KEGOC может начать проект строительства второй ЛЭП Уральск – Тенгиз в этом году в рамках проекта "Усиление электрической сети Западной зоны ЕЭС (единой энергосистемы. – Ред.) Казахстана". Такое мнение в комментарии inbusiness.kz после отчетной встречи системного оператора с потребителями высказал управляющий директор по финансам и учету нацкомпании Айбек Ботабеков.
"Завершили разработку ТЭО по усилению связи западного энергоузла. Одна линия напряжением 220 кВ будет проходить с Уральска до Атырау, и будет построенавторая линия дальше до Тенгиза напряжением 220 кВ с заходами-выходами. Проект экономически целесообразный, прошел госэкспертизу, сейчас ведутся подготовительные работы. Как только они будут завершены, мы объявим конкурс на строительство этих линий. Срок реализации проекта – до 2023 года. Проект стоит порядка 44 миллиардов тенге без НДС. Структура финансирования предполагается: 20% – собственные средства, 80% – заемные. Работы мы начнем за счет собственных средств – проектирование, проектно-изыскательские работы, а уже строительство будет вестись в основном за счет заемных средств. Если в этом году все закупочные процедуры пройдут, определится подрядчик, то даже в этом году начнем", – ожидает топ-менеджер.
Для финансирования проекта, скорее всего, будут выпущены облигации в тенге. Попутно с возведением новой электролинии в рамках другого проекта – "Реконструкция ВЛ 220, 500 кВ, первый этап" – будет реконструирована старая ЛЭП Уральск – Атырау, построенная еще в советские времена. Структура финансирования упомянутого проекта на 30% будет за счет собственных средств, а на 70% – из заемных. Первый этап реконструкции может затребовать 41 млрд тенге без НДС, рассказал Ботабеков.
В целом проект усиления Атырауского энергоузла поможет решить проблему дефицита электроэнергии в регионе, где вводятся новые производства. Напомним, прошлым летом из-за сильной жары Атырау испытывал недостаток электричества, когда произошло отключение на местной ТЭЦ. Cтарая ЛЭП 220 кВ из Уральска имеет недостаточную пропускную способность, из-за ограничений такие производители электроэнергии в Западно-Казахстанской области, как, к примеру, газотурбинная станция "Батыс Пауэр", не могут поставлять генерацию в Атырау в достаточном количестве.
Говоря о возможном проекте линии постоянного тока "Север – юг" до Туркестана, Ботабеков уточнил, что решения по нему нет. Разработка ТЭО может начаться в этом году, оно и покажет целесообразность огромных вложений, сказал он.
Комментируя вопрос о задолженности компании, финансовый директор KEGOC детализировал, что из общей структуры долга порядка 160 млрд тенге около 88 млрд номинированы в тенге, а остальные 71 млрд зафиксированы в иностранной валюте. Структура капитала системного оператора оптимальная, доля заемных средствсоставляет чуть больше 25% общего размера капитала, считает представитель компании.
Выступая в ходе отчетной встречи, Ботабеков отметил, что прибыль KEGOC от регулируемых услуг по транспортировке электричества, диспетчеризации и балансировке в 2018 году составила 39,7 млрд тенге, что больше в годовом выражении на 24,1% по сравнению с уровнем 2017 года почти на 32 млрд тенге. В целом выручка по услугам достигла 148,4 млрд тенге с ростом по году на 13,2% при затратах в 91,3 млрд тенге, которые увеличились в годовом исчислении на 12,6% из-за параллельного возрастания технологического расхода электроэнергии и цен на нее. При этом он признал, что у нацкомпании наблюдается рост дебиторской задолженности на 9% в годовом выражении, с уровня в 13,4 млрд тенге в 2017 году до 14,6 млрд тенге в прошлом, что составляет 6% от общего годового объема выручки и не превышает месячной выручки. Такая тенденция обусловлена увеличением объемов оказанных услуг за отчетный период, собираемость платы за услуги в прошлом году была на уровне 99,4%, отметил топ-менеджер.
Самыми крупными потребителями услуг по транспортировке электричества KEGOC в прошлом году были Экибастузская ГРЭС, экспортировавшая с января по август в РФ, "Алматыэнергосбыт", "Темиржолэнерго", "Казхром", Федеральная сетевая компания ЕЭС, "Казфосфат", "Энергопоток", "Казцинк", "Шыгысэнерготрейд". В целом они обеспечивали более половины закупа услуг нацкомпании по передаче электроэнергии. Однако если смотреть на фактически закупленные объемы, то у "Алматыэнергосбыта", к примеру, они были ниже запланированных, очевидно, из большего использования местной генерации после расширения мощности алматинских ТЭЦ. Похожие тенденции наблюдались у "Темиржолэнерго", предположительно, из-за перераспределения продаж между энергосбытовыми компаниями на железной дороге, и у "Казхрома", где тут, возможно, сыграли роль объемы производства зависящие от ценовой конъюнктуры на рынке этого металла.
На инвестпрограмму в прошлом году KEGOC фактически затратил 42,2 млрд тенге вместо 55,3 млрд утвержденных. Неисполнение в основном сложилось из-за двух проектов – выдача мощности Балхашской ТЭС и строительство высоковольтной линии 500 кВ ПС ЮКГРЭС (электрическая подстанция (ПС) Южно-Казахстанской ГРЭС. – Ред.) – ПС Жамбыл. Причиной этому стало перенесение сроков строительства ТЭС на неопределенное время. ПС ЮКГРЭС будет расширяться только в случае появления крупного энергоисточника возле Балхаша, пояснил Ботабеков.
"Компания все эти (неиспользованные. – Ред.) средства вложила в усиление связи Павлодарского энергоузла и во второй этап модернизации Национальной электрической системы, включая строительство небольшой ВЛ (воздушная линия электропередачи. – Ред.) 220 киловольт протяженностью 61 километр, мы ее практически на 80% в прошлом году построили. В этом году в III квартале, я думаю, мы завершим эту линию, а по усилению связи Павлодарского энергоузла строительство будет закончено до конца первого полугодия. Мы могли бы его и в прошлом году завершить, но из-за начала отопительного сезона у нас все работы там были приостановлены для обеспечения надежности энергоснабжения", – разъяснил Ботабеков.
Кроме того, примерно 3 млрд тенге компания за отчетный период направила на повышение своей эффективности. Одним из проектов этого направления стал запуск биллинговой системы стоимостью 138 млн тенге с января этого года для своих потребителей, которая позволяет потребителю просматривать в реальном времени взаимоотношения с KEGOC и прозрачно проверять взаиморасчеты.
Количество договоров с потребителями у KEGOC увеличилось примерно на 9,4% с 592 в 2017 году до 648 в 2018-м. Число технологических нарушений по году снизилось за отчетный период до 49 с 52 случаев, на 5,7%, причем в прошлом году не было зарегистрировано отказов первой степени, хотя недоотпуск в итоге составил 274,1 тыс. кВт*ч., большей частью из-за стихийного бедствия в сравнении с недопоставкой 246,7 тыс. кВт*ч в предыдущем годовом периоде. Крупные убытки от возможных повреждений оборудования страхуются, пояснил Ботабеков.
В прошлом году из-за увеличения объемов потребления услуг или экспорта понижающие коэффициенты на транспортировку на различные сроки и по разным ставкам получили Экибастузская ГРЭС-1, "Казфосфат", Темиртауский электрометаллургический комбинат, Таразский металлургический завод, предприятия Ferrum-Vtor и Shymkent Temir, причем ТЭМК и ТМЗ не смогли ими воспользоваться из-за отсутствия намеченных объемов. Кроме того, компания безвозмездно передала по своим высоковольтным электросетям 814 млн кВт*ч электроэнергии, выработанной ВИЭ, за что, однако, пришлось выплатить налогов в казну на почти 650 млн тенге.
KEGOC исполнил тарифную смету, утвержденную антимонопольным комитетом на 2018 год на 99%, затратив на товары и услуги 55,1 млрд тенге при заложенных 55,8 млрд тенге. В целом по статьям издержек у компании выросла оплата труда и административные расходы, указывается в постатейной разбивке затрат в презентации компании. Адмрасходы повысились за счет увеличения налога на имущество, выросшего из-за переоценки активов и последующего роста их оценочной стоимости, объяснил Ботабеков, комментируя вопрос inbusiness.kz. Рост расходов на зарплату происходил в основном у производственного персонала согласно поручению руководства страны, чтобы достичь средних показателей на рынке труда.
Отмена дифференцированного тарифа в 2017 году, от которого большую выгоду получили энергосбытовые компании, сильно не повлияла на производственные и финансовые показатели системного оператора.
"Объем потребления бытовых потребителей в Казахстане порядка 11-12% от общего объема потребления электроэнергии. Даже если они увеличат на 10% – это всего 1% нагрузки на систему в целом. Поэтому мы не сильно чувствуем отмену дифференцированного тарифа. Но определенные сдвиги в этом направлении были, потому что если раньше, до отмены дифференцированного тарифа, графики (пики нагрузок в вечернее время. – Ред.), может быть, чуть-чуть более гладко проходили, то сейчас, наверное, более жестко. Но это не сильно чувствуется. Чтобы перестроиться нужно время, инвестиции, уверенность, что условия не изменятся, дифференцированные тарифы существовали восемь лет, и перестроились в основном только бытовые потребители", – отметил финансовый директор KEGOC, отвечая на вопрос inbusiness.kz.
KEGOC сэкономил за год примерно 7 млрд тенге на технологических расходах электроэнергии, эти деньги были направлены на строительство третьей линии транзита "Север – юг" через Восточный Казахстан и Алматинскую область, на которую в прошлом году было затрачено 24,2 млрд тенге, вместо заложенных в тарифной смете 13,3 млрд тенге, следует из раздатки отчетной встречи. Всего объем вложений в эту ветку с 2016 года составил 95 млрд тенге, инвестиции в проект может окупиться приблизительно за 15 лет. Затраты на третью линию транзита будут включены в расходы в рамках исполнения тарифных смет, утвержденной КРЕМЗК, только со второй половины 2019 года, уточнил Ботабеков в докладе.
Данияр Сериков