Перебои поставок из Китая: техника и одежда могут подорожать в Казахстане

11299

Коллапс на границе с КНР – проблема, и ее нужно решать, заявляют эксперты.

Перебои поставок из Китая: техника и одежда могут подорожать в Казахстане

Коллапс с грузоперевозками на казахстанско-китайской границе продолжается. На границе застряло 6600 вагонов. Казахстанский бизнес терпит убытки из-за перебоев с поставками в обе стороны.

По данным АО "Казахстан темир жолы", правительство КНР усилило меры профилактики в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции и контроля на пограничных переходах Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос.

С 15 августа в связи с выявлением новых случаев заболевания Covid-19 на станции Алашанькоу (КНР) китайская сторона ограничила прием/отправку поездов, принимая только контейнерные поезда и предоставляя приоритет грузам, проходящим по транзитному коридору Китай – Европа – Китай.

Однако контейнерных платформ в Казахстане насчитывается считанное количество – не больше 200 единиц. Притом что РК в среднем завозит из Поднебесной 4000 контейнеров в месяц.

Между тем, по мнению экспертов, затягивание проблемы может привести к росту цен в Казахстане. КНР – ключевой торговый партнер для РК. По структуре внешней торговли Казахстана Китай занимает второе место. По итогам 2020 года общий товарооборот между странами составил $15 млрд.

В прошлом году Казахстан продал Китаю меди более чем на $1,8 млрд, газа – более чем на $1,4 млрд, нефти – почти на $1,2 млрд. В обмен на сырье Казахстан закупает в Поднебесной огромный ассортимент товаров. Лидируют по объемам сделок телефоны и коммуникационное оборудование – за них было заплачено $563,8 млн. На втором месте компьютеры – $483,2 млн, на третьем – обувь ($154,7 млн). К слову, объем сделок по этим видам товаров такой же, как и объем экспорта нефти. То есть все деньги, полученные от продажи черного золота в Китай, Казахстан потратил на китайские телефоны, ноутбуки и кроссовки.

Директор "Улагат Консалтинг Групп" кандидат экономических наук Марат Каирленов считает, что Казахстану следует развивать торговые отношения с разными странами, а не концентрироваться на ограниченном пуле стран-партнеров.

"Ситуация на казахстанско-китайской границе с перебоями грузоперевозок говорит о том, что Казахстану нужно диверсифицировать экономику. Да, Китай – это огромный и привлекательный рынок. Нам нужно на нем присутствовать и развивать торговлю, но нельзя всю торговлю "завязывать" на Китай. КНР – страна непредсказуемая, особенно в последнее время, как все авторитарные страны с очень большим государственным влиянием. Нам также нужно выходить и развивать торговое сотрудничество с другими странами. Нужно торговать со всем миром, а не надеяться, что мы на чужом горбу выедем", – полагает Марат Каирленов.

Причины действий Китая, по его мнению, могут быть связаны и с политической подоплекой. Поэтому с точки зрения и привлечения инвестиций, и торговли нужно быть осторожными. Это ключевой урок, отмечает кандидат экономических наук.

Что касается влияния ситуации на экономику Казахстана, то, если она не разрешится, может стать мощным фактором для раскручивания инфляции.

"У нас могут подорожать продукты питания и промышленные товары. Например, зелень у нас на 50% состоит из китайского импорта. Большая часть бытовой техники, мебели, товары легкой промышленности, одежда – все это из Китая к нам привозится. Без них цены будут расти", – констатирует экономист.

Проблема заторов на казахстанско-китайской границе вполне разрешима, отмечает китаист Антон Бугаенко. Он не исключает, что ее корни лежат не в политической плоскости, а мировом логистическом кризисе.

"Вопрос стоит в том, что в мире происходит сбой в логистике. Наблюдается переориентация грузов в сторону континентальных путей. Скорее всего, вопрос в логистике возник по этой причине. Все пути могут быть заняты грузами, которые отправляются в Европу. Возможно, все контейнеры были направлены в сторону Европы. Здесь также появляется вопрос – как долго ждут грузы из Китая в Европе. То есть говорить о том, что эта ситуация неразрешима, нельзя. Но это проблема для Казахстана, которую нужно решать", – подчеркнул Антон Бугаенко.

Если сравнивать приоритетность перевозок в Европу и в Казахстан, то стоимость доставки в страны ЕС выше, соответственно, они выгоднее КНР, отметил эксперт.

Также не исключено, что ситуация связана с субсидиями, которые шли на доставку грузов в Европу.

"То есть нужно изучить, насколько доставка в Центральную Азию стала менее выгодной, чем была", – пояснил спикер.

"Мог сыграть и фактор ужесточения проверок из-за "индийского" штамма коронавируса, которое в том числе коснулось таможенных постов. Что касается экспорта из Казахстана в Китай, то его можно с уверенностью объяснить санитарными ограничениями. При этом если идет речь об Алашанькоу, то там конкуренция с европейскими составами присутствует, потому что потоки увеличились. Я не думаю, что китайцы специально ограничивают отправку и прием грузов через казахстанско-китайскую границу, потому что сейчас нет никаких реальных поводов и причин для ограничений", – отметил Антон Бугаенко.

Политических же мотивов в сложившейся ситуации эксперт не усматривает.

"О политическом давлении можно было говорить в начале года, но не на данный момент. Возможно, имеется спор хозяйствующих субъектов", – допустил эксперт.

Напомним, ранее казахстанский бизнес заявил о простое грузов на границе с Китаем. В начале сентября казахстанские импортеры получили телеграммы из СУАР о том, что движение грузов со станции Алашанькоу приостановлено до 20 сентября. В этой связи сроки ожидания отправок растянулись до двух-трех месяцев.

Карина Алимова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться