/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 406,37 Brent 36,55
МИР пригласит иностранных авиаперевозчиков, чтобы снизить цены на билеты в РК

МИР пригласит иностранных авиаперевозчиков, чтобы снизить цены на билеты в РК

Первой ласточкой стал венгерский лоукостер Wizz Air с 39,99 евро за билет Астана – Будапешт.

19:33 06 Апрель 2017 4253

МИР пригласит иностранных авиаперевозчиков, чтобы снизить цены на билеты в РК

Автор:

Жанболат Мамышев

Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек заявил о том, что Казахстан продолжит политику привлечения в Казахстан иностранных авиаперевозчиков. Целью этого является снижение стоимости билетов.

В ходе обсуждения на пленарном заседании сената парламента проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации» депутаты поинтересовались у главы МИРа возможностью снижения цен на билеты.

Министр отметил, что на внутреннем рынке в результате прихода нескольких авиакомпаний уже развивается конкуренция.

«Этот вопрос часто задается. В первую очередь по лидеру отрасли – авиакомпании «Эйр Астана». Для того чтобы на внутреннем рынке обеспечить снижение стоимости авиабилетов, мы уже три года назад отменили требование о проведении конкурса по внутренним маршрутам. Сегодня полностью либерализован этот рынок. Например, между двумя аэропортами Казахстана может быть сколько угодно перевозчиков. Сегодня, например, в двух направлениях работает по 4 перевозчика, это Алматы – Шымкент и Алматы – Астана. Алматы – Астана в отдельные дни до 17 полетов осуществляется, и тариф от 11 тыс. тенге – это «БЕК Эйр», «Казак Эйр» и «СКАТ». У «Эйр Астаны» минимальная стоимость в районе 15-16 тыс., но для этого надо за две недели покупать билет. Если вы покупаете день в день, то стоимость билета превышает более 40 тыс. тенге», - сказал он.

Вместе с тем в республике еще остаются направления с достаточно высокими тарифами, признает министр.

«В основном нарекания у нас на рейсах в Западный Казахстан: Алматы – Атырау очень дорогие рейсы, на Актау очень дорогие рейсы. Мы пытаемся на этих рейсах сейчас максимально увеличить количество перевозчиков. Это приведет к снижению. Там, где высокая стоимость билетов, мы будем стимулировать появление новых перевозчиков», - сказал г-н Касымбек журналистам.

По его мнению, к снижению тарифов на международных направлениях также должна привести либерализация рынка.

В качестве примера Женис Касымбек привел венгерскую авиакомпанию-лоукостера Wizz Air, которая на днях заявила о ценах на маршрут Астана – Будапешт с 8 июня от 39,99 евро.

«Мы начали пускать на рынок Казахстана международные компании для того, чтобы увеличить конкуренцию. Wizz Air заявляет, что с 8 июня в Европу (Астана – Будапешт – прим. автора) будет предоставлять тариф по стоимости от 40 евро и выше. Мы полагаем, что средняя стоимость будет 100 евро и выше, но, вероятно, если покупать за 2-3 недели, может быть и 40 евро», - сказал министр.

Он отметил, что на период проведения международной выставки ЕХРО 2017 (10 июня – 10 сентября 2017 года) в рамках «открытого неба» над Астаной в столицу из иностранных городов может совершаться до 7 рейсов в неделю. Позднее рассматривается возможность сохранения принципа «открытого неба» уже для обеспечения привлекательности Международного финансового центра «Астана», который будет работать на территории ЕХРО после окончания выставки.

«Это будет конкуренция и будет способствовать снижению стоимости. А если говорить о структуре стоимости билета, то более 30% – это стоимость авиакеросина. Сегодня авиакеросин от 150 до 300 тыс. тенге доходит (за тонну – прим. автора) в различных аэропортах. Первая причина – наши нефтеперерабатывающие заводы стоят на реконструкции. До конца года реконструкция должна завершиться. Сегодня мы более 60% авиакеросина импортируем. До конца года этот дефицит будет ликвидирован, и мы считаем, что стоимость керосина в цене билета значительно снизится», - продолжил Женис Касымбек.

После того как заводы смогут выпускать необходимые для Казахстана 800 тыс. тонн авиакеросина, то стоимость билетов, по его словам, «естественно, тоже упадет».

Что касается реконструкции аэропортов, то в ней нуждаются еще 3 аэропорта.

«Сейчас уровень соответствия требованиям ИКАО у нас выше, чем среднеевропейский, – по безопасности полетов. В этом году мы ожидаем аудит ИКАО уже по авиационной безопасности – проверка именно аэропортов. У нас есть программа инфраструктурного развития – в рамках нее мы должны обеспечить до 2019 года реконструкцию взлетно-посадочных полос 21 аэропорта. Сегодня у нас только 3 аэропорта, которые не прошли соответствующую сертификацию Международной организации гражданской авиации: Талдыкорган, Костанай и Семей. Талдыкорган мы в этом году проведем, потому что реконструкция в позапрошлом году прошла, - сказал Женис Касымбек. - Семей мы начали в прошлом году, акимат планирует в этом году завершить реконструкцию взлетно-посадочной полосы, и Костанай у нас стоит на 2018-2019 годы. Сегодня в основном терминалы находятся в коммунальной собственности – это СПК или напрямую акиматы. Нереконструированные терминалы – это опять же Костанай, Семей, есть проблемы по Шымкенту, но большая часть терминалов сегодня реконструирована. Это Актобе, Актау, Петропавловск в прошлом году. Эту работу мы ведем, и у нас есть четкий график. До 2019 года мы должны эту работу завершить».

Депутат сената Мухтар Алтынбаев спросил у главы МИРа, нужен ли Казахстану независимый надведомственный орган?

«Потому что мы ни на один случай катастроф, отказов не получили конкретного ответа ни в прессе, нигде. Нужен ли такой надведомственный орган? Та же общая авиация: министерство обороны, пограничники, гвардия – они сами расследуют и как-то в своем соку варятся», - спросил депутат.

«Второй вопрос – узаконить беспилотные средства и дроны, то есть в настоящее время, видимо, возникла необходимость узаконить это. Контроль полетов беспилотных средств, дроны. Частные дроны – это тоже использование воздушного пространства», - добавил г-н Алтынбаев.

«Я считаю, что независимый орган по расследованию авиационных происшествий нужен, и, возможно, он нужен объединенный, который бы рассматривал авиационные происшествия как гражданской авиации, так и государственной авиации, то есть авиации, которая есть в МВД, министерстве обороны, и так далее. Сегодня у нас существуют отдельно соответствующие подразделения в нашем министерстве, министерстве обороны, но международная практика показывает, что эти органы должны быть за пределами отраслевых министерств и должны быть независимыми», - ответил министр.

«По беспилотникам. В этом законопроекте закладывается основа для того, чтобы государство вело учет по беспилотным летательным аппаратам. Далее в подзаконных актах, в соответствующих правилах мы будем уточнять эти нормы, но в этом законе принципиальная норма есть, что должен быть именно учет и контроль за этими беспилотными аппаратами, и на уполномоченный орган в лице нашего министерства эти функции возлагаются», - продолжил г-н Касымбек.

Категории беспилотных судов, подлежащих учету, будут определяться Правилами регистрации воздушных судов соответствующих видов авиации. Владельцы беспилотников будут обязаны исполнять требования эксплуатационной документации.

«Следующей, наиболее острой темой является обеспечение защиты гражданской авиации от террористических угроз. Законодательно закрепляется обязанность служб аэропортов по проведению досмотра при входе в пассажирский терминал в случае нарастания рисков терроризма. Предусматривается расширение компетенции уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по контролю системы авиационной безопасности, в частности по проведению служебных экспериментов и аттестации персонала аэропортовых служб. В целом в отношении аэропортовой деятельности требуется повышение качества услуг как в сфере обслуживания пассажиров, так и наземного обслуживания воздушных судов», - сообщил министр.

В этой связи законопроектом предусматривается внедрение программ контроля качества в аэропортах. Также документом регламентируются вопросы допуска к применению авиационных тренажеров, установления ответственности командира воздушного судна за обеспечение безопасности полета.

Законопроектом закладывается возможность гибкого взаимодействия гражданских и военных органов управления и контроля по организации воздушного движения.

«Для улучшения качества расследований авиационных происшествий, инцидентов и устранения имеющихся несоответствий требованиями ИКАО в этой области в законопроекте предусматривается наличие в системе авиационной администрации уполномоченных по расследованию, то есть должностных лиц, имеющих специальные права и обязанности по расследованию авиационных происшествий в полном соответствии с международными стандартами», - сказал г-н Касымбек.

Депутатами были внесены поправки, относящие курение табачных изделий на борту воздушных судов к ситуациям, угрожающим безопасности полета, становление для пилотов малой авиации права выбора проходить медицинское освидетельствование в авиационном медицинском центре или у авиационного медицинского эксперта.

Законопроектом предлагается отнести аэропорты, обслуживающие пассажиров в количестве менее 300 тыс. человек в год, к субъектам малой мощности в сфере естественных монополий. Это позволит региональным аэропортам перейти на упрощенную процедуру утверждения тарифов.  

Министр также отметил, что вопрос по национальным авиакадрам сейчас уже не так остро стоит, как 3-5 лет назад.

«Сегодня в первую очередь за счет средств самих компаний обучаем большое количество кадетов за рубежом. Обучаем в Америке, Европе, во Франции, в Тулузе. Есть наши кадеты, которые обучаются в Риге в Прибалтике, есть в Киеве, то есть ежегодно мы получаем большой приток специалистов. К сожалению, уровень наших учебных заведений, которые работают в Казахстане, не соответствует, зачастую выпускники тех вузов приходят и вынуждены дополнительно еще 1,5-2 года доучиваться на те летательные аппараты, которые сегодня у нас используются. Потому что они обучаются в основном на другой технике. Я могу сказать, что ежегодно в «Эйр Астане» снижается число иностранных пилотов», - сказал Женис Касымбек.

Он отметил, что законопроектом «мокрая аренда» воздушных судов, когда они берутся вместе с пилотами, как и в некоторых других странах, ограничивается 2 месяцами в году. При этом авиакомпания может иметь не более 20% таких судов в своем парке.

Жанболат Мамышев

«Меня ничто не заставит вернуться»: казахстанка Мария Имаева – о бизнесе, пандемии и жизни в Швейцарии

Интервью с Марией Имаевой – казахстанской журналисткой, которая уже второй год вместе с семьей живет в Швейцарии, вышло удивительно теплым, рассудительным.

14 Июль 2020 08:00 462

«Меня ничто не заставит вернуться»: казахстанка Мария Имаева – о бизнесе, пандемии и жизни в Швейцарии

Однако красной линией на протяжении всего разговора проходит тяжело объяснимое чувство, определение которому только одно – «саднит где-то в районе груди». Саднит от осознания того, как много нужно сделать нам в Казахстане для наших граждан, бизнесменов, врачей, для жизни, которой где-то кто-то живет и благодарен своему правительству. А еще саднит от того, что даже там, проживая в правильных условиях, казахстанцы тоскуют по родине, но не хотят возвращаться. Мария Имаева рассказала корреспонденту Inbusiness.kz свою историю жизни в Швейцарии.

Мария, мы с Вами продолжаем серию интервью «Казахстанцы за рубежом». Вы сегодня живете в стране высокогорных Альп – в Швейцарии. Расскажите Вашу историю – как поменяли страну для проживания, как устраивались?

В Швейцарию я с детьми переехала полтора года назад по программе «Воссоединение семьи». Мой муж – гражданин Швейцарии, и мы приняли решение жить именно здесь. Более года мы потратили на оформление документов, очень долго ждали одобрения с швейцарской стороны, потому что эмигрировать в эту страну совсем не просто, каждый год ужесточаются правила выдачи виз и вида на жительство и уж тем более получение гражданства. Я, например, смогу получить швейцарский паспорт через пять-семь лет, притом что мой муж и дети уже граждане этой страны.

Насколько сильно жизнь в Казахстане и Швейцарии отличается? Что можете назвать первостепенным в этих различиях, что делает жизнь качественнее, интереснее, стабильнее?

Вообще, мы могли бы жить на Шри-Ланке, поскольку это родина моего мужа, или в Казахстане – родина моя и наших детей, но мы выбрали Швейцарию, так как муж живет здесь уже более 25 лет. Мы пожили вместе на Шри-Ланке, потом почти два года прожили вместе в Казахстане и в итоге переехали сюда. Конечно, здесь совершенно другая жизнь. Первое, что я ощутила по приезде сюда, – это безопасность. Это очень приятное ощущение – чувствовать себя безопасно в автобусе, где ты не прячешь подальше телефон и не держишь крепко сумку, чтобы вдруг ее не выхватили, тебе спокойно, тебе комфортно. Так же и на улице вечером, ты не оглядываешься постоянно, кто там идет за тобой, а вдруг нападет, а вдруг ограбит... Так же и дома, ни у кого нет железных, бронированных дверей, у всех простые деревянные, с одним замком. Да, кражи бывают, но редко. В Алматы же у меня постоянно было чувство страха, что залезут, ограбят, хотя и воровать-то особо нечего, просто слишком много было случаев среди соседей и знакомых, и потому этот страх очень прочно овладел мной. Здесь отпустило. И это так здорово – жить и не бояться. Не бояться ездить в общественном транспорте, оставлять квартиру на неделю без присмотра, поздно идти по улице. И переходить дорогу. Для меня это отдельная тема: здесь все ездят строго по правилам, 99% водителей пропускают на зебре пешеходов, редко, кто гоняет и уж тем более ездит на красный свет. Чувство безопасности – одно из главных, что делает человека счастливым и благодарным стране.

Согласна с Вами. А как Вы решаете сегодня вопрос с языковым барьером?

Что касается языкового барьера, то это главный пункт в интеграции и адаптации в новой стране. Мы живем во французской части Швейцарии, а есть еще немецкая и итальянская – это те регионы, которые граничат с Германией и Италией, соответственно, там говорят на немецком и итальянском. А есть еще и исконно швейцарский язык – романдский, на нем говорит коренное население, в основном люди, которые живут в горах. То есть швейцарцы с разных кантонов (так называются области страны) могут и не понимать друг друга. Английский тут не в обиходе, но в магазинах или ресторанах вас могут понять и обслужить. Мы с мужем разговариваем на английском, и потому французский я здесь учу с нуля. До приезда сюда в моем словарном запасе были лишь «бонжюр» и «се ля ви». (Смеется.) А еще «шерше ля фам». Все. Дается мне обучение нелегко, уже год я постоянно посещаю курсы и все никак свободно не заговорю. Зато моя дочь за полтора года настолько хорошо освоила язык, что многие и не верят, что французский не родной ей язык, у нее даже акцента нет. Она постоянно подтрунивает надо мной: »Мама, а ты точно ходишь в свою школу французского? А то как-то незаметно». Да, детям проще даются языки. Но уверена, что и я возьму этот барьер. С языком гораздо проще чувствовать в стране себя своей.

Очень важный для нашего ресурса вопрос – швейцарский бизнес. Вы, наверняка, наблюдали, чем занимаются местные предприниматели, какие ниши самые популярные, доходные? Насколько возможно приехавшим в страну открыть свое дело и успешно на нем зарабатывать?

Бизнес в Швейцарии? Тут снова вернусь к языку. Как только ты свободно овладеешь языком, перед тобой открываются все двери и в бизнес. На самом деле, насколько я правильно ориентируюсь уже и понимаю, здесь очень просто вести бизнес, но необходимое условие – соблюдать четко закон. Здесь, в принципе, нет такого понятия: дать этому взятку, позвонить тому, чтобы отменили проверку, «разрулить», «слить», «замять». Если ты хочешь быть предпринимателем, единственное правило – соблюдай все правила. Вот такая тавтология, но это действительно так. Вовремя плати налоги, вовремя оплачивай счета, соблюдай санитарные нормы, если это кафе или магазин. Кстати, очень много маленьких продуктовых магазинчиков, и они очень популярны. Особенно те, которые открывают эмигранты и продают в своих магазинах товар с родины. Всегда много клиентов в африканских, албанских, турецких магазинах. Еще здесь очень много салонов красоты и барбершопов. Очереди туда всегда. Хотя качество услуг оставляет желать лучшего. Конечно, и часто видишь, как закрываются какие-то бары или рестораны, бизнес не идет. Но здесь в то же время много специальных фондов по поддержке малого и среднего бизнеса, и они реально помогают предпринимателям, находят для них выгодные кредиты, всячески стараются оберегать начинающих бизнесменов. Но, как оно обстоит изнутри, я узнаю, только когда сама открою свой бизнес.

А как государство поддерживает предпринимателей? Как Вы сами оцениваете условия ведения бизнеса здесь, в Швейцарии?

Вообще, здесь очень мощная поддержка государства малому и среднему бизнесу. К примеру, когда во время карантина все кафе, рестораны, салоны красоты закрылись на два месяца (март, апрель), государство сразу выплатило всем заведениям пособия, все сотрудники получили свои сохраненные зарплаты, два месяца аренды списали за счет государства, в общем, из-за пандемии практически никто не обанкротился. Ну, насколько мне известно. По крайней мере, в новостях об этом постоянно говорили. Да, как и во всех странах, многие бизнесмены понесли серьезные убытки, но в Швейцарии на этот беспрецедентный случай было выдано несколько миллиардов швейцарских франков для поддержания экономики в стране.

Мария, Швейцария считается одной из самых дорогих стран мира, давайте посчитаем, какой доход должен быть у семьи из четырех-пяти членов, чтобы жить качественно (жилье, питание, образование, здравоохранение и так далее)?

Да, Швейцария действительно очень дорогая страна. И это первое, что мне бросилось в глаза по приезде. Я постоянно переводила стоимость продуктов в тенге и не переставала возмущаться. А потом, наконец, приняла, что сравнивать неуместно, уровень доходов здесь абсолютно другой. Здесь минимальная зарплата 4000 франков (швейцарский франк равен доллару). Это, так сказать, прожиточный минимум. Давайте посчитаем: в среднем аренда небольшой трехкомнатной квартиры обходится в 2000 франков, плюс оплата коммунальных услуг – 200 франков. Обязательная минимальная медицинская страховка ежемесячно на одного взрослого – 500 франков, на ребенка – от 300. Плюс счета за Интернет и телефон, в среднем на одного человека 100 франков. Ежемесячный абонемент на общественный транспорт – 75 франков. Если есть автомобиль, расходы увеличиваются минимум на 500 франков в месяц: страховка, парковка, бензин. Каждый поход в магазин за продуктами – это минимум 100 франков. При этом в корзине будут молоко, хлеб, грамм 700 мяса, пачка сосисок, килограмма три овощей, столько же фруктов, вот, в общем-то, и все. Только килограмм говядины здесь стоит от 30 франков. Так что в среднем семье из четырех человек – мама, папа, двое детей – нужно в месяц семь-восемь тысяч швейцарских франков. Это чтобы еще можно было попутешествовать по стране, водить одного ребенка на танцы, другого – на плавание, ну и самим в тренажерный зал наведываться. То есть это будет жизнь без особых изысков. Потому многие из Франции, Италии, Германии каждое утро приезжают работать в Швейцарию и каждый вечер возвращаются к себе в страну, там на швейцарскую зарплату можно жить припеваючи.

Отличный расклад, спасибо. Давайте поговорим о том, как проходит Ваш карантин? Что было особенного в изоляции в Швейцарии?

Это был очень показательный момент для страны. Во-первых, изначально здесь такая политика, здесь никто никому ничего не вправе запрещать. Государство может рекомендовать оставаться дома, но указывать и тем более в обязательном порядке всех закрывать здесь не будут. 13 марта по всем СМИ объявили, что в связи с пандемией коронавируса приостанавливают свою работу школы, торговые центры, кафе, рестораны, парикмахерские, кинотеатры. И всех граждан правительство просит по возможности оставаться дома. Сто раз было подчеркнуто: мы не приказываем вам, мы вас просим ради вашей же безопасности. Народ здесь сознательный, и без надобности никто даже на улицу не выходил. Мы с детьми, например, выходили на 15 минут подышать воздухом возле подъезда, потому что у нас в квартире нет балкона. В магазин ходили по острой необходимости по очереди с мужем. Кстати, очень много благотворительных организаций, их активисты возят людям продукты домой. Всюду были указаны телефоны, ты мог позвонить, сказать, что нужна еда, и вам еженедельно будут доставлять продовольствие бесконтактной доставкой. В мае, когда объявили, что Швейцария вышла из зоны риска, и открылись все общественные заведения, и в первую очередь школы, жизнь очень быстро вернулась в прежнее русло. Но сейчас у нас ввели обязательный масочный режим в общественном транспорте и магазинах. При этом каждый раз подчеркивают: мы рекомендуем, давайте будем ответственными вместе. Абсолютно все в автобусах и супермаркетах в масках, нет ни единого человека, кто бы игнорировал это.

Вы, наверняка, следите за событиями в Казахстане, очень много вопросов к министерству здравоохранения. Расскажите, как правительство Вашей страны обеспечивало здоровье нации в период пандемии?

Да, я пристально слежу за ситуацией с COVID-19 в Казахстане, поскольку в Алматы живут мои родители, сестры, племянники. И я очень переживаю за своих родных, все, что доходит до меня из социальных сетей и ленты новостей, меня вводит в страх. И я представляю, какие депрессивные настроения сейчас у людей, которые сами там живут. Обвинять кого-то сейчас бесполезно, найти действенный метод борьбы с этим хаосом – вот, что важно. Я считаю, это не только вина министерства здравоохранения, это провал всего правительства, которое не срегировало вовремя и четко. Но опять же не винить сейчас надо, нужно надеяться, что государство вернет контроль над ситуацией, люди перестанут умирать и болеть. Об этом нужно сейчас молиться.

Мария, сумели ли Вы наладить связь с другими казахстанцами, проживающими в Швейцарии? Как живется им сегодня?

Честно говоря, я не знаю никого из соотечественников лично, кто живет в Швейцарии. У меня была здесь подруга-алматинка, наши дети учились в одной школе в Лозанне, но они с мужем и детьми вернулись в Казахстан, поскольку у мужа закончился контракт на работе здесь. Больше с казахстанцами я не пересекалась, а дружба с русскоговорящими из стран СНГ как-то не завязывается. Люди, переехавшие сюда, очень сильно меняются, и нет в них прежней открытости, дружелюбия, что свойственно нашим.

То, о чем Вы пишете в социальных сетях сегодня, красноречиво говорит о Вашей тоске по Казахстану, по родным и друзьям. Что может Вас заставить вернуться?

Да, я очень тоскую по своим родным. Мне ужасно не хватает рядом моей большой семьи: мамы, папы, сестер, всех родных. Опять же друзей настоящих, преданных, любимых у меня здесь нет. Скучаю страшно по нашим семейным встречам. Здесь у меня только мой муж и мои дети, а я привыкла к большому кругу общения. Но человек ко всему привыкает, вот и я уже меньше плачу и рвусь в Алматы. Первые месяцы здесь каждую неделю чемоданы собирала домой, сейчас уже нет. Хотели приехать летом погостить, но границы в Казахстане закрыты, и, когда откроют, неизвестно. Да, и рисковать не хочется. Поэтому встреча с любимыми людьми переносится на неопределенный срок. Но мы умеем ждать. И любить. Даже на расстоянии. Что меня может заставить вернуться на родину? Наверное, ничего. Уж лучше вы к нам. Мечтаю, чтобы мои родные были рядом. Здесь. Вот тогда я буду действительно счастлива в одной из самых благополучных стран мира.

Спасибо за интересную беседу, Мария. Успехов Вам и благополучия!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Жители региона купили в Интернете товаров на 5,8 млрд тенге.  

18 Февраль 2020 11:10 6057

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Покупки в Интернете в общем объеме розничной торговли пока составляют только 0,6%, но к 2022 году этот показатель необходимо довести до 2,6%, чтобы приблизиться к общереспубликанскому показателю. Об этом говорили на аппаратном совещании в акимате Карагандинской области.

По мнению ассоциации «Цифровой Казахстан», к 2020 году объем мировых  электронных продаж B2C-сегмента (бизнес для клиента) может составить 3,2 трлн долларов, а рынок Е-торговли между компаниями (B2B) съест вдвое больше – 6,7 трлн долларов. Причем Китай и США наложили лапы на более чем половину мирового рынка цифровой торговли. А вот страны Евразийского союза, выражаясь языком классиков, чужие на этом празднике электронной жизни: их лоток занимает менее 1% мирового Е-базара.

Правила движения

В августе прошлого года тогда еще замакима Карагандинской области, а ныне уже замминистра иностранных дел РК Алмас Айдаров в интервью inbusiness.kz завил, что на базе оптово-распределительного центра Аль-Фарух «создает движняк»:

«Все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин, что едет к нам, видит эту заявку – и сделка состоялась. Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

Работа по развитию электронной торговли в Карагандинской области проводится в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы. А дорожной картой по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на повышение защиты прав потребителей в электронной торговле, создание инфраструктуры по поддержке и содействию доступа к льготному финансированию, сообщила руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева:

«В 2019 году в Караганде АО «Казпочта» совместно с компанией «1Е.KZ» запущен E-commerce-центр по обслуживанию интернет-магазинов, в котором в течение года желающим оказано 530 консультаций. С 1 января 2018 года по 1 января 2023 года предусмотрены преференции для предпринимателей: при оформлении сделок в электронном виде и оплате безналичным платежом не менее 90% они освобождаются от уплаты ИПН и КПН. В этому году запланировано открытие еще не менее 30 новых интернет-магазинов. С начала года реализуется пилотный проект мобильного приложения Price Scanner, где фиксируются цены по 19 наименованиям социально значимых продуктовых товаров. Такое приложение позволит объектам торговли предоставлять информацию об акциях и скидках, ценах на товары, а потребителям – выбрать в онлайн-режиме наиболее оптимальный торговый объект для покупок».

В начале 1970-х годов в Казахской ССР, как и по всей стране, стали открывать универсамы, где покупатели сами, без продавцов выбирали товар, а затем рассчитывались за них на выходе у кассиров.

Сейчас же мы приходим к тому, чтобы из процедуры покупки исключить и живого кассира:

«В супермаркетах сети «Южный» еще в прошлом году были установлены онлайн-кассы, которые предлагают покупателям самим [отсканировать штрих-коды товаров и] оплатить покупку картой. Эту технологию в текущем году хотят внедрить в сеть супермаркетов «Аян», – пояснила Татьяна Аблаева.

Еще одно из направлений дорожной карты по развитию электронной торговли – это повышение цифровой грамотности населения и предпринимателей. Как заявил руководитель управления цифровизации Рустам Байжанов, охват цифровой грамотностью населения региона сейчас составляет 70%, а к 2022 году его планируется довести до 83%.

«В прошлом году мы обучили 128 тысяч человек – это больше, чем было обозначено в плане. Уровень цифровой грамотности мы ожидаем в этом году 80%», – уверенно отчитался «главный по цифровизации».

Праздник Нептуна

В начале 2010-х годов город Темиртау из 18 городов и районов области странным образом оказался на последнем месте по числу людей, занимающихся физической культурой и спортом. Когда же начальник городского отдела спорта, получив нагоняй от акима, стал разбираться со сложившейся ситуацией, выяснилось, что отдельные «передовые» сельские районы записали в физкультурники практически все свое население.

В художественном фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» директор сельского Дворца культуры написал в отчете, что ежегодно 1 января в селе проводится вышеозначенный праздник с одновременным купанием в проруби сразу 150 человек. Кульмассовик здраво рассудил, что проверять наличие 150 моржей в первый день нового года все равно никто не приедет. Однако люди из области приехали, да еще и со шведскими моржами.

Согласно данным департамента статистики, численность населения Карагандинской области на 1 июля 2019 года составила 1377,8 тыс. человек. Более поздних данных еще нет, как нет и данных по отдельным возрастным группам. Поэтому воспользуемся цифрами на начало 2015 года, благо они не сильно отличаются.

По данным комитета по статистике МНЭ РК. 

Итак, при количестве жителей региона в 1 378 298 человек:

  • дети от 0 до 15 лет составляют 23,5%;
  • трудоспособные граждане от 16 до 62 лет – 62,8%;
  • старше 63 лет – 13,7%.

Согласно данным официального интернет-ресурса Государственной программы «Цифровой Казахстан», цифровой грамотностью считается следующее.

Если принять во внимание информацию руководителя управления цифровизации Рустама Байжанова, что охват цифровой грамотностью населения региона в 2020 году составит 80%, то получается, что и 16-летние подростки, и 80-летние апашки Карагандинской области умеют продвигать товары и услуги онлайн, а также прекрасно защищают свои персональные данные при проведении финансовых операций.

И если к 2022 году количество обладающих «сакральным цифровым знанием» в регионе увеличится до 83%, то значит туда войдут еще 90 000 человек из возрастной группы от 0 до 15 лет.

Честно говоря, это не смешно. И вот почему.

Здесь сразу вспоминаются слова сенатора Бырганым Айтимовой и ее памятная речь на III Международной конференции программы «Болашак»:

«Мы читать и писать уже с рождения можем. Поэтому мы, конечно, будем двигаться вперед именно в образовательной системе. И мы, конечно, должны поддерживать образовательный интеллектуальный потенциал».

Наведение порядка в таком вот учете нам еще предстоит в будущем, а мы вернемся в настоящее – к аппаратному совещанию.

Увеличение доли безналичных платежей также входит в сферу развития электронной торговли, о чем коротко доложил руководитель департамента госдоходов Канат Ахметбеков. Он рассказал, что его ведомство постоянно проводит массовую разъяснительную работу: за последний год его ведомством проведено 1194 семинара.

Судя по прозвучавшим докладам, Карагандинские чиновники настолько увлеклись самой кампанией по цифровизации, что за лесом своих цифр и бодрых отчетов так и не увидели настоящих деревьев – самой ее сути. Что им и разъяснил Женис Касымбек:

«На последнем расширенном заседании правительства глава государства отметил важность цифровизации, необходимость ускорения этих процессов. Электронная торговля сводит на нет теневую экономику – это один из мощнейших рычагов борьбы с ней. Карагандинская область будет и дальше активно внедрять все новшества», – отметил аким Карагандинской области.

Олег И. Гусев