А вопросов действительно много: и не только к менеджменту, но и к РГП "Казводхоз", в чьем ведении он находится. Но для начала расскажем, что из себя представляет канал имени Сатпаева.
Протяженность этого канала, который эксплуатируется с 1967 года, составляет 458 километров. Он обеспечивает водой жителей Павлодарской и Карагандинской областей, а также столицы. Канал имеет 22 насосно-подъемные станции.
И вот это, пожалуй, ключевая информация. С 1967 года! Гарантия на бетон на насосных станциях составляет 100 лет – советские строители возводили на совесть. А нынешние управленцы, можно сказать, только на этом и выезжают. Конечно, плановый ремонт выполняется, но он носит больше косметический характер.
На некоторых станциях складывается впечатление, что нет хозяйской руки, нет того, кто бы заботился о стратегическом объекте должным образом. Увы, но принцип "пока все нормально, шевелиться не надо" работает здесь стабильно.
Посудите сами: гидромеханическое оборудование канала введено в эксплуатацию в 1967-1971 годах и с того времени морально устарело и имеет 100%-ную амортизацию. Только вдумайтесь – агрегаты работают более 40 лет. А ремонт охватывает только съемные узлы и детали. Незаменяемые корпусные детали работают с тех пор, как были установлены, и в каком они состоянии – большой вопрос.
С энергетическим оборудованием ситуация схожая. При нормативном сроке эксплуатации в 25 лет оно работает более 45 лет.
На сопутствующих производствах до сих пор работают на станках, выпущенных в середине XX века. Некоторые станки уже стоят, но заменять их никто не спешит. Вот и получается, что работы проводятся благодаря усилиям сотрудников, а производство держится на их энтузиазме, опыте и смекалке.
Несмотря на периодическое обновление парка автотранспорта, до сих пор эксплуатируются давно подлежащие списанию автомобили и автобусы. По нашим данным, более 40% техники используется более 20 лет. В то же время руководители канала не забывают о себе любимых. Так, в прошлом году для руководства было приобретено 10 единиц техники, включая внедорожник и два седана представительского класса.
Кроме того, ранее весь автотранспорт был оснащен GPS, на это в 2013 году было потрачено более 100 миллионов тенге. С перебоями эта система проработала до 2016-го, а сейчас за транспортом контроля нет, зато есть подозрения, что транспорт может использоваться в личных целях, спидометры подкручиваются, а ГСМ списываются.
Очень интересно проходят конкурсы, которые объявляет "Казводхоз". Так, в 2017 году была разработана проектно-сметная документация на реконструкцию плотины № 87 гидроузла № 4. Изначально был предусмотрен сложный современный технологический процесс строительства, а именно забивка металлических шпунтов сплошной стеной по всей протяженности дамбы. Подобные работы предусматривают наличие редкой специализированной техники и специалистов. Как и прогнозировалось, желающих участвовать в конкурсе оказалось крайне мало: откликнулась только компания "Гидроспецстрой", с которой в последующем и заключили контракт способом из одного источника.
Однако чуть позже руководство "Гидроспецстрой" предложило другой способ реконструкции, более устаревший, но якобы проверенный – укрепить дамбу бурозаливными сваями. В апреле этого года данное предложение одобрили на техническом совете РГП "Казводхоз", были инициированы изменения с последующей сдачей альтернативного проекта на согласование в РГП "Госэкспертиза".
Складывается впечатление, что была разыграна очень интересная партия. Сначала объявляется конкурс на крайне сложные специфические работы, которые требуют наличия дорогого современного оборудования и высококвалифицированных специалистов. Желающих участвовать в таком конкурсе не находится, а документы подает лишь одна компания, с которой в последующем контракт и заключается. Спустя какое-то время компания-победитель предлагает провести более упрощенные работы, и заказчик, как ни странно, соглашается. Вопрос: почему? Это все равно что заказать дорогую обувь из кожи, а затем согласиться на нечто дешевое из дерматина за ту же цену. Согласитесь, неплохой маневр, чтобы избавиться от конкурентов – изначально усложнить задачу, а затем ее подкорректировать под себя.
Впрочем, странности с 87-й плотиной на этом не заканчиваются. На сегодня "Госэкспертиза" измененный проект не согласовала, а работы уже идут полным ходом. При этом имеется документ, в котором президент ТОО "Гидроспецстрой" Трашин просит дать разрешение на работы и в случае неполучения положительного результата от "Госэкспертизы" обещает не требовать оплаты за выполненный объем. Вы когда-нибудь видели предпринимателя, который готов работать, тратить собственные средства, при этом рискуя абсолютно ничего за это не получить? Генеральный директор "Казводхоза" Мейрбек Егенов на это соглашается и распоряжается обеспечить доступ строительной техники и персонала на объект.
Непонятная ситуация и с системой связи на канале. В 2017 году в рамках модернизации систем связи было установлено специальное оборудование. На это потратили более 78 миллионов тенге, однако на сегодня, по данным специалистов, эта система полноценно не функционирует, так как не имеет возможности передавать данные нужного объема. Тем не менее в прошлом году на техобслуживание данной системы было заложено 6 миллионов 800 тысяч, а в этом – уже почти 30 миллионов тенге плюс дополнительно на услуги организации сети еще 10 миллионов.
Проблемы у канала и с непрофильными активами. Так, на балансе предприятия находятся две котельные, инженерные сети по водо- и теплоснабжению и канализации поселков Шидерты и Молодежный. Ежегодно для этих населенных пунктов закупается порядка 32 тысяч тонн угля, хотя проконтролировать его поставки полноценно пока не представляется возможным. Просто потому, что нет оборудования для взвешивания угля, его прием производится визуально. Только представьте, на уголь, который никак не контролируется, в год тратится порядка 200 миллионов тенге, при этом заработные платы сотрудников канала составляют в среднем 60-70 тысяч. Мужчин подобной оплатой привлечь крайне сложно, вот и приходится женщинам трудиться в не самых комфортных условиях.
Понятно, что при такой низкой заработной плате канал испытывает кадровый голод. Однако проблемы с квалифицированным персоналом здесь не только из-за отсутствия достойного заработка. Трудятся на канале и люди пенсионного возраста. Таких тут немало. Сам первый руководитель Ондасын Жиенкулов 1955 года рождения. 63-летний руководитель отдела безопасности и защиты собственности Серикбай Адамбеков – пенсионер правоохранительных органов, однако эффективно настроить работу у него не получается. На объектах регулярно происходят кражи – к примеру, в прошлом году был украден кабель на 5 миллионов тенге, а по некоторым фактам ущерб не определен и полноценных расследований не проводится. Свидетельством тому служат письма от представителей канала, адресованные прокурорам. У канала имеется собственная охрана, а также объект охраняется силами полиции, однако складывается впечатление, что для стратегического объекта этого крайне мало. Да и зимой в таких полицейских будках вряд ли будешь чувствовать себя комфортно и думать исключительно о безопасности вверенного тебе имущества.
Впрочем, кадры в составе канала и "Казводхоза" работают разные. К примеру, заместителем генерального директора "Казводхоза" является Айдос Жакенов, который в свое время привлекался к уголовной ответственности по делу экс-Премьера страны Серика Ахметова, но был освобожден от отбывания наказания на основании закона об амнистии.
Еще один сотрудник РГП "Казводхоз" имел в прошлом проблемы с законом. Калыбек Алдабергенов в 2010 году задерживался за получение взятки. Тогда он работал в качестве начальника областного управления координации занятости и социальных программ Алматинской области. Правда, сейчас этот человек поменял фамилию и в "Казводхозе" числится уже под фамилией Кудайберген.
К слову, мы не против, чтобы на канале работали люди пенсионного возраста. Зачастую они очень опытные и готовы делиться знаниями с молодыми специалистами, но если на инициативы сил уже не осталось и ты устал, то, может быть, пора это признать и уйти на покой?
Отдельно хотелось бы остановиться на руководителе канала имени Сатпаева Ондасыне Жиенкулове и, в частности, его любви к командировкам. Вот приказ о командировании его в Алматы и Алматинскую область. Первый вопрос – зачем? Второй вопрос – командируют его 1 августа в четверг и сразу на четыре дня. То есть получается, что и суббота, и воскресенье у Ондасына Елубаевича были рабочими? С кем руководителю канала пришлось взаимодействовать в выходные дни?
Зато и отдыхать Жиенкулов умеет, что называется, душевно. В то время когда наша съемочная группа объезжала объекты канала имени Сатпаева, сам Ондасын Елубаевич засветился на базе отдыха в Баянауле. И все бы ничего, но отправился он туда на служебных автомобилях, на которые даже были выписаны штрафы и сразу на оба автомобиля. В одном случае водитель наказан за непристегнутый ремень, во втором – не выполнены требования дорожных знаков и разметки, которые применяются для регулировки дорожного движения. Вот уж точно – гулять так гулять! Хотя при желании можно предположить, что Жиенкулов и в Баянауле был в командировке. Мало ли полезной информации можно получить в центре отдыха "Жасыбай"?!
Складывается ощущение, что у предприятия просто нет добросовестного хозяина. Все держится на том, что было построено несколько десятилетий назад. На местах люди работают не благодаря, а вопреки – просто потому, что другой альтернативы нет. К ним-то и претензий никаких, так как свое дело простые рабочие знают. Зато в больших кабинетах творится все, что руководству заблагорассудится. Здесь тебе и новые дорогостоящие автомобили, и поездки на служебном транспорте, и сомнительные командировки, и даже конкурсы на миллиарды тенге с непрозрачным механизмом их проведения. И хорошо, что пока на канале ничего серьезного не произошло. И опять же это ни в коем случае не заслуга его руководителей. Это исключительно благодаря качественной работе советских строителей, которые когда-то сделали свою работу качественно и безупречно. Но со времен Советского Союза прошло очень много времени, хотя порой кажется, что кое-кто до сих пор живет где-то там, далеко…
Константин Харламов