/img/tv1.svg
RU KZ
Когда КТГ на выдумки хитра

Когда КТГ на выдумки хитра

Компания «КазТрансГаз» предлагает усреднить стоимость газа по стране, чтобы, наконец, провести газ до столицы. 

09:54 19 Май 2017 5544

Когда КТГ на выдумки хитра

Автор:

Куралай Абылгазина

Это позволит снизить цены в северных регионах, но приведет к удорожанию газа в других областях.  В среду МИА «Казинформ» со ссылкой на министра энергетики Каната Бозумбаева сообщило, что РГП «Госэкспертиза» одобрило технико-экономическое обоснование проекта магистрального газопровода «Сарыарка». По словам главы ведомства, стоимость проекта достигает 236 млрд тенге. Маршрут потенциального газопровода проходит так: Кызылординская область – Жезказган – Караганда – Астана (протяженность 1800 км). При этом, добавил министр, у проекта предусмотрен и второй этап: Кокшетау – Петропавловск (протяженность 2300 км).

«Будет возможность поставки около миллиардов кубометров газа на север страны», – сказал г-н Бозумбаев.

По проекту технико-экономического обоснования газопровода «Сарыарка» стоимость газа для конечного потребителя получается высокой, в очередной раз отметил Канат Бозумбаев. Именно поэтому национальный оператор «КазТрансГаз», которому и предстоит газифицировать северные регионы, предложил особый способ удешевить цены на голубое топливо.

«КазТрансГазом» предложен вариант, когда методом почтовой марки усредняли бы стоимость газа по стране, потому что есть регионы, в которых стоимость газа в несколько раз меньше, чем в других регионах. Будем считать и смотреть. Важна не только экологическая составляющая, но нужно и понимать, смогут ли население и бизнес воспользоваться высокими тарифами. Мы поговорим об этом с акимом Астаны Асетом Исекешевым, а в следующем месяце доложим на заседании Премьер-министру», – приводит цитату министра энергетики агентство «Казинформ».  

Таким образом, правительству предстоит выбрать меньшее из двух зол: отказаться от газификации севера из-за высоких цен или заставить потребителей платить ради экологичности такого энергоресурса. При этом рассматривается и альтернативный способ газифицировать Астану и северные области республики – сжиженный природный газ (СПГ).

«Речь идет о том, что СПГ, который в Казахстане не используется, особым методом сжижается при экстремально низких температурах, потом перевозится железнодорожным транспортом, закачивается в газовую установку, и в естественной температуре он расширяется и превращается в обычный природный газ – метан. Это будет альтернатива», – пояснил Канат Бозумбаев.

«Что будет дешевле Астане, то, наверное, и будут реализовать», – подытожил глава Минэнерго.

Предыстория проекта «Сарырка»

Предварительно проектом газификации столицы  предусматривалось строительство магистрального газопровода «Сарыарка», вдоль которого появятся газотурбинные станции (400 мегаватт каждая) в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказгане.

«Газ будет поставляться из ресурсов газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент». Уже ведется строительство компрессорной станции «Караозек» в Кызылординской области», – подтвердил ранее abctv.kz вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.  

Таким образом, предполагалось, что топливо до столицы будет транспортироваться по следующему маршруту: магистральный газопровод «Бейнеу – Бозой – Шымкент» – компрессорная станция «Караозек» (Кызылординская область) – Жезгазган – Караганда – Темиртау – Астана. 

Ранее «КазТрансГаз» планировал получить инвестиции в проект (3,1 млрд долларов) от британской Independent Power Corporation PLC. В ноябре 2015 года компании подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает вышеописанные работы.    

«Британские партнеры профинансируют строительство четырех газотурбинных электростанций в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказгане. «КазТрансГаз» за счет привлекаемых инвестиционных средств Independent Power Corporation PLC построит магистральный газопровод «Сарыарка» от магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» до Астаны и обеспечит транспортировку и поставку газа для газотурбинных электростанций.  При этом все строительно-монтажные работы во время реализации проекта будут выполняться только казахстанскими компаниями», – говорится в сообщении пресс-службы «КТГ», распространенном в ноябре 2015 года.

Тогда для экономии на строительстве хотели использовать рабочие газопроводы, находящиеся на консервации. По сути, речь шла о строительстве газопровода за счет использования труб с незадействованных в настоящее время ниток магистрального газопровода «Средняя Азия – Центр». Для подготовки документов проекта «КТГ» провел тендер на разработку ТЭО проекта. Стоимость тендерных работ составила 760904450,00 тенге без НДС.

Что будет с газопроводом «Средняя Азия – Центр»

Магистральный газопровод «Средняя Азия – Центр» («САЦ») был построен более 50 лет назад для обеспечения транспортировки газа между республиками Советского Союза – из Туркменистана, Казахстана, Узбекистана в промышленный хаб центральной России. 

Сегодня Казахстан использует «САЦ» для перекачки небольших объемов газа с узбекских месторождений в Россию. С 2011 года прекратился транзит туркменского газа через Казахстан в Россию.

«Времена изменились, каждая республика является независимым государством и сама определяет приоритеты поставки экспортных ресурсов. Сегодня Туркменистан избрал главным вектором китайское направление, отсюда и появился Азиатский газопровод, и с каждым годом они увеличивают мощности туда», – отметил в интервью abctv.kz заместитель генерального директора по связям с правительством Республики Казахстан АО «КТК-К» Каиргельды Кабылдин.

«Транзита туркменского газа в Россию фактически нет. В «САЦ» идет порядка 10 млрд кубов узбекского газа, который по соглашению Узбекистана с «Газпромом» поставляется в Россию», – добавил он.

По мнению Каиргельды Кабылдина, увеличение транзита по сети «Средняя Азия – Центр» не прогнозируется.

«Ожидать роста транспортировки объемов газа по «САЦ» сегодня, наверное… дай бог вот эти объемы сохранить», – резюмировал топ-менеджер.

Куралай Абылгазина

Актюбинцы жалуются на дефицит сжиженного газа на заправках

29 Сентябрь 2020 08:00 1700

В профильном управлении не драматизируют ситуацию, хотя и не отрицают, что только на 66% АГЗС голубое топливо есть в наличии.

Ситуацию со сжиженным газом в ходе брифинга прокомментировал руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Актюбинской области Айбек Кайыр.

В регионе два производителя сжиженного газа. Это АО «СНПС-Актобемунайгаз» и ТОО «Казахойл-Актобе». В регионе насчитывается восемь газосетевых организаций, поставляющих топливо, и 180 АГЗС (автогазозаправочная станция). Установлена предельная цена реализации конечному потребителю на сжиженный газ в Актюбинской области – 54 тенге за литр.

«Эта цена установлена с 3 апреля текущего года согласно приказу минэнерго РК. В настоящее время в регионе она варьируется в ценовом коридоре 49-54 тенге за литр. То, что касается дефицита сжиженного газа, о котором говорят жители Актобе. Общая потребность региона составляет 13 тыс. тонн. Мы планировали поставку 10 836 тонн газа, в том числе было утверждено, что 1152 тонны газа будет поставлено из Атырауского НПЗ. Но наши ГСО (газосетевая организация) не закупили атырауский газ, потому что за счет железнодорожных перевозок он обошелся бы дороже потребителям, что могло отразиться на ценовой политике в целом. Согласно заключенным договорам 9836 тонн газа уже закуплено, сейчас завозят 96 тонн газа, данный объем будет распределен по районам области», – рассказал руководитель управления.

На вопрос, есть ли сейчас дефицит автомобильного газа, Айбек Кайыр ответил:

«Дефицита газа нет, но он есть в наличии на 119 АГЗС из 180. То есть на 66% действующих автогазозаправочных станциях. На 22% заправок газ выдается по талонам. Без талона газ можно приобрести на 45% АГЗС. Думаю, жалобы горожан связаны с тем, что они привыкли, что газ есть на всех заправках. На следующий месяц мы планируем поставку 12 082 тонн газа, проблем со сжиженным газом тогда не будет. Я вас заверяю, что проблем со сжиженным газом не будет».

Напомним, что ситуация с нехваткой сжиженного газа, особенно в самом областном центре, методично повторяется каждый год. К примеру, дефицит автомобильного газа наблюдался в Актобе чуть больше года назад, когда в августе два завода-производителя вставали на плановый ремонт: ТОО «Казахойл Актобе» – на 10 дней, с 10 по 20 августа, и АО «СНПС-Актобемунайгаз» – на четыре дня, с 19 по 23 августа.

Семен Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Бесценный газ

31 Август 2020 11:00 5590

Газификация Карагандинской области идет полным ходом, однако стоимость услуги еще не определена министерством экономики.  

Вопрос газификации шахтерско-металлургического края уже который год тревожит умы как руководителей региона, так и потенциальных потребителей. Трубопровод есть, подводящие сети проводят, однако, сколько будут платить владельцы частных домов и предприятия за «голубое удовольствие», еще не известно.

Как сообщили Inbusiness.kz в акимате Карагандинской области, на сегодняшний день заключены договоры с ТОО «Алия-Сервис» и ведется строительство газораспределительных сетей в городах Караганде, Темиртау и Жезказгане.

В областном центре газифицируются 1865 домов (4515 потребителей, объем потребления – 5,5 млн. м3/год). В Темиртау подключают 506 домов (1012 и 1,5 млн м3/год). В другом городе металлургов – Жезказгане – природный газ получат 550 домов (1483 и 1,6 млн м3/год).

В целом по городам Темиртау и Жезказгану строительные работы завершены на 90%. На сегодня важный вопрос – это подготовка домов к пуску газа с установкой приборов учета. Сейчас подготовлены 70 счетчиков для апробации и установки в первых домах.

28 августа на онлайн-совещании с министром экологии Магзумом Мирзагалиевым директор департамента развития газовой промышленности министерства энергетики РК Зияш Киякбаев озвучил следующую информацию:

«АГРС-Темиртау имеет мощность 50 тыс. кубометров в час, что позволит полностью обеспечить газом Темиртау с учетом его перспектив развития. Акиматом полностью подготовлена проектно-сметная документация, а сам процесс газификации разбит на три очереди и восемь пусковых комплексов. Реализация этих трех очередей позволит подключить к газу более 12 700 потребителей.

По первому пусковому комплексу, который предусматривает газификацию 448 домов Соцгорода, строительно-монтажные работы выполнены на 98%. Первая очередь будет профинансирована полностью. В сентябре строительно-монтажные работы будут завершены полностью. Второй пусковой комплекс будет завершен в следующем году, третий – в 2025 году, а вторая и третья очереди будут завершены в 2028 году. Может быть, и пораньше, все будет зависеть от финансирования».

Но архиважный вопрос – это конечная цена на газ для индивидуальных потребителей.

«Газификация, согласно договору, должна завершиться до конца ноября, но вместе с тем уже к 572 домам трасса подведена, – поясняет аким Темиртау Кайрат Бегимов. – Тариф утверждается не нами, а миннацэкономики. По предварительным данным, в Нур-Султане утвержден тариф порядка 45 тенге за куб. У нас пока не утвержден».

Что же касается газификации комбината «АрселорМиттал Темиртау», о которой так много говорят в последнее время, то и здесь не все так однозначно.

На том же совещании Магзум Мирзагалиев обратился к Зияшу Киякбаеву:

«Генеральный директор АМТ Биджу Наир заявил, что из предполагаемого 30-процентного снижения выбросов 22% даст именно газификация производственных процессов. У меня вопрос – сроки. Для нас это крайне критично, потому важно, чтобы «Арселор» как можно скорее перешел на газ».

Но сроки, по словам Зияша Киякбаева, в первую очередь зависят от достижения договоренностей между «АрселорМитттал» и нацоператором «КазТрансГаз»:

«В начале августа техническая группа специалистов была на комбинате, техническая сторона более или менее выработана, тем более АМТ выразил готовность финансировать строительство АГРС и подводящего газопровода. Сейчас вопрос стоит о цене на газ».

Министр настойчиво гнул свою линию:

«У меня вопрос, Зияш Калдыбекович, у меня большая просьба к Вам – подключиться к этому вопросу, это крайне важно. И, пожалуйста, доведите до внимания своего руководителя – министра энергетики господина Ногаева, что это крайне важный вопрос, который темиртаусцев очень сильно беспокоит».

Директор департамента развития газовой промышленности МЭ РК ответил министру экологии, что на 1 сентября запланировано большое совещание с участием АМТ, акимата области и нацоператора «КазТрансГаз» и что этот вопрос на постоянном контроле.

А вот что по поводу газификации АМТ думает экспертное сообщество Карагандинской области:

«Ты не можешь привезти трубу и сразу перевести котлы на газ, – поясняет источник Inbusiness.kz. – Это температурные режимы, это режимы горения. Они могут уголь вместе с газом использовать, это около восьми лет окупаемости. Но для этого нужно выкинуть старые и поставить новые котлы. Пойдут они на это? Нет. Даже на карагандинской ТЭЦ-3 склоняются к тому, чтобы сделать смешанный угольно-газовый котел, уголь в разы дешевле.

Много Миттал наинвестировал в Казахстан в последние годы? Только на бумаге. Так что вопрос с газификацией они затянут. Сначала закажут технико-экономическое обоснование (ТЭО) чисто на газ, оно покажет лет 10-12 окупаемости. Долго. На следующий год закажут ТЭО на газ-уголь. Там окупаемость 8-10 лет. Скажут – дорого. Затем закажут ТЭО на реконструкцию имеющихся котлов, и там тоже будет долго и дорого. Помяни мое слово: они будут играть лет пять. По тому, как Миттал здесь работает, как угробили комбинат, я не верю в великую индийскую компанию, которая сюда будет что-то инвестировать и перейдет на природный газ. Поэтому гораздо проще и в три-четыре раза быстрее – это поставить на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-ПВС электрофильтры, чем ждать, когда они наиграются в газификацию. На это властям и надо давить».

Олег И. Гусев

Подпишитесь на наш канал Telegram!