/img/tv1.svg
RU KZ
Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Значительная часть этих средств пойдет на «лечение» трещин.

13:00 10 Июнь 2020 5957

Бетон штопаный XII: достроить дорогу Темиртау – Караганда стоит еще около 1 млрд тенге

Автор:

Олег И. Гусев

Об этом inbusiness.kz сообщил заместитель директора карагандинского областного филилала НК «КазАвтоЖол» Канат Шаймин.

Краткая встреча с ним состоялась на самой трассе, когда он с представителями нового подрядчика строительства дороги «Сине Мидас Строй» и Казахстанского дорожного научно-исследовательского института (КаздорНИИ) отбирали керн с бетонного покрытия.

Буквально на ходу удалось узнать, что для завершения всех работ «выделено 800-900 млн тенге», а стоимость «лечения» одного метра трещин составит 20 000 тенге (у inbusiness.kz есть информация, что за эту работу будут платить по 25 000 за метр). «Доктором» по трещинам выступит сам новый подрядчик, а не прошлогодний «лекарь» – ТОО «Производственная база Мира 35», которое делало эту работу всего по 8000 тенге за метр. Тех самых трещин на данный момент насчитали 14 км, так что их санация выльется в великолепную сумму 350 млн тенге.

(Забегая вперед, отметим, что inbusiness.kz настаивает на проведении большой пресс-конференции по вопросу достройки автодороги с участием всех заинтересованных сторон).

Ты помнишь, как все начиналось?

Проект строительства этой автодороги стоил 11 млрд тенге, однако неизвестно, сколько ТОО «СейСер» скинуло при проведении госзакупок, чтобы получить этот подряд.

Первая статья дорожной саги «Бетон штопаный» вышла еще почти два года назад, в июле 2018 года, после того как журналист inbusiness.kz, проехав по 15-километровой трассе Темиртау – Караганда, насчитал девять километров бракованного дорожного покрытия. По словам тогдашнего заместителя директора Карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Игоря Гафтона, трещины имелись только на участке в 1,2 км.

«Это усадочные трещины, они подлежат «лечению». Просто думали, что это как-то связано с основанием, может, просело там. На самом деле ничто не просело, что-то пошло не так с бетоном. Может, добавки как-то не сработали», – утверждал тогда замдиректора карагандинского «КазАвтоЖола».

В сентябре 2018 года дорогу обследовали георадаром. Подрядчик ТОО «СейСер» и технадзор ТОО «Жол Сапа» в один голос утверждали, что нарушения технологии при строительстве не было, и среди причин появления трещин называли даже фантастические: от ширины дороги до шахтных выработок.

В итоге обследование умным прибором показало, что в трещинах автодороги Темиртау – Караганда стоимостью 11 млрд тенге виновата вода:

«Как и предполагали, поскольку он сканировал на глубину полтора метра, какие-то процессы были в земляном массиве, будем так говорить. На этих затемненных пятнах (показанных на георадаре. – Авт.) в четырех местах выборочно, чтобы все не поднимать, не лопатить, где наиболее разрушенные участки, мы там вскрыли полностью плиты. С применением специального прибора «Штамп» мы определили, что модуль упругости слоев дорожной одежды в центре дороги показал проектные значения. А на крайней полосе, где разрушения, модуль упругости был ниже на 12 процентов, то есть его прочностные характеристики были снижены», – рассказал Игорь Гафтон.

Причиной снижения упругости, по словам представителя «КазАвтоЖола», стало разуплотнение слоев дорожной одежды, которое, в свою очередь, явилось следствием переувлажнения подстилающего слоя.

А руководство нацкомпании ничтоже сумняшеся обвинило в трещинах «транспортную нагрузку, превышающую проектную».

Ответ «КазАвтоЖола» на запрос редакции

Но главное – подрядчик все исправит за свой счет: мелкие трещины он полечит, а плиты с большими трещинами (5 км) демонтирует и зальет бетон заново. Правда, сделает это он только в 2019 году.

Кто свой позор сумеет искупить?

В марте 2019 года тогда еще министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр в рамках своего визита в Карагандинскую область назвал автодорогу Темиртау – Караганда «позором для всей отрасли»:

«Подрядчик вместе с заказчиком обещали в 2017 году за один год выполнить всю работу. В 2018 году вместо завершения пошли трещины. Позор, для всей отрасли позор. Поэтому исправляйте, а дальше будем смотреть: в черный список вас или оставим, от вашей работы зависит. И особый контроль. Пять процентов от стоимости дороги лежит депозит – гарантийные обязательства, в течение пяти лет, если будут какие-то дефекты, то устраните сами. Это очень-очень важный участок, и серьезные выводы надо сделать. Когда будет нормальный проезд, когда обустройство сделаете?»

Директор ТОО «СейСер» Сейдильда Пакинтаев обещал полностью сдать дорогу Темиртау – Караганда 1 октября 2019 года.

Пример вырезки бракованных плит

В мае 2019 года на дороге начался демонтаж плит с трещинами, и новое полотно на выбракованных участках укладывала уже южнокорейская фирма, но за деньги подрядчика ТОО «СейСер».

Однако перезаливать 5 км стоит весьма больших денег. А согласно информации, размещенной на старом сайте «КазАвтоЖола» (она была здесь), стоимость 1 км цементобетонного покрытия I А категории в марте 2016 года составляла 605 млн тенге.

Скриншот с сайта нацкомпании

Таким образом, замена бракованных бетонных плит обошлась бы нерадивому ТОО «СейСер» в 605 млн тенге х 5 км = 3,025 млрд тенге.

А где взять столько денег? Иных уж нет, а те – далече.

На тебя уповаю

Однако в октябре 2019 года новый замдиректора ТОО «Сейсер» Батыр Дадамурзаев в интервью inbusiness.kz заявил, что «из шести тысяч погонных метров мы более пяти тысяч метров плиты уже разобрали и отремонтировали».

Как это коррелируется с указанными выше расчетами – не совсем непонятно.

«Помимо этого, 2200 метров мелких трещин методом инъекций восстанавливает ТОО «Производственная база Мира 35», представитель новосибирской фирмы. Вначале они зачищают и слегка расширяют трещины, вставляют в них специальные штуцеры и под давлением в 100 атмосфер нагнетают специальную полимерную смесь, которая и заполняет трещину. Мы забуривались в разных [склеенных местах], брали керны, проводили испытания – керн ломается в другом месте, не в месте склейки. Также испытывали и склеенные полимером балки – тоже под давлением ломается не в контрольных местах», – рассказал в том же интервью представитель технадзора Пётр Ковальчук.

Заказчик, подрядчик и технадзор строительства многострадальной дороги

И вместе с заместителем директора карагандинского областного филиала НК «КазАвтоЖол» Канатом Шайминым все участники этого интервью согласились с датой сдачи дороги Темиртау – Караганда 1 декабря 2019 года. Но выразили это согласие с очень «осторожным оптимизмом» и упованием на хорошую погоду.

Однако уже в ноябре директор областного филиала НК «КазАвтоЖол» Серик Айдос заявил:

«Пока еще нет официального решения о переносе даты, но уже ясно, в том числе и по погодным условиям, что подрядчик не успеет выполнить работы в срок». В конечном итоге ТОО «СейСер» было отстранено от работ.

Кто виноват?

В январе 2020 года в статье

«Бетон штопаный XI: почему не привлекают к ответу проектировщика дороги Темиртау – Караганда?» inbusiness.kz постарался разобраться в том числе еще с одним вопросом: как так получилось, что, несмотря на грубые просчеты в проекте, ТОО «Каздорпроект» осталось в стороне от больших разборок?  

Вопросы без ответа

Однако никакой информации по этому поводу нет.

К слову, темиртаускую развязку проектанты пустили по городскому водоводу и под ЛЭП, на минуточку, в 110 кВ. В итоге проект пришлось весьма долго пересогласовывать и переносить как водовод, так и линию электропередач.

По проекту развязка проходила по коммунальному водоводу, а над ней в непосредственной близости нависает линия 110 кВ.

Справедливости ради надо отметить, что, по словам Каната Шаймина, проект все-таки был предварительно согласован с темиртаускими властями. Так что еще предстоит выяснить степень виновности и проектанта, и «согласователя».

А в остальном проблем со ставшей уже легендарной дорогой все еще много.

Очень хотелось бы получить ответы от АО «НК «КазАвтоЖол» на следующие вопросы:

  1. Сколько уже затрачено средств на строительство автодороги Темиртау – Караганда?
  2. Насколько превышен бюджет проекта?
  3. Сколько выделено средств компании «СИНЕ МИДАС СТРОЙ» на завершение строительства?
  4. Насколько санация трещин полимером дешевле укладки нового бетонного слоя?
  5. Какую сумму должен бюджету предыдущий подрядчик – ТОО «СейСер» и как предполагается эти деньги вернуть в бюджет?
  6. Как будет наказан проектировщик – ТОО «Каздорпроект»?

И если вдруг специально обученные люди из специальных органов все-таки решат провести расследование по настоящему делу, то вот здесь собраны все статьи цикла «Бетон штопаный». А в них подробно задокументировано, кто и что сказал, кто и что сделал (не сделал), а кто стал счастливчиком и избежал ответственности.

10 апреля 2020 года на сайте АО «НК «КазАвтоЖол» появилось следующее сообщение, в котором заказчик в очередной раз грозился сдать дорогу к концу текущего года, а не в ноябре 2017 года.

Планируемая дата сдачи дороги

Действительно – обещанного три года ждут. Очень бы хотелось, чтобы, как и в 2018 году, заказчик – «КазАвтоЖол», новый подрядчик – «Сине Мидас Строй» и технадзор устроили большую выездную пресс-конференцию по вопросу завершения строительства всего-то 15 километров дороги Темиртау – Караганда.

Олег И. Гусев

Бетон штопаный XV: Дорогу Темиртау – Караганда не закончат в этом году

Кроме того, процесс строительства автострады сейчас проверяет транспортная прокуратура.

27 Август 2020 14:00 8225

Как стало извеcтно Inbusiness.kz, 15 км многострадальной дороги от города первого президента до областного центра официально не сдадут в текущем году, и ремонтом трещин будут заниматься только в следующем.

Руководитель карагандинского филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Серик Айдос не сказал об этом прямо, но из сути краткого разговора по телефону это стало предельно ясно:

«Учитывая погодные условия, есть большая вероятность, что в этом сезоне мы можем не успеть: 240 плит, это порядка 5 тыс. кв метров и 15 тыс. кубометров бетона», – сказал он. – Ну и без дополнительных денег не обойтись».

По словам Серика Айдоса, уже утвержден метод санации трещин с использованием полимеров, как он пояснил: «Бетоном сшивать – не вариант», а плиты с большими раскрытыми трещинами будут полностью меняться».

Затем был подтвержден тот факт, что процесс строительства дороги сейчас проверяет транспортная прокуратура, о чем Inbusiness.kz расскажет позднее.

Напомним, что «согласно пункту 2.4 договора № 21-05-20/28 о закупках работ по реконструкции коридора «Центр-Юг» Астана – Караганда – Балхаш – Алматы автомобильной дороги граница РФ (на Екатеринбург) – Алматы» участок Караганда – Темиртау км. 1444-1457, работы по договору должны быть закончены в течение 12 месяцев с даты начала производства работ, и в соответствии с графиком производства работ, представленным в тендерной заявке подрядчика, срок окончания выполнения работ по договору – 01 декабря 2017 года».

То есть скоро уже минет три года, как участок Темиртау – Караганда должен быть официально сдан в эксплуатацию. Но…

А знаете, что самое интересное? Название данному циклу статей дала вот эта фотография, на которой запечатлен опыт подрядчика – ТОО «СейСер» – по ремонту трещин еще в 2018 году. Тогда подрядчик трещину расшил и расширил, армировал ее и затем залил своим же бетоном. И она стоит уже третий год.

Да, не эстетично. Бывший замруководителя карагандинского «КазАвтоЖола» даже назвал это порнографией.

Да, напоминает о безалаберном отношении к государственному заказу в первую очередь проектанта автострады – ТОО «Каздорпроект».

Но, как видим, практично.

Продолжение, в котором Inbusiness.kz расскажет о проверке прокуратуры, а также «инсайде» о проектировании и строительстве несчастной дороги, следует.

Олег И. Гусев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Кто в ответе за долгострой в Усть-Каменогорске?

Как компания без собственной базы прошла конкурс?

21 Август 2020 08:57 10061

Фото: yk-news.kz

Ремонт дорожного полотна по улице Тогас протяженностью 3 км начался еще в 2018 году. На днях аким ВКО Даниал Ахметов сообщил, если через месяц работы не будут завершены, договор с поставщиком будет расторгнут.

«К сожалению, уже третий год идет реконструкция дороги от моста в районе острова Лопатино до Ахмирова, но до сих пор на участке не выполнен большой объем работы. Не обустроена пешеходная дорожка, не уложен асфальт. Так как у данной компании нет собственной базы, я поручил акиму города (Жаксылык Омар. – Авт.) рассмотреть возможность за счет подрядной организации привлечь крупные дорожные компании для укладки асфальта. Если в сентябре работу не сделают, будем расторгать договор», – написал он на личной странице в Facebook.

Заказчиком данных работ является отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска. Поставщик – ТОО «ЭлитЭнергоСтрой». По данным сайта госзакупок, конкурс проведен способом из одного источника по несостоявшимся закупкам. Основной договор с поставщиком заключен в середине июля 2017 года на сумму свыше 1,1 млрд тенге. Точнее, 1 128 815 000 тенге. Предусматривалась оплата двумя траншами на два года. Срок исполнения работ – конец 2018 года. Руководителем отдела ЖКХ тогда был Аскар Жаксылыков. Акимом Усть-Каменогорска – Куат Тумабаев.

После в договор несколько раз вносились изменения и дополнения, стоимость работ увеличивалась, большая часть суммы отодвигалась на последующий год.

Так, в декабре 2017 года первоначальная сумма по основному договору в 1,1 млрд тенге возросла на 135 млн тенге. И составила 1 264 272 800 тенге. На 2017 год предусматривалось свыше 238,8 млн тенге, на 2018 год – более миллиарда. В июне 2018 года, по допсоглашению, сумма на 2017 год – 238 млн тенге, на 2018 год – 187,9 млн тенге, на 2019 год – 837,5 млн тенге.

В декабре этого же года сумма на 2018 год изменена на 29 млн тенге, на 2019 год – более 900 млн тенге. В апрельском измененном допсоглашении 2019 года 49,7 млн тенге указывается как сумма на 2020 год.

А в июне 2019 года (при акиме Усть-Каменогорска Жаксылыке Омаре, руководителе отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Еркине Турарове) сумма договора увеличена почти вдвое от суммы основного договора. И составила свыше 2 млрд тенге. Из них на 2019 год предусмотрено 945,9 млн тенге, на 2020 год – 861,7 млн тенге. В ноябре изменено: на 2019 год – 793 млн тенге, на 2020 год – более 1 млрд тенге.

В апреле 2020 года в документацию вновь внесено изменение. По нему сумма на 2019 год – 793 млн тенге, на 2020 год – 905,5 млн тенге, на 2021 год – 108,9 млн тенге.

К слову, в апреле текущего года между управлением делами акима ВКО и ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» заключены два договора на общую сумму более 2 млн тенге. На которые предприятие отремонтировало два кабинета акимата.

Руководитель и единственный учредитель ТОО «ЭлитЭнергоСтрой» – Дмитрий Демахин. Предприятие из Алматы специализируется на строительно-монтажных работах. По данным из открытых истоников, компания работает с 1998 года, относится к малым предприятиям. С 2012 по текущий период 2020 года компания заплатила свыше 34 млн тенге налоговых отчислений. Долгов по налогам нет.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!