RU KZ
«Нацбанк должен стать помощником правительства по обеспечению экономического роста»

«Нацбанк должен стать помощником правительства по обеспечению экономического роста»

22:14 14 Июнь 2017 11706

«Нацбанк должен стать помощником правительства по обеспечению экономического роста»

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: Мария Матвиенко

Аблай Мырзахметов представил направления работы по улучшению состояния экономики РК.

Председатель правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев согласны в том, что Национальный банк Казахстана должен занять более активную позицию в стимулировании экономического роста в стране. Своими мыслями Аблай Мырзахметов поделился на IV съезде НПП в среду, 14 июня.

«Глава государства поставил задачи по третьей модернизации. По опросу предпринимателей во время наших поездок мы собрали мнения отраслевых предпринимателей и определили пять направлений, которые считаем важными для достижения этой цели и улучшения бизнес-среды», - сказал он.

Первое направление - это макроэкономичекая стабильность. Второе - это снижение доли государства в экономике. Третьим направлением выступает поэтапный переход к горизонтальным мерам господдержки, четвертым - бизнес-ориентированное регулирование и пятым – повышение конкурентоспособности предприятия. 

«Более половины опрошенных в регионах отмечают доступ к длинным дешевым деньгам, к кредитованию. Здесь хотели бы отметить то, что Нацбанку нужно менять свою роль в экономике и стать помощником правительства по обеспечению экономического роста, потому что доступность к кредитам – это полностью денежно-кредитная политика Национального банка, - сказал Аблай Мырзахметов. - Несмотря на то, что за последний год снижена базовая ставка до 10,5%, кредиты в целом остаются дорогими. С начала года Нацбанк примерно три трлн тенге связывает ликвидности своими нотами. По экспертным оценкам эта сумма может быть чуть выше, но при этом ссылается на то, что осуществляет политику инфляционного таргетирования. Хотя в послании глава государства четко поставил Нацбанку не только контролировать инфляцию, а перейти к политике экономического роста».

Средневзвешенная ставка по кредитам для юридических лиц в апреле 2017 года составила 13,9%. При этом, если сравнивать май 2017 к маю 2016, то инфляция составила 7,5%.

«Но опросы показывают, что реальная ставка, которая есть в коммерческих банках, 16-19%, но и эти деньги достаточно короткие», - сказал г-н Мырзахметов.

Он отметил, что в России сейчас также активно идет дискуссия вокруг политики инфляционного таргетирования.

«Считаем в целом, что в инфляции большую роль играют немонетарные факторы, то есть вопросы тарифов, импортозависимой экономики, связанной с обменным курсом. И здесь правительство имеет четкий план и старается держать тарифы в коридорах инфляции. Поэтому считаем, что Нацбанку нужно все-таки активно включиться, и активно снижать базовую ставку, и обеспечить экономику длинными дешевыми деньгами, и реально на деле перейти к политике, которая поставлена главой государства», - сказал председатель правления НПП.

Нагрузка на фонд оплаты труда составит 40%
Другим вопросом является налоговая реформа. Проводимая налоговая реформа должна исходить из условия недопущения роста налоговой нагрузки, как это было поручено главой государства.

Аблай Мырзахметов напомнил, что базово налоги выполняют три основные функции: фискальную, стимулирующую и перераспределительную.

«На наш взгляд налоговая политика сейчас больше выполняет фискальную функцию. Мы понимаем, что государство должно выполнять свои социальные обязательства и для этого необходимы устойчивые доходы бюджета. Вместе с тем, считаем, что надо начать дискуссию о смещении акцентов налоговой политики именно на стимулирование деловой активности», - сказал он.

В части перераспределительной функции важным, по его мнению, является передача отдельных налогов на местный уровень, в частности от МСБ, чтобы тем самым повысить заинтересованность акиматов в развитии бизнеса в регионе.

«Но это все требует серьезных расчетов и обсуждений», - сказал Аблай Мырзахметов.

«Все что касается самой налоговой системы, ревизии неэффективных преференций налоговых и так далее, вопросов совершенствования НДС, вопросов снижения нагрузки на фонд оплаты труда, мы считаем, что еще можно было бы год поработать и сделать серьезные расчеты. С 1 июля вступают дополнительные, фактически это можно называть дополнительной нагрузкой на ФОТ, отчисления на социальное медицинское страхование. В целом, если взять ближайшие пять лет, более 40% будет нагрузка на ФОТ и глава государства тоже дал поручение посмотреть», - сказал г-н Мырзахметов.

Председатель правления НПП отметил, что в настоящее время число оснований для налоговых проверок сокращается с 32 до 14.

«Это достаточно серьезно. Открываются СУРы – это управление рисками. Разрешается проведение альтернативного аудита – проверки аудиторскими организациями», - сказал он.

Речь также шла и о плане приватизации. Пока из 878 объектов приватизации не выставленными на торги остаются порядка 400 объектов, или 45%.

Аблай Мырзахметов отметил, что реализация объектов, которые выставляются на продажу вне программы IPO, под видом предпродажной подготовки может затягиваться.

Существенно ограничить участие государства в экономике позволит исчерпывающей перечень организаций с госучастием.

Что касается поэтапного перехода к «горизонтальным» мерам господдержки, Аблай Мырзахметов поделился ощущением, что «бизнес как на иглу подсел на эти субсидии и всякие преференции».

«Поэтому считаем, что можно было бы начать поэтапное обсуждение по переходу к горизонтальным мерам господдержки», - сказал он.

В рамках реформы контрольно-надзорных функций НПП предлагает сосредоточиться на сокращении контрольно-надзорных функций на 30%, сокращении количества требований на 50%, сокращении количества проверок на 30%, сокращении штатной численности госорганов до 30%.

Для поддержки казахстанской промышленности НПП предлагает принять отраслевые дорожные карты повышения конкурентоспособности. Основным инструментом таких дорожных карт должна стать поддержка предприятий, которые имеют четкие планы для повышения конкурентоспособности и выходу на экспорт. Такие предприятия в обмен на господдержку должны повышать локализацию, объемы производства и привлекать новые технологий.

На первом этапе основным инструментом поддержки предприятий будут долгосрочные контракты (offtake contract) в рамках закупок квазигоссектора и недпропользователей. Отбор участников для новой программы будет осуществляться на основе четких и простых принципов: наличие индустриального сертификата; прохождение предквалификационного отбора; получение государственной поддержки через единый центр («одно окно») в том числе финансовая поддержка, НИОКР, обучение, трансферт технологий, продвижение экспорта и т.д.; выполнение обязательств по локализации, модернизации производства, повышению качества продукции (как минимум до уровня импортных аналогов), диверсификации сбыта, выход на экспорт.

Люди там должны работать такого же качества
В свою очередь премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев отметил, что Нацбанк действительно должен занять более активную позицию в вопросах стимулирования экономического роста. При этом он напомнил, что европейский Центральный банк отвечает не только за рост ВВП и инфляцию, но и за уровень безработицы, в то время как в Казахстане продолжают спрашивать за последнее с акимов регионов.

Г-н Сагинтаев отметил также, что бизнесу необходимо больше ориентироваться на открытый рынок, а не на закупки государства и нацкомпаний.

«Если мы будем все время находиться – как бы попасть в эти закупки, то у нас другого бизнеса просто не будет. Абсолютно не будет. Сейчас может быть поддержать, но в дальнейшем мы должны создавать новые условия для того, чтобы мы зарабатывали на другом», - сказал он.

Глава правительства напомнил, что приватизированные в конце прошлого тысячелетия предприятия хорошо работают сейчас.

«Но за это время опять накопилась масса предприятий, от которых надо сегодня просто избавляться. Получается ли сегодня это у нас? Это болезненный процесс. В рамках модернизации экономики у нас должно быть четкое понимание: если у этого предприятия нет будущего, надо его просто закрывать, не смотреть на то, что люди работают там. Людей надо пристроить. В первую очередь надо базу подготовить, что эти люди пойдут в другое место, где не будет задержек по заработной плате, не будет низкой заработной платы и еще каких-то трудовых конфликтов. Они будут спокойно работать и кормить свою семью. Зачем нам держать какие-то непонятные предприятия, которые надо все время субсидировать, и продукция их никому не нужна?», - сказал г-н Сагинтаев.

Премьер предложил также подумать нужна ли Казахстану такая форма бизнеса как ИП (индивидуальный предприниматель).

«Здесь нам вместе с вами нужно поработать, чтобы нам иметь более качественные предприятия, более качественную продукцию. Отсюда и улучшение качества человеческого капитала. Естественно, модернизация экономики и модернизация общественного сознания перекликаются, потому по модернизации общественного сознания поставлена задача также об улучшении образовательного сектора. Люди должны быть грамотными, люди должны быть здоровыми. Если наши люди не будут конкурентоспособными, то естественно, когда придет новая технология, мы ничего не сможем сделать. Тогда придут другие люди, чтобы работать на этих предприятиях», - сказал он.

В качестве примера он привел Актюбинский рельсобалочный завод, где премьер поговорил с работником, который полгода обучался в Испании, чтобы встать у станка.

«Это уже после лицея, колледжа туда уже не попадет. Если мы хотим наши рельсы продавать туда дальше, чтобы они были конкурентоспособными со своими западными аналогами, то и люди там должны быть работать того же качества. Поэтому здесь очень большой вызов перед правительством для того, чтобы мы начали свою работу», - сказал Бакытжан Сагинтаев.

Жанболат Мамышев