Коллапс на железной дороге в КНР грозит оставить бизнес без товара, а казахстанцев – без одежды

9705

Проблема экспорта в Китай тянется еще с прошлого года, некоторые предприниматели приостановили свои поставки в эту страну. Но теперь страдают и импортеры, их груз простаивает в Поднебесной, передает inbusiness.kz.

Коллапс на железной дороге в КНР грозит оставить бизнес без товара, а казахстанцев – без одежды

Предприниматель из Алматы, общественный деятель Мансур Мулдакулов рассказывает, что на территории Китая сейчас большое скопление подвижного состава для перевозки грузов в Казахстан и транзитных поездов в Россию и Европу.

"Начался осенне-зимний сезон. Казахстанцы могут остаться без зимней обуви из Китая. Нужна теплая одежда – куртки, пуховики. Груз стоит, и его не пропускают. Делается это искусственно либо это какой-то технический сбой в железнодорожном сообщении, сказать не могу. Раньше одна железнодорожная станция Достык – Алашанькоу справлялась, а сейчас у нас появилась еще станция Алтынколь – Хоргос, две железнодорожные станции – и такой коллапс! Я этого тоже не могу понять. Это скажется плохо на обычных покупателях. Такое происходит впервые. Всех лихорадит, потому что не могут получить груз. Это касается не только реализаторов товара, но и производителей. Нет сырья для стройматериалов, фурнитуры и др. Это серьезно бьет по бизнесу. Даже контейнерные перевозки застопорились, насколько я знаю", – говорит он.

Ранее в Палате предпринимателей ВКО говорили об этом, отмечая рост цен на одежду, бытовую технику и текстиль.

Вагоны превратились в склады

Проблемы есть и по импорту, и по экспорту. По перевозкам в направлении Китая их все же больше, говорит глава Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (КазАПО) Салтанат Адамбаева, поскольку время простоев у экспортеров длиннее. На казахстанско-китайской границе есть вагоны, которые стоят еще с апреля.

"Операторы вагонов терпят колоссальные убытки, их легко посчитать: 8 тысяч вагонов стоит, умножаем на 7-8 тысяч тенге в сутки, выходит 64 миллиона тенге ежесуточно. Вагоны не эксплуатируются, они превратились в склады. Нет оборота, к тому же у многих казахстанских компаний вагоны находятся в лизинге, есть кредитные обязательства. Ситуация длится почти полтора года. Многие отказываются от перевозок в сторону Китая (...)", – говорит она.

Теряют деньги и владельцы грузов. В ассоциации не могут ничего сказать относительно того, как в перспективе этот вопрос будет решен.

"Было совещание с участием китайской стороны. Они говорят: решайте это на международном уровне, на правительственном уровне. Поэтому не видим пока выхода. Единственное – они говорят, что сейчас по станции Алтынколь ведутся работы, будут запущены дополнительные пути, часть груза они будут готовы принять после реконструкции. Но какой груз, какой объем? Прогнозируют на конец октября – начало ноября, но, будет ли этот прогноз выполнен, никто на сегодня сказать точно не может", – добавила она.

Убытки бизнеса будут расти

В НПП "Атамекен" выразили мнение, что текущая ситуация нарушает принцип взаимной торговли.

"Если ранее в направлении КНР простаивало 6-6,5 тысячи вагонов, то на сегодня уже, по информации железной дороги, порядка 8 тысяч вагонов. 29 сентября мы получили уведомление от АО "НК "КТЖ" о том, что с 1 октября будет введен конвенционный запрет в связи с тем, что китайская сторона принимает только контейнерные поезда", – говорит эксперт департамента логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Дархан Муратханов.

У предпринимателей сейчас идет затоваривание, у кого-то невыполнение плана и так далее.Страдают и собственники вагонов.

"Бизнес просто стоит, месяцами", – говорит Дархан Муратханов.

В КНР Казахстан поставляет сельхозпродукцию, металлы, нефтепродукты, руду. А импортирует в основном продукты народного потребления – это различная техника, продукция, которую казахстанцы заказывают в интернет-магазинах, строительные, химические грузы, переработанные металлы. Ассортимент огромный.

"Мы неоднократно писали письма в госорганы с предложением, что этот вопрос надо выносить на уровень двусторонних переговоров с участием руководства правительства РК и КНР. Мы считаем, что это будет оперативным решением данного вопроса. Убытки, которые несет бизнес, будут расти с учетом всех ограничений и по перевозке, и по приему. Импортеры обращают внимание на то, что нарушаются принципы взаимной торговли. Почему транзит через Казахстан идет хорошо, китайская сторона в штатном режиме отправляет вагоны, а в направлении Казахстана вагоны стоят?" – говорит он.

24 сентября эту проблему подняли и депутаты мажилиса в своем запросе на имя руководителей трех ведомств – МИД, МИИР и минторговли – они заявили, что импортеры вынуждены заказывать доставку грузов в объезд Казахстана. Представим на минуту, во сколько могут вырасти расходы у бизнеса, чтобы делать такие "круги".

По статистике, только за 2020 год Казахстан закупил в КНР телефоны и коммуникационное оборудование на $563,8 млн, компьютеры – $483,2 млн, обувь – $154,7 млн.

Некоторые эксперты предлагают не завязывать всю торговлю на КНР, но найдут ли поставщики более дешевые товары с учетом логистики – это вопрос. Все-таки Китай более привлекателен для нас по ценовой политике. Добавим, что на сегодня неопределенность ситуации сохраняется.

Айгуль Тулекбаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться