DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 323,36 Brent 36,55
«Кыргызстан ждут очень большие проблемы»

«Кыргызстан ждут очень большие проблемы»

Экономика КР умрет явно быстрее, чем страна успеет подготовиться.

12 Апрель 2020 11:31 10354

«Кыргызстан ждут очень большие проблемы»

Автор:

Олег И. Гусев

Об этом в эксклюзивном интервью inbusiness.kz рассказал политолог из Бишкека, директор ОФ «Трансграничная исследовательская сеть Центральной Евразии» Денис Бердаков.

В Кыргызстане на сегодня 298 подтвержденных фактов коронавируса, пять человек скончались. На территории Бишкека, Оша и Джалал-Абада, Ноокатского и Кара-Суйского районов Ошской области, Сузакского района Джалал-Абадской области введено чрезвычайное положение и комендантский час. Работа общественного транспорта и такси остановлена, разрешается передвигаться только на личном авто. Причем днем передвижения граждан по населенным пунктам ограничены, с 20:00 до 07:00 – полностью запрещены.

– Денис, какова обстановка в Кыргызстане на данный момент?

– Ситуация, как и во многих странах мира, действительно сложная. Коронавирус, кроме всего прочего, приводит к огромным социально-экономическим и политическим последствиям, и этот феномен оказал очень сильное влияние на жизнь всей республики. Ситуация новая и сложная, такой не было никогда. Элиты давно не встречались с таким системным вызовом. И, даже несмотря на то, что вирус не настолько страшен, как его малюют, ситуация с ним поставила некоторые государства на грань социальной и экономической катастрофы.

– А как оперативно ваши власти отреагировали на эпидемию?

– У нас было много времени [для принятия решений], мы уже видели пример Китая, Италии, Ирана. Полностью закрыть авиасообщение надо было недели за три-четыре, а не в третьей декаде марта. На мой взгляд, если бы мы закрылись 2-5 марта, то имели бы только единичные случаи заболевания. Но очень тяжело решиться на такие шаги: в тех регионах, где введено чрезвычайное положение, экономика почти полностью встала.

В Кыргызстане введен серьезнейший карантинный режим, ночью введен комендантский час, но уже понятно, что вирус вырвется (зараженные есть помимо тех, кто находится в обсервации), и все предпринимаемые меры – это просто отсрочка.

Но мы не понимаем, как долго это все будет продолжаться: сколько экономику и людей нужно будет держать на карантине? По разным оценкам, от полугода до полутора лет. То есть пока все не переболеют или не появится вакцина.

– Насколько сильно «оборонительные бои» с COVID-19 ослабят экономику страны?

– Бои действительно идут очень серьезные. Я не помню такого серьезного падения доходной части бюджета. При плане на 2020 год в 2,2-2,3 млрд долларов (в зависимости от курса), по оценкам президента, мы потеряем 400-450 млн долларов.

– Пятую часть, серьезно.

– Наш президент достаточно быстро смог найти ресурсы у крупных международных организаций и финансовых институтов:

  • МВФ выделил $120 млн;
  • Германия (GIZ) – $550 тыс.;
  • Исламский банк развития – $11 млн;
  • Всемирный банк – более $21 млн;
  • ЕБРР рассматривает выделение $100-150 млн;
  • Азиатский банк развития утвердил выделение $200 тысяч на приобретение оборудования и медикаментов, также АБР выделит дополнительные гранты и кредиты для укрепления системы здравоохранения.

Россия, США, Китай и Турция помогают тестами, масками, аппаратами ИВЛ.

– А Казахстан чем помог?

– Тем, что разрешил нам за деньги покупать свою муку. Но таковы нынешние реалии, и за это спасибо.

– Экономика страны – это в первую очередь ее бюджет. В мае прошлого года Вы говорили, что в 2018 году от киргизских трудовых мигрантов поступило 2,6 млрд долларов, а госбюджет КР составил около 2,1 млрд долларов. Кроме этих переводов, какие сектора пострадают в наибольшей степени?

– В Кыргызстане роль бюджета крайне низка по сравнению, например, с Россией, Казахстаном или Белоруссией. Наш бюджет – это не бюджет развития, это содержание чиновников, зарплаты государственных служащих: врачей, учителей, полиции, военных и немного строительство дорог… У нас слабо финансируемые слабые государственные институты: зарплата в министерствах от 100 до 200 долларов.

Бюджетникам мы зарплату и пенсии выплатим. Но гораздо серьезнее ситуация в самой экономике, она была экспортно ориентированной и завязана на внешний мир. Последние годы она состояла из четырех потоков, и по этим системным потокам нанесен очень серьезный удар.

Первый. Довольно мощный кластер швейного производства, в котором занято 200-300 тыс. человек. Из Турции и Китая поступали ткань и фурнитура, в Бишкеке все отшивалось и продавалось в Россию, Казахстан и даже некоторые страны Восточной Европы.

Хоть и с проблемами, но он развивался и давал огромную низовую занятость: люди платили простейший патент по 4-5 тыс. сомов на каждую швею и шили столько, сколько могли продать. В этом секторе проблемы начались раньше введения режима ЧП, еще с февраля: Россия и некоторые другие страны прекратили заказывать продукцию. А еще раньше – с января – Китай закрыл границу и начался дефицит тканей. Сейчас вся отрасль уже больше месяца стоит. В России, например, спрос на одежду и обувь упал на 90%. Так что после окончания карантина нам понадобятся месяцы, чтобы загрузить швейную отрасль.

Второе, на чем жил Кыргызстан, – это переводы трудовых мигрантов. У нас, кроме России, были трудовые мигранты в Турции, Южной Корее и немного в США. По итогам февраля мы видим падение переводов на 20-30%, а в апреле они упадут на 40-45%.

А каждый мигрант содержит здесь двух-трех человек. Это огромная ударная волна, которая начинает идти оттуда. Более того, у нашего государства нет денег, чтобы эвакуировать их из стран пребывания, а у самих людей уже не будет денег на подорожавшие билеты. Это настолько сложный системный вызов, что не понятно, что с ним делать.

Третий. Реэкспорт товаров из Китая, который шел почти на все СНГ. Теперь это все рухнуло. Мы не получаем НДС, наши предприниматели не работают на крупнейших рынках «Дордой» и «Карасу» – они закрыты.

На одном «Дордое» работали десятки тысяч людей, тысяча водителей фур, тысячи грузчиков и тачечников, которые жили от получки до получки, зачастую ежедневной. Это третий мощнейший удар по экономике, причем как по официальному, так и неофициальному денежному потоку, который шел в страну.

– Давайте «не отходя от кассы» поговорим о закрытой границе между Казахстаном и Кыргызстаном. Как сейчас с легальной торговлей и не меньшим объемом контрабанды?

– Да, граница закрыта. Контрабанда же шла с ведома и киргизской, и казахской погранслужб, которые так или иначе в этом участвовали. По крайней мере, знали или догадывались об этом. Сейчас даже было бы хорошо, чтобы хоть какая-то контрабанда шла, потому что в Кыргызстане по многим позициям очень нужны продукты, но их нет. Все просто боятся появления дополнительных очагов вируса на своей территории. Торговля встала и с Казахстаном, и с Узбекистаном, и с Таджикистаном, и с Китаем. Как и большинство стран мира, мы оказались в полной изоляции, и непонятно, когда это все закончится: будут возникать новые вспышки заболевания, районы будут закрывать и т. д. Хорошо, что есть железная дорога и открытые ж/д перевозки до Бишкека из Казахстана, и спрос на эти перевозки растет.

Четвертый поток. Таксисты, водители маршруток, мелкий и средний бизнес: магазины, кафе и рестораны очень сильно пострадали.

– Бишкек славился самым большим количеством кафе на душу населения.

– Это огромная по занятости сфера, которая потребляла массу продуктов питания и организовывала много рабочих мест, в первую очередь для студентов.

В одном только Бишкеке зарегистрировано 16 тыс. таксистов, в основном это люди многодетные и небогатые, арендующие машины и бусики. Им тяжело будет протянуть без заработка даже две-три недели, и без работы они встанут на грань голода. Серьезнейший удар по экономике и низовой занятости.

– Вы как-то говорили, что Кыргызстан – это, по сути, торговая республика венецианского типа, где слабые государственные институты, но в целом люди жили на уровне «нам хватало». А теперь не хватает очень широкому слою населения?

– Сейчас с этим очень сложно, и что делать с экономикой – вопрос тоже сложный. Если бы мы победили коронавирус простым введением ЧС до 15 апреля, было бы хорошо. Но количество зараженных растет, и всем понятно, что нужно продлевать еще на месяц, а то и на два. Как говорят в ВОЗ, все эти карантины только для того, чтобы смазать волну и дать время государствам подготовиться: закупить оборудование, аппараты ИВО, подготовить медиков…

– А может быть, просто не видеть невидимый вирус?

– В этом плане интересен опыт Таджикистана, который банально на все закрыл глаза с пониманием, что у него молодое, сильное население, и оно перенесет коронавирус. То есть, на их взгляд, отсутствие ограничений и режима ЧС спасет больше жизней, чем попытки играть в самоизоляцию и сильную страну с успешным здравоохранением. У нас сейчас побочных явлений от введения ЧС очень много: больные онкологией не могут из регионов попасть в больницу в Бишкеке, беременные не могут попасть на прием и т. д.

Но для нас уже понятно, что экономика умрет явно быстрее, чем мы успеем подготовиться необходимым образом. И нас ждут если не голодные бунты, то большие проблемы: уже сейчас, по подсчетам правительства, 210-230 тысяч семей нуждаются в регулярной помощи государства. Это те люди, которым надо раз в неделю выдавать большой продуктовый набор. Сейчас кабинет оказывает помощь 35 тысячам. При продолжении нынешней ситуации еще на три-четыре недели таких семей уже будет 500-600 тысяч.

– А страна обладает такими государственными материальными резервами?

– Нет. Бюджет, который с помощью доноров будет еле-еле сведен, придется тратить на питание своих граждан. Отчаяния нет, но и нет таких запасов, как в России и у Казахстана, у которого, на мой взгляд, были очень хорошие меры по поддержке малого бизнеса (освобождение от налогов) и адресная помощь в 42 500 тенге. У нас таких мер, к сожалению, нет. Если ситуация продлится еще полтора-два месяца, то мелкий бизнес просто вымрет.

Олег И. Гусев

Теги:

Кыргызстан коронавирус в Кыргызстане экономика макроэкономика коронавирус симптомы коронавирус новости коронавирус в мире коронавирус в России коронавирус статистика коронавирус симптомы болезни коронавирус симптомы лечение коронавирус симптомы температура коронавирус симптомы у детей коронавирус симптомы у людей коронавирус симптомы и последствия коронавирус в китае коронавирус это коронавирус 2020 коронавирус лечение коронавирус китая коронавирус как передается коронавирус что за болезнь коронавирус признаки коронавирус китай 2020 коронавирус устойчивость коронавирус китай коронавирус вакцина коронавирус передается человеку симптомы коронавируса у человека 2020 вспышка коронавируса симптомы коронавируса вакцина от коронавируса коронавирус что будет дальше симптомы нового коронавируса коронавирус у детей симптомы и лечение коронавирус отступает на кого действует коронавирус как определить симптомы коронавируса в каких странах уже есть коронавирус коронавирус настоящие данные в каких странах обна

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как в Казахстане будут поднимать экономику после Covid-19

Минэкономики разработало концепцию восстановления экономического роста.

05 Июнь 2020 08:36 650

Как в Казахстане будут поднимать экономику после Covid-19

Минэкономики разработало концепцию восстановления экономического роста, направленную на преодоление последствий от Covid-19. Проект закона состоит из трех основных направлений.

Восстановление макроэкономической стабильности и защищенности бизнес-модели страны

В данной части предлагается внести поправки, направленные на совершенствование бюджетного законодательства, денежно-кредитной политики и финансового сектора. А именно ограничения оборота наличных денег для повышения прозрачности операций, проводимых субъектами экономики, и борьбы с отмыванием денег за счет расширения использования безналичных платежей, а также закрепление норм по максимальному вовлечению в экономику и недопущению ухода в тень граждан, впервые выплативших единый совокупный платеж для получения социальной выплаты в период режима ЧП. Внесение изменений в бюджетное законодательство по установлению бюджетного правила, обеспечивающего дисциплину и контрцикличность бюджетных расходов при сохранении гибкости и усиление ответственности по целевому использованию бюджетных средств, выделенных в условиях кризиса.

Повышение самодостаточности казахстанской экономики через совершенствование и усиление мер поддержки реального сектора.

В агропромышленном комплексе предлагается внести поправки в законодательство в части расширения механизма финансирования путем введения форвардных контрактов, признания в банках договора гарантированного закупа сельхозпродукции «твердым залогом», расширения категории субсидируемого сырья, законодательного обеспечения постоянного закупа и сбыта аграрной продукции, законодательного урегулирования вопросов работы товаропроводящей системы через дополнительные меры по стимулированию торгово-закупочной деятельности и эффективной торговой инфраструктуры, которая позволит доставлять товар от производителя до потребителя по оптимальной цепочке и экспортировать товар после насыщения внутреннего рынка.

В обрабатывающей промышленности изменения затронут вопросы экологии, проектного финансирования и секьюритизации, урегулирования вопросов и кредитования прорывных обрабатывающих предприятий по ставке не более 3% за счет средств, в том числе собираемых в рамках расширенных обязательств производителей, совершенствования механизмов предоставления инвестиционных субсидий при приобретении сельхозтехники.

В строительстве рассматриваются изменения по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в части разработки специальных норм для ускоренного проектирования и строительства больниц и других объектов, внедрения возможности использования страхового полиса в качестве альтернативы банковской гарантии при строительстве жилья и инфраструктурных объектов, предоставления возможности участия субъектам строительной отрасли в программе кредитования МСБ.

В здравоохранении обсуждаются поправки в части совершенствования и обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, в том числе ускоренной разработки и вывода на рынок отечественных лекарственных средств и медизделий для борьбы с пандемией, технологического переоборудования медучреждений, повышения компетенций медперсонала.

Также в концепции ставят цель сделать систему образования более гибкой, изменить методику обучения детей и студентов в удаленном режиме, завершить реальную цифровизацию всех учебных заведений страны.

Изменение приоритетов социальной политики через привлечение инвестиций для инклюзивного роста возможностей в человеческий капитал

Предлагается внести изменения в законы «Об обязательном социальном страховании», «О занятости населения» в части реализации для граждан дополнительного канала регистрации в качестве лица, ищущего работу, на портале «Электронная биржа труда», а также выдачи справки о признании в качестве безработного посредством веб-портала «электронного правительства».

Напомним, в настоящее время общий пакет антикризисных мер, не считая налоговых преференций и поддержки на местном уровне, составляет 5,9 трлн тенге, из которых 2,5 трлн тенге выделены за счет внебюджетных средств, 3,5 трлн тенге – за счет республиканского бюджета. Подробнее о том, на что направлены данные суммы, можно ознакомиться здесь.

Отметим, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» озвучила ряд мер по восстановлению экономики. В частности, председатель правления Аблай Мырзахметов предлагает создать рабочую группу и обсудить с БВУ вопрос отсрочки кредитов для МСБ на три месяца.

«Прошло две недели, как предприниматели вышли из карантина, 15 июня уже завершается отсрочка по кредитам, они говорят, что тяжело восстановиться, платить налоги и обслуживать кредиты. Бизнес поднимает вопрос о возможности продления», – говорит председатель правления НПП, предложив создать рабочую группу и обсудить с участием банков и АФН этот вопрос.

Майра Медеубаева

Казахстан планирует занять 917 млн евро у АБР на борьбу с COVID-19

Правительство вынесло на рассмотрение президента проект указа.

02 Июнь 2020 08:00 3982

Казахстан планирует занять 917 млн евро у АБР на борьбу с COVID-19

Казахстан планирует занять 917 млн евро (420 млрд тенге) у Азиатского банка развития на борьбу с COVID-19. Соответствующий проект указа опубликован на площадке НПА. Таким образом, это в 3,3 раза больше, чем выделено средств на сегодняшний день.

Для обеспечения поддержки принимаемых антикризисных мер по борьбе с последствиями пандемии COVID-19 и поддержания устойчивости экономики страны планируется осуществить заимствование в рамках утвержденного размера дефицита республиканского бюджета на плановый период, говорится в сообщении.

В связи с этим в целях финансирования дефицита республиканского бюджета 26 марта 2020 года в Азиатский банк развития был направлен запрос для оказания бюджетной поддержки путем предоставления займа. АБР сообщил о готовности предоставить заем в размере 917 млн евро в рамках специальной программы банка по борьбе с пандемией COVID-19.

1 июня 2020 года правительством Республики Казахстан были проведены переговоры с АБР, в результате был подготовлен проект соглашения о займе.

Согласно предварительным условиям, заем АБР предоставляет Казахстану в сумме 917 млн евро по ставке вознаграждения Эврибор +0,50%, комиссия за резервирование – 0,15% годовых на неосвоенный остаток средств займа. Часть займа в размере 459 млн евро предоставляется со сроком 10 лет, включая трехлетний льготный период, остальная часть займа в размере 459 млн евро предоставляется со сроком пять лет, включая трехлетний льготный период. Обслуживание и погашение привлекаемого займа будет осуществляться минфином за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с финансовыми условиями, установленными в соглашении о займе.

Средства займа позволят поддержать меры правительства Казахстана по борьбе с последствиями пандемии COVID-19 и стимулированию экономики и содействию экономическому росту, уточняется в пояснительной записке проекта приказа.

Напомним, ранее Алихан Смаилов, будучи министром финансов, прокомментировал, какая сумма направлена на борьбу с коронавирусом в Казахстане. По его данным, непосредственно на борьбу с коронавирусом и противоэпидемиологические мероприятия в республиканском бюджете было предусмотрено 125 млрд тенге.

«До этого из резерва правительства было выделено порядка 25 млрд. Итого 150 млрд тенге, что в переводе на доллары порядка 350 млн долларов. И они находятся в составе тех 5,9 трлн тенге, которые направляются в целом на реализацию антикризисных мер, а именно на поддержку занятости в нашей стране, доходов населения, на социальные выплаты, поддержку бизнеса, жилищное строительство и так далее», – сказал он в ходе брифинга.

В частности, расклад по дополнительным 125 млрд тенге выглядит следующим образом: 40,6 млрд тенге – на стимулирование работников системы здравоохранения, задействованных в карантинных мероприятиях; 19,5 млрд тенге – на оплату медуслуг медорганизациям за лечение лиц с КВИ; 14,8 млрд тенге – на строительство трех медицинских модульных комплексов карантинного типа в городах Нур-Султане, Шымкенте и Алматы; 30,8 млрд тенге – на предоставление продуктовых бытовых наборов отдельным категориям населения за период ЧП, такими наборами обеспечен 1 млн человек; 8,1 млрд тенге – на выплату премий сотрудникам, медработникам органов внутренних дел, военнослужащим Нацгвардии и Вооруженных сил в размере одного должностного оклада (получателями являются около 66 тыс. человек).

Отметим, как ранее сообщал Inbusiness.kz, долговое бремя Казахстана, полученное от зарубежных кредиторов, в условиях неблагоприятной экономической ситуации делает страну заложником внешних обстоятельств. Кризис на мировом рынке нефти и последствия от пандемии грозят усилением рисков негативных последствий. Объем внешнего долга, по данным Национального банка РК, на начало текущего года составил $156 млрд. Обязательства госсектора занимают пятую часть от общего объема и равны $32,6 млрд, все остальное, $124,1 млрд, относится к «частникам». Больше половины внешних заимствований – $97 млрд, или 61%, – приходится на межфирменную задолженность.

Майра Медеубаева

Теги:

Кыргызстан коронавирус в Кыргызстане экономика макроэкономика коронавирус симптомы коронавирус новости коронавирус в мире коронавирус в России коронавирус статистика коронавирус симптомы болезни коронавирус симптомы лечение коронавирус симптомы температура коронавирус симптомы у детей коронавирус симптомы у людей коронавирус симптомы и последствия коронавирус в китае коронавирус это коронавирус 2020 коронавирус лечение коронавирус китая коронавирус как передается коронавирус что за болезнь коронавирус признаки коронавирус китай 2020 коронавирус устойчивость коронавирус китай коронавирус вакцина коронавирус передается человеку симптомы коронавируса у человека 2020 вспышка коронавируса симптомы коронавируса вакцина от коронавируса коронавирус что будет дальше симптомы нового коронавируса коронавирус у детей симптомы и лечение коронавирус отступает на кого действует коронавирус как определить симптомы коронавируса в каких странах уже есть коронавирус коронавирус настоящие данные в каких странах обна

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: