Минздрав лоббирует себе право регулировать цены на лекарства

9162

Существенно снизить цены не получится, так как 85 процентов рынка приходится на импортную продукцию, считает глава Ассоциации ФармМедОрганизаций ЮКО.

Минздрав лоббирует себе право регулировать цены на лекарства

С 1 января 2019 года в Казахстане вводится госрегулирование цен на лекарственные средства, закупаемые в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи (ГОБМП) и продаваемые в розничном сегменте фармрынка. С соответствующим законопроектом вышло Министерство здравоохранения Казахстана.

В настоящее время проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обращения лекарственных средств и медицинских изделий» находится на рассмотрении в мажилисе Парламента РК. В соответствии с утвержденной дорожной картой он поступит на рассмотрение в сенат в сентябре, а на подпись к главе государства – в октябре текущего года.

После вступления в силу данного закона Минздрав будет наделен компетенцией устанавливать предельные оптовые цены и розничные цены на лекарства. За превышение цен будет предусмотрена административная ответственность. Первое и второе нарушения будут наказываться штрафом, а третье – приостановлением действия лицензии на фармацевтическую деятельность на полгода.

Кроме того, законопроектом предусмотрено внедрение этических правил лекарственных средств и лимитирование работы фармацевтических компаний по продвижению лекарственных средств. То есть в Этический кодекс будет внесена норма, запрещающая медицинским представителям посещать медицинские организации в рабочее время, за исключением конференций и семинаров.

Пенсионерка из Шымкента Гульнура Карамова всегда четко записывает траты на поддержание своего здоровья. Женщина старается посещать терапевта дважды в год и тщательно проходит все предписываемое им лечение. Цифры из блокнота просто шокируют: весенний курс лечения обошелся пенсионерке в 115 тысяч тенге, причем это только затраты на лекарства и уколы.

«Я на учете стою по высокому давлению, и мне положены бесплатные лекарства, однако я ни разу их не получала, потому что не хожу в государственную поликлинику и объясню почему – там постоянно меняются участковые, текучка и большие очереди. Если бы я не была работающей пенсионеркой, не представляю, как бы я могла себе позволить такие затраты», – признается 65-летняя Гульнура Карамова.

«Одно лекарство – 3600, другое – 8900, стараюсь найти подешевле, но не всегда получается. Может быть, после введения госрегулирования цен на лекарства они подешевеют», – делится пожилая женщина.

По заключению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если карманные расходы на оплату медицинских услуг превышают 20% доходов – это ведёт к обнищанию населения, говорит заместитель директора филиала НАО «ФСМС» Туркестанской области Найля Киикбаева. По ее информации, в 2017 году жители Казахстана заплатили из своих карманов за лечение и покупку лекарств 600 млрд тенге. Затраты государства составили 341 млрд тенге или 3,7% от ВВП Казахстана.

«Когда разложили эти деньги, оказалось, что свыше 30 процентов тратится на получение медицинских услуг. Конечно, больший процент идет всё-таки на лекарства, приблизительно 70 процентов. А 200 с лишним миллиардов тенге потратило наше население на получение медицинских услуг. Приводятся такие данные: к примеру, 58 миллиардов тенге потратили на стационарную помощь, 143 миллиарда или чуть больше тратят на получение консультативно-диагностических услуг», – информирует Найля Киикбаева.

По ее мнению, внедрение социального медстрахования позволит увеличить расходы на медицину – сейчас она сильно недофинансирована, а вкупе с госрегулированием цен на лекарства снизит нагрузку на карман обывателя. Даже самый высокооплачиваемый казахстанец не разорится на социальных выплатах, уверяет страховщик. Они не превысят шесть тысяч в месяц, или 72 тысячи в год, тогда как, к примеру, лечение пневмонии стоит государству 98 тысяч, а физиологические роды – 76 тысяч тенге.

«Регулирование цен на лекарства поможет остановить удорожание и позволит расширить перечень лекарств в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи. Для этого цены регулируют, чтобы не было бесконечного роста. Не секрет, что основная масса лекарственных средств у нас закупается за границей. Естественно, они закупаются на доллары и привязаны к доллару. Регулирование государства как раз и отрывает от этой привязки, чтобы для граждан они не оказались недоступными. Нашему государству нужно регулировать. Хотя, конечно, многие считают, что это вмешательство, но, с другой стороны, как защитить людей?!» – размышляет Киикбаева.

Рассчитывать на серьезное снижение цен на лекарства в аптеках не стоит, говорит председатель Ассоциации фармацевтических и медицинских организаций ЮКО Хадиша Альжанова, ведь собственное производство лекарств в Казахстане совсем небольшое, лишь 14-15% от общего объема зарегистрированных в республике восьми тысяч наименований. Покупать остальное приходится на доллар, курс которого нестабилен. Помимо этого, на пути к потребителю лекарство проходит нескольких дистрибьюторов, что также сказывается на цене.

«Об этой реформе предпринимателям нашего региона печалиться не стоит. У нас и так ниже цены. Если наценка идет до 25 процентов везде, от дистрибьютора до аптеки, у нас по Туркестанской области 7-10 процентов, 12-15 процентов, максимум 25 процентов – это на самые дешёвые препараты. Аптека тоже должна жить – это же коммерческая структура. Аптеки совсем не заинтересованы поднимать цены, Почему? Потому что у лекарств есть ограниченный срок годности. Если раньше, лет 20-25 тому назад у лекарств был срок годности пять лет, были лекарства, у которых срок годности и восемь лет, теперь производители не дают большой срок годности. Это связано с новыми технологиями, то есть, по сути, производители стараются себя обезопасить, ведь требования к качеству лекарств выросли», – поясняет Альжанова.

В Ассоциацию фармацевтов Туркестанского региона входит всего 130 аптечных организаций из существующих в области 2,5 тысяч, говорит Хадиша Альжанова. Получается, львиная доля вообще вне поля зрения, так как выпала из проверок. В итоге в аптеках время от времени действительно появляются очень дешевые препараты, а также лекарства из списка ГОБМП.

«Когда слишком низкая цена на препарат, который в других аптеках стоит намного дороже, пациент тоже должен задуматься, потому что завозы бывают, минуя границу. К сожалению, есть такое. Появляется в аптеке лекарство со штампиком «бесплатно».

Как это происходит: обычно лекарства выдают раз в три месяца, больной приходит, ему выдают целую сумку лекарств. По правилам, ждут, пока разыграют тендер, потом выдают большим объемом. Больные их получают, но не принимают и ищут небольшие аптеки, куда их можно сдать, чтобы хоть какие-то деньги выручить. Как они говорят: «Внукам на мороженое». Получается, мы воруем у государства. Но проверить это невозможно, потому что аптечные организации выпали из проверок», – возмущается глава ассоциации.

Прекрасным выходом для сдерживания аптечных наценок и бесконтрольного открытия массы аптек, по мнению специалиста, может стать появление муниципальных или государственных аптек. Хотя бы по одной в каждом крупном населенном пункте страны. Имеющиеся сейчас так называемые социальные аптеки лишь рекламный ход, уверяет фармацевт.

«Я бы посоветовала государству такой выход: в каждом районе открыть социальную аптеку, и тогда можно выявить, дешевле или дороже продают частники. Обычно люди ходят с рецептом из одной аптеки в другую, сравнивают цены. Я считаю, делать нечего, потому что я не думаю, что 20-30 тенге спасут их кошелек. Тем более мы пробовали мониторить несколько препаратов, и оказалось, что в социальных аптеках такая же цена, то есть сейчас это обычная завлекалка», – признается Альжанова.

Крупный отечественный производитель лекарственных препаратов АО «Химфарм», конечно, тоже не останется в стороне от нововведений. Однако руководство завода считает, что на свободном рынке должны работать законы конкуренции. К тому же, по информации производителя, регулирование цен на безрецептурные препараты не имеет успешной практики где-либо, так как безрецептурные препараты не должны соответствовать принципам высокой доказательности по Оксфордской системе и не являются жизненно важными, то есть пациент может отказаться от их покупки без ущерба для здоровья.

«Регулирование цен в ГОБМП и на розничном рынке должно происходить независимо друг от друга, по независимым НПА, то есть подача заявлений с ценой производителей/держателей РУ должна производиться без взаимосвязи. Это особенно критично в отношении цен производителя, поданных в ГОБМП и ОСМС, по долгосрочным договорам поставки отечественных производителей. Регистрация цены должна быть не обязательно производителя, это может быть цена регистрации держателя РУ. Так как предложенная модель регистрации цены производителя не учитывает существующие модели оперирования на рынке для дистрибьюторов, держателей лицензии на территории РК. Не учитывается маржа этих звеньев в цепи ценообразования. Подача на регистрацию должна быть осуществлена на основе CIP-цены, а не франко-завода», – пояснила abctv.kz директор по госпитальному бизнесу АО «Химфарм» Айгуль Исенова.

Стоит отметить, что цены на Rx и ОТС-препараты начнут регулироваться с 1 января 2019 года и переходный период для этого не предусмотрен. Зато, скорее всего, будут упрощены правила отнесения препаратов к рецептурным и безрецептурным, и многие рецептурные препараты перейдут в категорию безрецептурных. Механизм и периодичность пересмотра цен будет утвержден приказом министра, предположительно производители получат возможность перерегистрировать цены раз в полгода.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться