чьей вине они появились, – наказать.
К слову, сначала процесс терапии пошел неплохо: 2800 метров мелких трещин методом инъекций (в них заливали специальный полимер) еще в 2019 году начало восстанавливать ТОО "Производственная база Мира 35". Таким способом "лечат" бетонки аэродромов, а также промышленные бассейны-резервуары.
Но, учитывая нашу гигантоманию и страсть к большим цифрам (хотя, скорее, к большим бюджетам), от такой "копеечной хирургии" было решено отказаться.
И уже в июне 2020 года на "лечение" трещин требовался 1 млрд тенге.
В декабре 2021 года "КазАвтоЖол" заявил о выделении уже 1,5 млрд тенге.
В мае 2022 года объявлена сумма в 2,5 млрд тенге.
Полагаю, что нужно поскорее начать и закончить ремонт не сданной еще дороги, иначе "КазАвтоЖол" доведет эту цифру до уже затраченных на ее строительство 6,155 млрд тенге.
"Кто виноват и что делать?"
Пытаясь найти ответы на эти извечные вопросы, заданные еще Чернышевским и Герценом, в самом начале данной эпопеи автор, как и его коллеги, "наезжал" только на подрядчика строительства – ТОО "СейСер".
Но уже к середине цикла он осознал, что основные проблемы строительства (с "СейСера", к слову, его вины никто не снимал) шли от проектанта – ТОО "Каздорпроект". Подробности обо всех, простите, косяках проектировщика читайте "Бетон штопаный XVII: дорогу Темиртау – Караганда не закончат никогда".
В данном вопросе давно должны были разобраться компетентные органы. Но вместо этого мы имеем только "глас вопиющего в пустыне". Уже 21-й глас/статью с 2018 года.
Так что же на данный момент не происходит с этой многострадальной дорогой?
"Ты жива еще, моя старушка?"
Последние два года на ней не производится никаких работ: как в 2021-м весь сезон ничего не делалось, так ничего не делали и в текущем. И водители, что ездят по этой трассе, уже не только "помнят все ее трещинки", но даже с закрытыми глазами расскажут об их географии.
Удивительно, но именно первые попытки "заштопать" трещины, которые предпринял сам подрядчик еще в 2018 году, и оказались самыми правильными и действенными.
Но этот способ почему-то отмели. Да, это не слишком эстетично, но зато надежно, поскольку удерживает трещины от расползания до сих пор.
Вернемся же к главному вопросу: "Когда доведут до ума этот участок республиканкой трассы?". Ведь он еще не сдан государственной комиссии.
А также очень важно знать, кто стоит за проектантом дороги Темиртау – Караганда – ТОО "Каздорпроект"? Почему его с такой заботой и любовью опекают и уже несколько лет старательно уводят от ответственности, перекладывая ее на строителя?
Когда в 2016 году ТОО "СейСер" стало победителем конкурса, компания зашла на это строительство с большим количеством техники, двумя бетонными заводами и бетоноукладчиком стоимостью 2 млн евро.
Теперь от всего этого не осталось и следа: технику продали, чтобы расплатиться с рабочими и поставщиками. А между тем еще 1 мая 2021 года "СейСер" должен был приступить к замене бракованных плит и санации трещин.
Но денег нет, предприятие в глубоком минусе, и как все это будет происходить в 2023 году (спустя 6 лет после начала строительства) – неизвестно.
А проектант и технадзор живут хорошо, ибо над ними не каплет.
И, пока в Стране Великой степи есть такой заказчик строительства дорог, как АО "Национальная компания "КазАвтоЖол", журналисты без хлеба не останутся. Как-никак, это уже 21-я статья только про участок Темиртау – Караганда.
А вот все ли дороги в Казахстане будут соответствовать вложенным в них деньгам – это уже вопрос к нацкомпании.
Интересно, соизволит ли она дать ответ на поставленные вопросы?
В быстром ответе министра автор не сомневается, а "КазАвтоЖолу" на прошлой неделе был отправлен официальный запрос.