Китайский турист как тренд времени

11022

Для притока китайских туристов в республику требуется в первую очередь навести порядок на Хоргосе, считают казахстанские эксперты.

Китайский турист как тренд времени

Тема о привлечении китайского туриста в Казахстане нашла свое продолжение в рамках крупнейшей туристической выставки Китая - China International Travel Market (CITM 2016), которая состоялась в Шанхае в прошедшие выходные, с 11 по 13 ноября

Как сообщило министерство по инвестициям и развитию республики, казахстанская делегация, возглавляемая директором департамента индустрии туризма при министерстве Маратом Иргали, провела несколько встреч с национальными и региональными управлениями по туризму, туроператорами и организациями Китая, чтобы понять, на что именно им следует обратить внимание.

Напомним, что ранее глава департамента Марат Игалиев заявлял о том, что в мире идёт нешуточная борьба за китайского туриста.

"Сегодня каждый 10-й турист в мире - китаец. В 2015 году количество выехавших за границу китайцев превысило отметку в 120 миллионов человек, а совокупный объем потребления китайских туристов за рубежом превысил 200 миллиардов долларов США", - сказал он.
Что же надо сделать для того, чтобы поток финансов от китайского туриста, и не только от него, пришел в Казахстан? Этот вопрос обсудили и отечественные эксперты на очередном заседании клуба "Мир Евразии".

Безопасность - прежде всего
Руководитель общественного фонда "Мир Евразии" Эдуард Полетаев отметил, что "китайский турист" - это очень перспективное направление сегодня для нас.

"2017 год станет "Годом туризма Китая в Казахстане". С августа 2016 года уже организовываются групповые поездки китайских туристов к нам. И надо признать, что китайцы, желающие поиграть в казино, купить дорогие брендовые вещи - очень привлекательны для турбизнеса. В среднем за один день они тратят больше, чем туристы из развитых европейских стран", - констатировал Эдуард Полетаев.

Директор Палаты предпринимателей города Алматы НПП "Атамекен" Юрий Тлеумуратов считает, что для того, чтобы перенаправить денежный туристический поток из Поднебесной в нашу республику, одной лишь рекламы наших красот недостаточно. Как "театр начинается с вешалки", так и путешествие в любую страну мира начинается с границы.

"Полтора миллиарда населения Китая могли бы заполонить нас, но...недавно у нас была группа китайцев. При выезде, на границе с них "сняли" по 15 тысяч тенге. Просто так. Так что вопрос о развитии туризма - это отражение всего нашего общества", - заметил Юрий Тлеумуратов.

Политолог, генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINA CENTER Адиль Каукенов также считает, что вопрос обеспечения безопасности далеко не праздный и без его решения ставки на "денежного туриста" не осуществимы.

"Не должно быть так, когда туриста "раздевают" уже в аэропорту. Он должен чувствовать у нас себя комфортно. Многие китайцы приехали бы на автобусе в Казахстан, если бы знали, что их не будет ждать тот ужас, который мы наблюдаем сегодня на Хоргосе", - заметил Адиль Каукенов.
По его словам, случаев, когда иностранцев либо пытались ограбить, либо грабили, немало. Туристов часто по-хозяйски уводят в отдельную комнату и вымогают деньги, особенно, если с ними нет местного сопровождающего.

"Три недели назад приехал мой друг из Южной Кореи. Пересекал границу через Кыргызстан. Это был кошмар, экстремальный туризм. Почему имеет место такое высокомерное, пренебрежительное отношение к азиатскому туристу?! Считают их неприхотливыми. Это миф. Они очень требовательны. В Китае, который является одной из ведущих туристических держав мира, туристу предлагается максимум за его деньги. Понятно, что на нем хотят заработать. Но это не так грубо, как у нас", - почеркнул Адиль Каукенов.

Историей из своей практики поделилась шеф-редактор газеты "Комсомольская правда-Казахстан", издатель журнала о туризме Let`sGO! Наталья Соколова.

По ее словам, весной по республикам Центральной Азии проехалась группа итальянских путешественников-пенсионеров, которые следовали по пути Марко Поло. Четыре месяца длилось их путешествие. Заехали они и в Казахстан и "прочувствовали" всю нашу инфраструктуру.

"На вопрос, какие впечатления о нашей стране: первое, что они ответили (с извиняющейся улыбкой): у вас не очень хорошие дороги, второе – нас каждые сто километров останавливали полицейские, пока кто-то из управления туризма Акмолинской области не вмешался, третье – нет кемпингов. Через полгода, когда мы - казахстанцы оказались Италии, в одной горной деревне из трехсот человек, чтобы переночевать. Так вот двое итальянцев из этой группы были среди ее жителей. И теперь деревня знает о Казахстане", - рассказала Наталья Соколова.

То, что европейцу хорошо – азиату неинтересно
Эксперты констатируют, что наш рынок больше ориентирован европейского туриста. Сегодня не только в Китае, но и в Японии и в Корее практически не встретишь рекламы о Казахстане.
"У нас массированно привлекают европейцев. Но европейский турист хочет лежать на море. А в Азии загорать на солнце – это моветон, черная кожа считается кожей крестьянина. Они от солнца прячутся. Им хочется смотреть на города, страны, культуру. Китайцам нужно за свои деньги получить максимум. У себя они каждый цент отработают и им нужно того же для себя. Поэтому реклама должна идти на соседние с нами провинции Китая", - подчеркнул Адиль Каукенов.

Именно поэтому, считают эксперты, сегодня необходимо учесть особенности и предпочтения китайского туриста.

"Да, китайцы – народ азартный. Именно поэтому в Китае есть только одно место, где можно поиграть – это Макао. Но там очень дорого. Это тоже сдерживающий фактор. Граничащие с нами провинции готовы ехать в Казахстан, так как Макао для них далеко и дорого", - добавил Каукенов.
Сегодня ответственным за развитие отечественного туризма правительственным мужам необходимо определиться с маршрутами, которые могли бы быть интересны гостям из той же Поднебесной.

"Что мы можем показать китайскому туристу? Казино, шоп-туры, исторические места, связанные с коммунизмом? Но этого недостаточно, к этому необходимо добавить что-то еще. Почему-то наши консульства и посольства за рубежом не выдают визы без личного присутствия заявителя", - заметил Юрий Тлеумуратов.

В Казахстане, действительно, много привлекательных мест, которые можно показать туристам. У нас красивая природа, И хотя скептики называют одной из серьезных объективных проблем – суровый климат северных и центральных регионов республики, то и это решаемо.

Можно позаимствовать опыт того же Китая. Например, в китайском Харбине морозы достигают - 40 зимой. Но именно сюда в этот период с удовольствием приезжают туристы, чтобы увидеть грандиозные ледовые шоу. Для жителей южных стран снежная зима, наоборот, в диковину.
Юрта в Провансе

Эксперты считают, что казахстанским туроператорам необходимо найти и разработать свою "изюминку".

"В Казахстане важно понимать, что западный турист для нас не столь интересен, как туристы Китая и России. Для этого необходимо создать бренд в туристической отрасли страны. Отрасль развивается тогда, когда есть бренд продукта, бренд игроков рынка", - считает PR-консультант Казахстанской коммуникативной ассоциации Владимир Павленко.

Так, шеф-редактор газеты "Комсомольская правда-Казахстан", издатель журнала о туризме Let`sGO! Наталья Соколова заметила по этому поводу, что в мире интерес к Азии, к Великому Шелковому пути, который пролегает через Казахстан, немалый.

Так, в одном из небольших поселений во французском Провансе она увидела юрту для туристов. Хозяева - французы купили монгольскую юрту. И, несмотря на то, что "удобства во дворе", отбоя от постояльцев среди туристов нет. Почему же мы не можем обыграть уникальность юрты в родных казахстанских степях и предгорьях?

Обозреватель и автор республиканских изданий "Аргументы и Факты - Казахстан", "Ветер странствий", "Мир путешествий", участник Валихановской экспедиции Олег Белов предлагает сделать ставку на пропаганду культуры кочевников

По его словам, можно привлекать туристов, организуя фестивали кочевников. Так, Венгрия в этом вопросе занимает на первом месте, Кыргызстан - второе, Монголия - третье, Казахстан скромно четвертое место.

"Хотя для Казахстана наследие кочевников – это наше все. У нас до сих пор нет ни одного этногорода. В историческом туризме заметно выигрывает Узбекистан со своими Бухарой, Самаркандом, Хивой. Хотя многое там воссоздано. В Казахстане же, в том же Талгаре можно было бы воссоздать древний город и проводить там исторические фестивали", - заметил Олег Белов
Он вспомнил, как в Казахстане едва не уничтожили остатки древнего города Тальхир, прикрываясь строительством дорогой на лыжный комплекс. В то время, как древний город мог бы стать дополнительным "магнитом" для гостей будущей Универсиады в Алматы.

Еще один пример. Это недавний скандал с древним городом Талхыз, который входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При строительстве автомагистрали Талхыз едва не пустили под ножи дорожной техники. И только вмешательство тогдашнего вице-премьера остановило это кощунство.

"Оценивая ресурсную ориентацию Казахстана, которая тормозит развитие туризма, хочется сказать: продавать нужно не природные ресурсы, а возможность ими любоваться", - резюмировал Белов.

Время и воля
Обсуждая вопрос о привлечении туристов из любой страны мира, не только Китая или России, эксперты были едины, что необходимо решать комплекс мер. А для этого нужно время и, самое главное, воля.

Заместитель главного редактора газеты "Московский комсомолец в Казахстане" Сергей Козлов рассказал, как развивали туризм в знакомой многим казахстанцам Турции.

До 1980-х годов ХХ века в этой стране туристической индустрии не было. Турецкое правительство пригласило немецких консультантов. Курировал проблематику вице-премьер.

Начали турки с того, что собрали всех заинтересованных лиц – хозяев отелей, владельцев земли, где можно было организовывать пляжи. Суть работы сводилась к тому, чтобы поменять отношение к туристам, начиная с тех, кто работал в зоне паспортного контроля и заканчивая официантами.

"Это была мучительная и долгая работа. Был создан специальный банк, открыты кредитные линии для участников отрасли. Поначалу Европа над ними хохотала, мол, турки решили соперничать с французской Ривьерой. К началу 1990-х годов хохотать перестали. Самое интересное, что и сами турки стали отдыхать у себя на родине", - рассказал Сергей Козлов.

Хотя некоторые скептики могут ему возразить, мол, в Турции, практически, каждый город – это туристический кластер. Там есть вся инфраструктура, море, горы, исторические достопримечательности, музеи...

"Но в той же Турции греческое наследие тоже могли превратить в отхожее место. Но это все контролируется государством. Вы думаете, турки не хотели бы сдирать денег с туристов? Но в течение десятилетий они усвоили, что если будут себя вести культурно, они получат больше, чем, если бы они разово сорвали бы куш и, тем самым, потеряли бы тысячи туристов", - резюмировал Сергей Козлов.

Кульпаш Конырова