/img/tv1.svg
RU KZ
КТК используем, ККСТ – в уме

КТК используем, ККСТ – в уме

Реализация проекта «Казахстанская Каспийская Система Транспортировки»  откладывается на неопределенный срок, несмотря на ожидаемый запуск Кашагана.

15:20 24 Сентябрь 2016 3062

КТК используем, ККСТ – в уме

Автор:

Кульпаш Конырова

Диверсификация маршрутов доставки
Приближающаяся день от дня дата возобновления добычи на Кашагане (23 октября текущего года),  автоматически реанимирует вопрос о необходимости строительства еще одного крупного проекта, а именно, Казахстанской Каспийской Системы Транспортировки (ККСТ).

ККСТ или, как ее еще называют, Транскаспийская система создавалась именно под нефть с месторождения Кашаган. Предполагалось, что вся эта система должна будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеров и судов, а также из нефтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительных сооружений до системы «Баку-Тбилиси-Джейхан».

Впервые идея об этом маршруте доставки казахстанской нефти на мировые рынки возникла восемь лет назад, еще в 2007 году, когда цены на нефть росли, а Астана была в нетерпеливом ожидании запуска  Кашагана после очередной его отсрочки.

При той благоприятной конъюнктуре цен на углеводороды, власти страны жили в предвкушении больших «барышей» от продажи своей нефти, в том числе тенгизской и будущей - кашаганской.

В 2008 году в Баку национальные нефтяные компании Казахстана и Азербайджана - «КазМунайГаз» и SOCAR - подписали соглашение по ККСТ. Главная особенность этого проекта состояла в том, что кашаганская нефть должна была идти по Каспийскому морю через Кавказ, а не через Россию.

И прежде чем дальше рассуждать о перспективах ККСТ, было бы уместным напомнить в целом о политике казахстанских властей в области транспортировки. Общеизвестно, что для богатого нефтью Казахстана, при его континентальной замкнутости, вопрос доставки «черного золота» на мировые рынки всегда был актуален.

Два имеющихся на заре независимости нашей республики трубопровода (КТК и Атырау - Самара) в силу имеющихся на тот момент мощностей не могли принять растущие год от года (с запуском Тенгиза и Карачаганака)  объемы казахстанской нефти.

Мы помним, как все начиналось, все было впервые...
Именно тогда президент страны Нурсултан Назарбаев первым поднял вопрос о расширении КТК (Каспийской системы трубопроводов). Напомним, что это один из главных для нас экспортных маршрутов, по которому на мировой рынок уходит свыше 50% казахстанской нефти.

В эксклюзивном интервью abctv.kz один из уважаемых аксакалов казахстанской «нефтянки», ныне заместитель Председателя Ассоциации KazEnergy Узакбай Карабалин  рассказал о малоизвестном широкой публике факте.

«Именно глава государства Нурсултан Назарбаев смог пробить вопрос о расширении КТК.  Во время своего очередного визита в Москву, он узнал о том, что его российский коллега (на тот момент) Борис Ельцин лежит в больнице. Назарбаев поехать навестить его», - рассказал Узакбай Карабалин.

По его словам, прямо в больничной палате, президент Казахстана вновь поднял вопрос о необходимости расширения КТК и смог на сей раз убедить Ельцина, лежащего на больничной койке.

«Российский президент дал свое согласие, пообещав, что соответствующее распоряжение оформит после своего выздоровления. Но Нурсултан Абишевич настоял на том, чтобы он  тут же «закрепил» свое решение письменно. И так как под рукой не было ни гербовой бумаги, ни бланка, свою роспись под фразой: «Разрешаю расширить КТК»  российский лидер поставил на обычной медицинской салфетке. «Добро» Бориса Ельцина на таком «документе» дало старт новому крупнейшему проекту  - проекту расширения КТК», - добавил Узакбай Карабалин.

Еще одним толчком к решению в пользу расширения КТК стал тот факт, что в 2008 году Тенгиз стал «набирать силу», увеличив нефтедобычу почти вдвое с 14 миллионов тонн до 25 миллионов тонн в год. Российский трубопровод уже не мог проглотить эти объемы.

Тем не менее, окончательное решение по расширению КТК было принято в конце 2010 года.  Пропускная способность трубопровода должна была увеличиться почти вдвое, до 67 миллионов тонн нефти. Трудности не обошли и этот проект. Все работы по расширению должны были завершиться два года тому назад, еще в 2014 году.

Но вот лишь неделю, за месяц до возобновления добычи на Кашагане,  генеральный директор КТК Николай Горбань заявил на пресс- конференции в Астане, что все работы по расширению этого трубопровода завершатся к середине будущего года. Но при этом, он  заметил, что трубопровод уже в октябре текущего года будет готов принять первые баррели кашаганской нефти.

"Физическую мощность трубопровода мы планируем довести до 67 миллионов тонн по итогам проекта расширения (к середине 2017 года), сегодня предварительных заявок – порядка 65 миллионов (на следующий год), но это предварительно, это все еще будет уточняться до конца года", - Николай Горбань сообщил журналистам Астаны.

По его словам, из этих 65 миллионов тонн нефти 52,5 миллиона тонн приходится на заявки казахстанской стороны (общий объем добычи нефти в Казахстане колеблется от 78 миллионов до 81 миллиона тонн в год – прим. автора), а остальная нефть пойдет по трубе КТК с российской стороны.

Нефть течет туда, где есть экономическая выгода
Казахстан, с прицелом на то, что цены на «черное золото»  все же вырастут в будущем, не отказывается от своих планов по увеличению нефтедобычи. Помимо запуска Кашагана,  на походе реализация новых проектов расширения на Тенгизе и на Карачаганаке. Именно поэтому Астана продолжает придерживаться ранее взятого курса на диверсификацию экспортных маршрутов для своей нефти.

Как, в таком случае, будут распределяться объемы добываемого сырья в ближайшие годы среди имеющихся и планируемых трубопроводов? И будет ли реанимирован проект ККСТ в связи с ожидаемым запуском Кашагана? На эти вопросы ответил заместитель генерального директора по связям с правительством Казахстана АО "КТК-К" Каиргельды Кабылдин.

По его мнению, с запуском Кашагана проблем с доставкой всей добываемой в республике нефти на мировые рынки не будет. Во – первых, КТК, как было сказано выше, готов принять вместе с кашаганской нефтью свыше 50 миллионов тонн нефти в год.

"Кашаган находится на стадии опытно-промышленной разработки, добыча ожидается порядка 350 тысяч баррелей, порядка 16-17 миллионов тонн  в год. Эти объемы мы уже готовы принимать", - уточнил Кайргельды Кабылдин.

Но вот дальнейшее увеличение нефтедобычи в стране поглотить одними мощностями Каспийского трубопровода, по его словам, невозможно.

"После расширения, Тенгиз будет добывать 39 миллионов тонн в год. Кашаган на пике планирует добывать 60 миллионов тонн в год. Безусловно, мощности КТК эти объемы не примут", - добавил Кабылдин.

Но есть еще трубопровод «Атырау – Самара». За все эти годы, пока шли разговоры о Кашагане,  быстро и незаметно был построен  трубопровод «Казахстан – Китай», мощностью в 20 миллионов тонн.

На сегодня маршрут в Поднебесную заполняется на 7 миллионов тонн транзитной российской нефтью, столько же поступает в него казахстанской нефти. Есть возможность принять еще шесть миллионов  тонн.

Кроме этого, на высшем уровне между Астаной и Пекином есть договоренность об увеличении пропускной способности трубопровода «Казахстан – Китай».  Напомним, что китайская нефтяная компания CNPC имеет долю в Кашагане в размере 8,4% и по соглашению о разделе продукции имеет право поставлять объемы с Кашагана в Китай.

"И если китайская сторона предложит коммерческие условия, совместимые с западным направлением, то с Кашагана будет поставляться нефть в нефтепровод «Казахстан – Китай»", — пояснил Кабылдин.

Что касается ККСТ, то, по его мнению, говорить о нем еще рано.

«В стратегии развития казахстанской нефтетранспортной системы есть проект ККСТ, но насколько и когда он будет востребован, это покажет время», -  резюмировал Кайргелды Кабылдин.

Генеральный директор Ассоциации Kazenergy Болат Акчулаков более оптимистичен относительно будущего ККСТ.

«Транскаспийский маршрут может быть реализован. Наличие свободного объема для транспортировки лучше, чем недостаток. Согласитесь альтернатива – это всегда «плюс», - пояснил Болат Акчулаков.

Эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игорь Ивахненко считает, что будущее многих региональных проектов, не только Транскаспийского, будет зависеть «от степени успешности разработки супергигантского, но крайне сложного месторождения  Кашаган».

«Кашаганские акционеры воздерживаются от прогнозов продуктивности на следующих стадиях разработки  месторождения из-за непредсказуемости результатов. Такое положение, конечно, не позволяет реанимировать проекты переработки или транспортировки «заточенные» на большую кашаганскую нефть. В том числе, и Транскаспийский проект ККСТ, особенно на фоне профицита мощностей у КТК и нефтепровода в Китай», - уточнил Игорь Ивахненко.

По его мнению, для возвращения к идее строительства ККСТ необходимы и устойчиво высокий уровень нефтедобычи на Кашагане, и высокие цены на нефть, способные возместить инвестиции в строительство дополнительного гигантского маршрута.

Кульпаш Конырова

Минэнерго ожидает от консорциума стратегии по освоению Кашагана

Это необходимо для дальнейшего развития проекта.

19 Декабрь 2019 12:58 10674

Министерство энергетики ожидает от консорциума стратегии по освоению Кашагана. Об этом сегодня на площадке центральных коммуникаций сообщил вице-министр Асет Магауов.

"В рамках дальнейшего развития проекта мы ожидаем от консорциума определиться со стратегией по полномасштабному освоению месторождения Кашаган и начать проектирование", – подчеркнул вице-министр.

По его словам продление эффективной эксплуатации месторождения на долгосрочный период стало приоритетом работы. В текущем году на Карачаганаке активно реализуются проекты продления уровня добычи на Карачаганаке (стоимостью 4,5 млрд долл. США), которые позволят сохранить уровень добычи на долгосрочный период. Тенгизский проект является основным драйвером нефтегазовой отрасли. В текущем году активно реализуется проект будущего расширения Тенгиза (36,8 млрд долларов), который позволит повысить годовой уровень добычи на 12 млн тонн с 2023 года.

По предварительным итогам объем добычи нефти за текущий год составит порядка 90,4 млн тонн, тем самым закрепляя рекорд 2018 года (90,36 млн тонн). В конце 2016 года с запуском Кашагана нефтедобыча вышла на новый уровень, годовой объем вырос более чем на 8 млн тонн в 2017 году, составив 86,2 млн тонн, в 2018 году объем добычи вырос на 4 млн тонн, составив 90,36 млн тонн.

"Возвращаясь к вопросам производства, хотелось бы отметить, что в текущем году консорциумом НКОК достигнут рекордный уровень добычи в 390-400 тыс. баррелей в сутки. Реализуемые сегодня проекты расширения первого этапа Кашагана (стоимостью 2 млрд долларов США) направлены на достижение добычи в 420 тысяч баррелей в сутки в 2022 году и 500 тысяч баррелей в сутки в 2027 году", – сообщил вице-министр.

По данным министерства, крупными иностранными сервисными компаниями приняты обязательства по местному содержанию: "Бонатти" – от 65%, "ГАТЕ" от 80%, "Велесстрой" – 72%, "Сенидми Курылыс" – 73%, CCEP – 65%.

Для изучения пяти перспективных бассейнов – Аральский, Сырдарьинский, Прииртышский, Шу-Сарысуйский, Северо-Тургайский – будут предусмотрены государственные инвестиции. Повышение степени изученности бассейнов позволит в дальнейшем привлекать частные инвестиции в недропользование.

Производство нефтепродуктов в сравнении с прошлым годом выросло по бензинам на 15%, дизтопливу – на 10%, авиатопливу – на 75%. В этом году для поддержания производства заводов с июля был открыт экспорт по автобензину. Ежемесячно на экспорт уходит порядка 20-30 тыс. тонн автобензина. Таким образом, в среднесрочной перспективе прогнозируется профицит на внутреннем рынке нефтепродуктов.

В текущем году для стимулирования развития проектов производства продукции с высокой добавленной стоимостью был разработан механизм ценообразования товарного газа – сырья для таких проектов. Законопроект находится на рассмотрении мажилиса. В ожидании данного механизма наблюдается рост числа инвесторов, желающих организовать в Казахстане нефтегазохимические производства.

Таким образом, наиболее экономически выгодным для республики проектам будет предоставляться доступное газовое сырье. Таким, как производство циклогексана, метанола, полиэтилентерефталата и др.

Инвесторами проявлен интерес к проектам по переработке бензола в циклогексан (мощность 150 тыс. тонн/год) и параксилола в полиэтилентерефталат (мощность 430 тыс. тонн/год), производству метанола (мощностью 1800 тыс. тонн/год), порошкового полипропилена (мощность 80 тыс. тонн/год) и метил-трет-бутилового эфира/этил-трет-бутилового эфира (мощность 60 тыс. тонн/год), констатируют в министерстве.

Майра Медеубаева

Нефтяные реки Казахстана стали полноводнее

Отечественная «нефтянка» потихоньку наращивает мощности.

29 Декабрь 2018 18:41 7081

Учитывая тот факт, что надежды Казахстана построить экспорт-ориентированную экономику не сырьевой направленности пока в процессе реализации, отечественная «нефтянка» была и остается основным поставщиком прибыли в государственную казну.

Каким был уходящий год для отрасли? Специалисты и эксперты характеризуют его, как период наращивания мощностей, как в нефте – и газодобыче, так и в трубопроводной системе для увеличения поставок на экспорт.

По данным министерства энергетики республики, объем добычи нефти по итогам уходящего года должен составить 87 млн тонн, что превысит план примерно на 5%. Показатель роста небольшой, но, тем не менее, он важен с точки зрения доходов для казны.

Свою лепту в общую нефтедобычу внес самый сложный и многообещающий проект республики – Кашаган. По итогам 11 месяцев здесь было добыто 12 миллионов тонн нефти, что почти на 21 процент выше плана.

Несмотря, что месторождение проработало весь год без эксцессов, нефтяники международного консорциума, зная, насколько сложен технически этот Кашаганский проект, до сих пор осторожны в прогнозах и, на всякий случай, держат «пальцы скрещенными».

«Молодое»,  по меркам специалистов, месторождение Тенгиз в этом году выдало почти треть нефти от всего годового объема  – 25, 9 миллионов тонн. Сегодня здесь идет планомерная и сосредоточенная работа над новым проектом расширения.

Третий крупный проект – Карачаганак дал за 11 месяцев текущего года стране 11, 1 миллионов тонн «черного золота», превысив план всего лишь на полтора процента.

Процесс наращивания мощностей, как было сказано выше, происходит и в трубопроводной системе страны. По официальным данным, за 11 месяцев текущего года экспорт казахстанский нефти составил 66 миллионов тонн, что почти на четыре  больше показателя аналогичного периода прошлого года

По итогам 2018 года, скорей всего, показатель экспорта по нефти будет еще выше. В прошедший четверг, 28 декабря на Морском терминале Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК) была отгружена 60-миллионная тонна с начала 2018 года.

Напомним, что КТК остается главной магистралью, по которой львиная доля казахстанской нефти поставляется на мировые рынки. В этом году КТК идет на  новый рекорд годовой отгрузки на терминале. Напомним, что в 2017 году через трубопроводную систему Тенгиз – Новороссийск на экспорт направлено 55,1 миллионов тонн нефти, а в 2016 году на мировые рынки  было отгружено т. 44,3 миллиона тонн.

Как сообщила пресс-служба Каспийского трубопроводного консорциума, из 60 миллионов тонн нефти, отгруженных к утру 28 декабря, около 53 миллионов тонн – это казахстанская нефть, оставшиеся семь миллионов тонн черного золота поступило в трубопроводную систему КТК с территории России.

С прицелом на Китай

Параллельно с ростом добычи нефти в республике растет и добыча «голубого топлива». Так, по данным минэнерго, за 11 месяцев уходящего года было добыто 50,5 миллиардов кубометров  газа (план на 11 месяцев – 47,6 миллиардов кубометров, план на 2018 год – 53,4 миллиардов кубометров). Чуть меньше трети из всего объема добываемого газа (план на 2018 год – 18,5 миллиардов кубометров), уйдет на экспорт.

Главное направление экспорт – соседний Китай. Как любят говорить нефтяники и газовики: «нефть и газ текут туда, где предлагают хорошую  цену». Именно поэтому и в этом секторе идет планомерная работа над наращиванием экспортных газо-магистралей.

Как известно, недавно национальный оператор Казахстана, АО «КазТрансГаз», запустил высокотехнологичную компрессорную станцию ​​«Туркестан», которая позволит увеличить экспорт казахстанского газа в Китай.

Строительство было реализовано в рамках инвестиционного проекта по увеличению пропускной способности газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент с 10 миллиардов кубометров в год до 15 миллиардов кубометров в год.

Эксплуатация новых станций позволит национальному оператору в области поставок газа и газа обеспечить бесперебойную поставку газа в южные регионы Казахстана для удовлетворения растущего спроса каждый год, особенно в пиковые периоды в течение отопительный сезон.

Сегодня потребность юга республики в голубом топливе составляет около 5 миллиардов кубометров газа в год. Наряду с этим значительно увеличиваются объемы поставок газа по трансазиатскому магистральному газопроводу «Центральная Азия – Китай», что увеличит экспорт казахстанского газа в Китай.

Принцип «сообщающихся сосудов»

Несмотря на то, что долгоиграющий процесс модернизации трех крупнейших казахстанских НПЗ в республике, практически, завершился, и объем переработки нефти в уходящем году чуть вырос, однако, обещанный правительством «бензиновый рай» для казахстанцев так и не наступил. Владельцы авто недовольны нестабильностью цен на ГСМ и постоянно возникающим его дефицитом.

По данным минэнерго, по итогам 11 месяцев объем внутренней переработки нефти составил порядка 15 миллионов тонн нефти при плане на 11 месяцев в 14,6 миллионов тонн и при прогнозе на весь 2018 год в 16 миллионов тонн. Таким образом, переработка нефти внутри страны выросла на 8,6 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Причиной роста цен на ГСМ специалисты называют принцип «сообщающихся сосудов». Это когда цены на бензин выше в соседних странах, то он тут же утекает сквозь открытые границы туда. Так, средняя розничная цена бензина марки АИ-92 в Казахстане – 154,8 тенге. Цена одного литра дизельного топлива в Казахстане – 193,2 тенге.

Для сравнения: розничная цена бензина в Российской Федерации – 230,5 тенге, в Узбекистане – 273 тенге, в Кыргызстане – 234 тенге за литр. Цена дизельного топлива в Российской Федерации – 246,5 тенге, в Кыргызстане – 250,8 тенге, в Узбекистане – 208 тенге.

Единственная мера, которую предпринимает правительство республики для недопущения роста цен на топливо в Казахстане – это введение временного запрета на вывоз нефтепродуктов (дизельного топлива) за пределы Казахстана. К сожалению, эта мера вводится, практически всегда, с некоторым запозданием.

ОПЕК и ценовая конъюнктура

Сырьевой характер экономики (особенно, для нефтедобывающих стран) делает ее уязвимой и зависимой от цен на нефть. Республиканский бюджет формируется с учетом мировой цены на нефть. Уходящий год заставил поволноваться, как самих нефтяников, так и экономистов и законотворцев.

2018 год характеризовался большими скачками цен на углеводороды. После долгожданного роста, в четвертом квартале наблюдалось снижение мировых котировок на нефть, что отрицательно отразилось на планах на прибыль и на планах по инвестициям нефтегазовых компаний.

Как соблюсти баланс между добычей нефти и ценами на нее, чтобы не пострадали, в первую очередь, экономики нефтедобывающих стран? Вопрос этот постоянно в центре внимания членов ОПЕК.

В начале декабря уходящего года состоялось пятое заседание ОПЕК+, по итогам которого принято решение об ограничении уровня добычи стран ОПЕК+ на шесть месяцев начиная с января 2019 года.

Как сообщили в минэнерго, «Казахстан с самого начала изъявил готовность присоединиться к данному решению, и намерен принимать все необходимые меры по достижению принятых на себя обязательств по сокращению добычи нефти на 40 тысяч баррелей в сутки». Но это будет уже в будущем году. 

Кульпаш Конырова