События, связанные с гибелью призера Олимпийских игр Дениса Тена, вскрыли криминальную составляющую бизнеса, связанного с продажей автозапчастей. По мнению Айдоса Сарыма, большинство украденных автозапчастей реализуются на автомобильных рынках. Он считает, что фирмы, занимающиеся их продажей, следует приравнять к бизнесу по реализации драгметаллов.
По словам г-на Сарыма, члены общественного совета провели рейд по четырем авторынкам Алматы. Увиденное шокировало общественников: абсолютная антисанитария, отсутствие кассовых аппаратов. Кроме того, ни на одном рынке нет стационарного поста полиции.
"Все продавцы, с которыми мы разговаривали, предлагали нам фары, точно такие, как у машины Дениса Тена. Говорилось, что полиция провела рейды – никто там не напуган, те же самые товары, без касс, без ничего", – сказал Айдос Сарым.
Председатель общественного совета Алматы Рахман Алшанов также уверен, что борьбу с преступностью нужно начинать с проверок рынков – тех мест, где сбывается краденое имущество. Кроме того, общественники считают, что работу органов внутренних дел следует пересмотреть.
"Почему обвиняемый оказался в этот день не в зале суда? Почему этого человека отпустили? Нужно пересмотреть законодательство и приостановить кампанию по гуманизации. Были случаи, что карманного вора в день по два раза привлекали к ответственности. В отдел полиции они заходят, как к себе домой. В то же время труд оперативных работников очень низко оплачивается. Основная часть их времени уходит на формирование сводки, которая попадает на стол акима. Чтобы составить картину мнимого благополучия, из пальца высасывают мнимые преступления", – высказал свое мнение пенсионер Шакен Толегенулы.
Большой вопрос вызывает установка уличных камер. Общественники отметили, что на алматинских парковках видеонаблюдение чаще всего не ведется.
"Мы ставили вопрос о том, чтобы на парковках устанавливали камеры. Однако представители паркингов руками и ногами отбиваются. Отвечать за машины никто не хочет. На улице Курмангазы не было ни одной камеры. Только сейчас появился патруль полиции. Почему раньше его не было? Подозреваемые задержаны. Но мы сомневаемся, что это истинные преступники. Возникают вопросы и к суду, и к следствию. Действительно ли это те люди или просто их нашли в базе?" – задал вопросы Толеген Сарсенбаев.
Представитель общественного совета Марат Шибутов сообщил, что в августе прошлого года он уже ставил вопрос по поводу краж. Г-н Шибутов привел статистику, по которой в прошлом году в городе было совершено 67 тыс. преступлений, из них 45 тыс. – это кражи. При этом 38 тыс. уголовных дел было закрыто, так как не были найдены виновники. Он также напомнил, что в 2016 году бюджет алматинского ДВД составлял 16 млрд тенге, в 2017 году – 25 млрд тенге. За год отмечен рост на 30%, при этом департамент имеет низкую раскрываемость преступлений.
На нападки общественников ответил подполковник ДВД Газиз Нуркенов. По его словам, в городе прослеживается снижение уровня преступности: в 2016 году было зафиксировано 33 тыс. уголовных преступлений, в 2017 году – 29 тыс. Что касается торговли крадеными автозапчастями, то, по словам г-на Нуркенова, Департамент внутренних дел не занимается проверкой торговых объектов.
"Для того чтобы проверить торговый объект, необходимо получить разрешение, так как сейчас идет мораторий на проверку бизнеса. Если нет показаний пострадавших, то и нет правовых оснований прийти на рынок", – сказал он.
В свою очередь общественные деятели считают, что сейчас в полиции нет системной работы и не ведется активная борьба с преступностью. В связи с этим алматинские общественники предлагают сменить руководство МВД и городского ДВД для улучшения ситуации с преступностью.
"Общественность города поднимает вопрос: отправить в отставку главу Министерства внутренних дел и ДВД города. Потому что это системный сбой. Если не принять такое решение, будут привыкать. Нужно обновить руководство", – сказал член общественного совета города Алматы Рахман Алшанов.
Римма Гахова