RU KZ
Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

13:00 10 Июнь 2020 8855

Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Автор:

Олег И. Гусев

Значительная часть этих средств пойдет на «лечение» трещин.

Об этом inbusiness.kz сообщил заместитель директора карагандинского областного филилала НК «КазАвтоЖол» Канат Шаймин.

Краткая встреча с ним состоялась на самой трассе, когда он с представителями нового подрядчика строительства дороги «Сине Мидас Строй» и Казахстанского дорожного научно-исследовательского института (КаздорНИИ) отбирали керн с бетонного покрытия.

Буквально на ходу удалось узнать, что для завершения всех работ «выделено 800-900 млн тенге», а стоимость «лечения» одного метра трещин составит 20 000 тенге (у inbusiness.kz есть информация, что за эту работу будут платить по 25 000 за метр). «Доктором» по трещинам выступит сам новый подрядчик, а не прошлогодний «лекарь» – ТОО «Производственная база Мира 35», которое делало эту работу всего по 8000 тенге за метр. Тех самых трещин на данный момент насчитали 14 км, так что их санация выльется в великолепную сумму 350 млн тенге.

(Забегая вперед, отметим, что inbusiness.kz настаивает на проведении большой пресс-конференции по вопросу достройки автодороги с участием всех заинтересованных сторон).

Ты помнишь, как все начиналось?

Проект строительства этой автодороги стоил 11 млрд тенге, однако неизвестно, сколько ТОО «СейСер» скинуло при проведении госзакупок, чтобы получить этот подряд.

Первая статья дорожной саги «Бетон штопаный» вышла еще почти два года назад, в июле 2018 года, после того как журналист inbusiness.kz, проехав по 15-километровой трассе Темиртау – Караганда, насчитал девять километров бракованного дорожного покрытия. По словам тогдашнего заместителя директора Карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Игоря Гафтона, трещины имелись только на участке в 1,2 км.

«Это усадочные трещины, они подлежат «лечению». Просто думали, что это как-то связано с основанием, может, просело там. На самом деле ничто не просело, что-то пошло не так с бетоном. Может, добавки как-то не сработали», – утверждал тогда замдиректора карагандинского «КазАвтоЖола».

В сентябре 2018 года дорогу обследовали георадаром. Подрядчик ТОО «СейСер» и технадзор ТОО «Жол Сапа» в один голос утверждали, что нарушения технологии при строительстве не было, и среди причин появления трещин называли даже фантастические: от ширины дороги до шахтных выработок.

В итоге обследование умным прибором показало, что в трещинах автодороги Темиртау – Караганда стоимостью 11 млрд тенге виновата вода:

«Как и предполагали, поскольку он сканировал на глубину полтора метра, какие-то процессы были в земляном массиве, будем так говорить. На этих затемненных пятнах (показанных на георадаре. – Авт.) в четырех местах выборочно, чтобы все не поднимать, не лопатить, где наиболее разрушенные участки, мы там вскрыли полностью плиты. С применением специального прибора «Штамп» мы определили, что модуль упругости слоев дорожной одежды в центре дороги показал проектные значения. А на крайней полосе, где разрушения, модуль упругости был ниже на 12 процентов, то есть его прочностные характеристики были снижены», – рассказал Игорь Гафтон.

Причиной снижения упругости, по словам представителя «КазАвтоЖола», стало разуплотнение слоев дорожной одежды, которое, в свою очередь, явилось следствием переувлажнения подстилающего слоя.

А руководство нацкомпании ничтоже сумняшеся обвинило в трещинах «транспортную нагрузку, превышающую проектную».

Ответ «КазАвтоЖола» на запрос редакции

Но главное – подрядчик все исправит за свой счет: мелкие трещины он полечит, а плиты с большими трещинами (5 км) демонтирует и зальет бетон заново. Правда, сделает это он только в 2019 году.

Кто свой позор сумеет искупить?

В марте 2019 года тогда еще министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр в рамках своего визита в Карагандинскую область назвал автодорогу Темиртау – Караганда «позором для всей отрасли»:

«Подрядчик вместе с заказчиком обещали в 2017 году за один год выполнить всю работу. В 2018 году вместо завершения пошли трещины. Позор, для всей отрасли позор. Поэтому исправляйте, а дальше будем смотреть: в черный список вас или оставим, от вашей работы зависит. И особый контроль. Пять процентов от стоимости дороги лежит депозит – гарантийные обязательства, в течение пяти лет, если будут какие-то дефекты, то устраните сами. Это очень-очень важный участок, и серьезные выводы надо сделать. Когда будет нормальный проезд, когда обустройство сделаете?»

Директор ТОО «СейСер» Сейдильда Пакинтаев обещал полностью сдать дорогу Темиртау – Караганда 1 октября 2019 года.

Пример вырезки бракованных плит

В мае 2019 года на дороге начался демонтаж плит с трещинами, и новое полотно на выбракованных участках укладывала уже южнокорейская фирма, но за деньги подрядчика ТОО «СейСер».

Однако перезаливать 5 км стоит весьма больших денег. А согласно информации, размещенной на старом сайте «КазАвтоЖола» (она была здесь), стоимость 1 км цементобетонного покрытия I А категории в марте 2016 года составляла 605 млн тенге.

Скриншот с сайта нацкомпании

Таким образом, замена бракованных бетонных плит обошлась бы нерадивому ТОО «СейСер» в 605 млн тенге х 5 км = 3,025 млрд тенге.

А где взять столько денег? Иных уж нет, а те – далече.

На тебя уповаю

Однако в октябре 2019 года новый замдиректора ТОО «Сейсер» Батыр Дадамурзаев в интервью inbusiness.kz заявил, что «из шести тысяч погонных метров мы более пяти тысяч метров плиты уже разобрали и отремонтировали».

Как это коррелируется с указанными выше расчетами – не совсем непонятно.

«Помимо этого, 2200 метров мелких трещин методом инъекций восстанавливает ТОО «Производственная база Мира 35», представитель новосибирской фирмы. Вначале они зачищают и слегка расширяют трещины, вставляют в них специальные штуцеры и под давлением в 100 атмосфер нагнетают специальную полимерную смесь, которая и заполняет трещину. Мы забуривались в разных [склеенных местах], брали керны, проводили испытания – керн ломается в другом месте, не в месте склейки. Также испытывали и склеенные полимером балки – тоже под давлением ломается не в контрольных местах», – рассказал в том же интервью представитель технадзора Пётр Ковальчук.

Заказчик, подрядчик и технадзор строительства многострадальной дороги

И вместе с заместителем директора карагандинского областного филиала НК «КазАвтоЖол» Канатом Шайминым все участники этого интервью согласились с датой сдачи дороги Темиртау – Караганда 1 декабря 2019 года. Но выразили это согласие с очень «осторожным оптимизмом» и упованием на хорошую погоду.

Однако уже в ноябре директор областного филиала НК «КазАвтоЖол» Серик Айдос заявил:

«Пока еще нет официального решения о переносе даты, но уже ясно, в том числе и по погодным условиям, что подрядчик не успеет выполнить работы в срок». В конечном итоге ТОО «СейСер» было отстранено от работ.

Кто виноват?

В январе 2020 года в статье

«Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?» inbusiness.kz постарался разобраться в том числе еще с одним вопросом: как так получилось, что, несмотря на грубые просчеты в проекте, ТОО «Каздорпроект» осталось в стороне от больших разборок?  

Вопросы без ответа

Однако никакой информации по этому поводу нет.

К слову, темиртаускую развязку проектанты пустили по городскому водоводу и под ЛЭП, на минуточку, в 110 кВ. В итоге проект пришлось весьма долго пересогласовывать и переносить как водовод, так и линию электропередач.

По проекту развязка проходила по коммунальному водоводу, а над ней в непосредственной близости нависает линия 110 кВ.

Справедливости ради надо отметить, что, по словам Каната Шаймина, проект все-таки был предварительно согласован с темиртаускими властями. Так что еще предстоит выяснить степень виновности и проектанта, и «согласователя».

А в остальном проблем со ставшей уже легендарной дорогой все еще много.

Очень хотелось бы получить ответы от АО «НК «КазАвтоЖол» на следующие вопросы:

  1. Сколько уже затрачено средств на строительство автодороги Темиртау – Караганда?
  2. Насколько превышен бюджет проекта?
  3. Сколько выделено средств компании «СИНЕ МИДАС СТРОЙ» на завершение строительства?
  4. Насколько санация трещин полимером дешевле укладки нового бетонного слоя?
  5. Какую сумму должен бюджету предыдущий подрядчик – ТОО «СейСер» и как предполагается эти деньги вернуть в бюджет?
  6. Как будет наказан проектировщик – ТОО «Каздорпроект»?

И если вдруг специально обученные люди из специальных органов все-таки решат провести расследование по настоящему делу, то вот здесь собраны все статьи цикла «Бетон штопаный». А в них подробно задокументировано, кто и что сказал, кто и что сделал (не сделал), а кто стал счастливчиком и избежал ответственности.

10 апреля 2020 года на сайте АО «НК «КазАвтоЖол» появилось следующее сообщение, в котором заказчик в очередной раз грозился сдать дорогу к концу текущего года, а не в ноябре 2017 года.

Планируемая дата сдачи дороги

Действительно – обещанного три года ждут. Очень бы хотелось, чтобы, как и в 2018 году, заказчик – «КазАвтоЖол», новый подрядчик – «Сине Мидас Строй» и технадзор устроили большую выездную пресс-конференцию по вопросу завершения строительства всего-то 15 километров дороги Темиртау – Караганда.

Олег И. Гусев