RU KZ
Бетон штопаный XVII: дорогу Темиртау – Караганда не закончат никогда

Бетон штопаный XVII: дорогу Темиртау – Караганда не закончат никогда

12:27 30 Апрель 2021 20317

Бетон штопаный XVII: дорогу Темиртау – Караганда не закончат никогда

Автор:

Олег И. Гусев

Почему «КазАвтоЖол» не привлекает к ответственности «Каздорпроект», делая виновным в трещинах только подрядчика?

Inbusiness.kz на протяжении трех лет отслеживает процесс строительства автодороги между угольной и металлургической столицами. И чем больше он погружается в тему, тем отчетливее проявляется мысль о том, что истинного виновника старательно выводят из-под удара, взваливая всю вину на строителя.

14 декабря 2016 года между Карагандинским филиалом АО «НК «КазАвтоЖол» и победителем конкурса ТОО «СейСер» был подписан договор № 21-05-20/28 о закупках работ по реконструкции коридора Центр – Юг «Астана – Караганда – Балхаш – Алматы» автомобильной дороги граница РФ (на Екатеринбург) – Алматы, участок Караганда – Темиртау, км 1444-1457,4, основная дорога, мосты, коммуникации.

11 января 2020 года заказчиком договор расторгнут по причине существенных нарушений договорных обязательств подрядчиком. По причине расторжения договора на выполненные работы ответчиком гарантийный срок не установлен.

Это выписка из решения суда, в котором подрядчика обязали исправить выявленные дефекты. А все главы эпопеи «Бетон штопаный» можно прочитать по этой ссылке.

Важно: никто с ТОО «СейСер» не снимает ответственности. Однако давайте обратим внимание на основные ошибки проекта. Судя по качеству проектной документации, она «рисовалась», не выходя из уютных алматинских кабинетов и не выезжая на место будущего строительства.

Важно: на все замечания подрядчика по грехам в проектной документации «Каздорпроект» заявлял, что проект прошел государственную экспертизу.

Ошибки, повлиявшие как на качество, так и на сроки сдачи дороги

Первая. Проект строительства дороги Темиртау – Караганда был разработан ТОО «Каздорпроект» до паводка 2015 года, затопившего 35 сел Карагандинской области. После такого природного катаклизма и перед началом строительства автодороги в 2017 году необходимо было провести новое обследование участка на предмет обнаружения влажной земли и родников (коих в процессе строительства выявилось множество) под основанием будущей дороги. Напомним, что такие области под треснувшим бетонным покрытием обнаружил георадар в 2018 году.

В проекте указан уровень грунтовых вод – 2,5 м с возможным повышением на 1 метр в период паводка. Однако фактически вода доходила до отметок от -1 до нулевого уровня.

Кроме того, проектант «не обнаружил» скальных грунтов на двух участках, которые в процессе пришлось взрывать и выдалбливать гидромолотом.

Вторая. В основании дороги применяли смесь из щебня сталеплавильного шлака и фрезерованного асфальта с добавлением цемента. Но в таком винегрете составляющие не могут спекаться в монолит, что и требуется для «дорожной одежды», как это было бы в случае применения щебеночно-песчаной смеси из доменного шлака. Об этих проблемах inbusiness.kz предупреждал еще в 2016 году в материале «Мина замедленного действия в коридоре Центр – Юг.

Третья. Транспортная нагрузка автодороги превышала проектную: расчетная была 20 тыс. автомобилей в сутки в одном направлении. Но когда начали строить вторую ветку (из Темиртау в Караганду), то весь поток автомобилей, а это 40 тыс. в оба конца, запустили по вновь построенной первой ветке (из Караганды в Темиртау).

Четвертая. Пришахтинскую развязку «Каздорпроект» пустил по березовой роще – землям лесного фонда. И только в начале августа 2019 года вышло постановление правительства о переводе этого участка в земли промышленности и транспорта. Фактически этот отрезок сдали только летом 2020 года.

Пятая. Темиртаускую развязку проектант прилепил на коммунальной инфраструктуре: аккурат над городским водоводом. В итоге путепровод мостостроители поставили еще в 2018 году, а вот съезд с него – примыкание к городской дороге «Карагандинское шоссе» – сделали только после согласования и переноса водопроводных сетей уже в 2020 году.

Кроме ошибок есть еще и странности

Первая. Почему «КазАвтоЖол» самостоятельно сократил срок строительства дороги с 3 лет до 1 года?

Вторая. Зачем на дороге протяженностью 15 км проектант заложил две разворотные площадки?

Третья. Почему в нарушение всех норм к бетонной трассе примыкает проселочная грунтовая дорога?

Скриншот статьи, вышедшей еще в сентябре 2018 года

Четвертая. Несмотря на заявление Карагандинского филиала АО «НК «Казавтожол» о выставлении претензий, так и не слышно ни о громких судах с участием проектанта, ни о том, что ТОО «Каздорпроект» было включено в реестр недобросовестных поставщиков государственных закупок.

Время говорить

С 14 декабря 2020 года «КазАвтоЖол» провел три брифинга, но ни на одном из них так и не была дана оценка работы «Каздорпроекта».

На очной встрече с журналистами в конце прошлого года Улан Алипов в ответ на вопросы inbusiness.kz об ответственности проектанта заявил, что нацкомпания даже подавала на проектанта в суд (дело № 7527-20-00-2/5683).

Однако исковое заявление было подано с нарушением сроков – через четыре (!) месяца вместо одного, что может говорить о том, что оно составлено формально, для отвода глаз, а не для реального привлечения проектанта к ответственности

3 февраля 2021 года состоялся еще один брифинг.

Ниже вопросы inbusiness.kz и ответы на них Нурлана Курманбекова.

А 15 апреля 2021 года на связи был уже руководитель карагандинского филиала «КазАвтоЖол» Серик Айдос.

Здесь примечательно то, что два главных вопроса об ответственности «Каздорпроекта» (№№4 и 5) спикером были проигнорированы.

А между тем проектант за свои художества получил довольно внушительную сумму из бюджета.

Возникает вопрос: кто стоит за проектантом дороги Темиртау – Караганда? Почему его с такой заботой и любовью крышуют, и уже несколько лет старательно уводят от ответственности, перекладывая ее на строителя?

А между тем, когда в 2016 году ТОО «СейСер» выиграло конкурс на строительство многострадальной автодороги, компания зашла на эту стройку с большим количеством техники, а также двумя бетонными заводами и бетоноукладчиком, который стоил более 2 млн евро.

Теперь от этого былого величия не осталось и следа: технику распродали, чтобы расплатиться с людьми и поставщиками. А между тем, 1 мая ТОО «СейСер» должен приступить к замене бракованных плит и санации трещин.

Однако денег нет, предприятие в глубоком минусе, и как все это будет происходить – неизвестно.

А проектант и технадзор живут хорошо, ибо эти проблемы их не касаются.

Олег И. Гусев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×