По данным Департамента экологии Костанайской области, ежегодно в регионе образовывается около 300 тысяч тонн отходов. С 1 января 2019 года на полигонах ТБО (твердые бытовые отходы) нельзя размещать отходы пластмассы, пластика, полиэтилена, макулатуры, картона и бумаги, а также стеклобоя. Это около половины всех отходов, или около 150 тысяч тонн в год.
"Запрет на прием и захоронение на полигонах ТБО до 31 декабря 2018 года являлся отлагательной нормой еще с 2015 года. Несмотря на это, акиматами районов и городов по истечении трех лет никаких работ по организации системы, позволяющей не допустить попадания вышеуказанных отходов на полигоны ТБО, не проведено. Это говорит о ненадлежащем исполнении своих обязанностей, являющихся их прямой компетенцией", – подчеркнул глава ведомства Виктор Мухамеджанов.
В Джангельдинском районе, по данным экологов, на всех 14 полигонах ТБО отходы принимают несанкционированно, без наличия обязательного разрешения на эмиссии в окружающую среду и предварительной сортировки. Это, по мнению специалистов, противоречит всем требованиям экологического законодательства, является недопустимым и преследуется административными санкциями. Есть примеры и в других районах. Сортировку проводят в некоторых городах да паре районов.
При этом в ведомстве признают, что движение пошло с ростом числа отходоперерабатывающих предприятий. Сегодня сортируется и перерабатывается около 9% отходов. Своя доля в этом объеме есть и у новой линии мусоросортировки, которую запустили в Костанайском районе в декабре 2018 года.
В районных акиматах с такой постановкой вопроса не согласны. Здесь считают, что в сельской местности совершенно иной морфологический состав отходов. В ТОО "Жарколь" Федоровского района подтверждают, что в мусоре, который поступает на полигон, больше всего навоза со шлаком, стройматериалами и стеклобоем. А значит, и доля отходов, допустимых к захоронению на полигонах, значительно выше, чем в городах.
Никому не нужный
В Костанайской области, по данным Управления природных ресурсов и регулирования природопользования, расположено 306 полигонов ТБО. Однако 67 из них, или 22%, по факту бесхозяйные.
"В ряде регионов области часть сельских свалок, ранее находившихся в ведении государственных предприятий и акиматов сельских округов, в процессе передачи сферы обращения с отходами в конкурентную среду остались бесхозяйными и непривлекательными для бизнеса. Причиной стали незначительные объемы, а также значительная доля в морфологии отходов животноводства", – отметил заместитель руководителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Самат Калиев.
В результате сегодня в Тарановском районе бесхозяйными числятся 20 полигонов, в Узункольском – 18, в Аулиекольском и Камыстинском районах – по 12, а в Житикаринском районе – пять полигонов ТБО. Предпринимателям просто невыгодно их обслуживать.
Здесь возникает вопрос консервации полигонов. По словам главного эколога Костанайской области Виктора Мухамеджанова, каждый полигон должен иметь свой ликвидационный фонд. Это требоание прописано в постановлении правительства РК. По данным Департамента экологии, без выполнения этого требования запрещается какая-либо деятельность. Владелец открывает в БВУ (банк второго уровня) счет и ежемесячно перечисляет на него определенную сумму, из которой формируется фонд для последующей ликвидации. При этом сами владельцы полигонов отмечают, что счета эти вести невыгодно. Сумма вознаграждения – всего 2% годовых, которые даже не покрывают инфляцию. По сути, деньги лежат без дела. Для предпринимателей такой подход к использованию финансов экономически невыгоден.
Экологи волнуются, что вокруг брошенных полигонов растет число несанкционированных свалок. Только во втором полугодии в рамках рейдов на территории Костанайского, Федоровского, Алтынсаринского, Тарановского районов и города Рудный выявили 350 стихийных свалок. В селах это часто бывшие полигоны или просто чисто поле. В городах пустыри, а также производственные площадки предприятий. Ликвидировали 151 свалку – меньше половины. Нарушителям грозит штраф в размере 20 МРП (50,5 тысячи тенге), однако поймать за руку людей практически невозможно.
Владельцев же полигонов обвиняют в том, что они не стараются удержать полигоны на плаву. В качестве примера приводят село Октябрьское Костанайского района, где проживает около двух тысяч человек. Закрывает местный полигон ТОО "Горизонт". И это притом, что компания стала одним из участников консорциума, запустившего мусоросортировочную линию в конце прошлого года.
"Там (п. Октябрьский. – Прим. авт.) не было сбора мусора. Мы держали там охрану, но люди сами вывозили мусор. Это экономически не выгодно. Приведем еще один пример – с поселком Садовый, где живет около 900 человек. При содействии акимата на протяжении двух месяцев вели работу по заключению договоров. В итоге на руках лишь около 300 договоров. Из них еще 20% не оплачивают наши услуги", – рассказали в ТОО "Горизонт".
Владельцы полигонов уверяют, что готовы работать, но нужны объемы. Владельцы полигонов из разных районов отмечают, что не могут, как частники, заставлять людей заключать договоры. Проблемы возникают не только с населением, но и юрлицами.
Затруднения вызывают и сами процедуры по оформлению земельных участков под установку контейнеров для сбора мусора.
"Нам нужно около 100 площадок на всю Федоровку. Окупаемость этих площадок мы не знаем, как брать. Нужно под каждый контейнер оформить земельный участок. Разговаривал вчера с представителем земельного кадастра, спрашивал, можно ли одним актом все оформить и заплатить одной суммой. Нам отказали. То есть на каждый участок отдельный земельный проект нужен. Это все затратно. В городе жильцов много, и окупаемость есть. А у нас на одну площадку 30 домов. Это другой тариф. Цена другая", – рассказал о проблеме директор ТОО "Жарколь" Ринат Алтынбеков.
Тарифный вопрос
В любом случае, по мнению самих владельцев полигонов, вопросы обустройства контейнерных площадок, закупа сортировочных линий невозможны без изменения тарифов. Но в Костанайской области они не утверждены, и изменять ныне действующие сборщики отходов не могут. В Управление природных ресурсов и регулирования природопользования неоднократно поступали жалобы от предпринимателей. По словам Самата Калиева, это приводит к нерентабельности работы предприятий по сбору, вывозу, переработке и захоронению ТБО.
"В настоящее время ни в одном из регионов области данные тарифы не утверждены, а работа по их разработке ведется очень слабо", – резюмировал Самат Калиев.
В акиматах районов предлагают ввести единый усредненный тариф на всю область, от которого уже будут отталкиваться районы и города в зависимости от текущей ситуации и затрат на сбор, сортировку и утилизацию ТБО.
Ведь в городах вопрос сортировки отходов сдвинулся в мертвой точки. По данным, озвученным представителем ТОО "Тазалык 2012" Сергеем Брызгаловым, за последние годы объемы сбора мусора сократились с 1000 до 600-650 кубов в сутки. Эта компания – основной сборщик мусора от населения Костаная. Здесь подчеркивают, что ситуация начала меняться с появлением сеток и контейнеров для пластика и других отходов.
В то же время Сергей Брызгалов поднимает вопрос по установке мусоросортировочной линии. Оборудование должны были установить еще в 2018 году, однако банки не дают займы. Отказ предприятие получило уже в трех БВУ. А линия с вступлением в силу поправок в Экологический кодекс предприятию просто жизненно необходима.
В итоге каждая из сторон тянет одеяло на себя. Контакт между сторонами – участниками процесса по сбору и переработке отходов слабый. Экологи требуют соблюдения кодекса от акиматов и владельцев полигонов, но призывают не штрафовать население, а "разговаривать по-хорошему". Эффект от таких бесед незначительный. Акиматы уже не первый год не могут решить вопрос с тарифами на сбор, вывоз и захоронение отходов. Сами предприниматели стараются по максимуму снизить зону ответственности, едва дело касается рентабельности деятельности.
Сложившаяся ситуация показывает, что раздельный сбор и сортировка мусора будет развиваться в городских районах многоэтажной застройки, а вот в сельской местности проблема за последние годы практически не изменилась. Редкие исключения – райцентры с центральным водо-, газоснабжением и канализацией.
Татьяна Шестакова