В Алматы в филармонии имени Жамбыла завершился II Республиканского конкурс исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени Батырхана Шукенова.
В прошлом году конкурс проходил по пяти номинациям – флейта, гобой, кларнет, фагот и саксофон. В этом в нем приняли участие уже другие инструменты – труба, валторна, тромбон и туба, а также к духовым специальностям добавились новые номинации – ударные инструменты и джазовый ансамбль. Размер фонда, как и в прошлый раз, составил 5 млн 250 тысяч тенге. В этот раз была вручена только одна первая премия – джазовому ансамблю из Алматы Dragon Fly. В остальных номинациях своих призеров нашли дипломы и премии II и III степени. Конкурсантов судило строгое, но объективное жюри.
В этом году с жюри конкурсу повезло – в него вошли молодые, но при этом виртуозные и опытные музыканты из Германии, Италии, России и Франции. Эксперты продемонстрировали не только высокий уровень игры на валторне, барабанах, трубе и тромбоне, но проявили себя как талантливые педагоги. Алматинская публика была потрясена закрывшим гала-концерт выступлением немецкого музыканта Феликса Клизера, великолепно сыгравшем "Концерт для валторны № 3" Амадея Моцарта при помощи ног. Она долго аплодировала музыканту стоя. Не менее высоким по уровню и восхитительным было соло на барабане Ильи Мелихова. Слушатели были очарованы харизматичным красавцем из России. Своей музыкальной выразительностью впечатлил дуэт итальянского трубача Марко Пьеробона и заслуженной казахстанской пианистки Жании Аубакировой.
Члены жюри ответили на вопросы inbusiness.kz.
Как отметил французский тромбонист Фабрис Милишер, конкурс – это не только прослушивания, но и живые концерты. "Конкурсные выступления может посетить любой желающий – любитель или профессионал. Это событие для всех неравнодушных к музыке людей", – подчеркивает он.
По мнению Марко Пьеробона, участие в конкурсе – большая профессиональная работа, задел на будущее. "Музыканты, участвуя в нем, учатся друг у друга. Музыкант постоянно должен совершенствоваться. И этот процесс не прекращается", – говорит музыкант.
Приглашенные зарубежные специалисты не только профессионально судили конкурс, но и дали полезные рекомендации по его улучшению.
"Между прослушиваниями конкурса хорошо бы было организовывать мастер-классы для участвующих в конкурсе специальностей. На этих мастер-классах разбирать выступления конкурсантов первого, второго туров. Если это разбирать на открытом уроке, то создается компетенция и они понимают, что было сделано и как, как к этому относиться и каким образом можно себя перевоспитать", – считает Илья Мелихов.
С точки зрения Феликса Клизера, было бы хорошо, если бы для следующего конкурса новые молодые композиторы писали произведения для духовых инструментов. С одной стороны, это расширит репертуар музыкантов. С другой – даст возможность заявить о себе новым именам, уверен он.
По словам председателя попечительского совета Фонда имени Батырхана Шукенова – Бауржана Шукенова, профессиональная среда сложилась и теперь перед организаторами мероприятия стоит глобальная сверхзадача превратить республиканский конкурс в международный и инициировать развитие в стране инфраструктуры, от которой будет зависеть будущее отечественных исполнителей.
"На конкурсе мы зажигаем звездочки, выявляем талантливых исполнителей. Какова будет их дальнейшая судьба? Кто ей будет заниматься? Это важный вопрос. В развитых странах он решается на уровне рынка и коммерции. Мне хотелось бы, чтобы наша сверхзадача заключалась в создании инфраструктуры для исполнительской массы. Это менеджеры, которые могли бы организовывать дальнейшие выступления. Этот вопрос встает перед родителями, когда они принимают решение отдавать ребенка в музыкальный класс. Чтобы воспитать хорошего музыканта, требуется от 17 до 19 лет. Каким образом он должен двигаться дальше? Он становится исполнителем, педагогом, солистом…? Эти вопросы – самые главные. И это даже больше культурологическая, нежели профессиональная задача", – подчеркнул г-н Шукенов.
По мнению известной пианистки и педагога Жании Аубакировой, вошедшей в этом году в жюри конкурса, вопрос зарплаты, трудоустройства и социального статуса музыкантов, которых становится все меньше, должен решаться на уровне государства и стать частью целенаправленной социально-культурной политики.
Ольга Власенко