Когда КТГ на выдумки хитра

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
6405

Компания "КазТрансГаз" предлагает усреднить стоимость газа по стране, чтобы, наконец, провести газ до столицы. 

Когда КТГ на выдумки хитра

Это позволит снизить цены в северных регионах, но приведет к удорожанию газа в других областях.  В среду МИА "Казинформ" со ссылкой на министра энергетики Каната Бозумбаева сообщило, что РГП "Госэкспертиза" одобрило технико-экономическое обоснование проекта магистрального газопровода "Сарыарка". По словам главы ведомства, стоимость проекта достигает 236 млрд тенге. Маршрут потенциального газопровода проходит так: Кызылординская область – Жезказган – Караганда – Астана (протяженность 1800 км). При этом, добавил министр, у проекта предусмотрен и второй этап: Кокшетау – Петропавловск (протяженность 2300 км).

"Будет возможность поставки около миллиардов кубометров газа на север страны", – сказал г-н Бозумбаев.

По проекту технико-экономического обоснования газопровода "Сарыарка" стоимость газа для конечного потребителя получается высокой, в очередной раз отметил Канат Бозумбаев. Именно поэтому национальный оператор "КазТрансГаз", которому и предстоит газифицировать северные регионы, предложил особый способ удешевить цены на голубое топливо.

"КазТрансГазом" предложен вариант, когда методом почтовой марки усредняли бы стоимость газа по стране, потому что есть регионы, в которых стоимость газа в несколько раз меньше, чем в других регионах. Будем считать и смотреть. Важна не только экологическая составляющая, но нужно и понимать, смогут ли население и бизнес воспользоваться высокими тарифами. Мы поговорим об этом с акимом Астаны Асетом Исекешевым, а в следующем месяце доложим на заседании Премьер-министру", – приводит цитату министра энергетики агентство "Казинформ".  

Таким образом, правительству предстоит выбрать меньшее из двух зол: отказаться от газификации севера из-за высоких цен или заставить потребителей платить ради экологичности такого энергоресурса. При этом рассматривается и альтернативный способ газифицировать Астану и северные области республики – сжиженный природный газ (СПГ).

"Речь идет о том, что СПГ, который в Казахстане не используется, особым методом сжижается при экстремально низких температурах, потом перевозится железнодорожным транспортом, закачивается в газовую установку, и в естественной температуре он расширяется и превращается в обычный природный газ – метан. Это будет альтернатива", – пояснил Канат Бозумбаев.

"Что будет дешевле Астане, то, наверное, и будут реализовать", – подытожил глава Минэнерго.

Предыстория проекта "Сарырка"

Предварительно проектом газификации столицы  предусматривалось строительство магистрального газопровода "Сарыарка", вдоль которого появятся газотурбинные станции (400 мегаватт каждая) в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказгане.

"Газ будет поставляться из ресурсов газопровода "Бейнеу – Бозой – Шымкент". Уже ведется строительство компрессорной станции "Караозек" в Кызылординской области", – подтвердил ранее abctv.kz вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.  

Таким образом, предполагалось, что топливо до столицы будет транспортироваться по следующему маршруту: магистральный газопровод "Бейнеу – Бозой – Шымкент" – компрессорная станция "Караозек" (Кызылординская область) – Жезгазган – Караганда – Темиртау – Астана. 

Ранее "КазТрансГаз" планировал получить инвестиции в проект (3,1 млрд долларов) от британской Independent Power Corporation PLC. В ноябре 2015 года компании подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает вышеописанные работы.    

"Британские партнеры профинансируют строительство четырех газотурбинных электростанций в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказгане. "КазТрансГаз" за счет привлекаемых инвестиционных средств Independent Power Corporation PLC построит магистральный газопровод "Сарыарка" от магистрального газопровода "Бейнеу – Бозой – Шымкент" до Астаны и обеспечит транспортировку и поставку газа для газотурбинных электростанций.  При этом все строительно-монтажные работы во время реализации проекта будут выполняться только казахстанскими компаниями", – говорится в сообщении пресс-службы "КТГ", распространенном в ноябре 2015 года.

Тогда для экономии на строительстве хотели использовать рабочие газопроводы, находящиеся на консервации. По сути, речь шла о строительстве газопровода за счет использования труб с незадействованных в настоящее время ниток магистрального газопровода "Средняя Азия – Центр". Для подготовки документов проекта "КТГ" провел тендер на разработку ТЭО проекта. Стоимость тендерных работ составила 760904450,00 тенге без НДС.

Что будет с газопроводом "Средняя Азия – Центр"

Магистральный газопровод "Средняя Азия – Центр" ("САЦ") был построен более 50 лет назад для обеспечения транспортировки газа между республиками Советского Союза – из Туркменистана, Казахстана, Узбекистана в промышленный хаб центральной России. 

Сегодня Казахстан использует "САЦ" для перекачки небольших объемов газа с узбекских месторождений в Россию. С 2011 года прекратился транзит туркменского газа через Казахстан в Россию.

"Времена изменились, каждая республика является независимым государством и сама определяет приоритеты поставки экспортных ресурсов. Сегодня Туркменистан избрал главным вектором китайское направление, отсюда и появился Азиатский газопровод, и с каждым годом они увеличивают мощности туда", – отметил в интервью abctv.kz заместитель генерального директора по связям с правительством Республики Казахстан АО "КТК-К" Каиргельды Кабылдин.

"Транзита туркменского газа в Россию фактически нет. В "САЦ" идет порядка 10 млрд кубов узбекского газа, который по соглашению Узбекистана с "Газпромом" поставляется в Россию", – добавил он.

По мнению Каиргельды Кабылдина, увеличение транзита по сети "Средняя Азия – Центр" не прогнозируется.

"Ожидать роста транспортировки объемов газа по "САЦ" сегодня, наверное… дай бог вот эти объемы сохранить", – резюмировал топ-менеджер.

Куралай Абылгазина