На портале inbusiness.kz были опубликованы два интервью с разработчиком Кодекса о недрах Тимуром Одиловым, в которых он сделал ряд достаточно серьезных замечаний, касающихся деятельности комитета геологии, действующего ныне под эгидой министерства экологии и природных ресурсов РК.
В частности, речь шла о недопустимости продажи геологической информации инвесторам, которая должна была быть, по сути, в свободном доступе. Также затрагивалась тема "серых зон" в геологоразведке, что отталкивают потенциальных инвесторов и они теряют интерес вкладываться в освоение наших недр.
Комитет геологии официально прокомментировал корреспонденту inbusiness.kz свое видение ситуации и положение дел в отрасли.
– Тимур Одилов утверждает, что на практике с момента проявления интереса инвестора и до получения непосредственно лицензии вместо положенных 10-15 дней проходит год. Почему сроки затягиваются и что делается для устранения таких барьеров?
– Право недропользования предоставляется по участкам, включенным в Программу управления государственным фондом недр, которая формируется на основе анализа перспектив развития сферы недропользования и с учетом потребности страны в соответствующих видах полезных ископаемых, необходимости восполнения и увеличения минерально-сырьевой базы страны.
Вначале все заинтересованные инвесторы подают заявления на свободность и включение объектов в эту программу в компетентные органы (МИИР и минэнерго), откуда документы перенаправляются в комитет геологии. Затем поступающие заявления комитет геологии анализирует на свободность, изученность, наличие утвержденных запасов полезных ископаемых, на возможные ограничения для включения в программу, на соответствие Кодексу РК О недрах и недропользовании и иным законодательным актам, касающимся особо охраняемых природных территорий, водных объектов, полигонов, населенных пунктов и т. д.
Это непрерывный процесс, прием заявок не ограничен временным интервалом. Полная обработка занимает до 30 календарных дней в зависимости от количества объектов в заявке, каждая обработанная заявка возвращается в компетентные органы для ответа заявителю. Таким образом, комитет участвует в формировании проекта программы, а принятие решения о включении того или иного объекта за компетентными органами (мининдустрии и минэнергетики).
– Но это в идеале – 30 дней на выдачу лицензии инвестору, а в жизни, со слов эксперта, им приходится ждать намного дольше. Нестыковка по срокам получается.
– Упрощение процедуры формирования программы можно решить поправками в законодательство, предусматривающими внедрение принципа единого окна для инвесторов. Если формирование и утверждение программы закрепить за министерством экологии (где сконцентрирована вся необходимая информация – особо охраняемые природные территории, водные объекты, геологическая информация и др.) по согласованию с компетентными органами (мининдустрии и минэнерго), то это позволит исключить дублирование функций и значительно сократить сроки получения права на недропользование.
– Понятно, значит, работа над улучшением инвестклимата все еще продолжается. Будем надеяться, что сроки выдачи лицензий действительно заметно сократятся после того, как исключат дублирование функций. Как Вы прокомментируете заявление о том, что геологическая информация, которая должна была быть в свободном доступе, на самом деле платная?
– Кодексом (о недрах. – Прим. автора) вопросы предоставления геологической информации четко урегулированы. Национальным оператором в лице Республиканского центра геологической информации "Казгеоинформ" обеспечивается открытый доступ к геологической информации, за исключением конфиденциальной и секретной.
Любой желающий, будь то юридическое или физическое лицо, вправе ознакомиться с интересующим их геологическим отчетом в республиканском или соответствующем территориальном геологическом фонде.
Геологическая информация является доступной. Для недопущения износа и утери оригиналов геологической информации заявителю предоставляются копии, за которые и взимается плата.
С вводом в текущем году в эксплуатацию информационной системы "Национальный банк данных минеральных ресурсов" будет обеспечено предоставление геологической информации в режиме онлайн. С вводом информационной системы также предусматривается автоматизация ряда услуг в недропользовании, таких как предоставление геологической информации, выдача лицензий, сдача отчетности и др. (онлайн).
В данный момент проект банка данных находится в опытной эксплуатации и тестировании. Ожидается его полный запуск, как было сказано выше, в текущем году.
– Замечания о том, что имеет место быть утечка информации об интересе инвестора к той или иной территории, достаточно серьезны. Есть ли объяснение на этот счет?
– Заявления на включение в программу, как уже было отмечено, поступают в компетентные органы и далее отрабатываются по цепочке всеми заинтересованными органами. При опубликовании программы в приказе указывается дата начала приема заявок и срабатывает принцип "первый пришел – первый получил".
На практике данная дата равна одному месяцу после опубликования, то есть у всех потенциальных инвесторов есть равная возможность подать заявку на интересующий участок. По сути, раскрытие координат не имеет никакого смысла, потому что они будут всем доступны после опубликования в открытом доступе.
– А почему не все доступные территории в Программе управления государственным фондом недр открыты для инвесторов?
– Как вы знаете, общая площадь территории Казахстана составляет 2,7 млн кв. км. И если исключить общую площадь действующих объектов недропользования и объектов утвержденной программы (1,5 млн кв. км) и территории лесфонда, горных массивов, водного фонда, городов (30 тыс. кв. км) и т. п., то по состоянию на 2021 год осталось открыть около 400 тыс. кв. км, то есть осталось открыть порядка 15% территории. Работа над этим еще продолжается.
– А как прокомментируете, что, несмотря на миллиардные расходы на отечественную геологоразведку, открытие месторождений происходит только за счет частных инвестиций?
– Казахстан обладает недрами, богатыми на разнообразные природные ископаемые. Работа нескольких поколений отечественных геологов позволила создать уникальный минерально-сырьевой комплекс. Благодаря этому были созданы моногорода, основу экономики которых составляет горнодобывающая и нефтегазовая промышленность.
При этом активная добыча полезных ископаемых приводит к истощению запасов. В таких условиях государство берет на себя проведение ранних (наиболее рисковых) стадий геологического изучения недр для восполнения запасов и обеспечения стабильной работы градообразующих предприятий.
За счет госбюджета выполняются комплексные региональные геологические исследования, направленные на изучение глубинного строения Земли. По результатам работ составляется современная геологическая информация и определяются перспективные участки для включения в Программу управления государственным фондом недр. Таким образом, проводимые комитетом геологии работы по изучению недр за счет государственного бюджета заложили базовые условия для открытия новых месторождений частными компаниями.
– Заявление о наличии "серых зон" в казахстанской геологоразведке сможете прокомментировать?
– С вводом Кодекса о недрах в Казахстане внедрен международный стандарт отчетности о минеральных ресурсах и запасах по твердым полезным ископаемым (в 2016 году Казахстан вступил в Международный комитет CRIRSCO – Committee for Mineral Reserves International Reporting Standards). По шаблону CRIRSCO Казахстан разработал Казахстанский кодекс публичной отчетности о результатах геологоразведочных работ, минеральных ресурсах и минеральных запасах (Кодекс KAZRC). Согласно международному стандарту, государственный учет ведется на основании заключения компетентного лица (эксперта в области геологии и горного дела), которого выбирает и привлекает сам недропользователь.
На сегодняшний день принято 33 отчета, подготовленных по международному стандарту. При этом в переходный период, до 1 января 2024 года, недропользователь вправе предоставлять отчетность как по международному стандарту, так и по стандарту государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Казахстана. Так что обвинения о наличии "серых зон" безосновательны.
Что касается приоритетного права нацкомпаний перед транснациональными, то хотелось бы отметить, что в соответствии с кодексом приоритетное право национальных компаний в сфере твердых полезных ископаемых истекло уже в прошлом году. Национальными компаниями был поднят вопрос о продлении приоритетного права, но он не был поддержан. Так что никаких перекосов в пользу поддержки национальных компаний уже нет.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!