Идея с производством лапши возникла буквально за несколько дней до брифинга вице-министра 28 сентября в правительстве: по словам Гульмиры Исаевой, потенциальные китайские инвесторы сами пришли в Минсельхоз с предложением развернуть такое производство в Казахстане с дальнейшим экспортом в Поднебесную. Где, по их заверениям, лапша, изготовленная из казахстанской муки, уже пользуется повышенным спросом.
"Их как раз-таки привлекает то, что наша мука, наше зерно обладает тем качеством, которое позволяет производить высокосортную лапшу, – пояснила вице-министр. – В Китае даже появился тренд. Они же лапшу потребляют ежедневно, и, когда они заходят в общепит или рестораны, они, оказывается, заказывают лапшу из казахстанской муки", – подчеркнула она.
Качество казахстанской пшеницы, по сведениям представительницы руководства аграрного ведомства, действительно растет и привлекает иностранных инвесторов. По сведениям Гульмиры Исаевой, по состоянию на 28 сентября, когда проводился брифинг, уборочная страда была завершена на 95-96% посевных площадей зерновых. При этом сбор составил порядка 20 миллионов тонн зерна, а уровень клейковины этого зерна "высокий, около 26-28%".
"Мы прогнозируем, что уровень экспорта в этом году составит не менее девяти миллионов тонн", – прокомментировала она эти данные (в прошлом маркетинговом году экспорт зерна и муки был примерно на миллион тонн ниже). Увеличивать рынок сбыта МСХ рассчитывает за счет того же Китая, который "поверил" в казахстанское зерно.
"Например, протокол, подписанный с китайской стороной в декабре 2015 года, позволил за эти два года нарастить объемы экспорта зерна в Китай только за счет того, что были согласованы более благоприятные для нашего бизнеса формы транспортировки. Если ранее допускалось только через упакованные в мешкотару, то теперь это и через зерновозы, и контейнеры железнодорожным транспортом", – напомнила вице-министр.
Также в орбиту возможных поставок включен Иран, с которым ведутся "активные переговоры", во Вьетнам весной отправилась пробная партия казахстанской пшеницы, в рамках Евразийского экономического союза ведутся переговоры о зоне свободной торговли с Сингапуром и Индией, что также может увеличить рынок сбыта зерна и муки.
Но зачем торговать сырьем и полуфабрикатом, если есть возможность преобразовывать их в продукцию более высокого передела на месте и торговать по более высокой стоимости, имея под боком постоянно растущий рынок сбыта этой продукции?
"Мы можем пойти еще дальше, мы можем начать производство этой лапши здесь, в Казахстане, упаковывать, маркировать и уже отправлять в виде готового продукта", – говорит Гульмира Исаева.
"Сейчас проведены переговоры с акиматом Астаны и Костанайской области. Они также посмотрели Северо-Казахстанскую область. И теперь выбор будет зависеть от земельного участка, инфраструктуры. Уже есть казахстанский партнер для этого предприятия, и мы думаем, что, скорее всего, это будет в продовольственном поясе Астаны", – добавляет она.
По ее сведениям, стоимость проекта составляет около 47 миллионов долларов, мощность потенциального производства лапши под Астаной "где-то 700 тонн лапши в сутки с нарастанием до 1000 тонн". Самое же главное состоит в том, что с экспортом продукции более высокого передела меньше разрешительной мороки.
"Мы активно продвигаем нашу муку: в Шанхае зарегистрирована и получена лицензия казахстанской компанией "Астау", которая активно реализует макаронные изделия на территории КНР", – говорит вице-министр. "Очень важно и то, что, когда более глубоко переработанный продукт, для него не надо согласовывать ветеринарные, фитосанитарные требования. То есть они проходят уже без каких-либо дополнительных мер, которые связаны с контролем и проверкой", – утверждает она.
Помимо этого, Гульмира Исаева сообщила о том, что Казахстан провел переговоры с представителями разных стран по вопросу трансфера и адаптации технологий, представленных на международной выставке "Экспо" в Астане летом этого года. По ее словам, аграрному ведомству особо "глянулись" 66 проектов, которые можно было бы реализовать в сельскохозяйственном секторе республики.
"Министерство создало рабочую группу, которая за время выставки активно изучала представленные технологии, мы изучили и отобрали 17 технологий Республики Беларусь, 15 технологий – из Нидерландов, 11 – из Финляндии и 7 – из России", – сказала вице-министр. – Также очень интересные технологии были представлены испанскими и итальянскими учеными, которые позволяют получать энергию из растений. Заинтересовали также нас технологии, которые позволяют более эффективно проводить подогрев или охлаждение воздуха в животноводческих помещениях, которые были представлены финскими и австрийскими коллегами", – добавила она.
В настоящее время, по ее словам, казахстанские институты, специализирующиеся на аграрной науке, занимаются "подробным изучением этих технологий и оценивают, как можно внедрить эти технологии с точки зрения их апробации на территории Казахстана". Помимо этого, казахстанские ученые пытаются сразу высчитать экономический эффект от возможного внедрения таких технологий – все это вкупе даст возможность МСХ решить, стоит ли внедрять эти технологии на казахстанской почве.
Игорь Воротной