/img/tv1.svg
RU KZ
Китайский турист как тренд времени

Китайский турист как тренд времени

Для притока китайских туристов в республику требуется в первую очередь навести порядок на Хоргосе, считают казахстанские эксперты.

13:42 15 Ноябрь 2016 9022

Китайский турист как тренд времени

Автор:

Кульпаш Конырова

Тема о привлечении китайского туриста в Казахстане нашла свое продолжение в рамках крупнейшей туристической выставки Китая - China International Travel Market (CITM 2016), которая состоялась в Шанхае в прошедшие выходные, с 11 по 13 ноября

Как сообщило министерство по инвестициям и развитию республики, казахстанская делегация, возглавляемая директором департамента индустрии туризма при министерстве Маратом Иргали, провела несколько встреч с национальными и региональными управлениями по туризму, туроператорами и организациями Китая, чтобы понять, на что именно им следует обратить внимание.

Напомним, что ранее глава департамента Марат Игалиев заявлял о том, что в мире идёт нешуточная борьба за китайского туриста.

«Сегодня каждый 10-й турист в мире - китаец. В 2015 году количество выехавших за границу китайцев превысило отметку в 120 миллионов человек, а совокупный объем потребления китайских туристов за рубежом превысил 200 миллиардов долларов США», - сказал он.
Что же надо сделать для того, чтобы поток финансов от китайского туриста, и не только от него, пришел в Казахстан? Этот вопрос обсудили и отечественные эксперты на очередном заседании клуба «Мир Евразии».

Безопасность - прежде всего
Руководитель общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев отметил, что «китайский турист» - это очень перспективное направление сегодня для нас.

«2017 год станет «Годом туризма Китая в Казахстане». С августа 2016 года уже организовываются групповые поездки китайских туристов к нам. И надо признать, что китайцы, желающие поиграть в казино, купить дорогие брендовые вещи - очень привлекательны для турбизнеса. В среднем за один день они тратят больше, чем туристы из развитых европейских стран», - констатировал Эдуард Полетаев.

Директор Палаты предпринимателей города Алматы НПП «Атамекен» Юрий Тлеумуратов считает, что для того, чтобы перенаправить денежный туристический поток из Поднебесной в нашу республику, одной лишь рекламы наших красот недостаточно. Как «театр начинается с вешалки», так и путешествие в любую страну мира начинается с границы.

«Полтора миллиарда населения Китая могли бы заполонить нас, но...недавно у нас была группа китайцев. При выезде, на границе с них «сняли» по 15 тысяч тенге. Просто так. Так что вопрос о развитии туризма - это отражение всего нашего общества», - заметил Юрий Тлеумуратов.

Политолог, генеральный директор Международного центра казахстанско-китайского сотрудничества CHINA CENTER Адиль Каукенов также считает, что вопрос обеспечения безопасности далеко не праздный и без его решения ставки на «денежного туриста» не осуществимы.

«Не должно быть так, когда туриста «раздевают» уже в аэропорту. Он должен чувствовать у нас себя комфортно. Многие китайцы приехали бы на автобусе в Казахстан, если бы знали, что их не будет ждать тот ужас, который мы наблюдаем сегодня на Хоргосе», - заметил Адиль Каукенов.
По его словам, случаев, когда иностранцев либо пытались ограбить, либо грабили, немало. Туристов часто по-хозяйски уводят в отдельную комнату и вымогают деньги, особенно, если с ними нет местного сопровождающего.

«Три недели назад приехал мой друг из Южной Кореи. Пересекал границу через Кыргызстан. Это был кошмар, экстремальный туризм. Почему имеет место такое высокомерное, пренебрежительное отношение к азиатскому туристу?! Считают их неприхотливыми. Это миф. Они очень требовательны. В Китае, который является одной из ведущих туристических держав мира, туристу предлагается максимум за его деньги. Понятно, что на нем хотят заработать. Но это не так грубо, как у нас», - почеркнул Адиль Каукенов.

Историей из своей практики поделилась шеф-редактор газеты «Комсомольская правда-Казахстан», издатель журнала о туризме Let`sGO! Наталья Соколова.

По ее словам, весной по республикам Центральной Азии проехалась группа итальянских путешественников-пенсионеров, которые следовали по пути Марко Поло. Четыре месяца длилось их путешествие. Заехали они и в Казахстан и «прочувствовали» всю нашу инфраструктуру.

«На вопрос, какие впечатления о нашей стране: первое, что они ответили (с извиняющейся улыбкой): у вас не очень хорошие дороги, второе – нас каждые сто километров останавливали полицейские, пока кто-то из управления туризма Акмолинской области не вмешался, третье – нет кемпингов. Через полгода, когда мы - казахстанцы оказались Италии, в одной горной деревне из трехсот человек, чтобы переночевать. Так вот двое итальянцев из этой группы были среди ее жителей. И теперь деревня знает о Казахстане», - рассказала Наталья Соколова.

То, что европейцу хорошо – азиату неинтересно
Эксперты констатируют, что наш рынок больше ориентирован европейского туриста. Сегодня не только в Китае, но и в Японии и в Корее практически не встретишь рекламы о Казахстане.
«У нас массированно привлекают европейцев. Но европейский турист хочет лежать на море. А в Азии загорать на солнце – это моветон, черная кожа считается кожей крестьянина. Они от солнца прячутся. Им хочется смотреть на города, страны, культуру. Китайцам нужно за свои деньги получить максимум. У себя они каждый цент отработают и им нужно того же для себя. Поэтому реклама должна идти на соседние с нами провинции Китая», - подчеркнул Адиль Каукенов.

Именно поэтому, считают эксперты, сегодня необходимо учесть особенности и предпочтения китайского туриста.

«Да, китайцы – народ азартный. Именно поэтому в Китае есть только одно место, где можно поиграть – это Макао. Но там очень дорого. Это тоже сдерживающий фактор. Граничащие с нами провинции готовы ехать в Казахстан, так как Макао для них далеко и дорого», - добавил Каукенов.
Сегодня ответственным за развитие отечественного туризма правительственным мужам необходимо определиться с маршрутами, которые могли бы быть интересны гостям из той же Поднебесной.

«Что мы можем показать китайскому туристу? Казино, шоп-туры, исторические места, связанные с коммунизмом? Но этого недостаточно, к этому необходимо добавить что-то еще. Почему-то наши консульства и посольства за рубежом не выдают визы без личного присутствия заявителя», - заметил Юрий Тлеумуратов.

В Казахстане, действительно, много привлекательных мест, которые можно показать туристам. У нас красивая природа, И хотя скептики называют одной из серьезных объективных проблем – суровый климат северных и центральных регионов республики, то и это решаемо.

Можно позаимствовать опыт того же Китая. Например, в китайском Харбине морозы достигают - 40 зимой. Но именно сюда в этот период с удовольствием приезжают туристы, чтобы увидеть грандиозные ледовые шоу. Для жителей южных стран снежная зима, наоборот, в диковину.
Юрта в Провансе

Эксперты считают, что казахстанским туроператорам необходимо найти и разработать свою «изюминку».

«В Казахстане важно понимать, что западный турист для нас не столь интересен, как туристы Китая и России. Для этого необходимо создать бренд в туристической отрасли страны. Отрасль развивается тогда, когда есть бренд продукта, бренд игроков рынка», - считает PR-консультант Казахстанской коммуникативной ассоциации Владимир Павленко.

Так, шеф-редактор газеты «Комсомольская правда-Казахстан», издатель журнала о туризме Let`sGO! Наталья Соколова заметила по этому поводу, что в мире интерес к Азии, к Великому Шелковому пути, который пролегает через Казахстан, немалый.

Так, в одном из небольших поселений во французском Провансе она увидела юрту для туристов. Хозяева - французы купили монгольскую юрту. И, несмотря на то, что «удобства во дворе», отбоя от постояльцев среди туристов нет. Почему же мы не можем обыграть уникальность юрты в родных казахстанских степях и предгорьях?

Обозреватель и автор республиканских изданий «Аргументы и Факты - Казахстан», «Ветер странствий», «Мир путешествий», участник Валихановской экспедиции Олег Белов предлагает сделать ставку на пропаганду культуры кочевников

По его словам, можно привлекать туристов, организуя фестивали кочевников. Так, Венгрия в этом вопросе занимает на первом месте, Кыргызстан - второе, Монголия - третье, Казахстан скромно четвертое место.

«Хотя для Казахстана наследие кочевников – это наше все. У нас до сих пор нет ни одного этногорода. В историческом туризме заметно выигрывает Узбекистан со своими Бухарой, Самаркандом, Хивой. Хотя многое там воссоздано. В Казахстане же, в том же Талгаре можно было бы воссоздать древний город и проводить там исторические фестивали», - заметил Олег Белов
Он вспомнил, как в Казахстане едва не уничтожили остатки древнего города Тальхир, прикрываясь строительством дорогой на лыжный комплекс. В то время, как древний город мог бы стать дополнительным «магнитом» для гостей будущей Универсиады в Алматы.

Еще один пример. Это недавний скандал с древним городом Талхыз, который входит в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При строительстве автомагистрали Талхыз едва не пустили под ножи дорожной техники. И только вмешательство тогдашнего вице-премьера остановило это кощунство.

«Оценивая ресурсную ориентацию Казахстана, которая тормозит развитие туризма, хочется сказать: продавать нужно не природные ресурсы, а возможность ими любоваться», - резюмировал Белов.

Время и воля
Обсуждая вопрос о привлечении туристов из любой страны мира, не только Китая или России, эксперты были едины, что необходимо решать комплекс мер. А для этого нужно время и, самое главное, воля.

Заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец в Казахстане» Сергей Козлов рассказал, как развивали туризм в знакомой многим казахстанцам Турции.

До 1980-х годов ХХ века в этой стране туристической индустрии не было. Турецкое правительство пригласило немецких консультантов. Курировал проблематику вице-премьер.

Начали турки с того, что собрали всех заинтересованных лиц – хозяев отелей, владельцев земли, где можно было организовывать пляжи. Суть работы сводилась к тому, чтобы поменять отношение к туристам, начиная с тех, кто работал в зоне паспортного контроля и заканчивая официантами.

«Это была мучительная и долгая работа. Был создан специальный банк, открыты кредитные линии для участников отрасли. Поначалу Европа над ними хохотала, мол, турки решили соперничать с французской Ривьерой. К началу 1990-х годов хохотать перестали. Самое интересное, что и сами турки стали отдыхать у себя на родине», - рассказал Сергей Козлов.

Хотя некоторые скептики могут ему возразить, мол, в Турции, практически, каждый город – это туристический кластер. Там есть вся инфраструктура, море, горы, исторические достопримечательности, музеи...

«Но в той же Турции греческое наследие тоже могли превратить в отхожее место. Но это все контролируется государством. Вы думаете, турки не хотели бы сдирать денег с туристов? Но в течение десятилетий они усвоили, что если будут себя вести культурно, они получат больше, чем, если бы они разово сорвали бы куш и, тем самым, потеряли бы тысячи туристов», - резюмировал Сергей Козлов.

Кульпаш Конырова

Казахстан и Китай – бизнес-связь двух стран

Большая премьера телеканала Atameken Business – Salem Kazakhstan.

09 Октябрь 2020 10:15 2997

9 октября в 21:30 на телеканале Atameken Вusiness стартует показ 12-серийного фильма Salem Kazakhstan о бизнесе и бизнесменах в Китае.

Salem Kazakhstan – новый телевизионный проект телеканала Аtameken Вusiness и ведущей китайской продюсерской компании.

Salem Kazakhstan представляет из себя серию документальных телевизионных фильмов, посвященных новым бизнес-возможностям. Герои фильмов – казахстанцы самых разных профессий – изучают опыт бизнесменов Поднебесной, отправляются в самую гущу событий, связанных с ними, присутствуют на локальных рынках, изучая их возможности, участвуют в переговорах, знакомятся с новыми интересными людьми, которые, к примеру, работают на таких высокотехнологичных объектах, как автоматизированный склад под управлением роботов нового поколения.

Предприниматели, заработавшие уже целое состояние на интернет-коммерции, а также в других, в общем-то, традиционных для Казахстана сферах, таких как торговля и маркетинг, делятся своими соображениями о развитии бизнес-контактов с Казахстаном.

О том, как построить свой бизнес с китайскими партнерами, как использовать инновации в этой работе, можно будет узнать, посмотрев одну из 12 серий, которые выйдут в эфир до конца 2020 года.

Канат Сахария, генеральный директор MEDIA HOLDING «ATAMEKEN BUSINESS»:

«После распада Советского Союза, мы с вами помним, что на рынок Казахстана хлынуло огромное количество китайской продукции, и, как вы помните, она была, как правило, низкого качества. Это и быстро ломающаяся техника, и быстро рвущаяся одежда и обувь. Соответственно, сложился стереотип о китайском товаре, о китайском производстве. Однако за эти 30 лет произошли грандиозные изменения в структуре рынка Китая, и сейчас КНР является лидером мировой экономики, и, более того, даже крупные технологические компании Китая сейчас уже наравне конкурируют с самыми продвинутыми западными компаниями. Вы знаете, например, что даже TikТok китайский покупается американскими компаниями. Огромное количество технологий сейчас китайцы разрабатывают самостоятельно, что также ведет к некоему экономическому сопротивлению на мировом глобальном рынке. Поэтому для нас, как для страны-соседа, такая огромная экономика представляет большой интерес. Для нас это огромный океан и человеческих ресурсов, и производственных мощностей, и интеллектуального развития. Китай для нас представляет очень большую важность, потому что мы являемся и геополитическими, экономическими, стратегическими партнерами ввиду того, что у нас общая граница. И поэтому наш проект запущен именно для изучения того, как строится бизнес, как бизнесменам Китая сейчас работается в современных условиях. И особое внимание хотелось уделить компаниям, которые заняты в сфере IT-технологий. Сейчас вы знаете, что в связи с пандемией и карантином вопросы онлайн-торговли, электронной коммерции выходят на первое место. У нас будет с вами возможность увидеть своими глазами все процессы – как развивается электронный рынок в Китае. В целом мы придерживаемся очень такой простой философской восточной мудрости, что, когда дует ветер перемен, необходимо натягивать паруса, а не возводить стены, поэтому наш проект сейчас призван продемонстрировать нашему экономическому сообществу новые возможности, новые перспективы. Как говорится, бизнес должен натянуть свои паруса и уйти в большое плавание вместе с китайскими нашими соседями и партнерами».

Данил Москаленко, автор и ведущий телеканала Atameken Вusiness, руководитель проекта с казахстанской стороны:

«Перед нами стояла очень серьезная задача – мы должны были в максимально короткие сроки отснять огромное количество материала сразу в нескольких городах, и так случилось, что, к сожалению, на весь процесс повлияла пандемия. Был риск, что проект не состоится, хотя на его подготовку ушло огромное количество времени, так как все-таки он был международным, приходилось выстраивать новые коммуникации. Но сейчас мы можем с уверенностью сказать, что проект вышел на финишную прямую, мы можем показать все, что мы отсняли, нашему зрителю. Более того, аналогичные серии, но уже на китайском языке, выйдут и в Китае. Как руководитель проекта с казахстанской стороны, могу отметить, что зрителя ждет очень много интересных открытий. Больше чем уверен, что все, что вы знали до этого о Китае, изменится. Я сужу по себе. Для меня Китай, перед тем как я погрузился в его экономику, в его инновационную инфраструктуру, все же оставался некой темной лошадкой. И я могу сказать, что и зритель многого не знает об этой стране, причем надо понимать, что сами китайцы очень стремятся развивать дружественные связи со всеми, все больше открываются миру, особенно в части бизнеса. Они готовы реализовывать как самые простые, так и самые сложные проекты в различных сферах, причем на долгосрочной основе».

Из первой серии можно узнать про систему онлайн-продаж и почтовой логистики, управляемой искусственным интеллектом, и познакомиться с одной из самых влиятельных блогеров Китая. Хрупкая девушка Вэйя расскажет, как она зарабатывает миллионы юаней на онлайн-продажах.

Смотрите первую серию про г. Ханчжоу на телеканале Atameken Вusiness в 21:30.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

09 Октябрь 2020 10:12 3261

Фото: atameken.kz

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!