Это позволит снизить цены в северных регионах, но приведет к удорожанию газа в других областях. В среду МИА "Казинформ" со ссылкой на министра энергетики Каната Бозумбаева сообщило, что РГП "Госэкспертиза" одобрило технико-экономическое обоснование проекта магистрального газопровода "Сарыарка". По словам главы ведомства, стоимость проекта достигает 236 млрд тенге. Маршрут потенциального газопровода проходит так: Кызылординская область – Жезказган – Караганда – Астана (протяженность 1800 км). При этом, добавил министр, у проекта предусмотрен и второй этап: Кокшетау – Петропавловск (протяженность 2300 км).
"Будет возможность поставки около миллиардов кубометров газа на север страны", – сказал г-н Бозумбаев.
По проекту технико-экономического обоснования газопровода "Сарыарка" стоимость газа для конечного потребителя получается высокой, в очередной раз отметил Канат Бозумбаев. Именно поэтому национальный оператор "КазТрансГаз", которому и предстоит газифицировать северные регионы, предложил особый способ удешевить цены на голубое топливо.
"КазТрансГазом" предложен вариант, когда методом почтовой марки усредняли бы стоимость газа по стране, потому что есть регионы, в которых стоимость газа в несколько раз меньше, чем в других регионах. Будем считать и смотреть. Важна не только экологическая составляющая, но нужно и понимать, смогут ли население и бизнес воспользоваться высокими тарифами. Мы поговорим об этом с акимом Астаны Асетом Исекешевым, а в следующем месяце доложим на заседании Премьер-министру", – приводит цитату министра энергетики агентство "Казинформ".
Таким образом, правительству предстоит выбрать меньшее из двух зол: отказаться от газификации севера из-за высоких цен или заставить потребителей платить ради экологичности такого энергоресурса. При этом рассматривается и альтернативный способ газифицировать Астану и северные области республики – сжиженный природный газ (СПГ).
"Речь идет о том, что СПГ, который в Казахстане не используется, особым методом сжижается при экстремально низких температурах, потом перевозится железнодорожным транспортом, закачивается в газовую установку, и в естественной температуре он расширяется и превращается в обычный природный газ – метан. Это будет альтернатива", – пояснил Канат Бозумбаев.
"Что будет дешевле Астане, то, наверное, и будут реализовать", – подытожил глава Минэнерго.
Предыстория проекта "Сарырка"
Предварительно проектом газификации столицы предусматривалось строительство магистрального газопровода "Сарыарка", вдоль которого появятся газотурбинные станции (400 мегаватт каждая) в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказгане.
"Газ будет поставляться из ресурсов газопровода "Бейнеу – Бозой – Шымкент". Уже ведется строительство компрессорной станции "Караозек" в Кызылординской области", – подтвердил ранее abctv.kz вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев.
Таким образом, предполагалось, что топливо до столицы будет транспортироваться по следующему маршруту: магистральный газопровод "Бейнеу – Бозой – Шымкент" – компрессорная станция "Караозек" (Кызылординская область) – Жезгазган – Караганда – Темиртау – Астана.
Ранее "КазТрансГаз" планировал получить инвестиции в проект (3,1 млрд долларов) от британской Independent Power Corporation PLC. В ноябре 2015 года компании подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает вышеописанные работы.
"Британские партнеры профинансируют строительство четырех газотурбинных электростанций в Астане, Караганде, Темиртау и Жезказгане. "КазТрансГаз" за счет привлекаемых инвестиционных средств Independent Power Corporation PLC построит магистральный газопровод "Сарыарка" от магистрального газопровода "Бейнеу – Бозой – Шымкент" до Астаны и обеспечит транспортировку и поставку газа для газотурбинных электростанций. При этом все строительно-монтажные работы во время реализации проекта будут выполняться только казахстанскими компаниями", – говорится в сообщении пресс-службы "КТГ", распространенном в ноябре 2015 года.
Тогда для экономии на строительстве хотели использовать рабочие газопроводы, находящиеся на консервации. По сути, речь шла о строительстве газопровода за счет использования труб с незадействованных в настоящее время ниток магистрального газопровода "Средняя Азия – Центр". Для подготовки документов проекта "КТГ" провел тендер на разработку ТЭО проекта. Стоимость тендерных работ составила 760904450,00 тенге без НДС.
Что будет с газопроводом "Средняя Азия – Центр"
Магистральный газопровод "Средняя Азия – Центр" ("САЦ") был построен более 50 лет назад для обеспечения транспортировки газа между республиками Советского Союза – из Туркменистана, Казахстана, Узбекистана в промышленный хаб центральной России.
Сегодня Казахстан использует "САЦ" для перекачки небольших объемов газа с узбекских месторождений в Россию. С 2011 года прекратился транзит туркменского газа через Казахстан в Россию.
"Времена изменились, каждая республика является независимым государством и сама определяет приоритеты поставки экспортных ресурсов. Сегодня Туркменистан избрал главным вектором китайское направление, отсюда и появился Азиатский газопровод, и с каждым годом они увеличивают мощности туда", – отметил в интервью abctv.kz заместитель генерального директора по связям с правительством Республики Казахстан АО "КТК-К" Каиргельды Кабылдин.
"Транзита туркменского газа в Россию фактически нет. В "САЦ" идет порядка 10 млрд кубов узбекского газа, который по соглашению Узбекистана с "Газпромом" поставляется в Россию", – добавил он.
По мнению Каиргельды Кабылдина, увеличение транзита по сети "Средняя Азия – Центр" не прогнозируется.
"Ожидать роста транспортировки объемов газа по "САЦ" сегодня, наверное… дай бог вот эти объемы сохранить", – резюмировал топ-менеджер.
Куралай Абылгазина