/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 423,79 Brent 36,55
Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Значительная часть этих средств пойдет на «лечение» трещин.

13:00 10 Июнь 2020 5047

Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Автор:

Олег И. Гусев

Об этом inbusiness.kz сообщил заместитель директора карагандинского областного филилала НК «КазАвтоЖол» Канат Шаймин.

Краткая встреча с ним состоялась на самой трассе, когда он с представителями нового подрядчика строительства дороги «Сине Мидас Строй» и Казахстанского дорожного научно-исследовательского института (КаздорНИИ) отбирали керн с бетонного покрытия.

Буквально на ходу удалось узнать, что для завершения всех работ «выделено 800-900 млн тенге», а стоимость «лечения» одного метра трещин составит 20 000 тенге (у inbusiness.kz есть информация, что за эту работу будут платить по 25 000 за метр). «Доктором» по трещинам выступит сам новый подрядчик, а не прошлогодний «лекарь» – ТОО «Производственная база Мира 35», которое делало эту работу всего по 8000 тенге за метр. Тех самых трещин на данный момент насчитали 14 км, так что их санация выльется в великолепную сумму 350 млн тенге.

(Забегая вперед, отметим, что inbusiness.kz настаивает на проведении большой пресс-конференции по вопросу достройки автодороги с участием всех заинтересованных сторон).

Ты помнишь, как все начиналось?

Проект строительства этой автодороги стоил 11 млрд тенге, однако неизвестно, сколько ТОО «СейСер» скинуло при проведении госзакупок, чтобы получить этот подряд.

Первая статья дорожной саги «Бетон штопаный» вышла еще почти два года назад, в июле 2018 года, после того как журналист inbusiness.kz, проехав по 15-километровой трассе Темиртау – Караганда, насчитал девять километров бракованного дорожного покрытия. По словам тогдашнего заместителя директора Карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Игоря Гафтона, трещины имелись только на участке в 1,2 км.

«Это усадочные трещины, они подлежат «лечению». Просто думали, что это как-то связано с основанием, может, просело там. На самом деле ничто не просело, что-то пошло не так с бетоном. Может, добавки как-то не сработали», – утверждал тогда замдиректора карагандинского «КазАвтоЖола».

В сентябре 2018 года дорогу обследовали георадаром. Подрядчик ТОО «СейСер» и технадзор ТОО «Жол Сапа» в один голос утверждали, что нарушения технологии при строительстве не было, и среди причин появления трещин называли даже фантастические: от ширины дороги до шахтных выработок.

В итоге обследование умным прибором показало, что в трещинах автодороги Темиртау – Караганда стоимостью 11 млрд тенге виновата вода:

«Как и предполагали, поскольку он сканировал на глубину полтора метра, какие-то процессы были в земляном массиве, будем так говорить. На этих затемненных пятнах (показанных на георадаре. – Авт.) в четырех местах выборочно, чтобы все не поднимать, не лопатить, где наиболее разрушенные участки, мы там вскрыли полностью плиты. С применением специального прибора «Штамп» мы определили, что модуль упругости слоев дорожной одежды в центре дороги показал проектные значения. А на крайней полосе, где разрушения, модуль упругости был ниже на 12 процентов, то есть его прочностные характеристики были снижены», – рассказал Игорь Гафтон.

Причиной снижения упругости, по словам представителя «КазАвтоЖола», стало разуплотнение слоев дорожной одежды, которое, в свою очередь, явилось следствием переувлажнения подстилающего слоя.

А руководство нацкомпании ничтоже сумняшеся обвинило в трещинах «транспортную нагрузку, превышающую проектную».

Ответ «КазАвтоЖола» на запрос редакции

Но главное – подрядчик все исправит за свой счет: мелкие трещины он полечит, а плиты с большими трещинами (5 км) демонтирует и зальет бетон заново. Правда, сделает это он только в 2019 году.

Кто свой позор сумеет искупить?

В марте 2019 года тогда еще министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр в рамках своего визита в Карагандинскую область назвал автодорогу Темиртау – Караганда «позором для всей отрасли»:

«Подрядчик вместе с заказчиком обещали в 2017 году за один год выполнить всю работу. В 2018 году вместо завершения пошли трещины. Позор, для всей отрасли позор. Поэтому исправляйте, а дальше будем смотреть: в черный список вас или оставим, от вашей работы зависит. И особый контроль. Пять процентов от стоимости дороги лежит депозит – гарантийные обязательства, в течение пяти лет, если будут какие-то дефекты, то устраните сами. Это очень-очень важный участок, и серьезные выводы надо сделать. Когда будет нормальный проезд, когда обустройство сделаете?»

Директор ТОО «СейСер» Сейдильда Пакинтаев обещал полностью сдать дорогу Темиртау – Караганда 1 октября 2019 года.

Пример вырезки бракованных плит

В мае 2019 года на дороге начался демонтаж плит с трещинами, и новое полотно на выбракованных участках укладывала уже южнокорейская фирма, но за деньги подрядчика ТОО «СейСер».

Однако перезаливать 5 км стоит весьма больших денег. А согласно информации, размещенной на старом сайте «КазАвтоЖола» (она была здесь), стоимость 1 км цементобетонного покрытия I А категории в марте 2016 года составляла 605 млн тенге.

Скриншот с сайта нацкомпании

Таким образом, замена бракованных бетонных плит обошлась бы нерадивому ТОО «СейСер» в 605 млн тенге х 5 км = 3,025 млрд тенге.

А где взять столько денег? Иных уж нет, а те – далече.

На тебя уповаю

Однако в октябре 2019 года новый замдиректора ТОО «Сейсер» Батыр Дадамурзаев в интервью inbusiness.kz заявил, что «из шести тысяч погонных метров мы более пяти тысяч метров плиты уже разобрали и отремонтировали».

Как это коррелируется с указанными выше расчетами – не совсем непонятно.

«Помимо этого, 2200 метров мелких трещин методом инъекций восстанавливает ТОО «Производственная база Мира 35», представитель новосибирской фирмы. Вначале они зачищают и слегка расширяют трещины, вставляют в них специальные штуцеры и под давлением в 100 атмосфер нагнетают специальную полимерную смесь, которая и заполняет трещину. Мы забуривались в разных [склеенных местах], брали керны, проводили испытания – керн ломается в другом месте, не в месте склейки. Также испытывали и склеенные полимером балки – тоже под давлением ломается не в контрольных местах», – рассказал в том же интервью представитель технадзора Пётр Ковальчук.

Заказчик, подрядчик и технадзор строительства многострадальной дороги

И вместе с заместителем директора карагандинского областного филиала НК «КазАвтоЖол» Канатом Шайминым все участники этого интервью согласились с датой сдачи дороги Темиртау – Караганда 1 декабря 2019 года. Но выразили это согласие с очень «осторожным оптимизмом» и упованием на хорошую погоду.

Однако уже в ноябре директор областного филиала НК «КазАвтоЖол» Серик Айдос заявил:

«Пока еще нет официального решения о переносе даты, но уже ясно, в том числе и по погодным условиям, что подрядчик не успеет выполнить работы в срок». В конечном итоге ТОО «СейСер» было отстранено от работ.

Кто виноват?

В январе 2020 года в статье

«Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?» inbusiness.kz постарался разобраться в том числе еще с одним вопросом: как так получилось, что, несмотря на грубые просчеты в проекте, ТОО «Каздорпроект» осталось в стороне от больших разборок?  

Вопросы без ответа

Однако никакой информации по этому поводу нет.

К слову, темиртаускую развязку проектанты пустили по городскому водоводу и под ЛЭП, на минуточку, в 110 кВ. В итоге проект пришлось весьма долго пересогласовывать и переносить как водовод, так и линию электропередач.

По проекту развязка проходила по коммунальному водоводу, а над ней в непосредственной близости нависает линия 110 кВ.

Справедливости ради надо отметить, что, по словам Каната Шаймина, проект все-таки был предварительно согласован с темиртаускими властями. Так что еще предстоит выяснить степень виновности и проектанта, и «согласователя».

А в остальном проблем со ставшей уже легендарной дорогой все еще много.

Очень хотелось бы получить ответы от АО «НК «КазАвтоЖол» на следующие вопросы:

  1. Сколько уже затрачено средств на строительство автодороги Темиртау – Караганда?
  2. Насколько превышен бюджет проекта?
  3. Сколько выделено средств компании «СИНЕ МИДАС СТРОЙ» на завершение строительства?
  4. Насколько санация трещин полимером дешевле укладки нового бетонного слоя?
  5. Какую сумму должен бюджету предыдущий подрядчик – ТОО «СейСер» и как предполагается эти деньги вернуть в бюджет?
  6. Как будет наказан проектировщик – ТОО «Каздорпроект»?

И если вдруг специально обученные люди из специальных органов все-таки решат провести расследование по настоящему делу, то вот здесь собраны все статьи цикла «Бетон штопаный». А в них подробно задокументировано, кто и что сказал, кто и что сделал (не сделал), а кто стал счастливчиком и избежал ответственности.

10 апреля 2020 года на сайте АО «НК «КазАвтоЖол» появилось следующее сообщение, в котором заказчик в очередной раз грозился сдать дорогу к концу текущего года, а не в ноябре 2017 года.

Планируемая дата сдачи дороги

Действительно – обещанного три года ждут. Очень бы хотелось, чтобы, как и в 2018 году, заказчик – «КазАвтоЖол», новый подрядчик – «Сине Мидас Строй» и технадзор устроили большую выездную пресс-конференцию по вопросу завершения строительства всего-то 15 километров дороги Темиртау – Караганда.

Олег И. Гусев

Путепровод, стоянки для отдыха, километры нового асфальта. Какой будет дорога между севером и западом страны?

Уже к середине осени ремонт ряда участков на дороге Карабутак – Костанай, расположенных на территории Костанайской области, будет завершен с опережением графиков почти на год.

07 Август 2020 08:42 1406

Путепровод, стоянки для отдыха, километры нового асфальта. Какой будет дорога между севером и западом страны?

Фото: Татьяна Шестакова

Денисовка – Тобол

Сегодня протяженность объездной дороги на отрезке Денисовка – станция Тобол на территории Костанайской области насчитывает несколько десятков километров. К закрытию в этом году на этом же отрезке готовят еще один участок.

Напомним, Карабутак (Актюбинская область) – Костанай – это дорога республиканского значения. Она связывает большинство населенных пунктов Костанайской области с западными и центральными регионами страны. Эта дорога также позволит равномерно распределить транспортные потоки, обеспечив выход к морю.

Подрядчики торопятся сами, торопит их и заказчик в лице АО «НК «КазАвтоЖол». Качество объездной дороги, загрузка трассы большегрузами делают объезд весьма серьезным испытанием. Потому дорогу открывают участками, часть из которых еще ждет третьего финишного слоя асфальта.

Работы в границах Денисовка – станция Тобол стартовали в июне 2019 года. Участок протяженностью без малого 65 километров сегодня наполовину готов. Его реконструкция обойдется бюджету в 14,7 млрд тенге. В рамках проекта также запланировано строительство дорожно-эксплуатационного управления в Денисовке и двухуровневой развязки в районе Лисаковска.

Сегодня пристальное внимание заказчика приковано именно к развязке. Как рассказал директор областного филиала «КазАвтоЖол» Андрей Горвад, завершения работ на путепроводе ждут в августе. В ближайшее время подрядчик – ТОО «АБК-Автодор НС» планирует завершить работы на самом мосту. Он однопролетный и имеет подпорную стену из блоков, соединенных с георешеткой. Такое инженерное решение позволило сэкономить.

В районе путепровода также заменят опоры электропередач. Основание для «мачт» уже приготовили и ждут, когда будут обесточены провода. Это позволит увеличить не только безопасность движения, но и пропускать под мостом высокий и габаритный транспорт.

В целом, смотря на реконструируемую дорогу, заметно, насколько ее уровень подняли. Местами до нескольких метров. Больше стало и водопропускных труб.

«Рельеф дороги максимально выпрямили. По требованиям видимость должна быть не менее 500 метров. Местами установим барьерные ограждения. Все склоны засеем травой для стабилизации грунта. Также по нашему участку от села Перелески до станции Тобол устанавливаем 20 водопропускных труб. Они большего диаметра, чем было прежде», – отметил руководитель проекта ТОО «АБК-Автодор НС» Мейрам Жумабеков.

Новая дорога шире, но основание старое. Необходимые метры добрали за счет отсыпки супесью и суглинкой. Подрядчик говорит, что старое основание стоит на черноземе. В советское время плодородный слой здесь не снимали, просто укладывая поверх основание дорог.

Дорогу, которую ранее использовали для подъезда к Лисаковску, демонтируют. В то же время власти города отслеживают ситуацию с обустройством подъездной дороги к мусульманскому кладбищу, что находится в 600 метрах от новой развязки. Подрядчик отметил, что это будет неасфальтированная дорога серповидного профиля, отсыпанная щебнем.

Если двигаться в сторону Денисовки, то можно увидеть латки на уже реконструированной дороге. Это территория ответственности ТОО «Иврус». В «КазАвтоЖол» признали, что второй слой асфальта пошел волной в жару, и было принято решение заменить покрытие в этих местах. В областном филиале Центра качества дорожных активов отметили, что вопросов к качеству асфальто-бетонной смеси у них не возникло. В причинах сейчас разбираются. В «КазАвтоЖол» также заверили, что поверх латок будет уложен еще один – третий слой асфальта.

По договору ТОО «Иврус» и ТОО «АБК-Автодор НС» должны были завершить работы в 2021 году. Однако уже сегодня речь идет о том, чтобы открыть проезд по реконструированной трассе в сентябре-октябре, а к концу года завершить все работы по обустройству съездов, отсыпке обочин и т. д.

Подрядчики признали, что в начале года было непросто, учитывая сложности с доставкой людей и стройматериалов из-за карантинных ограничений. Сегодня они работают также в рамках постановлений санитарного врача, но теперь все задержки запланированы и предусмотрены, потому вопросов по срокам выполнения работ нет.

Тобол – Рудный

С отрезком дороги в границах Тобол – Рудный в прошлом году возникли сложности. Предусмотренные ТЭО разработчик проекта не смог не превысить при разработке проекта. В итоге этот участок разбили на несколько разных проектов.

Первые 24 километра от Тобола до моста через реку Аят уже «разыграли». Подрядчик в лице компании «Казахдорстрой» выиграл объем работ на 8 млрд тенге. Это также будет дорога второй категории с двумя полосами движения. Сегодня здесь устанавливают знаки ограничения скорости, начинают земляные работы. Движение по старому дорожному полотну пока не перекрывают.

Совершенно иная стоимость у оставшихся 19 км от моста через Аят до города Рудный – 24,6 млрд тенге. Высокая стоимость обусловлена тем, что дорогу из второй категории переведут в первую. Здесь также проведут ремонт самого моста через Аят, а также построят путепровод на железнодорожном переезде в районе поселка Набережный. Тендер на реконструкцию этого участка еще не провели. Буквально на днях только была утверждена одобренная госэкспертизой проектно-сметная документация.

Однако в областном филиале «КазАвтоЖол» надеются, что работы на этом участке начнут уже в текущем году.

«С финансированием проблем нет. Мы обратились за помощью от имени нацкомпании, и аким области Архимед Мухамбетов направил письмо в министерство с просьбой выделить дополнительно 9 млрд тенге. Это даст нам возможность провести авансовые платежи по вновь заключенным контрактам, заготовить материалы на зиму», – отметил Андрей Горвад.

Самым маленьким участком в рамках реконструкции дороги Карабутак – Костанай стал выезд из Рудного в сторону Костаная. Пять километров дороги переведут из второй в первую категорию, а значит, вместо двух полос здесь появятся четыре. Работы также уже начаты. Подрядчик – ТОО «Костанай Жолдары». Стоимость работ – 4,1 млрд тенге.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В Семее председатель комиссии маслихата выиграл тендер на строительство дорог

Основные работы к юбилею Абая на сумму порядка 9 млрд тенге выполнят компании «Гордорстрой» и «Фирма Азия».

29 Июнь 2020 08:53 11284

В Семее председатель комиссии маслихата выиграл тендер на строительство дорог

Фото: Максим Морозов

Так, будет отреставрирована площадь Абая, благоустроена центральная улица Ленина и отремонтированы десятки дорог.

По данным goszakup.gov.kz, первые два проекта стоимостью более 372 млн и 441 млн тенге соответственно реализует ТОО «Фирма Азия». На площади Абая обновят бордюры, построят фонтан, обустроят детские и спортивные площадки. Эта же компания занимается строительством шести внутриквартальных проездов в новом районе Карагайлы стоимостью почти 3,4 млрд тенге. Заказчик – ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции г. Семей ВКО». Также предприятие признано победителем конкурса по ремонту автодороги улицы Джангельдина до дороги республиканского значения Омск – Майкапчагай, стоимостью свыше 1,5 млрд тенге. Заказчик – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автодорог г. Семея ВКО».

Руководитель компании – Сауле Дускужанова. Предприятие, кроме вышеуказанного, реализует порядка 50 проектов по строительству многоэтажных жилых домов без наружных инженерных сетей, пяти-, семи-, девятитиэтажных зданий общежитий на 716 мест, инженерных сетей к жилым домам в новом жилом районе Карагайлы. Срок завершения работ – 2020-2021 годы. Общая сумма проектов более 45 млрд тенге. Компания также недавно завершила возведение культурно-спортивного комплекса «Абай-Арена» стоимостью порядка 27 млрд тенге.

Учредители ТОО «Фирма Азия» – Асемкан Дускужанов, Сауле Дускужанова, Даулет Дускужанов. По данным официального интернет-ресурса маслихата Семея, Асемкан Дускужанов – депутат ВК областного маслихата. Также он руководитель ТОО «СемАЗ», учредителем которого являются он и Даулет Турлыханов.

Ах, дороги, дороги

Второе предприятие – ТОО «Гордорстрой» – с начала 2020 года выиграло конкурсы на реализацию порядка 40 проектов по среднему и текущему ремонту улиц и дорог Семея, населенных пунктов Аягозского, Бескарагайского районов области общей стоимостью свыше 4 млрд тенге. Так, за ремонт четырех километров автодороги Семей – Караул компания получит 450 млн тенге. Средний ремонт автомобильной дороги Аягоз – Караул, Семей – Кайнар 44-59 км обойдется бюджету в 369 млн тенге. В Семее ремонт улицы Каржаубайулы от кольцевой развязки Правого берега до ул. Джангельдина 2,3 км * 2 полосы – в 424 млн тенге.

Также дорожная компания проведет работы по среднему ремонту 13 дорог города Семея на общую сумму 690 млн тенге. Из них 155,5 млн тенге – на средний ремонт улицы Глинки (район Цементного завода) от кольцевой развязки Левого берега до улицы Промышленной. Средний ремонт дороги в поселке Восход, ул. Предгорная, СВА № 17 – 18,8 млн тенге. Средний ремонт ул. Би Боронбая от ул. Докучаева до кольцевой развязки Миру – Мир – 189,2 млн тенге. Средний ремонт пер. Сеченова от ул. Сеченова до ул. ТЛЦ «Северный» – 34 млн тенге. Средний ремонт ул. Дулатова – 18, 8 млн тенге. Средний ремонт ул. Рыскулова от ул. Глинки до ул. Синицына – почти 33 млн тенге. Средний ремонт улицы в 408-м квартале – 27,7 млн тенге. Средний ремонт ул. Цементной от ул. Физкультурной до ул. Глинки – 14,7 млн тенге. Средний ремонт ул. Герцена от ул. Кабанбай-батыра до ул. Чайковского – 34 млн тенге. Средний ремонт ул. Карменова от ул. Глинки до ул. Физкультурной – 15,3 млн тенге. Средний ремонт ул. Чимкентской от ул. Белибаева до ул. Лесной и ул. Лесна – 105 млн тенге. Средний ремонт ул. Тукая от ул. Найманбаева до ул. Абая – 29 млн тенге. Средний ремонт ул. Строительной от ул. Глинки до ул. Физкультурной – 14,5 млн тенге.

К слову, первый руководитель ТОО «Гордорстрой» – Бауыржан Кайрамбаев. Он же председатель постоянной комиссии маслихата Семея по вопросам бюджета и финансов, развития экономики. Учредитель компании – Галия Жакупбекова.

Что ответит прокурор?

Напомним, 23-24 июня массовая вырубка деревьев и демонтаж разделительных полос во время начавшихся дорожных работ на улице Глинки вызвал особый общественный резонанс. Горожане возмутились, отметив, что это Цемзавод, экологически неблагополучный район, где нужно не спиливать, а, наоборот, сажать новые саженцы. Кроме того, негодовали они, повсеместно удаляются конструкции, разделяющие смежные проезжие части. Но, если до сих пор такие варварские действия сходили с рук местным властям, больше никто этого терпеть не намерен, заявили они. Правозащитники и общественники потребовали проведения общественных слушаний. Интересной была первоначальная реакция представителей акимата на возмущения горожан. Представитель отдела жилищно-коммунального хозяйства сказал местным журналистам, что разрешения они не давали, подрядная организация, мол, сама начала данные работы. Директор же ТОО «Гордорстрой» Бауыржан Кайрамбаев настаивал на обратном.

Inbusiness.kz получил оперативный комментарий у руководителя отдела пассажирского транспорта и автодорог Семея Сериккали Жуманова. Он сообщил, что в данное время начаты работы по расширению улицы Глинки в районе Цемзавода. Вместо вырубленных деревьев, по его словам, буду высажены новые саженцы. Всего порядка 1000 в разных частях города. Также он рассказал, какие еще дорожные работы планируется провести в Семее в рамках подготовки к юбилею Абая Кунанбаева.

На следующий день стало известно, что природоохранная прокуратура подает в суд на отдел транспорта города. Дозвониться до прокуратуры Семея нам не удалось. Соответствующий запрос inbusiness.kz отправил в прокуратуру Восточно-Казахстанской области.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!