/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 427,45 Brent 36,55
Когда будущее нашей музыки – общая задача

Когда будущее нашей музыки – общая задача

Конкурс имени Батырхана Шукенова планирует стать международным и способствовать развитию музыкальной инфраструктуры страны.

14:01 14 Ноябрь 2019 13450

Когда будущее нашей музыки – общая задача

Автор:

Ольга Власенко

В Алматы в филармонии имени Жамбыла завершился II Республиканского конкурс исполнителей на медных духовых и ударных инструментах имени Батырхана Шукенова.

В прошлом году конкурс проходил по пяти номинациям – флейта, гобой, кларнет, фагот и саксофон. В этом в нем приняли участие уже другие инструменты – труба, валторна, тромбон и туба, а также к духовым специальностям добавились новые номинации – ударные инструменты и джазовый ансамбль. Размер фонда, как и в прошлый раз, составил 5 млн 250 тысяч тенге. В этот раз была вручена только одна первая премия – джазовому ансамблю из Алматы Dragon Fly. В остальных номинациях своих призеров нашли дипломы и премии II и III степени. Конкурсантов судило строгое, но объективное жюри.

В этом году с жюри конкурсу повезло – в него вошли молодые, но при этом виртуозные и опытные музыканты из Германии, Италии, России и Франции. Эксперты продемонстрировали не только высокий уровень игры на валторне, барабанах, трубе и тромбоне, но проявили себя как талантливые педагоги. Алматинская публика была потрясена закрывшим гала-концерт выступлением немецкого музыканта Феликса Клизера, великолепно сыгравшем «Концерт для валторны № 3» Амадея Моцарта при помощи ног. Она долго аплодировала музыканту стоя. Не менее высоким по уровню и восхитительным было соло на барабане Ильи Мелихова. Слушатели были очарованы харизматичным красавцем из России. Своей музыкальной выразительностью впечатлил дуэт итальянского трубача Марко Пьеробона и заслуженной казахстанской пианистки Жании Аубакировой.

Члены жюри ответили на вопросы inbusiness.kz.

Как отметил французский тромбонист Фабрис Милишер, конкурс – это не только прослушивания, но и живые концерты. «Конкурсные выступления может посетить любой желающий – любитель или профессионал. Это событие для всех неравнодушных к музыке людей», – подчеркивает он.

По мнению Марко Пьеробона, участие в конкурсе – большая профессиональная работа, задел на будущее. «Музыканты, участвуя в нем, учатся друг у друга. Музыкант постоянно должен совершенствоваться. И этот процесс не прекращается», – говорит музыкант.

Приглашенные зарубежные специалисты не только профессионально судили конкурс, но и дали полезные рекомендации по его улучшению.

«Между прослушиваниями конкурса хорошо бы было организовывать мастер-классы для участвующих в конкурсе специальностей. На этих мастер-классах разбирать выступления конкурсантов первого, второго туров. Если это разбирать на открытом уроке, то создается компетенция и они понимают, что было сделано и как, как к этому относиться и каким образом можно себя перевоспитать», – считает Илья Мелихов.

С точки зрения Феликса Клизера, было бы хорошо, если бы для следующего конкурса новые молодые композиторы писали произведения для духовых инструментов. С одной стороны, это расширит репертуар музыкантов. С другой – даст возможность заявить о себе новым именам, уверен он.

По словам председателя попечительского совета Фонда имени Батырхана Шукенова – Бауржана Шукенова, профессиональная среда сложилась и теперь перед организаторами мероприятия стоит глобальная сверхзадача превратить республиканский конкурс в международный и инициировать развитие в стране инфраструктуры, от которой будет зависеть будущее отечественных исполнителей.

«На конкурсе мы зажигаем звездочки, выявляем талантливых исполнителей. Какова будет их дальнейшая судьба? Кто ей будет заниматься? Это важный вопрос. В развитых странах он решается на уровне рынка и коммерции. Мне хотелось бы, чтобы наша сверхзадача заключалась в создании инфраструктуры для исполнительской массы. Это менеджеры, которые могли бы организовывать дальнейшие выступления. Этот вопрос встает перед родителями, когда они принимают решение отдавать ребенка в музыкальный класс. Чтобы воспитать хорошего музыканта, требуется от 17 до 19 лет. Каким образом он должен двигаться дальше? Он становится исполнителем, педагогом, солистом…? Эти вопросы – самые главные. И это даже больше культурологическая, нежели профессиональная задача», – подчеркнул г-н Шукенов.

По мнению известной пианистки и педагога Жании Аубакировой, вошедшей в этом году в жюри конкурса, вопрос зарплаты, трудоустройства и социального статуса музыкантов, которых становится все меньше, должен решаться на уровне государства и стать частью целенаправленной социально-культурной политики. 

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/PqHxHN0r.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/2keA30xD.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/SJAictQU.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/PyWXDxk0.jpg

В ГАТОБ им. Абая проходит онлайн-конкурс «Абай әндері» для непрофессиональных исполнителей

Он приурочен к завершению 86-го театрального сезона и 175-летию великого поэта и мыслителя. Для участия нужно было исполнить любимое произведение Абая Кунанбаева, записать и отправить видео со своим исполнением

03 Август 2020 13:31 1527

В ГАТОБ им. Абая проходит онлайн-конкурс «Абай әндері» для непрофессиональных исполнителей

«В честь 175-летия Абая в 2020 году планировалось провести международный фестиваль с участниками из стран ТЮРКСОЙ. Однако из-за пандемии все мероприятия пришлось отложить. Но мы все же решили провести онлайн-конкурс и привлечь к нему непрофессиональных исполнителей разных возрастных категорий. Ведь Абай – народный поэт. Таким образом мы расширяем границы для творчества, не ограничиваем исполнителей и в жанрах, исполнять произведения они могут как сольно, так и в ансамбле. Также конкурс призван выявлять таланты. По окончании честного онлайн-голосования все победители получат грамоты и дипломы от организаторов, а наиболее отличившихся исполнителей пригласят на концерты в рамках проекта «Галерея Арте приглашает!» – пояснила директор ГАТОБ Ая Калиева.

Как поделился в интервью inbusiness.kz руководитель оперной труппы КГАТОБ им. Абая Нуржан Бажекенов, уже получено порядка 70 заявок:

«Возрастных ограничений не существует, можно участвовать начиная с четырех лет и до пенсионного возраста включительно. Распределение происходит по четырем возрастным номинациям: от 4 до 14, от 15 до 24 и от 25 до 44, а также от 45 и выше. Из тех заявок, которые я прослушал, можно отметить детские голоса. Это талантливые ребята, с хорошим потенциалом, способные в дальнейшем на профессиональный рост».

Нуржан, что Вы можете сказать об уровне конкурсантов? Совпали ли Ваши ожидания с действительностью?

Сложность в том, что песен Абая Кунанбаева не так много. На слуху у всех одни и те же, больше всего исполняют «Көзімнің қарасы», «Айттым салем, Қаламқас!», «Желсиз тунде жарык ай». Кто-то – а капелла, другие под сопровождение «минусовки», домбры и даже под фортепиано. В конкурсе принимают участие и ансамбли.

Предполагалось, что он будет среди профессиональных исполнителей. Но карантин внес свои коррективы. Сначала мероприятие отменили, но потом вместе с министерством культуры и спорта руководство нашего театра приняло решение провести его в онлайн-режиме в более упрощенном варианте – для тех, кто только учится вокалу. Первоначально мы хотели сделать этот конкурс международным, но не получилось.

Я хочу предложить проводить его раз в год или раз в два года, чтобы он стал традиционным. И в будущем сделать его профессиональным. Сейчас среди непрофессиональных исполнителей к нему большой интерес. Видимо, еще не все успели подать заявки и не все уяснили положения и требования конкурса. Некоторые прислали неправильно оформленные видео, не выполнили требований и не попали в программу.

Среди конкурсантов немало ребят с красивыми голосами – лишний раз убеждаешься, что в Казахстане певческое творчество будет процветать еще долго. Некоторые участники подготовились основательно, оделись в красивые национальные костюмы, объявляли свой выход, как на концерте. Надо прослушать всех и отобрать фаворитов. Хотя среди детей выбирать будет сложно.

Встречаются ли какие-то неожиданные современные авторские интерпретации традиционных произведений?

Я приверженец классического исполнения Абая, так как сам певец классического стиля. Во время прослушивания видео с выступлениями детей и подростков заметил мальчика из Алматы, который исполнял красиво и классически культурно. Видно, что ребенок учился искусству исполнения, голос у него ровный, поставленный, все регистры выровнены, нотки одинаковые. Есть более эстрадные исполнители. В нашем конкурсе все простительно и возможны разные варианты, потому что это конкурс для непрофессионалов. Если бы мы судили профессионалов, то смотрели бы только на классическую манеру. Хочу пожелать, чтобы конкурс процветал и с его помощью творчество поэта и мыслителя Абая популяризировалось все больше и находило своих поклонников, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. 

В «Абай әндері онлайн» принимают участие исполнители всех возрастов, начиная от самых юных, с шести лет, и заканчивая самым почтенным поколением, 72 года. Участники отправили заявки со всех уголков Казахстана: из Алматы, Талдыкоргана, Караганды, Кызылорды, Жанаозена, Кызылординской области, Павлодара, Туркестанской области, Нур-Султана, Усть-Каменогорска, Семея, Тараза, Экибастуза, Актобе, Аркалыка и Монголии. Прием заявок продлится до 9 августа. За понравившегося исполнителя можно проголосовать на официальном YouTube-канале театра Abay Theatre.

Ольга Власенко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Сокровище нации: битва стран за артефакты

Статуи Парфенона, бюст Тутанхамона, останки Кейки-батыра: как разные страны возвращают свои исторически значимые объекты.

15 Июль 2020 08:00 3928

Сокровище нации: битва стран за артефакты

Музеи по всему миру закрыты на карантин, но их активность за выставочными стенами не прекращена. Пока хранители истории отдыхают от туристических групп, их внимание устремилось к важному в музейном мире конфликту – возвращению объектов культуры. Так, в честь 11-го дня рождения Нового музея Акрополя две недели назад министерство культуры Греции в очередной раз безуспешно потребовало Музей Британии вернуть скульптуры Парфенона на родину. Объекты спора были завезены в Великобританию между 1800 и 1812 годами под руководством лорда Элгина. Сегодня подобную кампанию назвали бы разграблением. На протяжении последних 30 лет Греция систематически обращается к правительству Соединенного Королевства и руководству музея с просьбой вернуть Мраморы Элгина. В своем заявлении греческой газете Ta Nea министр культуры Греции и известный археолог Лина Мендони назвала нахождение скульптур в Лондоне «продуктом грабежа». Она добавила: «Печально, что один из крупнейших и наиболее важных музеев мира до сих пор управляется устаревшими колониальными взглядами».

В прошлом году премьер-министр Греции обратился к Борису Джонсону с просьбой вернуть скульптуры Парфенона в Афины к 200-летнему юбилею независимости Греции, который состоится в 2021 году. Он добавил, что готов привезти в Лондон ранее не выставлявшиеся за рубежом экспонаты в обмен на возвращение Мраморов Элгина. Даже граждане Соединенного Королевства поддерживают позицию Афин, в 2018 году в ходе национального опроса 56% британцев согласились, что артефакты должны быть отданы Новому музею Акрополя. Ватикан еще в 2008 году возвратил мрамор из Парфенона обратно в Грецию. Однако Джонсон остается ярым сторонником сохранения статуй в Лондоне. Вопрос стоит настолько остро, что Европейский союз даже пытался включить его в сделку по Брекситу, но правительство Великобритании остается непреклонным. Критики возврата аргументируют свою позицию тем, что британский музей, в отличие от афинского, бесплатен и имеет более высокую посещаемость. К тому же тысячи экспонатов выставляются в музеях не на своей родине, перемещения культурных объектов – это часть истории и продукт глобализации.

На фоне нарастающего давления со стороны международного сообщества все больше европейских стран возвращают артефакты преимущественно в страны своих бывших колоний. Самым громким примером является Франция. C 2017 года Эммануэль Макрон ведет кампанию по возврату предметов искусства в Бенин. Париж также собрал одну из самых больших древнеегипетских коллекций в мире, но в 2014 году Франция вернула Египту 250 контрабандно завезенных артефактов. Каир давно является лидером по возврату своих исторических ценностей. После обретения независимости в 1953 году правительство ввело ряд законов, запрещающих вывоз, приватизацию и продажу предметов культурной значимости. Ситуация значительно ухудшилась после 2011 года. В период арабских революций страну настиг хаос. Музеи и археологические места были оставлены без охраны, чем воспользовались рейдеры. В 2013 году Америка импортировала египетских артефактов на сумму более 10 миллионов долларов, что есть на 105% больше, чем в 2012 году. До сих пор страна в партнерстве с международными аукционными домами и UNESCO возвращает разграбленные экспонаты. В 2019 году Египет оказался вовлеченным в один из самых спорных аукционов за всю историю. Правительство попросило Интерпол помочь отследить скульптуру фараона Тутанхамона после того, как она была продана на аукционе Christie's в Лондоне за пять миллионов фунтов стерлингов, несмотря на предупреждения Египта, что она была украдена в 1970-х годах. Christie's категорически отрицает какие-либо правонарушения, настаивая на том, что все необходимые проверки были проведены. Каир, как и Афины, также безуспешно оспаривает нахождение одного из своих самых значимых артефактов в Музее Британии. Розеттский камень, который раскрыл тайну египетских иероглифов, является давним объектом споров между Египтом и Лондоном. Британские солдаты захватили камень в 1801 году после победы над армией Наполеона в Египте и передали его в Музей Британии, где он долгое время был самым посещаемым объектом. Кстати, и Казахстан преуспел в возврате своего культурного наследства. Так, в 2016 году по запросу Карима Масимова Россия вернула останки Кейки-батыра. Казахстан также запрашивал возврат останков Кенесары-хана, но, к сожалению, они остаются пропавшими без вести.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!