/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 404,65 Brent 36,55
Малому бизнесу предложили сдать кассу

Малому бизнесу предложили сдать кассу

Предприниматели ВКО не могут расплатиться с кредитами банков.

11:44 21 Сентябрь 2016 2304

Малому бизнесу предложили сдать кассу

Автор:

Ольга Ушакова

В Восточно-Казахстанской области заметно увеличились обращения банков в судебные органы с исками к МСБ о взыскании задолженности по займам и на заложенное имущество. Просроченная задолженность субъектов малого предпринимательства на сегодняшний день превышает 15 млрд. тенге. При этом, бизнесмены уверены, что банки и судоисполнители нарушают их права, а пока ответчики пытаются это доказать, многие просто теряют свое дело.

Больше 40 «малых» предпринимателей-заемщиков и залогодателей банков второго уровня из Восточного Казахстана, которые должны свыше 400 млн. тенге, обратились с письмом в Администрацию президента, мажилис и Национальный банк Республики Казахстан. Они просят принять Закон «О банкротстве физических лиц», внести поправки в Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», пересмотреть размеры и порядок оплаты частных судоисполнителей и обеспечить прозрачность проведения электронных аукционов через единую электронную площадку.

«Начиная с 2005 года, для создания и развития бизнеса мы брали кредиты, в обеспечение которых шло движимое и недвижимое имущество. Одно из условий договоров между финансовыми учреждениями и предпринимателями: банки имеют право требовать от заемщиков досрочного исполнения обязательств по возврату кредита в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения последними своих обязательств, а также иных случаях, предусмотренных законом. На залоговое имущество банки вправе обратить взыскание в судебном и внесудебном порядке, - пишут они.

По словам подписантов, суды удовлетворяют требования банков о взыскании долгов, но не всегда дают надлежащую оценку доводам ответчиков – предпринимателей, у которых нарушение условий по возврату займа вызвано серьезными обстоятельствами, вплоть до тяжелых заболеваний. Суды, как пишут предприниматели, совершенно не берут во внимание такие обстоятельства, как экономический кризис, падения доходов населения, покупательской способности, а также то, что зачастую львиную долю от выданного займа в банках предприниматели уже погасили.

«При этом государство постоянно поддерживает банки второго уровня, а заемщки, оказавшись заложниками экономической ситуации, несут огромные убытки, теряют свой бизнес и крышу над головой», - пишут бизнесмены.

Залог – по заниженной стоимости
Предприниматели уверены, в результате того, что оценку имущества в качестве залога проводили сами банки, не привлекая независимых экспертов, это позволило существенно занизить цену. В том числе, нередко залог оценивали только по документам, без выезда на объекты.

«Многие банки вовремя не передавали документы в суды о взыскании основного долга, сумм вознаграждения, из-за чего росли суммы неустойки. Зачастую она превышает сумму основного долга. А мы расплачиваемся своим имуществом, которое продают на закрытых электронных торгах», - сказано по этому поводу в письме. – «При продаже имущества с молотка его цена падает примерно на 40%. Были случаи, когда объекты продавали за четверть реальной рыночной стоимости. А мы теряем все и еще остаемся пожизненно должны банкам. Считаем, что необходим Закон «О банкротстве физических лиц» с тем, чтобы долги можно было списать с тех, кто неплатежеспособен».  

Заемщики в  своем письме просят вернуть пункт 4 статьи 42 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», где было сказано, что судоисполнитель обязан приостановить исполнение в случае, если суд принял заявление должника об оспаривании исполнительного документа в судебном порядке. Также просят вернуть пункт 11 статьи 42-ой, по которому судоисполнитель также приостанавливает производство, если должник или взыскатель в суде оспаривает оценку имущества.  В писье подчеркивается, что «сейчас пока суд проверяет законность действий судоисполнителей и оценщиков, совершаются сделки по реализации имущества с торгов по сниженной в три-четыре раза стоимости».

По информации подписантов, торги-аукционы проводят в электронном виде, их закрытая форма не позволяет проверить их законность, потому что невозможно проследить факт участия реальных претендентов на покупку объектов недвижимости.

«4 мая 2014 года введено в действие Постановление правительства РК за №437 «Об утверждении размера оплаты деятельности частных судебных исполнителей». Теперь вся их работа направлена не на исполнение судебных актов, а на получение сиюминутной сверхприбыли. Закон позволяет им игнорировать заявления граждан по проверке правильности их действий, - убеждены подписанты. – Еще до начала всех судебных разбирательств частные судоисполнители уже имеют возможность получать прибыль: при наложении арестов в качестве обеспечения исков, проблемные заемщики должны оплачивать им за проведенную работу 20 МРП. Установленная законодательными актами система направлена на обогащение частных судебных исполнителей за счет населения».

В свою очередь, как сообщил в беседе с журналистами председатель Региональной палаты частных судебных исполнителей ВКО Даурен Сарсембаев, «каждый судоисполнитель дорожит лицензией и действует строго по закону».

Начальник отдела контроля финансовых организаций и защиты потребителей финансовых услуг областного филиала Национального банка Мурат Сертаев отметил, что отношения между банками второго уровня и клиентами, согласно действующему законодательству, строятся на основании договора. «Если они заключили договор, то им предусмотрены как права, так и обязанности сторон. От того, что произошел кризис, или у них снизилась выручка, уменьшились доходы – это не форс-мажор, это отсутствие системы контроля рисков у предпринимателей»,- аргументирует он.

По данным филиала Национального банка ВКО, на 1 августа 2016 года, ссудный портфель субъектов малого предпринимательства в банках второго уровня составляет 65 млрд. 274 млн. тенге. Только в 2016 году им выдано кредитов на сумму более 14 млрд. тенге. В то же время просроченная  задолженность «малых» бизнесменов по кредитам в банках второго уровня составляет 15 млрд. 94 млн тенге. Это – больше 40% от общей суммы  просроченной задолженности по всем видам кредитов в банках второго уровня, которая составляет 37 млрд. 402 млн. тенге.

Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск

В правила аукциона по продаже имущества банкрота вносятся изменения

В 2019 году проведено 3879 торгов, из которых состоялись лишь 444.

03 Июль 2020 11:35 1219

В правила аукциона по продаже имущества банкрота вносятся изменения

В 2019 году проведено 3879 торгов, из которых состоялись лишь 444, или каждый восьмой аукцион. В этой связи минфин инициировал изменения в правила проведения электронного аукциона по продаже имущества должника-банкрота и определении его организатора. Проект закона размещен на площадке нормативно-правовых актов.

Так, ранее при наличии у банкрота имущественного комплекса, используемого в предпринимательской деятельности для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, в плане продажи было обязательным условием его реализация на аукционе единым лотом не менее двух раз.

Законом внесены изменения путем исключения обязательного условия по выставлению на аукцион единым лотом имущественного комплекса банкрота, что позволит сократить сроки проведения процедуры банкротства.

При составлении плана продажи стартовая цена объектов продажи устанавливается продавцом на уровне балансовой стоимости либо 75% от оценочной стоимости. Ранее цена объектов продажи устанавливалась на уровне оценочной стоимости либо балансовой стоимости. Установление стартовой цены объектов продажи на уровне 75% от оценочной стоимости приведет к увеличению потенциальных покупателей и, соответственно, реализации имущества на первых этапах выставления объектов продажи на электронный аукцион.

По данным разработчиков, сокращение сроков проведения процедуры банкротства снизит расходы на ее проведение и, как следствие, положительно отразится на степени удовлетворения требований кредиторов. Как подчеркивают в минфине, в 2019 году проведено 3879 торгов, из которых состоялись лишь 444, или каждый восьмой аукцион. Основной причиной несостоявшихся торгов явилось отсутствие участников аукциона.

Согласно нововведениям при повторном выставлении имущества на электронный аукцион продавец с согласия комитета кредиторов вправе понизить стартовую цену лота не более чем на 25% от первоначальной стартовой цены. Ранее стартовую цену разрешалось понижать не более чем на 15%. Снижение первоначальной стартовой цены допускается единожды.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Олег Смоляков прокомментировал вопрос банкротства физлиц

По мнению зампреда Нацбанка, форсированного решения не будет.

20 Ноябрь 2019 16:10 8989

Олег Смоляков прокомментировал вопрос банкротства физлиц

Фото: total.kz

Население возлагает чрезмерные ожидания от процедуры банкротства физических лиц. Такое мнение в ходе панельной дискуссии форума Центра стратегических инициатив, который проходит сегодня в столице, высказал зампред Нацбанка Олег Смоляков.

По его мнению, ни в одной стране мира процедура банкротства физлиц не является системой, которая позволяет массово признавать несостоятельность граждан в обслуживании займов.

«Если мы будем иметь массовый характер этого процесса, тогда у нас не будет и кредитов в конце. Второй важный момент – процедура банкротства физлиц накладывает определенные ограничения на физлиц, которые прошли данную процедуру. В большинстве стран лица, объявившие себя банкротами, имеют запрет на выезд из страны, запрет на занимание каких-либо позиций в государственных или даже в коммерческих организациях.

По его словам, налагается довольно много ограничений на физлицо, которое прошло процедуру банкротства. Есть некоторый порог входа в эту систему.

«Если мы говорим о прозрачности бизнеса, то в процедуре банкротства важна еще и прозрачность заемщика с точки зрения его активов и доходов. Некоторые инициативы, которые сейчас реализуются государством, заключаются в том, что часто доступ к государственным благам имеют те люди, которые не подконтрольны, имеют скрытые активы», – отметил зампред НБ.  

В этой связи процедура банкротства не может носить массовый характер, а только точечный. Второй момент – данная система накладывает ограничения, и третий вопрос – система должна подтвердить реально, что заемщик не использует этот механизм для ухода от исполнения своих обязательств. По мнению Олега Смолякова, когда эти три элемента будут приняты обществом и когда будет полноценная система всеобщего декларирования, тогда можно говорить об эффективной системе банкротства физических лиц. Этот вопрос сейчас обсуждается, но никакой динамики или форсирования этого вопроса быть не должно, резюмировал зампред Нацбанка.

Напомним, в апреле этого года Министерство финансов сообщило об очередном переносе всеобщего декларирования казахстанцев с 2020 года на 2021 год. Так, по данным ведомства, старт декларирования для госслужащих и их супругов и приравненных к ним лиц передвинут на начало 2021 года. С 1 января 2023 года планируется обязать декларировать доходы и имущество работников госпредприятий, включая тех, что заняты в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. На третьем этапе, с 2024 года, планируется расширить охват всеобщим декларированием за счет руководителей и учредителей юрлиц и их супругов, а также индивидуальных предпринимателей. С 2025 года всеобщим декларированием планируется охватить оставшиеся категории населения.

Как известно, в сентябре 2018 года кабмин заморозил работу над проектом Закона «О восстановлении платежеспособности граждан». Одной из веских тому причин стали риски платежной дисциплины заемщиков в рамках госпрограммы «7-20-25».  

Майра Медеубаева