Журналист Inbusiness.kz побывал на заседании комиссии по выделению грантов участникам государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек".
Претендентами на получение грантов являются безработные лица, независимо от регистрации в центрах занятости населения, предприниматели и лица, оплатившие на момент обращения ЕСП в соответствии с налоговым законодательством РК, прошедшие курс обучения основам предпринимательства по проекту "Бастау Бизнес" или завершившие обучение в рамках первого направления программы.
При этом для членов малообеспеченных и многодетных семей – получателей АСП, а также переселенцам и оралманам из числа претендентов прохождение обучения основам предпринимательства по проекту "Бастау Бизнес" или обучения в рамках первого направления программы не требуется.
Всего комиссией рассматривалась 31 заявка при имеющихся 29 грантах, каждый на сумму 555 600 тенге. Бизнес-планы оценивались по 12 позициям – от уникальности идеи до проработки конъюнктуры рынка.
Среди всей массы проектов была пара, хоть и не эксклюзивных, но с некоей новизной. Один конкурсант предлагал сделать парикмахерскую для всей семьи с отдельными местами для детей с креслами-машинками и телевизорами, а второй такой же молодой претендент – автоателье Garage – занимается перетяжкой салонов автомобилей.
Много было желающих получить грант на ателье по пошиву одеял и корпешек. Всем им предлагалось из листа бумаги А4 вырезать национальный узор, и только одна из соискательниц сделала это практически с закрытыми глазами, без предварительной прорисовки узора.
Еще одна из конкурсанток, также желающая приобрести на грантовые деньги швейное оборудование, хочет шить целые линейки конвертов и комбинезонов для новорожденных. Но проблема в том, что она не имеет права продавать эти вещи у себя дома: для этих целей необходимо снимать офис, а денег и так впритык.
Интересный проект был по разведению крупного рогатого скота: соискательница живет в городе, а на грант хочет купить бычков и откармливать их в деревне у родственников.
Автор ничего не хочет сказать плохого, но обычно такая смычка города и деревни происходит следующим образом: городской человек получает грант, едет в деревню и якобы покупает у родственников (никто же не проверяет эту связь) КРС и затем якобы сам его выращивает. А на деле происходит простое увеличение уставного капитала семейного предприятия, с которого грантополучатель теперь будет иметь "законный" процент.
Мало того что проект у конкурсантки сырой и недоработанный, так еще и вызывает сомнение переезд красивой и ухоженной девушки в сельскую местность, где она в резиновых сапогах и ватнике будет убирать навоз за пятью бычками, ломая о черенок совковой лопаты свой дорогой маникюр.
Кстати, о маникюре. Было достаточно много проектов по ресничкам-бровкам-пальчикам. Некоторое время назад существовала негласная установка на такие цели гранты не выдавать, однако сейчас – также негласно – деньги выдавать разрешили.
Но, во-первых, официально на дому маникюрный салон открывать нельзя, ибо СЭС потом владелицу огорчит до невозможности. А во-вторых, арендовать помещения под кабинет в торговых домах, которые, возможно, скоро опять будут закрывать при усилении карантинных мер, тоже смысла нет.
Так что, в принципе, этот вид бизнеса ждет упадок. Да и при разрастающемся кризисе народ будет больше думать об элементарном выживании и еде, а не о красоте.
К слову, о еде. Комиссии представлялись проекты по разведению коз в собственном доме (700 тенге за литр козьего молока, на минуточку), а также изготовление тортов и блинов на дому и производство пиццы.
И если с козами в частном подворье все понятно, то вот торты и блины на собственной кухне – это табу: СЭС не позволит. Для этого нужно иметь отдельное помещение в том же кафе или столовой с соответствующими разрешениями и ежедневными пробами для санврачей. Так что работать втемную по этим позициям реально выгоднее, чем стать ИП и быть задушенным санэпидемстанцией.
И проект с пиццей тоже не прошел: соискательница хотела арендовать "уголок" в кафе, однако, согласно нормам, два пищевика-ипэшника не могут работать в одном помещении, так как тогда для СЭС невозможно разграничить зоны ответственности.
Подводя итог, можно сказать следующее. Для многих начинающих предпринимателей действительно выгоднее работать без регистрации ИП, но этот пункт – регистрация и выход из тени – главный в данной грантовой программе.
Много проектов реально "сырых". И дело не в том, что в НПП "Атамекен" на своих курсах плохо все объясняли. Дело в том, что часть "курсантов" необучаемы в принципе.
На предыдущих комиссиях некоторые проекты возвращались на доработку с возможностью подать заявку повторно в следующем месяце. 80% из них на следующее заседание комиссии подавали свои проекты без каких-либо изменений в прежнем варианте. Что как раз говорит о том, что эти соискатели как не понимают, что делают, так и не понимают, каким образом они будут развивать свой "бизнес".
Причем они не только заявляли: "Деньги же выделили, так что давайте!", но и в случае отказа бежали жаловаться в Nur Otan.
И члены комиссии уже готовятся давать объяснения "почему они народ не любят", ибо добрая половина бизнес-планов была отклонена. Но с возможностью подать заявку повторно.
Олег И. Гусев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!