Легпром хочет перейти из обороны в нападение

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
14482

Порядка 50% заказов легкой промышленности формируется заказами силовых структур.

Легпром хочет перейти из обороны в нападение

Недропользователи, национальные компании и силовые структуры продолжают оставаться серьезными клиентами для отечественных предприятий легкой промышленности. При этом, по оценке исполнительного директора Союза производителей продукции легкой промышленности РК Натальи Кузнецовой, доля оборонных заказов составляет в общей массе продукции легпрома порядка 50%.

"Сейчас ведется работа по централизованным закупкам. Есть закупки недропользователей, есть закупки "Самрук-Казына", национальных компаний, есть государственные закупки, которые проводятся министерством образования, министерством здравоохранения, то есть все остальные закупки, которые проводятся на бюджетные деньги. Закупки предполагается проводить через одного закупщика – комитет государственных закупок министерства финансов, то есть все региональные, республиканские закупки будут производиться через одного оператора. Разработаны критерии, они уже согласованы со всеми отраслевыми объединениями, с министерством и включаются в приказ министерства по инвестициям и развитию", - сказала она на круглом столе "Технологическая модернизация как основной аспект развития предприятий легкой промышленности".

Замглавы союза предложила предпринимателям представить свои предложения по развитию отрасли.

"Мы сформируем их единым пакетом и представим в Национальную палату предпринимателей, так как она разрабатывает это видение", - сказала она.

Кроме того, г-жа Кузнецова предложила наладить сотрудничество и с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).

В свою очередь председатель комитета обрабатывающей промышленности президиума национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП) Думан Кадырбаев считает, что предприятиям отрасли нужно активнее искать своих потребителей на открытом рынке.

"Рынок госзакупок Казахстана – это более 10 трлн тенге. Он дает возможность создать около 1 млн рабочих мест. Когда мы говорим о закупках "Самрук-Казына", недропользователей, государственных закупках, то мы забываем еще об одном рынке – потребительском. И глава государства, и премьер настаивают, что мы должны освоить этот рынок. Там порядка 1,9 трлн тенге, но это статистические данные, - сказал он и добавил: - Это тоже большой потенциал для наших производителей. Он тоже дает большие возможности для производителей. Мы не должны сидеть и смотреть на эти государственные закупки. Это какой-то толчок, чтобы мы освоили наш рынок. Мы должны стать хозяевами своего рынка".

При этом он отметил важность консолидации и интеграции в ЕАЭС, но предложил при этом понимать, в какой сфере и каком сегменте нужно интегрироваться.

"То есть если мы сами производим сырье и готовые изделия, то экспортный потенциал у нас есть. Надо, наверное, все-таки ориентироваться на экспорт готовых изделий. Вот где мы должны конкурировать. Консолидация "Жасампаз" показала, что мы должны конкурировать друг с другом и с иностранными игроками на нашем ретейл-рынке", - сказал Думан Кадырбаев.

В состав консорциума предприятий легкой промышленности Казахстана "Жасампаз" вошли 5 предприятий, который объединились с целью совместного выполнения работ и развития производств. Позднее в консорциум вошли еще 7 предприятий.

"Между АО "Казахстан Инжиниринг" и консорциумом "Жасампаз" заключен долгосрочный договор 1 апреля 2016 года на 5 лет при подтверждении выделенных лимитов на сумму 45 млрд 953 млн тенге. Сумма поставок 2016 года составила 8 млрд 522 млн тенге. На основании данного долгосрочного договора также было заключено инвестиционное соглашение 8 апреля 2016 года, согласно которому на консорциум возложены обязательства по модернизации и созданию новых производств с целью увеличения доли казахстанского сырья в товарах до 95% к 2020 году", - сказала директор ТОО "СемСпецСнаб", член консорциума "Жасампаз" Айнур Ахметова.

В рамках данных соглашений казахстанское содержание по тканям, фурнитуре, знакам различия и другому ассортименту постепенно должно возрастать от уровня базового 2015 года. В частности, по итогам 2016 года казсодержание по тканям должно было составлять 28,9% против 0% в 2015 году.

"Отсутствовали ткани отечественного производства. Фактический показатель по казахстанским тканям в 2016 году составил 31,58%", - сказала она.

По фурнитуре казсодержание должно было достигнуть 53% в 2016 году по сравнению 42%, что и было сделано. По позиции знаков различия и прочего ассортимента казсодержание должно было достигнуть 41,6%, фактически – 69,2%.

"Средняя доля казахстанского содержания сырья в 2016 году составила 46,6%, то есть 27 из 58 позиций, используемых для производства вещевого имущества, было произведено казахстанскими производителями", - отметила Айнур Ахметова.

В рамках работы по увеличению доли казсодержания предприятия консорциума реализуют инвестиционные программы на общую сумму 6,2 млрд тенге собственных и заемных средств, в том числе 2,261 млрд тенге были освоены в 2016 году.

Другой участник консорциума – ТОО "Azala Textile" (Шымкент) более 10 лет закупало хлопок-сырец, выращенный в Южно-Казахстанской области, и производило из него пряжу, суровую ткань.

"Так мы работали более 10 лет и были сырьевым придатком для стран Евросоюза. На сегодняшний день мы построили отделочное производство, запустили швейное производство по выпуску постельных комплектов, махровых изделий", - сказала директор предприятия Гульнар Садыкбекова.

Предприятие освоило выпуск костюмной ткани.

"Поскольку мы хлопчатобумажный комбинат, сделали эту ткань чисто из хлопка. Когда мы напечатали камуфляжную печать, сделали первые метры, конечно, получили очень много негативных откликов. Во-первых, ткань сильно мнется, не имеет благодарного вида. Технологическая группа стала думать, как завоевывать рынок и как позиционироваться. Не скрою, взяли опыт Российской Федерации, взяли опыт Беларуси, поскольку до этого времени наше министерство обороны закупало именно в этих странах. Получив этот опыт, нам, конечно, нужна была смесовая пряжа. Смесовой пряжи в Казахстане нет", - отметила она.

В итоге компания нашла такую пряжу в Узбекистане и сделала первый образец, отдав ее на пробацию.

"Второй блин получился тоже комом. Появились такие термины, как "разрывная нагрузка", что не выдерживает, очень пеленгуется. Пошли дальше работать, и таким методом мы смогли поставить для министерства обороны 1 млн погонных метров ткани, включая камуфляжную, подкладочную бязь, и отработали", - сказала Гульнар Садыкбекова.

Кроме того, компания планирует поставить на рынок новые виды продукции – фланель, байку.

"Хотим предложить ткани для офицерского состава – более респектабельные ткани. Это то, что называют диагональ, сажевое переплетение. Кроме этого, у нас в работе появилась сорочечное направление. Все-таки, кроме костюмов, офицеры надевают и сорочки", - отметила г-жа Садыкбекова.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться