"Прошло совещание на тему: "Вопросы по концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы" с участием главы государства.
Представителями бизнеса в регионах, вовлеченными в разработку проекта концепции с самого начала, которые насчитываются порядка 2 тыс. человек, внесено 82 предложения в проект.
Основными симптомами коррупции глазами бизнеса являются: низкий уровень конкуренции; высокая доля государства в экономике; создание "узких горлышек" при распределении ограниченного количества ресурсов, в том числе субсидий; закостенелая бюрократия и, как следствие, повсеместное размывание персональной ответственности; слабое развитие общественных институтов. Это подтверждают многочисленные исследования.
С 2017 года мы на системной основе проводим опросы среди предпринимателей по вопросам коррупции. В нем участвовали порядка 6 тыс. человек. Проводилось 70 глубинных интервью.
Лидерами из года в год выступают такие сферы, как земельные отношения (частота случаев коррупции – в 50%), строительство (43%), АПК (40%), таможня (26%), транспорт (25%), экология (24%), госзакупки (21%).
Специфика пандемии сказалась на том, что к коррумпированным органам респонденты также отнесли СЭС, полицию, налоговые органы. Это связано с деятельностью мониторинговых групп и блокировками ЭСФ.
Инициаторами коррупции в половине случаев выступают госслужащие, другая половина – посредники и предприниматели.
В сферах земельных отношений и АПК проблемы заложены в недоступности информации о землях, неполноценных базах данных. Распределение субсидий непрозрачно, здесь вовлечено множество сторон, в т. ч. и бизнес. Мы неоднократно поднимали эти вопросы.
Считаем, что решение должно быть в оцифровке земель, ревизии и интеграции реестров и кадастров.
В этой отрасли можно использовать положительный опыт Турции – лидера по экспорту в сфере АПК, который внедрил субсидирование конечной сельхозпродукции.
В таможенной сфере – зеркальная статистика и теневой импорт.
За 9 месяцев 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020 года выросли объемы расхождения на 24,2%, или на 0,8 млрд долл. США. При этом объем теневого импорта в 2020 году оценивается в размере 5,1 млрд долл. США.
О проблемах в этой сфере уже отмечалось на встрече с бизнесменами 21 января т. г., поручения имеются, ведется работа.
В сфере закупок есть проблемы аффилированности, фирм-однодневок, неразвитости института предквалификации. При выборе низкой цены заказчик и подрядчик попадают в "ловушку экономической неэффективности сделки". Для обеих сторон это в дальнейшем порождает только проблемы.
Необходимо отойти от такой системы. Лучшая мировая практика показывает, что выбор победителей делается на основе критерия наиболее экономически эффективного участника (система МЕАТ – Most Economic Advantageous Tenderer). Сейчас обсуждаются предложения бизнеса.
По поручению главы государства был создан портал "Единое окно закупок", который собирает информацию обо всех регулируемых закупках и активно используется совместно с антикоррупционной службой.
В периметре 6 закупочных площадок в 2021 году действовало более 1 млн 662 тыс. договоров на общую сумму более 11,2 трлн тенге.
Бизнес получает доступ к более 100 тыс. товаров, работ и услуг.
Разработаны сервисы для выявления признаков коррупции – завышенные цены, аффилированность, способы закупа и др. Только в превентивном режиме было сэкономлено более 46 млрд тенге (с начала реализации проекта в 2020 году).
Главная проблема в том, что завышенные цены закладываются еще на этапе планирования бюджета.
Мы неоднократно предлагали минфину, "Самруку" использовать инструменты портала для мониторинга обоснованности предполагаемых расходов. Однако пока не видим поддержки и заинтересованности.
1 июля 2021 года запущена система "Реестр бизнес-партнеров". На основании более 40 параметров система определяет вероятность того, что контрагент может использовать сделки с выпиской фиктивных счетов-фактур.
В России после внедрения подобной системы в 2011 году число однодневок сократилось в 6 раз (с 1,2 млн до 200 тыс.). Комиссия за обналичивание выросла, как объявил ЦБ, в 3 раза (с 5-6% до 14-15%), а некоторых случаях – в 5 раз (до 25%).
В настоящее время совместно с МНЭ ведется работа по включению в Налоговый кодекс принципа должной осмотрительности и поправок по механизму его применения, разработан соответствующий законопроект.
Сейчас идут работы по внедрению новой регуляторной политики.
Пилотный проект в сфере общественного питания показал, что из 1686 требований к бизнесу 41% не соответствуют базовым условиям.
Нужна кардинальная "перепрошивка" всех правил, требований. Проведение реформы должно быть под постоянным контролем.
В этой связи большое внимание должно быть уделено развитию саморегулирования, передаче госфункций в конкурентную среду.
Отсутствуют стимулирующие меры по переходу на саморегулирование, нет программного документа по его развитию. Поэтому нужен национальный план по развитию профессионального СРО.
В декабре 2021 года в законодательстве закреплен статус Национального совета (в законе об НПП), который был создан при НПП "Атамекен" в 2018 году, в состав которого вошли ведущие эксперты, представители IFC, МФЦА, KASE, Ассоциации финансистов, консалтинговых фирм и др.
Разработаны кодекс корпоративного управления, руководство по применению кодекса в компаниях с госучастием и в непубличных компаниях, руководство для независимых директоров и др.
В этом году планируется заключение соглашения с правительством и агентством финрегулирования для реализации принципов корпоративного управления в отечественных компаниях.
Вышеуказанные вопросы, в т. ч. по корпуправлению, в той или иной степени охватывают предложения бизнеса. Полагаем, что они в достаточной мере учтены в проекте концепции антикоррупционной политики" – написал Рустам Журсунов.