RU KZ
МИР пригласит иностранных авиаперевозчиков, чтобы снизить цены на билеты в РК

МИР пригласит иностранных авиаперевозчиков, чтобы снизить цены на билеты в РК

19:33 06 Апрель 2017 4574

МИР пригласит иностранных авиаперевозчиков, чтобы снизить цены на билеты в РК

Автор:

Жанболат Мамышев

Первой ласточкой стал венгерский лоукостер Wizz Air с 39,99 евро за билет Астана – Будапешт.

Министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек заявил о том, что Казахстан продолжит политику привлечения в Казахстан иностранных авиаперевозчиков. Целью этого является снижение стоимости билетов.

В ходе обсуждения на пленарном заседании сената парламента проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации» депутаты поинтересовались у главы МИРа возможностью снижения цен на билеты.

Министр отметил, что на внутреннем рынке в результате прихода нескольких авиакомпаний уже развивается конкуренция.

«Этот вопрос часто задается. В первую очередь по лидеру отрасли – авиакомпании «Эйр Астана». Для того чтобы на внутреннем рынке обеспечить снижение стоимости авиабилетов, мы уже три года назад отменили требование о проведении конкурса по внутренним маршрутам. Сегодня полностью либерализован этот рынок. Например, между двумя аэропортами Казахстана может быть сколько угодно перевозчиков. Сегодня, например, в двух направлениях работает по 4 перевозчика, это Алматы – Шымкент и Алматы – Астана. Алматы – Астана в отдельные дни до 17 полетов осуществляется, и тариф от 11 тыс. тенге – это «БЕК Эйр», «Казак Эйр» и «СКАТ». У «Эйр Астаны» минимальная стоимость в районе 15-16 тыс., но для этого надо за две недели покупать билет. Если вы покупаете день в день, то стоимость билета превышает более 40 тыс. тенге», - сказал он.

Вместе с тем в республике еще остаются направления с достаточно высокими тарифами, признает министр.

«В основном нарекания у нас на рейсах в Западный Казахстан: Алматы – Атырау очень дорогие рейсы, на Актау очень дорогие рейсы. Мы пытаемся на этих рейсах сейчас максимально увеличить количество перевозчиков. Это приведет к снижению. Там, где высокая стоимость билетов, мы будем стимулировать появление новых перевозчиков», - сказал г-н Касымбек журналистам.

По его мнению, к снижению тарифов на международных направлениях также должна привести либерализация рынка.

В качестве примера Женис Касымбек привел венгерскую авиакомпанию-лоукостера Wizz Air, которая на днях заявила о ценах на маршрут Астана – Будапешт с 8 июня от 39,99 евро.

«Мы начали пускать на рынок Казахстана международные компании для того, чтобы увеличить конкуренцию. Wizz Air заявляет, что с 8 июня в Европу (Астана – Будапешт – прим. автора) будет предоставлять тариф по стоимости от 40 евро и выше. Мы полагаем, что средняя стоимость будет 100 евро и выше, но, вероятно, если покупать за 2-3 недели, может быть и 40 евро», - сказал министр.

Он отметил, что на период проведения международной выставки ЕХРО 2017 (10 июня – 10 сентября 2017 года) в рамках «открытого неба» над Астаной в столицу из иностранных городов может совершаться до 7 рейсов в неделю. Позднее рассматривается возможность сохранения принципа «открытого неба» уже для обеспечения привлекательности Международного финансового центра «Астана», который будет работать на территории ЕХРО после окончания выставки.

«Это будет конкуренция и будет способствовать снижению стоимости. А если говорить о структуре стоимости билета, то более 30% – это стоимость авиакеросина. Сегодня авиакеросин от 150 до 300 тыс. тенге доходит (за тонну – прим. автора) в различных аэропортах. Первая причина – наши нефтеперерабатывающие заводы стоят на реконструкции. До конца года реконструкция должна завершиться. Сегодня мы более 60% авиакеросина импортируем. До конца года этот дефицит будет ликвидирован, и мы считаем, что стоимость керосина в цене билета значительно снизится», - продолжил Женис Касымбек.

После того как заводы смогут выпускать необходимые для Казахстана 800 тыс. тонн авиакеросина, то стоимость билетов, по его словам, «естественно, тоже упадет».

Что касается реконструкции аэропортов, то в ней нуждаются еще 3 аэропорта.

«Сейчас уровень соответствия требованиям ИКАО у нас выше, чем среднеевропейский, – по безопасности полетов. В этом году мы ожидаем аудит ИКАО уже по авиационной безопасности – проверка именно аэропортов. У нас есть программа инфраструктурного развития – в рамках нее мы должны обеспечить до 2019 года реконструкцию взлетно-посадочных полос 21 аэропорта. Сегодня у нас только 3 аэропорта, которые не прошли соответствующую сертификацию Международной организации гражданской авиации: Талдыкорган, Костанай и Семей. Талдыкорган мы в этом году проведем, потому что реконструкция в позапрошлом году прошла, - сказал Женис Касымбек. - Семей мы начали в прошлом году, акимат планирует в этом году завершить реконструкцию взлетно-посадочной полосы, и Костанай у нас стоит на 2018-2019 годы. Сегодня в основном терминалы находятся в коммунальной собственности – это СПК или напрямую акиматы. Нереконструированные терминалы – это опять же Костанай, Семей, есть проблемы по Шымкенту, но большая часть терминалов сегодня реконструирована. Это Актобе, Актау, Петропавловск в прошлом году. Эту работу мы ведем, и у нас есть четкий график. До 2019 года мы должны эту работу завершить».

Депутат сената Мухтар Алтынбаев спросил у главы МИРа, нужен ли Казахстану независимый надведомственный орган?

«Потому что мы ни на один случай катастроф, отказов не получили конкретного ответа ни в прессе, нигде. Нужен ли такой надведомственный орган? Та же общая авиация: министерство обороны, пограничники, гвардия – они сами расследуют и как-то в своем соку варятся», - спросил депутат.

«Второй вопрос – узаконить беспилотные средства и дроны, то есть в настоящее время, видимо, возникла необходимость узаконить это. Контроль полетов беспилотных средств, дроны. Частные дроны – это тоже использование воздушного пространства», - добавил г-н Алтынбаев.

«Я считаю, что независимый орган по расследованию авиационных происшествий нужен, и, возможно, он нужен объединенный, который бы рассматривал авиационные происшествия как гражданской авиации, так и государственной авиации, то есть авиации, которая есть в МВД, министерстве обороны, и так далее. Сегодня у нас существуют отдельно соответствующие подразделения в нашем министерстве, министерстве обороны, но международная практика показывает, что эти органы должны быть за пределами отраслевых министерств и должны быть независимыми», - ответил министр.

«По беспилотникам. В этом законопроекте закладывается основа для того, чтобы государство вело учет по беспилотным летательным аппаратам. Далее в подзаконных актах, в соответствующих правилах мы будем уточнять эти нормы, но в этом законе принципиальная норма есть, что должен быть именно учет и контроль за этими беспилотными аппаратами, и на уполномоченный орган в лице нашего министерства эти функции возлагаются», - продолжил г-н Касымбек.

Категории беспилотных судов, подлежащих учету, будут определяться Правилами регистрации воздушных судов соответствующих видов авиации. Владельцы беспилотников будут обязаны исполнять требования эксплуатационной документации.

«Следующей, наиболее острой темой является обеспечение защиты гражданской авиации от террористических угроз. Законодательно закрепляется обязанность служб аэропортов по проведению досмотра при входе в пассажирский терминал в случае нарастания рисков терроризма. Предусматривается расширение компетенции уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по контролю системы авиационной безопасности, в частности по проведению служебных экспериментов и аттестации персонала аэропортовых служб. В целом в отношении аэропортовой деятельности требуется повышение качества услуг как в сфере обслуживания пассажиров, так и наземного обслуживания воздушных судов», - сообщил министр.

В этой связи законопроектом предусматривается внедрение программ контроля качества в аэропортах. Также документом регламентируются вопросы допуска к применению авиационных тренажеров, установления ответственности командира воздушного судна за обеспечение безопасности полета.

Законопроектом закладывается возможность гибкого взаимодействия гражданских и военных органов управления и контроля по организации воздушного движения.

«Для улучшения качества расследований авиационных происшествий, инцидентов и устранения имеющихся несоответствий требованиями ИКАО в этой области в законопроекте предусматривается наличие в системе авиационной администрации уполномоченных по расследованию, то есть должностных лиц, имеющих специальные права и обязанности по расследованию авиационных происшествий в полном соответствии с международными стандартами», - сказал г-н Касымбек.

Депутатами были внесены поправки, относящие курение табачных изделий на борту воздушных судов к ситуациям, угрожающим безопасности полета, становление для пилотов малой авиации права выбора проходить медицинское освидетельствование в авиационном медицинском центре или у авиационного медицинского эксперта.

Законопроектом предлагается отнести аэропорты, обслуживающие пассажиров в количестве менее 300 тыс. человек в год, к субъектам малой мощности в сфере естественных монополий. Это позволит региональным аэропортам перейти на упрощенную процедуру утверждения тарифов.  

Министр также отметил, что вопрос по национальным авиакадрам сейчас уже не так остро стоит, как 3-5 лет назад.

«Сегодня в первую очередь за счет средств самих компаний обучаем большое количество кадетов за рубежом. Обучаем в Америке, Европе, во Франции, в Тулузе. Есть наши кадеты, которые обучаются в Риге в Прибалтике, есть в Киеве, то есть ежегодно мы получаем большой приток специалистов. К сожалению, уровень наших учебных заведений, которые работают в Казахстане, не соответствует, зачастую выпускники тех вузов приходят и вынуждены дополнительно еще 1,5-2 года доучиваться на те летательные аппараты, которые сегодня у нас используются. Потому что они обучаются в основном на другой технике. Я могу сказать, что ежегодно в «Эйр Астане» снижается число иностранных пилотов», - сказал Женис Касымбек.

Он отметил, что законопроектом «мокрая аренда» воздушных судов, когда они берутся вместе с пилотами, как и в некоторых других странах, ограничивается 2 месяцами в году. При этом авиакомпания может иметь не более 20% таких судов в своем парке.

Жанболат Мамышев