Марат Игалиев: "Я предпочитаю отдыхать в Казахстане"

Алина Альбекова Алина Альбекова
12568

Почему весь мир борется за китайского туриста и зачем Казахстану нужен национальный офис DMO.

Марат Игалиев: "Я предпочитаю отдыхать в Казахстане"

Редакция abctv.kz побеседовала с директором департамента индустрии туризма министерства по инвестициям и развитию  Маратом Игалиевым.  

Китайцы любят азартные игры и шопинг
- Марат Несипкалиевич, в конце 2015 года Казахстан подписал ADS-соглашение с Китаем, когда по одной визе в нашу страну может приехать группа китайских туристов. Скажите, зачем это было нужно, и сколько туристов с этого времени мы уже приняли? 

- Начнем с того, что отдыхающие из Китая опережают других туристов по числу путешествий. Только за прошлый год граждане КНР совершили 120 миллионов зарубежных поездок. Это означает, что каждый десятый зарубежный путешественник - китаец. Такой рост объясняется развитием в Китае среднего класса, в который переходит все больше и больше жителей Поднебесной. По данным исследователей, зарубежными поездками они начинают интересоваться, когда доход семьи превышает 35 тысяч долларов. В период с 2003 по 2013 годы домохозяйств с таким уровнем дохода было около 21 миллиона, в следующие десять лет их количество увеличится еще на 61 миллион.

Если обратиться к Казахстанско-Китайским отношениям, по статистическим данным пограничной службы КНБ РК поток по въездному туризму в Казахстан составляет более 200 тысяч китайских посетителей в год. Но они посетили нашу страну по индивидуальным визам. Учитывая проведение в 2017 году года туризма Китая в Казахстане и проведение выставки ЭКСПО, в конце прошлого года было заключено межправительственное соглашение, так называемый ADS меморандум, согласно которому по одной визе в страну может приехать группа китайцев до 50 человек. И в августе этого года первые группы китайских туристов уже посетили Астану, Алматы и Усть-Каменогорск.

- Стоит ли Казахстану рассчитывать на большой поток туристов из Китая? Насколько мне известно, одним из излюбленных направлений китайских туристов является Россия.

- Москва и Пекин подписали соглашение по ADS визам еще в 2000 году, но китайских туристов россияне начали принимать с 2012 года, после проведения года туризма Китая в России. На сегодняшний день Поднебесная является лидером среди стран, формирующих входящий туристический поток для России. Ежегодно эту страну посещают порядка миллиона китайских туристов, которые приносят российской экономике более 2 миллиардов долларов. Россияне сейчас активно продвигают программу China Friendly , которая направлена на создание комфортной среды пребывания для китайских туристов, продвижение турпродукта на китайском рынке, привлечение клиентов и увеличение доходов турбизнеса.

Казахстан же до 2016 года не принимал китайских туристов. Мы только начинаем работать в этом направлении. Поэтому для нас важно провести на должном уровне мероприятия в рамках года Китая в Казахстане и года Казахстана в Китае в 2017 году, чтобы показать китайским туристам привлекательность нашей туристской дестинации. В связи с этим, в ноябре текущего года наш департамент индустрии туризма планирует провести две туристические выставки в китайских городах Шанхае и Урумчи. Кстати, пользуясь случаем, хотел бы пригласить казахстанских туроператоров, заинтересованных в развитии въездного туризма, принять участие в них.

Более того, нам необходимо продолжать улучшать решение визовых вопросов, регистрации в миграционной полиции, нужно переходить в онлайн-формат, решать вопросы по подготовке гидов на китайском языке. Тем более, мировая практика показывает, что стабильный туристский поток из Китая оказывает положительное экономическое воздействие на весь туристский бизнес принимающих стран.

Я считаю, что китайское направление для Казахстана перспективное. Китайские туристы проявляют большой интерес к такому туристическому продукту, как Великий Шелковый путь. Надо отметить, что официальный Пекин с 2013 года активно продвигает проект "Один пояс - один путь" - инициатива объединённых проектов создания "Экономического пояса Шёлкового пути" и "Морского Шёлкового пути XXI века".

- Все ли казахстанские туркомпании могут работать с китайскими туристами?

- Не все. В октябре 2016 года китайской стороне был направлен обновленный список казахстанских туроператоров, уполномоченных осуществлять прием китайских граждан. В свою очередь туристские власти КНР предоставили список своих туроператоров, ответственных за формирование китайских туристских групп, направляющихся в Казахстан. 

- Правда ли, что китайские туристы заточены в основном на шоппинг и на игровой туризм?

- То, что китайские путешественники -- одни из наиболее расточительных в мире и несколько лет подряд занимают первое место в мире по расходам на отдых в зарубежных странах, правда. По данным исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям, общая сумма затрат на выездной туризм граждан КНР, несмотря на замедление экономики страны, в 2015 году составила 215 миллиардов долларов. Эта сумма в целом сопоставима с ВВП Вьетнама. И 57% из этих трат – это как раз шопинг. Для сравнения, Германия, которая недавно занимала почетное первое место, тратит 79 миллиардов долларов.  При этом объем затрат китайцев на зарубежный отдых увеличивается. По сравнению с 2014 годом показатель вырос на 53% против 3,1% среднемирового роста.

Если говорить об азартных играх, так и есть, китайцы – самая многочисленная аудитория игроков во всем мире. Они часто играют в казино, которые располагаются на китайской территории Макао и в соседних странах, так как на материковой части Китая любые азартные игры полностью запрещены, официально разрешена только лотерея. При этом чиновникам не разрешается играть в азартные игры вообще. Поэтому, многие зарубежные страны видят в Китае большой рынок для реализации своих услуг в азартных играх. Власти Китая всяческими способами пытаются противостоять этому явлению. 

Российские туристы любят Казахстан
- Марат Несипкалиевич, с Китаем понятно, а как идёт сотрудничество с Россией в сфере туризме?

- По данным Росстата, Казахстан стал третьей по популярности страной для посещения российскими туристами в первом полугодии 2016 года после Абхазии и Финляндии. Въездной турпоток за этот период составил почти 1,3 миллиона поездок. При этом Россию посетило 1,6 миллионов казахских туристов. На Казахстанско-Российском форуме приграничных областей, который прошел в октябре в Астане, в рамках панельной сессии по туризму департамент индустрии туризма, НПП "Атамекен" и Ростуризм провели продуктивные переговоры. Интересен тот факт, что Ростуризм возглавляет уроженец Целинограда  Олег Сафонов.  Договорились, что будем совместно взаимодействовать в вопросах взаимного продвижения туристских продуктов,  оказания экспертной помощи в развитии туристской индустрии, обменом опытом в области поддержки и продвижения туристского бизнеса, поддержки и проведения совместных мероприятий, выставок, семинаров в туристской сфере. Обе страны проявляют интерес к развитию приграничного сотрудничества и совместного продвижение туризма, включая развитие круизного туризма на Каспийском море, железнодорожных туров из России в Китай через Казахстан, сотрудничества по Байконуру.

Более того, нам интересен опыт россиян по работе с КНР в рамках ADS соглашения, открытие агентства по продвижению Visit Russia в формате ГЧП, внедрению стандартов "халяль" в туризме. Большую перспективу в продвижении въездного туризма имеет взаимное признание виз и создание единого бренда в рамках единого экономического пространства. В целом считаем, что продвижение Казахстанско-Российского туристического сотрудничества должно быть направлено на привлечение дополнительного турпотока из государств дальнего зарубежья путем развития общих трансграничных туристических маршрутов, в частности, Великого Шёлкового пути. 

DMO –официальное лицо и голос дестинации
- Буквально недавно в Астане состоялась туристская выставка Astana Leisure. Многие туроператоры говорят, что они слишком затратные, и не приносят результата. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Я считаю, что международные выставочно-ярмарочные мероприятия имеют особое значение для продвижения национального туристского продукта Казахстана на внешнем туррынке. Они предоставляют хорошие возможности одновременного распространения и получения широкого спектра информации. Такие выставки позволяют демонстрировать потенциальным клиентам возможности путешествий в Казахстан, привлекать внимание к предлагаемым региональным туристским продуктам, расширять представление интуристов о стране. Кроме того, это огромная возможность для туроператоров установить контакты с представителями зарубежных туристских администраций и предприятий, заключить договоры о сотрудничестве и продажах, проанализировать предложения конкурирующих турнаправлений, определить существующий спрос на предлагаемые поездки по данному направлению, сделать прогноз развития спроса, получить информацию о состоянии конъюнктуры рынка туризма.

Более того, в части проведения выставок, департамент индустрии туризма считает необходимым создание специальной структуры в формате государственно-частного партнёрства с передачей ей государственной функции по распространению информации о Казахстане  и его туристических возможностях на международном туристском рынке и внутри страны. 

- Речь идет о создании DMO, национального бюро, которое бы занималось продвижением страны на международном рынке?

-Да. В настоящее время вопрос внедрения DMO в Казахстане обсуждается в Правительстве.  Мировой анализ показывает, что успешное развитие туризма, помимо уполномоченного органа, предполагает наличие более гибкой структуры, которая может тесно взаимодействовать с бизнесом, так называемой Destination marketing organization - организации по управлению дестинациями. Эта организация будет отвечать за менеджмент и маркетинг туротрасли, а также являться координатором ее развития за счет укрепления партнерства и сотрудничества всех заинтересованных игроков. Основные функции: информировать, советовать и просвещать посетителя. То есть DMO будет выполнять роль "официального лица и голоса" дестинации, поэтому она должно предоставлять ясную и уникальную информацию. Во-вторых, информировать и поддерживать продавцов туристских услуг, DMO должно оказывать содействие туристскому бизнесу в поиске потенциальных клиентов и продвижении их услуг. В-третьих, поддерживать создание полного цикла туруслуг, то есть заниматься управлением "системы впечатлений", DMO должно координировать усилия всех заинтересованных сторон в предоставлении наиболее качественных туруслуг. В-четвертых, поддерживать развитие дестинации, разрабатывать стратегию развития и оказывать поддержку в реализации.

Казахстанцы предпочитают берег турецкий
- Скажите, а есть данные по выездному туризму. Сколько казахстанцев и в какие страны чаще выезжают?

- По данным пограничной службы КНБ РК, в 2010 году количество выехавших за рубеж казахстанцев составило 6 миллионов человек, а к 2015 году перевалило уже за 11 миллионов. Основная посещаемость приходится на страны СНГ - 10,3 миллиона человек, в том числе Россию - более 5 миллионов, Кыргызстан - более 3 миллионов, Узбекистан – более 1 миллиона. Что касается дальнего зарубежья, здесь лидерами являются Турция (317 тысяч), КНР (230 тысяч), ОАЭ (117 тысяч). Всего дальнее зарубежье посетило 946 тыс. казахстанцев, тогда как в 2014 году эта цифра составила около более 1 миллиона человек. Необходимо отметить, что в первом полугодии 2016 года в Казахстане впервые за несколько лет мы фиксируем снижение выездного туризма. В частности, выехало почти на 1 миллиона казахстанцев меньше - 4,5 миллиона, чем за аналогичный период 2015 года (3,5 млн.). Однозначно, снижение на 18 процентов произошло вследствие курсовой переоценки и снижения реальных доходов резидентов РК.

Для внутреннего туризма тенденция противоположна, количество обслуженных туристов составило 2,1 миллиона человек, на 5,8 процентов больше чем в аналогичный период. Въездной туризм увеличился на 4 процента и составил 323 тысячи человек. Нам важно, чтобы данная тенденция продолжалась, это будет вести к снижению отрицательного туристского сальдо в платежном балансе страны. В 2015 году из экономики наши туристы в другие страны вывезли 384 миллиона долларов.

- Недавно шел разговор о создании фонда гарантирования возврата казахстанских туристов из-за рубежа в случае форс-мажорных обстоятельств. Мы сдвинулись с мертвой точки?

- 18 октября этого года Правительством РК были одобрены проекты постановлений, регулирующие вопросы вывоза казахстанских туристов в случаях недобросовестного исполнения либо неисполнения своих обязанностей туроператорами. В последние годы участились случаи, когда по вине недобросовестных туроператоров казахстанские туристы остались в зарубежных странах без проплаченного места размещения и обратного билета. Теперь при наступлении аналогичных случаев Корпоративный фонд "Туристік Қамқор" будет принимать меры по вывозу казахстанских туристов из страны временного нахождения в республику. Система требует иметь обязательную банковскую гарантию: для туроператора - 5 000 МРП (более 10 миллионов тенге), для туропертора-фрахтователя – 15 000 МРП (более 30 миллионов тенге).

Для осуществления вывоза граждан Казахстана, являющихся туристами, создается специальный счет, который формируется из перечислений – 0,5 МРП (1 061 тенге) с каждого туристского продукта, сформированного туроператором или туроператором-фрахтователем и реализованного турагентом казахстанскому туристу. В этой связи мы, как департамент индустрии туризма, особо обращаем внимание граждан на необходимость уточнения в туркомпании, при покупке турпродукта, информации о наличии договора заключенного между туроператором, сформировавшем турпродукт, и корпоративным фондом "Туристік Қамқор". Указанные новшества введутся в действие по истечении десяти календарных дней после дня их первого официального опубликования.

Ранее данный проект рассмотрен и одобрен Советом по туризму, Межведомственной комиссией по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Национальной палатой предпринимателей "Атамекен", и аккредитованными объединениями. 

Везде хорошо, а дома лучше
- Говоря о въездном и внутреннем туризме, мы всегда говорим о Боровом, Алаколе. А как же другие направления?

- Согласно концепции развития туризма Казахстана основными туристскими кластерами являются Астана, Алматы, Южный Казахстан, Восточный Казахстан, Алматинская область, Акмолинская область, Мангистау. 

- Можно ли говорить о развитии туризма, когда в управлениях при этих областях сидят по 2-3 человека?

- На региональном уровне туристская отрасль относится в качестве отдела туризма к различным управлениям при акиматах: предпринимательства, торговли, внешних связей и индустриально-инновационного развития. Туризм находится в ведении самостоятельного управления только при акиматах города Алматы, Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областей.

- Марат Несипкалиевич, вы сами предпочитаете отдыхать за рубежом?

- Если честно, я никогда не отдыхал заграницей и в ближайшее время не планирую. Предпочитаю отпуск проводить в Казахстане. 

- А какие казахстанские курорты вы предпочитаете, если не секрет?

- В последний раз, несколько лет назад, отдыхал в санатории "Окжетпес" в Боровом.  Планирую съездить на "Сарыагаш" в Южном Казахстане. Но, как правило, предпочитаю отдыхать дома. 

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться