RU KZ
Нацкомпании будут закупаться по-новому

Нацкомпании будут закупаться по-новому

09:08 19 Февраль 2020 5210

Нацкомпании будут закупаться по-новому

Автор:

Майра Медеубаева

Готовятся изменения в правила закупок квазисектора.

Правила осуществления закупок квазисектора будут вестись по-новому. На egov.kz размещены планируемые изменения в приказ минфина касательно приобретения товаров и услуг нацхолдингов. Обсуждение нормативно-правового акта продлится до 28 февраля.

Поправки касаются широкого спектра вопросов – от исключения некоторых позиций из плана закупок до признания демпинга и правил проведения закупок методом аукциона. Остановимся подробнее на некоторых моментах. Так, в частности законопроектом предусмотрено исключить из закупок представительские расходы, командировочные расходы и приобретение услуг, связанных с командировочными расходами (авиа-, железнодорожные билеты). Обоснованием является тот факт, что представительские расходы планируются одной суммой без разбивки на примерные суммы и период их использования. Правила закупок предполагают приобретение закупок способом из одного источника, то есть без ограничения суммы. Зачастую визит как иностранных, так и не иностранных делегаций невозможно предусмотреть заранее. Так, устное поручение о проведении представительских мероприятий и примерная смета на их расходы поступают за несколько часов до самого мероприятия.

В этой связи разработчик предлагает осуществлять расходы путем оформления приказа руководителя, составления сметы и перечисления денежных средств материально ответственному лицу либо другому лицу, ответственному за проведение мероприятия, с предоставлением после проведения мероприятия в бухгалтерию документов, подтверждающих оплату и оказание услуг, в соответствии с лимитами отдельных видов адмрасходов нацхолдингов (за исключением Фонда национального благосостояния).

Также рассматривается вопрос исключения из закупок выплат вознаграждений членам органа управления и наблюдательного совета, а также приобретения товаров, услуг, необходимых для обеспечения органа управления и (или) наблюдательного совета. В обосновании говорится, что, учитывая статус членов совета директоров/наблюдательного совета (зачастую нерезиденты), возникает необходимость заключения договоров с определенными потенциальными поставщиками, стоимость услуг которых может значительно превысить стоимость услуг других потенциальных поставщиков. Например, расходы на аренду автомобилей представительского класса с литерными знаками в госномере, позволяющими обеспечение беспрепятственного проезда автотранспорта на территорию и к центральным входам зданий АП РК, правительства, парламента, Дома министерств и других госучреждений, к первой линии пассажирского терминала аэропорта города Нур-Султана и т. д. Такие услуги предоставляет лишь одна организация в Казахстане – РГП «Автохозяйство УДП РК», стоимость которых рассчитывается по утвержденному тарифу почасово и значительно превышает стоимость транспортных услуг других потенциальных поставщиков – частных организаций.

Услуги проживания членов СД/НС в городе проведения заседания в отелях определенного уровня. Независимые директора являются и членами нескольких комитетов (по аудиту, по стратегиям, по назначениям), проводимых перед заседаниями СД/НС в разное время, которые по независящим причинам могут быть перенесены в день планируемого проведения заседания. Т. е., поскольку такие отели работают только по 100%-ной предоплате, при переносах заседаний СД, НС возникает риск расходов при непроведенных заседаниях. По этим причинам механизм оплаты услуг здесь предлагают такой же, как и при представительских расходах.

Локализацию и (или) ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, аварий на электроэнергетических объектах, коммуникационных системах жизнеобеспечения; объектах железнодорожного, воздушного, автомобильного, морского транспорта, связи; очистных сооружениях; нефтетрубопроводах; газопроводах и иных опасных производственных объектах; а также при возникновении поломок; выходе из строя коммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов в пути следования, требующих незамедлительного восстановления, а также товаров, работ и услуг при возникновении поломок; выходе из строя оборудования, механизмов, задействованных в технологическом процессе, требующих восстановления, также предлагают осуществлять способом из одного источника.

В обосновании указывается, что, поскольку опасные природные явления, катастрофы, стихийные и иные природные бедствия, технологические и техногенные явления/ситуации, а также аварии на электроэнергетических объектах (пример: крупная авария на подстанции «Левобережная», г. Нур-Султан, в ночь с 9 на 10 ноября 2019 года, в результате чего была обесточена большая часть левобережья г. Нур-Султана), предусмотренные подпунктом, являются непредсказуемым явлением, во избежание рисков срыва гособоронзаказа, остановки производственного процесса ввиду длительного согласования корректировки бюджета, плана закупок необходимо предусмотреть для заказчиков такое право – осуществлять закупки товаров, работ и услуг для ликвидации последствий вышеуказанных явлений, не включая их в план закупок.

Когда цена признается демпинговой

В законопроекте расписаны случаи, когда цена признается демпинговой. Так, ценовое предложение на оказание инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (технический и авторский надзоры, управление проектом) признается демпинговым, если оно ниже цены, рассчитанной в соответствии с утвержденными госнормативами, более чем на 15%.

Также ценовое предложение (аккредитованной экспертной организации) на работы по комплексной вневедомственной экспертизе проектов строительства объектов признается демпинговым, если оно ниже стоимости, устанавливаемой в соответствии с правилами определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, а также комплексной градостроительной экспертизы проектов градостроительного планирования территорий различного уровня.

В еще одном случае предложение на консультационные (консалтинговые) услуги признается демпинговым, если оно более чем на 70% ниже среднеарифметической цены всех представленных ценовых предложений, не превышающих сумму, предусмотренную для закупки, и (или) ниже выделенной суммы более чем на 50%.

Напомним, с начала этого года план закупок квазисектора согласуется с министерством финансов.

Майра Медеубаев