Маркетинговую стратегию для продвижения местных мастеров изделий ручной работы, которые они изготавливают для продажи, начали разрабатывать в Усть-Каменогорске. Пока же каждый из них выживает и творит сам по себе: у виртуозов хейд-мейда нет своего общественного объединения, постоянного места торговли, они не организованы и пока слабо представляют возможности своего развития. Об этом шла речь на заседании рабочей экспертной группы (РЭГ) по развитию малого бизнеса Общественного совета ВКО.
Только в Усть-Каменогорске насчитывается около 70 ремесленников и мастеров прикладного искусства, но не более 5% из них официально оформили свой бизнес и зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Как следствие – у них нет доступа к дешёвым кредитным ресурсам, финансовой поддержке по государственным программам, они мало знакомы с такими инструментами. Да и в Палате предпринимателей ВКО, которая могла бы оказать им нефинансовую поддержку, мастера ручной работы – редкие гости. В то же время, как отмечалось на заседании РЭГ Общественного совета ВКО, потенциал у них есть, как и желание развиваться.
По словам предпринимательницы Светланы Алексеевой, которая занимается ручным вязанием изделий из пряжи, она зарегистрировалась как ИП.
"Мой доход от продажи моих работ – около 50 тыс. месяц. Работаю по патенту. Но многие мастера боятся связываться с патентом. Доход у них плавающий, люди опасаются взаимоотношений с налоговой службой, – говорит Светлана Алексеева. – Единый совокупный платеж тоже многие не платят. Мы пытались сделать общественное объединение. Собирались, начинали изучать бухгалтерию, но после обсуждения все разваливалось. Проблема организации объединения, ассоциации упиралась в деньги и сбор документов. Для того чтобы нанять специального человека, нужно ему заплатить, а денег на это у мастеров нет".
Индивидуальный предприниматель Ирина Дементьева имеет свой отдел по изготовлению и продаже бижутерии из натуральных камней в торговом доме "Алем" Усть-Каменогорска. По ее словам, она столкнулась с тем, что в налоговом законодательстве никак не выделяется и не поддерживается такой вид бизнеса.
"Я пришла к налоговому консультанту и сказала, что у меня есть производство бижутерии из натуральных камней. Где идет изготовление, там и продажа. Консультант мне сказала, что таких кодов для обозначения моей деятельности нет, есть только розничная торговля, – говорит Ирина Дементьева. – И меня заставили взять контрольно-кассовый аппарат".
Нет места для торговли
ИП Игоря Мартынина известно за пределами Усть-Каменогорска своими изделиями из шпона, лозы, бересты, костей и полудрагоценных камней. Всего у него насчитывается свыше 400 видов самых различных изделий. Раньше в месяц мастер изготавливал по 20 поделок, но в этом году его производительность выросла вдвое. Есть заказы не только по ВКО, Казахстану и России, но из стран дальнего зарубежья – Германии, Израиля, США, Канады. Только в Северную Ирландию в этом году он продал 47 своих работ. Клиентов находит по Интернету и по принципу "сарафанного радио".
"В этом направлении работаю с 1989 года, когда еще жил в Новокузнецке. С этнографическим музеем ВКО сотрудничаю 26 лет. С областным ресурсным центром ремесленников – 10 лет. Эти структуры нам помогают, но такой поддержки мало, – считает Игорь Мартынин. – Нам нужно развивать рынок сбыта. Для этого часто нет сил и времени. Мы сами достаем материалы, сами разрабатываем технологию, сами находим покупателей. Нам дают поторговать во время каких-то выставок, также мы сами ездим по регионам и ищем покупателей. Сдавать изделия в торговые фирмы – это не вариант. Неизвестно, когда деньги получишь. Хотел бы, чтобы эти проблемы вы решали вместе с городскими властями, общественными структурами".
По словам Игоря Мартынина, есть два вида мастеров. Одни могут раз в месяц выйти "в свет", чтобы продать свои изделия, потому что у них есть основная работа. Второй вид мастеров – это те, для кого хейд-мейд стал основным заработком. И те и другие могут плавно вписаться в городские потребности: делать на заказ сувениры к праздничным датам, проводить выставки не только в городе, но и в местах туризма, организовать фестивали ремесленников. Он убежден, что Усть-Каменогорск – это город мастеров, которые делают такие вещи, которые не снились их коллегам из Китая.
"Но у нас нет постоянного места, где бы мы могли торговать. А как каждый мастер будет торговать зимой на улице? Просим рассмотреть, чтобы нам выделили помещение под торговлю за невысокую плату", – просит ремесленник.
Алиса Ким, мастер-кожевенник и организатор объединения "Арт-салон", рассказала, что занимается организацией ярмарок. Только в ее объединении работает около 50 мастеров. Это художники, мастера текстильных кукол из натуральных материалов, интерьерных и игровых. Мастера также вяжут одежду, шьют, делают украшения из полимерной глины, эпоксидной смолы, бересты. По ее словам, мастера –это люди, готовые учиться. Алиса Ким говорит, что проведение ярмарок в одном из развлекательных центров Усть-Каменогорска от нее требует больших временных затрат. Раньше для этого нужно было выиграть тендер, теперь же мастера нашли способ, как его обойти. И все равно семичасовая ярмарка от каждого мастера требует затрат примерно по три-пять тысяч тенге, а это для многих немаленькая сумма, и расстаются мастера с ней неохотно. По мнению ремесленников, их бы устроила сумма в 500 тенге за место в день. Только сообща такую площадку для торговли они найти не могут. Хотя многие освоили навыки продаж через Интернет, но и этого им недостаточно.
Мастер по интерьерной кукле и сувенирной продукции Юлия Проскурина – известный в Усть-Каменогорске автор таких работ, как "Ежкин кот", "Едрена вошь", "Ёкарный бабай". По ее словам, до 90% своих изделий она реализует через социальные сети, но место в реале, а не виртуальной реальности ей тоже не помешало бы.
"И чтобы не "драли" много денег за место, потому что мы зарабатываем копейки, – говорит Юлия Проскурина. – Ручной труд у нас не ценится. Мы общаемся с мастерами из России, готовое изделие там стоит в несколько раз больше, чем у нас. А мы материалы приобретаем недешево, на изделие может уходить много времени".
По мнению Юлии Проскуриной, ремесленники и их изделия более востребованы, чем прикладники, к которым относится и она. Ремеслом считается работа с деревом, берестой, войлоком, камнем.
"Если ремесленников еще куда-то приглашают, то мастера современных видов хейд-мейда все пробивают сами. Нам очень нужна площадка, но не окраине, а в центре город", – считает Юлия. – Мы все цепляемся за то, что нужно особое место потому, что это специфика нашей деятельности".
Светлана Алексеева рассказала, что в России есть опыт сотрудничества мастеров и предпринимателей, которые организуют для них фестивали, делают рекламу, предоставляют места и оборудование за скромную плату. А вот сдавать свои изделия на реализацию мастера не хотят, говорят, нужен прямой контакт их и покупателей.
"Прелесть работы на заказ в том, что любой мастер может сделать немного по-другому одно и то же изделие для разных клиентов, каждое будет неповторимо. Нужно общение с покупателем, а на ярмарках именно живой контакт", – согласна с ней Юлия Проскурина.
Поддержка будет
По словам Жениса Манакова из Палаты предпринимателей ВКО, они готовы оказать нефинансовую поддержку мастерам, даже написать коллективное обращение в акимат Усть-Каменогорска о перспективах сотрудничества.
К слову, в Усть-Каменогорске сейчас строится свой Арбат. Ранее аким города Жаксылык Омар уже высказывался о том, чтобы сделать это место нишей для мастеров хейд-мейд. Но для этого, как считает руководитель РЭГ по развитию малого бизнеса Общественного совета ВКО Елена Березинская-Абилова, нужно подготовить презентацию работ ремесленников и прикладников, разработать для них маркетинговую стратегию развития. В ближайшее время проблемы мастеров ручной работы обещают рассмотреть на заседании Общественного совета Усть-Каменогорска.
Ольга Ушакова