Как рассказала руководитель труппы народная артистка России Алтынай Асылмуратова, в этот раз программа не повторяется.
"Постарались не повторить ни одного па-де-де. Привезли новые номера, которые не показывали в Алматы – из балетов "Талисман", "Лебединое озеро", трио из "Феи кукол", гран-па из Раймонды, дуэты из "Зова степи" и "Призрачного бала" и другие. Во втором отделении представим балет "Шахерезада" – реконструкцию постановки Михаила Фокина, в очень красивом оформлении с восстановленными декорациями Льва Бакста. Его на астанинской сцене ставил сам Андрис Лиепа. Второй раз приезд получился спонтанным. Очень любим приезжать в Алматы" – подчеркнула она.
На вопросы портала ответила и Гаухар Усина, заслуженный деятель Казахстана, ведущая солистка театра "Астана Опера".
– Гуахар, расскажите, в чем заключается сложность партии Зобеиды и каков опыт ее исполнения? Чем значима для Вас эта роль?
– Партия сложная в плане технического исполнения, в ней много пластики восточного танца. Нужно уметь передавать эмоции во время длинного адажио, требуется сила дыхания. Над этим мы и работаем. Надеюсь, что сложности не будут видны из зала и публика будет любоваться красотой танца и грацией исполнения.
Роль Зобеиды – одна из любимых, поэтому ее исполнять очень приятно. Я называю ее нашей потому, что я начинала здесь, на алматинской сцене. Чем чаще выходишь на сцену, тем больше эта роль становится близка. Шикарная музыка помогает и поддерживает.
Андрис Лиепа ставил "Шахерезаду" в "Астана-Опера". Много показывал сам. Мы перенимали и передавали. Но хотели добавить и свое, а не просто скопировать. Это была хорошая работа с Андрисом. Все его очень любят и всегда ждут с нетерпением.
"То, что мы видим на астанинской сцене и теперь увидим на алматинский, Лиепа или Фокин?" – с этим вопросом мы обратились к Алтынай Асылмуратовой.
– Это чистейший Фокин. Балеты "Жар-птица" и "Шахерезада" долго лежали на полке. В прошлом веке, тогда еще молодой Андрис Лиепа взялся за этот материл и собрал его по крупицам. Главной его идеей было восстановить оригинальные версии, вернуться к истокам. Не себя показать, а сохранить стиль гениального Фокина. Наследие прошлого увеличилось, помимо "Шопенианы" и "Видения розы", добавились "Жар-птица" и "Шахерезада".
– Удалось вернуться к истокам или все-таки это больше этический идеал?
– У меня нет противоречий. Изучая творчество Фокина видишь, что так оно и было. В то время не было видео, чтобы заснять. Но были записи и воспоминания. Андрис пересмотрел много фото и материалов, перечитал много литературы. Все не просто так. Эта постановка сделана с большим уважением и пиететом к Фокину.
– Какое значение имеют для артистов "Астана Опера" выступления перед алматинской публикой?
– Все артисты относятся ревностно к тому, что едут в Алматы. Поэтому мы пригласили всех имеющихся в наличии ведущих артистов, солистов балета, а также подающую надежду молодежь. Сегодня и завтра будут разные исполнители. Так, чтобы все были заняты и имели возможность показать свой уровень алматинской публике. Очень хочется привезти полноценный балетный спектакль в Алматы. Но из-за того, что время ограничено и материально дорого перевозить декорации, мы привезли то, что было по силам.
Ольга Власенко